Факультет истории, социологии и международных отношений (ФИСМО)

Кубанского Государственного университета

Логин:

Пароль:

| Лента публикаций

Вавулков А.В. «Отношения» России и Польши на современном этапе (конец ХХ века)

Публикации

Вавулков А.В.,
магистрант ФИСМО, КубГУ


«Отношения» России и Польши на современном этапе (конец ХХ века)


Этап в развитии отношений Польши со своим восточным соседом уникален. Россия впервые за много столетий перестала представлять угрозу для общества, являться фактором, тормозившим его социально-экономическое, культурное развитие, подрывавшим национальный суверенитет. В результате перемен происшедших в Европе и в мире Россия и Польша оказались в одной системе координат, их объединяет общая направленность экономических реформ, хоть и осуществляются они различными темпами. Укрепляя связи с Россией, поляки получают возможность стать важным связующим элементом в развитии двух огромных региональных и культурно-цивилизационных пространств: западно-атлантического и евразийского. Кроме того, сотрудничество с Россией открывает новые пути к проникновению Польши в страны Центральной, Южной и Восточной Азии.

Вместе с тем, две близкие страны далеко не во всем представляют себе, как им развивать свои отношения, а их политические элиты с трудом находят общий язык, будучи не в состоянии договориться о характере совместных усилий, необходимых для создания в регионе ситуации стабильности и безопасности. Удивительно, но факт: московским и варшавским политикам легче договариваться с Вашингтоном, Парижем или Лондоном, чем друг с другом. Нередко они руководствуются не трезвым расчетом, а эмоциями, легко обижая партнера, испытывая злорадство тогда, когда более уместным является чувство сожаления и сочувствия.

Если в контексте польских национальных интересов на первое место ставить отношения Польши с Западом, то все равно очевидно, что ее контакты с Россией нуждаются в существенном улучшении. Ведь для Запада гораздо важнее иметь Польшу обладающую известным влиянием на российских просторах, умеющую договариваться с Москвой, на которую можно опираться в решении серьезных вопросов глобальной политики "Восток-Запад", нежели Польшу, которая недовольна Москвой, боится Москвы и постоянно обременяет Запад своими просьбами о зашите ее национальной безопасности. С известной уверенностью можно утверждать, что международное положение и влияние Польши во многом зависит от ее положения на востоке Европы, от того, какой характер приобретают ее отношения с Россией [1].

Республика Польша представляет молодое, динамично развивающееся государство, оказывающее все более ощутимое воздействие на политические и экономические отношения в Европе, включаясь в региональные интеграционные процессы, налаживая все более тесные отношения с ведущими державами мира. Международное поведение Польши в огромной степени характерно для других стран Центральной и Восточной Европы. Сегодня она является наиболее экономически развитой и политически влиятельной, ключевой державой субрегиона, инициирующей "новый регионализм" - сотрудничество в рамках ЦВЕ.

Отношения России и Польши являются одной из серьезных и острых проблем европейского развития, выходят по своему значению далеко за рамки двусторонних связей. Состояние этих отношений - во многом показатель уровня безопасности в регионе. Они непосредственно затрагивают политику крупнейших государств Европы и Северной Америки, процессы региональной экономической и военно-политической интеграции (как на европейском, так и на постсоветском пространстве). От Польши и России не в последнюю очередь зависит, какой характер приобретут эти процессы: будут ли они способствовать политическому, экономическому и культурно-цивилизационному взаимопроникновению и взаимодействию или же созданию новых разделительных линий в Европе [2].

Для судеб двух государств имеют принципиальное значение геополитические перемены, инициированные в конце 80-х - начале 90-х гг. Окончание "холодной войны", прекращение биполярной конфронтации, освобождение из-под "советской опеки" центральноевропейских государств - явления, безусловно, позитивные. Однако одновременно они означали неблагоприятную для Польши дестабилизацию ситуации в Европе в целом и в Центральной и Восточной Европе в частности.

