Факультет истории, социологии и международных отношений (ФИСМО)

Кубанского Государственного университета

Логин:

Пароль:

| Лента публикаций

Аль-Саади Х. ПОЛИТИКА СССР И США В ОТНОШЕНИИ ИРАКО - ИРАНСКОЙ ВОЙНЫ

Публикации

Х. Аль-Саади

Научный руководитель
д-р ист. наук, проф. А.Г. Иванов



ПОЛИТИКА СССР И США В ОТНОШЕНИИ ИРАКО-ИРАНСКОЙ ВОЙНЫ


Статья посвящена анализу политики СССР и США в ирано-иракских военных действиях. Рассматриваются исторические предпосылки ирано-иракских противоречий, прежде всего территориальные конфликты, а также основные аспекты вмешательства СССР и США в ирано-иракскую войну (1980–1988 гг.). Поводом войны стал пограничный спор между двумя соседними странами. Причины этой кровавой войны лежат гораздо глубже. По большому счёту это была война за большую нефть. Отношения США и СССР с воюющими сторонами имели комплексный характер. Передав Ираку и Ирану вооружение, СССР утратил основания считаться нейтральным в конкретной войне государством. Между тем гораздо более серьёзное нарушение международного права (угроза применения силы) было допущено США после вооружённой конфронтации с Ираном.

Ключевые слова: Иран, Ирак, ирано-иракская война, СССР, США, Персидский залив.

Ирано-иракская война, началась в 1980 и закончилась в 1988 году. Военные действия проводились между Исламской Республикой Иран и Республикой Ирак, но также имели большое значение в вооруженном конфликте СССР и США.

Данную войну спровоцировал пограничный спор между двумя соседними странами. Причины этой кровавой войны лежат гораздо глубже. По мнению многих ученых это была война за большую нефть. В результате Исламской революции в Иране в 1979 г. к власти пришёл аятолла Хомейни, который торжественно вернулся из эмиграции в Париже. Ирак и Иран устраивали друг против друга провокации с боевиками и подпольщиками.

Ирано-иракская война началась 22 сентября 1980 г., когда иракские солдаты перешли через спорную реку Шатт-эль-Араб и вторглись в Иран.

На протяжении 1980-х гг. происходит формирование и развитие взаимоотношений между США и Ираком. Изначально причиной выстраивания американо-иракского партнерства в это время были военные действия между Ираном и Ираком 1980–1988 гг., которую США рассматривали в качестве одного из потенциальных направлений по снижению влияния Ирана в регионе.
Несмотря на внешнее осуждение войны, основным подстрекателем, тайно настраивавшим Ирак на развязывание вооруженного конфликта против суверенного Кувейта, можно считать США. В США преследовали цель возвращения своих утраченные позиции в арабском мире и в зоне Персидского залива.

В течение 1980-х гг. Вашингтон из соображений политической и экономической «целесообразности» закрывал глаза на использование С. Хусейном химического оружия против иранских войск и собственного народа, помогал укреплять военный потенциал Ирака, оказывал дипломатическую поддержку, предоставлял существенные денежные займы.

США всеми силами стремились к сотрудничеству с Ираком, которое осложнялось отсутствием дипломатических контактов. Режим С. Хусейна в тот период рассматривался полезным оплотом политической стабильности, обладающим существенными возможностями, чтобы сыграть важную роль в стратегических расчетах США – выстоять против «нового» Ирана. Антиизраильская позиция Ирака и его связи с международным терроризмом Вашингтон воспринимал как небольшую опасность по сравнению с угрозой «экспансии» СССР и радикального исламского фундаментализма в зоне Персидского залива. Накаленные в это время ирано-иракские разногласия были восприняты в США как «счастливый билет» для уничтожения иранской угрозы американским интересам «руками» Ирака.

