Факультет истории, социологии и международных отношений (ФИСМО)

Кубанского Государственного университета

Логин:

Пароль:

| Лента публикаций

Калинина Е.В. ПРОБЛЕМА СААМСКОГО МЕНЬШИНСТВА В НОРВЕГИИ

Публикации

Калинина Е.В.,
магистрант ФИСМО, КубГУ


ПРОБЛЕМА СААМСКОГО МЕНЬШИНСТВА В НОРВЕГИИ


Саамы являются малочисленным коренным народом, проживающим в странах Северной Европы, таких как Норвегия, Финляндия, Швеция и Россия, и имеют в них особый правовой статус, закрепленный как во внутренних нормативных актах, так и в международных Конвенциях. Особый правовой статус саамское меньшинство в этих странах получило сравнительно недавно. Однако и сегодня этот статус и особенности государственной политики в отношении саамов в этих странах остается достаточно противоречивым.

Северные территории этих стран были заселены саамами, по крайней мере, в раннее Средневековье. И с момента возникновения государственных образований в этом регионе, таких как Норвегия, Швеция, Новгородская земля (VIII-IX вв.), начинается притеснение ими саамского населения, не имевшего своей государственности, выражавшееся в сборе дани на протяжении многих веков.

С все большим развитием Скандинавских стран и Российского государства менялась форма и методы зависимости саамов от государств, в которых они проживали. В Норвегии, в частности, эта этническая общность на протяжении долгого времени подвергалась ассимиляции в соответствии с государственной политикой. Наибольшие усилия по ассимиляции саамов Норвегия прилагала в период XVIII - первой половины XX вв. Она выражалась в ограничении использования саамского языка и в экономических притеснениях. В конце XIX века эта политика стала официальной. Главной задачей государства в этот период была норвегизация – давление на ненорвежское население в использовании норвежского языка и норвежской культуры [1].

В начале 1850-х годов норвежское правительство инициировало создание специального фонда – Finnefondet, ассигнования из которого были направлены на усиление политики норвегизации. Создавались обучающие классы для преподавателей, чтобы они обучали норвежскому языку в школах, в которые ходили саамские дети. Выделялись средства для поощрения учителей, которые достигали успехов в преподавании норвежского языка, составляли норвежско-саамские словари. Этот фонд оставался ключевым инструментом норвежской политики ассимиляции до 1921 года.

В конце XIX – начале XX вв. усиление политики норвегизации было связано с ростом норвежского национализма, который еще больше укрепился после расторжения Норвегией унии со Швецией и становлении Норвегии как самостоятельного национального государства. В 1889 году в Норвегии был принят «Закон о преподавании в саамских и квенских районах», который вводил обязательное обучение на норвежском языке во всех школах [1]. А в 1902 году усугублял положение саамов в сельском хозяйстве закон, ограничивающий право приобретения земли, ее мог приобретать только человек, умеющий читать и писать по-норвежски.

Изменения в политике Норвегии в отношении саамского меньшинства последовали после событий Второй мировой войны, результаты которой открыли миру глаза на острую проблему национализма. Поэтому политика в отношении саамов в послевоенный период характеризовалась более лояльным отношением к культуре меньшинства. В 1949 году комитет по образовательной политике направил во все школьные комитеты для обсуждения вопрос по поводу поддержания саамского языка и культуры через обучение. Однако это предложение поддержки в обществе не получило. Таким образом, стало понятно, что длительная политика норвегизации принесла свои плоды и выполнила свою главную задачу – дискредитировать саамскую культуру в глазах общества.

В 1959 году был создан Международный совет саами, объединяющий саамские организации в странах, в которых они проживали, Норвегии, Швеции, России и Финляндии. С этого периода правительство Норвегии постепенно меняет направление политики в отношении саамов, оно интегрирует меньшинство в экономическую и социальную сферы государства – предоставляет саамскому населению наравне с норвежским социальные гарантии. Таким образом, правительство пыталось уравнять саамское население в правах с норвежским, однако, каких-либо попыток сохранения саамского языка и культуры не предпринималось.

