Факультет истории, социологии и международных отношений (ФИСМО)

Кубанского Государственного университета

Логин:

Пароль:

| Лента публикаций

Власова В.С. Инновационные практики в пространстве современного музея: на примере Эрмитажа и Лувра

Публикации

Власова В.С.,
магистрант ФИСМО, КубГУ


Инновационные практики в пространстве современного музея: на примере Эрмитажа и Лувра


Современное развитие музеев все труднее представить без инновационного, технического и организационного развития, именно поэтому инновационных подход к пониманию роли музеев важен, а рассмотрение развития инновационных практик необходимо для полного понимания специфики функционирования музея. Особенно эта тема актуальна в российских реалиях, т.к. долгое время деятельность музеев в России рассматривалась с традиционной точки зрения, и относилась к музеям лишь как к учреждениям, целью которых являются накопление, сохранение и изучение культурного наследия, а работе с аудиторией не уделяли должного внимания. Тогда как современные зарубежные музеи, напротив, с пиететом относятся ко всем вопросам, связанным работой с аудиторией: изучение аудитории, разработка маркетинговых решений, популяризация деятельности музея и реализуемых инициатив.

Сегодня российские музеи находятся в стадии динамического развития не только на основе мирового опыта, но и в рамках собственных исследований. Но ещё совсем недавно слабо развитые взаимосвязи с европейскими странами не давали возможности развивать музейное искусство на основе западноевропейской практики.

Для зарубежных музеев характерен капиталистический уклад существования, в котором администрация нацелена не только на оказание
духовной и просветительской выгоды для посетителей, но и возможностью получить от этого взаимодействия финансовые средства для дальнейшего развития. Подтверждением тому является и терминология, используемая в таких институтах – клиент, услуга и т.п.

В российской музейной практике ещё недавно активно использовался термин «посетитель», но уже сегодня все чаще можно услышать «клиент» музея и «услуга» музея. Формулировка «услуга» складывается под воздействием терминологии, используемой на федеральном уровне в нормативно правовых актах, регулирующих финансирования бюджетных учреждений. В целом это подтверждает факт использования опыта европейских государств в деле организации работы музеев. Музей приобретает функции коммуникационного центра за счёт стратегического планирования, международного сотрудничества и трансформации форм взаимодействия [1].

В своих новых мероприятиях музей стремится сделать процесс восприятия искусства трёхмерным, вовлечь зрителя в диалог, сделать посетителя не созерцателем, а участником происходящего. «Появляются абсолютно новые формы работы с посетителем, создаются интерактивные и виртуальные музеи. Они становятся комплексными учреждениями, пространством, в котором осуществляется информационный обмен с помощью новых технологий» [1].

На современном этапе развитие технологий в музеях играют важную роль не только потому, что для посетителей дают возможность увлекательно взаимодействовать с экспонатами, но и потому, что позволяют музеям представить свои коллекции максимально полно. Стоит отметить в этом есть и помощь социальных сетей, которые в свою очередь стали полноценным информационным каналом и неотъемлемой частью жизни активного населения. Музеи на своих сайтах имеют значки переходов на «Facebook», «ВКонтакте», «Instagram» и другие подобные ресурсы [2].

Музей имеющий успех в развитии, несомненно, должен следить за современными инновациями и тенденциями развития в глобальном мире. Наиболее значимые музеи мира Эрмитаж и Лувр активно развиваются в этом
направлении. Распространение инновационного подхода к пониманию роли музея и его деятельности началось за рубежом в 1990-х годах, примером может послужить Французский опыт, а именно опыт музея Лувр. Открытие сайта, который стал виртуальным дополнением выставочных залов и послужил существенному изменению управления музеем [3]. Сейчас на сайте музея можно увидеть мультимедийный каталог коллекций, с подробной информацией о каждом предмете искусства, а также посмотреть выдающиеся экспонаты в 3D изображении, это даёт возможность детального их изучения, ещё для полного анализа можно просмотреть интерактивный видеоролик и прослушать аудиофайлы о интересующем предмете искусства [4].

Государственный Эрмитаж также не отстаёт от этих тенденций: плодотворно используются различные цифровые технологии, к ним относятся: мультимедиа в залах музея, проекты виртуальной реальности, навигационные киоски, где можно набрать себе маршрут и по нему пройтись по карте, интерактивные карты, социальные сети, сайты, мобильные приложения как новый формат коммуникации с посетителями. Первое приложение «Музей Эрмитаж», рассчитанное скорее на тех, у кого нет возможности попасть в Эрмитаж или тех, кто решил основательно подойти к изучению коллекций, предлагает пользователям скачать подробные каталоги коллекций, виртуальные экскурсии. Благодаря этому приложению становятся доступными для знакомства те экспонаты музея, которые находятся в запасниках, а для жителей отдалённых мест, которые далеко не всегда имеют возможность непосредственно посетить Эрмитаж, совершить виртуальную экскурсию по музею. Второе приложение «Аудиогид по Эрмитажу» позволяет скачать на телефон или планшет обзорные и тематические голосовые экскурсии и проложить свой личный интерактивный маршрут по музею, стоит отметить, что мобильный аудиогид не только удобнее традиционного (не нужно стоять очередь в музее и можно корректировать маршрут), но и дешевле.