США использовали политику «благоприятствования» Багдаду, они выражали поддержку по разным направлениям: сотрудничество в военной сфере (снятие большинства ограничений на поставки товаров «двойного назначения», передача разведданных о передвижении иранских войск, поощрение третьих стран на продажу военных материалов и технологий, в том числе американских, в Ирак); выступали спонсорами и развивали торговое сотрудничество (предоставление кредитов, общая сумма которых в 1986 г. достигла 3 млрд. долл., содействие работе «Американо-иракского бизнес-форума» по развитию двусторонней торговли).

Следует отметить, что несравнимо более глобальными, чем американские, выступали именно советские военные, экономические и дипломатические связи со сторонами конфликта.

Для вступления в военные действия у СССР были следующие причины: проведение политики нейтралитета, стремление расширить экономическое и военное сотрудничество с Тегераном (1980–1982); открытая поддержка Ирака (1982–1987); поддержка мирных инициатив Ирана и расширение экономического сотрудничества с ним, охлаждение отношений с Ираком (1987–1988). В то время как США преследовал следующие цели: сдерживание Ирана и Ирака (1980–1982); сближение с Ираком, попытки сотрудничества с Ираном (1982–1987); прямая военная конфронтация с Ираном, налаживание отношений с Ираком (1987–1988). В этот же период времени США в заключительном этапе конфликта резко усилили давление на Иран и под угрозой применения силы, нарушающей устав ООН, можно сказать, что вынудили Иран отказаться от присутствия в водах Персидского залива.

Ирак выступал в качестве союзника Советского Союза. На момент начала боевых действий (22 сентября 1980 года) действовал Договор о дружбе и сотрудничестве между Союзом Советских Социалистических Республик и Иракской Республикой, подписанный 9 апреля 1972 года и ратифицированный Президиумом Верховного Совета СССР 13 июня 1972 года.

Советский Союз предоставлял Ираку настоящую военную помощь, прежде всего поставками вооружений (только в 1982–1989 годах из СССР в Ирак по контрактам было поставлено оружия на сумму 24,7 млрд долларов) и предоставлением разведывательных данных, в том числе данных спутниковой разведки. К 1980 году Ирак являлся первым экспортным рынком для советского оружия: примерно 65 % валютной выручки от продажи оружия СССР приходилось на торговлю именно с Ираком. СССР также подготавливал офицеров вооружённых сил Республики Ирак в советских военных вузах и направил в Ирак большое число военных советников, обучавших иракских военнослужащих.

Говоря об отношениях СССР и США в данной войне, следует отметить их комплексный характер. Политика США не только противоречила принципу мирного разрешения конфликтов в международном праве, так как фактически затягивала войну, но и не достигла значимых успехов. Также неправильным было и применение США силы против Ирана, так как опыт последующих отношений показал, что более значимый характер имеет экономическое давление, что подтвердилось успехом переговоров по иранской ядерной программе.

В то же время предпринятая США и СССР политика сотрудничества, как с Ираном, так и с Ираком выступает разумной в той степени, в которой она ослабляла два государства и увеличивала их зависимость от помощи двух этих государств, что позволяло продвигать в них личные интересы.

Проанализировав действовавшие между Ираном, Ираком и СССР договоры, следует сказать о нарушении СССР норм международного права. Передав Ираку и Ирану вооружение, СССР перестал быть нейтральным в данной войне государством. Помимо этого гораздо более серьёзное нарушение международного права (угроза применения силы) было допущено США после вооружённой конфронтации с Ираном.


Библиографические ссылки

1. Абалян А. И. Причины и предпосылки ирано-иракского вооруженного конфликта // Вестник Санкт-Петербургского университета. №6. 2014. С. 94.
2. Мирный Д. С. Вмешательство СССР и США в Ирано-иракскую войну 1980-1988 гг // Евразийская адвокатура. 2018. №6 (37). С. 32.
3. Фархутдинов И.З. Американская доктрина о превентивном ударе от Монро до Трампа: международно-правовые аспекты. М.: Инфра-М, 2018.

Оцените публикацию:
 (голосов: 0)
| Раздел Публикации | написал watch_out | просмотров: 101 |