Польше внушает определенное беспокойство объединенная Германия - именно она прежде всего выигрывает от распространения на восток евроатлантических структур, в которых играет все более важную роль, осуществляя активнейшую экономическую и финансовую экспансию. С другой стороны перестала столь остро, как прежде, восприниматься "российская угроза". Место Советского Союза заняли пятнадцать суверенных государств, большинство из которых переживает экономический и политический кризис. Россия, во многом лишилась общей с Польшей границы. Однако вероятность вызова национальной безопасности с Востока все-таки остается. Причина - в сохранении состояния национально-политической раздробленности на территории бывшего СССР, что является питательной средой для возникновения острых конфликтов. Правящие круги и общественность Польши тревожат "державно-патриотические ноты" во внешней политике России.

Бывший евразийский суперрегион, существовавший благодаря советскому военно-силовому каркасу, раскололся на постоветские государства и государства Центральной и Восточной Европы, активно занявшиеся поисками новой региональной принадлежности. В результате наблюдаются процессы включения стран Балтии и ЦВЕ в резко увеличивающийся западноевропейский центральный регион; одновременно Россия пытается "собрать" оставшееся евразийское пространство в рамках Содружества Независимых Государств. Цельность и консолидированность одного региона контрастирует с аморфностью и неоднородностью другого.

Срединное положение ЦВЕ между крупными региональными пространствами традиционно обусловливало ее геополитическую уязвимость. Стремление избавиться от этой уязвимости всегда было и будет важнейшей составляющей ее политики, нацеленной на слияние с тем или иным крупным регионом. В этой связи нельзя исключать возможности, что в недалекой перспектике евроатлантический регион пополнится новыми членами.

В конечном счете исход регионального развития будет зависеть от эффективности реформ в России, жизнеспособности ее экономики, поскольку только это государство может стать стержнем возрождения евразийского региона. Если этого не произойдет, Европе придется иметь дело с полностью раздробленным евразийским пространством, которое полностью поглотить она будет не в состоянии и на котором будут возникать все новые и новые противоречия, локальные конфликты и войны, возникнет ряд серьезных вызовов европейской безопасности. В безусловном проигрыше прежде всего окажутся Польша и ее ближайшие соседи, расположенные на границе расколотого регионального пространства. Поэтому стабильное, динамичное политическое и экономическое развитие России, как ядра экономически оправданного евразийского региона, который налаживал бы взаимовыгодные трансрегиональные связи с Западной Европой и другими центральными регионами отвечает национальным интересам РП.

В 1989-1991 гг. существовали объективные условия для формирования действительно прочных связей между Польшей и Россией, которые имели бы качественно новое содержание. Этому в частности способствовали сохранявшаяся тесная экономическая взаимозависимость и общность взглядов на обеспечение региональной и национальной безопасности в Европе. Однако ни Варшава, ни Москва не сумели воспользоваться предоставившейся возможностью, став уделять преимущественное вниманию не друг другу, а Западу и совершив драматические просчеты в своем экономическом сотрудничестве, что привело буквально к его обвальному падению. В результате двусторонние отношения заняли подчиненное место во внешней политике каждого государства. Польша и СССР упустили исторический шанс возрождения своих отношений на принципиально новой, справедливой и демократической базе.

С начала 90-х гг. определились две крупнейшие проблемы польско-российских отношений - обеспечение безопасности в рамках формирования новой региональной конфигурации и восстановление и подъем хозяйственного сотрудничества.

Развитие международных событий поставило Польшу перед серьезным геополитическим выбором, который был в конечном счете сделан в пользу интеграции с западными экономическими и военно-политическими структурами. Этот выбор по-своему объясним. Однако он не обязательно должен был привести к ухудшению отношений с Россией - многое определялось тем, как именно Польша реализовывавала свой курс.

Обострение противоречий с Россией было вызвано не столько прозападной ориентацией Польши, сколько ее стремлением делать акцент в рамках этой ориентации прежде всего на подключение к структурам военно-политической интеграции. Между тем, главным для Польши является членство в ЕС, а не в НАТО[3]. Избранная тактика поспешного сближения с евроатлантическими структурами нанесла ущерб польскимнациональным интересам и безопасности и имеет негативные последствия для польско-российских отношений.

