Вавулков А.Н. Польша и Россия «Работа над ошибками»
ПубликацииВавулков А.Н.,
магистрант ФИСМО, КубГУ
магистрант ФИСМО, КубГУ
Польша и Россия «Работа над ошибками»
Разногласия отношений русского и польского народов в современном обществе набирает свои обороты, не смотря на то, что поляки близки к русским по «духу», вопрос остаётся открытым. Причина данной ситуации уходит глубоко корнями в историю…
В польской историографии нередко подчеркивалось, что хотя Российское государство и являлось врагом Польши, в отношениях между русскими и поляками преобладали симпатия и сотрудничество. Эта тенденция преследовала благородные цели, но не могла заслонить прозаической реальности — длительного господства над Польшей сначала Российской империи, а затем Советского Союза.
Притягательность для поляков русской культуры, о которой так хорошо написал Чеслав Милош, не исключала неприятия той дружбы, которую воспевала официальная пропаганда. Устранение фальсификаций может лишь способствовать взаимопониманию и настоящей дружбе. И то, и другое имело место даже в самые трудные времена, о чем свидетельствуют многие исторические исследования, совместно проводимые историками обеих стран [1].
Осмысление генезиса истоков и механизма решения польско-российского территориального спора, изучение теорий «естественных границ» государств Центральной и Восточной Европы являются важнейшими задачами, стоящими перед историками при изучении рассматриваемого вопроса.
Важнейшими вехами на пути осмысления польского вопроса в русском обществе и разработки интересующей нас проблематики выступают восстания 1830 и 1863 гг., а также другие социально-политические события, оказывавшие сильнейшее влияние на ментальный климат эпохи. Драматичность русско-польских взаимоотношений, крайняя их болезненность для обеих сторон конфликта наложат свою печать на восприятие русским обществом польского вопроса в любом его проявлении, и это самым непосредственным образом отразится на историографии рассматриваемой здесь проблемы.
Действительно, Россию и Польшу связывают целые века непростых и зачастую предельно конфликтных отношений, что не могло не найти отражения в польском массовом сознании. Польское историческое сознание, в отличие от русского, является более эмоционально окрашенным. Всё, что было трагического в польско-российских отношениях, в польском сознании абсолютизируется, принимает масштабные формы и непрестанно довлеет над нашей общей историей. Политика исторической памяти, другими странами рассматриваемая как непродуктивная и чрезмерно пессимистическая, в Польше является главенствующей формой взаимоотношений с Россией.
Известно, какую весомую роль в политической и общественной жизни Российской империи играл польский вопрос, в основе которого лежал своего рода сплав устоявшихся в обществе стереотипов по поводу Польши и поляков в сочетании с соответственно интерпретируемой информацией о прошлом и настоящем польского народа. Временами, в пору политических кризисов, он приобретал особую остроту. Не напрасно H.H. Страхов свои заметки по поводу польского вопроса, опубликованные в пору польского восстания 1863 г., озаглавит: «Роковой вопрос».
Вместе с тем, немаловажно и то, что динамика русско-польских взаимоотношений (до XVIII-XIX вв. преимущественно в сфере межгосударственных отношений, а затем - главным образом, во внутриполитической жизни Российской империи) активно воздействовала на развитие отечественных полонистических исследований, во многом предопределяя выбор тематики и подход к ней. Кроме того, складывавшиеся в рассматриваемый период традиции в освещении истории польского народа до сих пор заметно влияют как на трактовку польского вопроса, так и на развитие отечественной полонистики. Не приходится упускать из виду и тот факт, что польский вопрос наложит свою печать на ряд крупнейших явлений нашей культурной и общественно-политической жизни, самые хрестоматийные среди них - пушкинская ода «Клеветникам России», опера М.И. Глинки «Жизнь за царя», трактат «Россия и Европа» Н.Я. Данилевского и многое другое.
В новейшее время, как известно, произошли значительные перемены, как в самих русско-польских взаимоотношениях, так и в трактовке многовековой истории польского вопроса в России[2]. Но все же представляется слишком оптимистичным утверждение JI.E. Горизонтова, который, полагая, что «польский вопрос как фактор внутреннего развития России ныне целиком принадлежит истории», утверждал, что «это счастливый и /.../ редкий пример освобождения государства и общества от тягостного и для первого, и для второго бремени прошлого». Впрочем, и сам автор этих строк все же не смог обойтись без оговорки: «Однако отголоски русско-польского противостояния XIX - начала XX в. до сих пор дают о себе знать в обостренной на всем пространстве Центральной и Восточной Европы исторической памяти народов».
Говоря об истории русско-польских отношений, уместной представляется характеристика, данная этим отношениям Чеславом Милошем, признавшим, что «описать запутанные истоки распри так же трудно, как причины застарелой вражды двух семейств, испокон веков живущих на одной улице /.../ и корни здесь уходят куда глубже двух последних веков».
Действительно, хотим мы того или не хотим, но есть все основания констатировать, что имеющий за своими плечами долгую историю польский вопрос, а также его преломление в отечественной полонистике XIX в., не утратили ни своей злободневно политической, ни научной значимости и в России XXI века. Все это - в сочетании с недостаточной разработанностью данной проблематики в нашей исторической литературе - определяет актуальность этого исследования.