Также в приложениях предусмотрены онлайн-продажа билетов, навигатор, который может проложить маршрут до любого из филиалов музея, информация
об актуальных мероприятиях и выставках, подробный план этажей с указанием местонахождения экспонатов, и, что важно, можно узнать кратчайший путь до интересующего вас объекта. Технологии виртуальной реальности были использованы в проекте музея «Эрмитаж. Погружение в историю». Использовать виртуальной реальности (VR) для воссоздания музеев – не новая идея. Крупнейшие музеи мира предлагают VR-гиды, созданных из звуковой дорожки комментариев и фотографий высокого разрешения, один из них музей Лувр. Очки виртуальной реальности, позволяют зрителю, сидя на специальном стуле, двигаться на 360°.

Наряду с технологическими инновациями, Эрмитаж активно внедряет и организационные инновации. В миссии Эрмитажа говорится, что текущая задача – это создание глобального музея, который работает и присутствует во всем мире. Для реализации этой амбициозной задачи Эрмитаж предлагает инновационную схему «музеев-спутников» Эрмитажа. В отличие от филиалов, которые есть у многих музеев, в том числе и Лувра, «спутник» – это отдельное юридическое лицо. Эрмитаж представляет то, что сегодня называют контентом, содержанием: выставку, тексты каталогов, лекционные курсы, и все, что вокруг этого культурного продукта, а инфраструктура делается на месте (например, Эрмитаж-Лувр). Однако у «спутников» разное назначение: научные исследования и создания условий для научных исследований; выставки и все, что связано с выставочным процессом.

Помогают в реализации данных направлений ячейки Клуба Друзей Эрмитажа [5], которые существуют по всему миру, они помогают создавать и мобилизовать людей и бизнес в тех странах, чья культура представлена в Эрмитаже: французы помогали реставрировать французские залы, итальянцы –итальянские, а кроме того, целый ряд проектов. Также члены Клуба Друзей Эрмитажа помогали при создании «музеев-спутников» Эрмитажа, так что закономерно выглядит тенденция, что «спутники» появляются там, где есть ячейки Друзей Эрмитажа, которым это интересно. В Клуб Друзей Эрмитажа входят люди, которые платят ежегодный взнос, при возможности помогают
собирать средства на различные проекты и участвуют в различных мероприятиях, связанных с Эрмитажем, например, открытие выставки.

Отличительная особенность современных музеев от традиционных заключается, в том числе, в смене приоритетов: теперь ставка делается на развлекательный аспект и работу с массовым посетителем. Для этого наряду с традиционными дополнительными сервисами, такими как тематическое кафе, кинозал, детская комната, используются и инновационные сервисы: мобильные приложения, исторический аттракцион виртуальной реальности, интерактивные карты – все это и много другое позволяет музеям стать альтернативой иным местам проведения досуга. Однако для эффективного функционирования музеям необходимо следить и за организационными инновациями, в том числе и в вопросах финансирования различных проектов.


Библиографические ссылки

1. Гоняева Н.В., Старостова Л.Э. Музейная деятельность как социокультурный ресурс формирования имиджа города // Известия Уральского федерального университета. №4(144). 2015. С. 145-154.
2. Нагиева Н.З. Стратегия продвижения музея в социальных сетях // URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017035175 (дата обращения: 3.12.2018).
3. Сагинова О.В., Вейё Марин. Предпринимательство в музейном деле: отвечая на вызовы глобализации // URL: file:///C:/Users/%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/Downloads/predprinimatelstvo-v-muzeynom-dele-otvechaya-na-vyzovy-globalizatsii.pdf (дата обращения: 4.12.2018).
4. Майборода А.В. Музей в пространстве виртуальной реальности // URL: https://nauchforum.ru/studconf/gum/vi/1606 (дата обращения: 3.12.2018).
5. Официальный сайт Государственный Эрмитаж // URL: http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/?lng=ru (дата обращения 3.12.2018).
6. Официальный сайт Лувра // URL: https://www.louvre.fr/ (дата обращения 3.12.2018)
.

Оцените публикацию:
 (голосов: 0)
| Раздел Публикации | написал watch_out | просмотров: 86 |