В результате в двусторонних отношениях возникла конфликтная ситуация, которую не удалось разрешить по ряду причин:

- неконцептуальность политики Москвы и Варшавы в области двусторонних отношений, строившейся, главным образом, на "реактивном" подходе;

- специфика внутреннего развития Польши и России, что обусловливало комплекс культурно-исторических и современных политических факторов, препятствовавших разработке более гибкой и компромиссной линии;

- жесткость польской политики (вне зависимости от того, какие причины лежат в основе российской позиции и насколько эти причины обоснованы, сам факт того, что РФ выступает против планов расширения НАТО должен учитываться Варшавой);

- нежелание сторон идти на прямые контакты для обсуждения проблемы двусторонних отношений и региональной безопасности в контексте расширения НАТО (нынешняя ситуация парадоксальна -она напоминает "двусторонний треугольник". Его углы - Россия, Запад и Польша, однако активные контакты осуществляются лишь на "двух сторонах": "Россия - Запад", "Запад - Польша", в то время, как сторона "Польша - Россия" практически не прочерчена).

Польше НАТО необходима, не как элемент конфронтации, а как элемент региональной системы безопасности. Если расширение НАТО приведет к ухудшению политической обстановки на континенте и возобновлению конфронтации с Россией, страны ЦВЕ неизбежно окажутся в проигрыше. Поэтому важнее всего вписать начинающееся расширение Североатлантического союза.

Подписание Основополагающего акта "Россия-НАТО" не помогло распутать клубок противоречий, связанных с расширением НАТО, политикой стран Запада, ЦВЕ и России, оно лишь отсрочило их разрешение, которым неизбежно придется заняться всем заинтересованным государствам. Предстоящее вступление Польши в Североатлантический альянс бесспорно повысит ее международный статус и влияние, которое должно быть использовано для предотвращения нового раздела Европы.

К 1996-1997 гг. Польшу и Россия подошли к определенному рубежу. Несмотря на накопленный негатив, выход из тупика может быть найден. Принципиальное согласие держав Североатлантического альянса на вступление РП в эту организацию и осуществление компромисса между РФ и НАТО создает новые условия для развития ее отношений с Польшей - более устойчивых и спокойных, продиктованных более высоким уровнем пониманием взаимных интересов, а также для решения проблем национальной и региональной безопасности [4].

Объективная экономическая взаимная заинтересованность привела к тому, что экономические связи, разрушенные на рубеже десятилетий, к середине 90-х гг. были восстановлены и упрочены. Вместе с тем для их дальнейшего прогресса крайне необходимы благоприятные политические условия, которые пока отсутствуют, что придает заметную двойственность межгосударственным отношениям Польши и России: партнерство в области экономики и растущая напряженность в области политической, что прежде всего связано с решением вопросов безопасности. Очевидно, что рано или поздно тупиковость политической ситуации затормозит рост хозяйственного сотрудничества.

Польша занимает исключительно выгодное положение в центре Европы, что позволяет ей стать связующим звеном в отношениях между государствами западной и восточной частей региона. В этом контексте оношения Польши и России приобретают огромное значение. Удастся ли разрешить возникшие противоречия или они будут все больше обостряться? От ответа на этот вопрос во многом зависят содержание и формы будущего общеевропейского развития.

С точки зрения объективных национальных интересов Польша должна стремиться стать авангардом Западной Европы, способствующим активизации трансрегионального сотрудничества и культурного партнерства, стабилизации ситуации на соседнем евразийском пространстве. Польша заинтересована не в ослаблении, а в упрочении российской демократической государственности, что позволило бы РФ стать основным фактором в системе обеспечения безопасности и экономического сотрудничества между Западом и Востоком.


Библиографические ссылки

1. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ. СБОРНИК ДОКУМЕНТОВ 1990-1992. М., МИД РФ, 1996. ДОКУМЕНТЫ СНГ. // ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК 1996. М., 1996.
2. КОНЦЕПЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. // ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК, ЯНВАРЬ 1993 Г.,
3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. М, ДА МИД РФ, 1994.
4. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ. ШМЕЛЕВ Б.А. // РОССИЯ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР. М., 1993, N 1.






Оцените публикацию:
 (голосов: 0)
| Раздел Публикации | написал watch_out | просмотров: 192 |