Окончательный переход от политики ассимиляции к культурному признанию произошел в 1980-х гг. правительство полностью пересмотрело свое отношение к саамам. Особенное внимание, в том числе и международное, к меньшинству привлекла ситуация, связанная со строительством гидроэлектростанции на реке Альта в конце 1970-х. За этими событиями последовало создание ряда различных комиссий и организаций по делам саамов. В 1980 году были созданы Комиссия по правам саамов и Культурный комитет саамов. В результате работы Культурного комитета саами был выработан и принят в 1987 году «Закон о саамах [2]», который обязывает государство создавать все условия для сохранения культуры и языка саамов, а также предписывал создание саамского парламента, который сейчас является важным органом, на который ориентируется норвежское правительство при принятии решений в отношении саамов.

Саамский парламент является консультативным органом, он не может сам принимать окончательных решений по саамскому вопросу. Однако норвежский парламент обязательно должен консультироваться с саамским при принятии важных решений.

Норвегия единственная страна с саамским населением, которая ратифицировала Конвенцию МОТ №169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни [3]» в 1989 году, что характеризовало поворот государства от политики ассимиляции и интеграции национального меньшинства к политике национального плюрализма и заявление об этой политике на международном уровне. В 1990 году был принят «Закон о языке саами», который уравнивает его в правах с норвежским и устанавливает официальный статус языка наряду с норвежским в шести муниципалитетах с компактным проживанием народа саами – Карасйок, Каутокейно, Нессебю, Порсангер, Тана и Кофьорд [4].

Современная государственная политика в отношении саамов характеризуется благоприятными условиями для развития саамского языка и культуры. В тех районах, где компактно проживают саамы, на их языке ведется обучение в школах, ведется теле и радиотрансляция передач, выпускаются газеты и журналы на саамском языке [5].

В целом, для сохранения и развития саамского этноса в Норвегии созданы благоприятные условия. Во-первых, норвежское законодательство регламентирует довольно широкие права саамского этноса в области сохранения и развития их собственной культуры, языка, традиционного образа хозяйствования.

Современный этап развития взаимоотношений норвежского государства с саамским меньшинством можно охарактеризовать, в целом, как положительный и выявляющий определенные результаты той политики, которая стала проводиться в Норвегии со второй половины ХХ века. За последние полвека был проделан путь от ассимиляции саамского населения до его признания норвежским правительством на международном уровне. Результатами стало учреждение Саамского парламента, преподавание саамского языка в школах и университетах, создание инициативных организаций по сохранению саамского языка, увеличение бюджетного финансирования программ по развитию саамской культуры.

Но несмотря на все достижения и результаты данной политики, остаются также и нерешенные проблемы, такие как устойчивая тенденция снижения численности саамского населения, остается многочисленной часть норвежского общества, которая не хочет признавать особенного положения саамов, среди саамского молодого поколения растет число тех, кто не видит дальнейших перспектив и важного значения в сохранении традиционных занятий своих предков и поддержании исключительности своей культуры.


Библиографические ссылки

1. Steinlien O. The Sami Law: A Change of Norwegian Government Policy toward the Sami Minority? // The Canadian Journal of Native Studies. Tromso, 1989. P. 4.
2. Act of 12 June 1987 No. 56 concerning the Sameting (the Sami parliament) and other Sami legal matters (the Sami Act). URL: https://www.regjeringen.no/en/dokumenter/the-sami-act-/id449701/ (дата обращения: 20.12.2018).
3. Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах [Конвенция 169]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/iol169.shtml (дата обращения: 20.12.2018).
4. Куропятник М.С., Куропятник А.И. Саамы: современные тенденции этносоциального и правового развития // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. С. 87.
5. Правовое положение народа саамы в Норвегии // Евразийский юридический журнал. №6 (85) 2015. URL: http://www.eurasia-allnews.ru/nauchnye-stati/item/394-pravovoe-polozhenie-naroda-saamy-v-norvegii.html (дата обращения: 20.12.2018).

Оцените публикацию:
 (голосов: 1)
| Раздел Публикации | написал watch_out | просмотров: 180 |