Основываясь на опыте наших предков, можно также сделать вывод о том, что значительной степени Революционная обстановка в Российской империи, а также обостренные отношения с Польшей, были следствием долго затянувшегося кризиса различных сфер жизни населения. Отсутствие прав у низших слоев населения, голод, плохие условия труда и жилья, длительный рабочий день, очень тяжелый физический труд, а также большое количество войн негативно отразились на возможности идти по пути реформ в Российской империи, поставить единственно возможный революционный путь.
Усиливающееся противоречие между необходимостью простого народа и исторической бытностью дали социальную платформу для многих политических партий, как в Российской Империи, так и на территории Польши.
Отсутствие поддержки крестьян и рабочего класса, угнетения национальных меньшинств и обогащения богатых слоев населения за счёт перераспределение денежной массы, углубило пропасть между царизмом и народом.
Стирание культурных особенностей, ограничение прав и свобод привело к тому, что простые люди взялись за оружие. Если рассматривать историческую ретроспективу, можно также сделать вывод о том, что очень часто вместо налаживания политических связей с различными странами на условиях взаимного уважения, со стороны России существуют две крайности - либретто оформление политических договоров совершенно невыгодных для Российской империи либо договоров с унижающими достоинство других стран и наций условиями, против которых со временем народ начинает бунтовать.
Вместе с этим рассматривая историю взаимоотношений Российской империи, больше нельзя с уверенностью заявить о том, что со стороны Российской империи было усиление польских свобод, национальных интересов и культуры. Дети из польских семей имели право проходить обучение в гимназиях и университетах России, говорить на родном языке, сохранять национальное своеобразие. Однако вместе с этим справедливо отметить этот факт, что подобными правами могли воспользоваться более финансово обеспеченные слои населения.
Основной ошибкой внутренней политики Российской империи в отношении Польши также является отсутствие необходимых экономических реформ, которые касались бы жизни простого народа и крестьян.
Более мудрая внешняя политика, заключение мирных соглашений и избежание войн, позитивно сказалась бы на всех сферах жизни империи начала 1900-х годов.
Помимо этого на уже развитые революционные настроения, Российская империя отвечала жесткими репрессиями, что как мы видим не принесло нужного результата. Из этого можно сделать вывод о том, что данная политика российского императора была неверной.
Вместе с этим справедливо отметить, что для обеспечения экономического роста, в начале ХХ столетия, можно было больше внимания уделить развитию производства и мелкого предпринимательства. Так, например, стимулирование ремесленников и мелких производств могло бы способствовать стабилизации экономической обстановки обеспечить более мягкий выход из сложившегося кризиса.
Рассматривая польский вопрос, справедливо отметить, что проявление более открытого национального качества свобод поляков, могло бы несколько разрядить напряженную обстановку в Польше. Взаимопроникновение российской и польской культуры проходила на протяжении нескольких веков. Однако большее уважение культуры народных и социальных меньшинств, позволила бы также разрядить национальную обстановку и укрепить отношения держав.
Проведение национальных праздников, более широкое распространение национальной культуры, а также различные методы самовыражения и народного творчества могли бы способствовать проявлению Польшей своего национального характера и индивидуальных особенностей.
Помимо этого, создание и развитие конституционного строя и правового государства могло помочь выйти Российской империи из острого кризиса политической системы. Отдельные сферы жизни общества уже были готовы к преобразованиям, которые при существовавшем политическом строе так не наступили.
Кроме того, еще в конце XIX века Российской империи, могли проводиться более активные инвестиции и развития образовательной и научной сфер с целью облегчения производства и физического труда рабочих. В этот период научный прогресс набирает обороты. Таким образом, если бы Российская империя своевременно подключилась к развитию производства, образования и науки, светлые умы современности могли бы помочь инновационному развитию российской промышленности, науки и производства в целом.
К тому же, большая часть проигранных военных компаний обуславливалась оружием низкого качества, слабыми навыками военачальников и отсталой техникой. Вследствие довольно обширной границы Российской империи необходимо было глобальное усиление военных мощностей и техники, вместе с улучшением стратегических и тактических навыков военных.
Понимая это, зачастую во время войны часть бюджета, который финансировался Российской Империи на военные нужды, поддавался расхищению[3]. Необходимо было также провести ряд военных экономических реформ с целью пресечь подобные нарушения.
В отношении польского вопроса Российской империи было необходимо улучшить правовую защиту граждан России и Польши, а также обеспечить свободу и соблюдение национальных интересов людей.
В дальнейшем так же справедливо отметить необходимость проведения исследований в рассмотренной области для выявления перспектив развития межнациональных отношений России и Польши в современной мировой обстановке.
Библиографические ссылки
1. Аксаков И.С. Сочинения. Польский вопрос и западно-русское дело. Еврейский вопрос. 1860-1886. М., 1866. В 8-ми Т. ; Восстание 1863 г. и русско-польские революционные связи 60-х годов XIX века / Под ред. В.Д. Королюка, И.С. Миллера. М., 1960.; Глинка Ф. Письма русского офицера о Польше. Киев, 1991.; Из истории революционного движения польского народа / Сост. В.Д. Королюк. -М., 1964.; Палацкий А., Ригер Польский вопрос в наше время // Сборник статей, разъясняющих польское дело / Шолкович С. Вильна, 1885.Вып.1. С.40 - 50.; Польская ссылка в Россию XIX -XX веков / Сост. К.Д.Шарифжанов.-Казань, 1998.;
2. Свирида И. Варшава XVII XIX вв. глазами русских современников // Первое сентября: История. - 2002. - №9, март. С.6-10.
3. История России XIX начала XX вв. / Под ред. В.А. Фёдорова. - М., 1998.