Факультет истории, социологии и международных отношений (ФИСМО)

Кубанского Государственного университета

Логин:

Пароль:

| Лента публикаций

Назарьян Н.И. Трансформация положения женщин в Иране в годы правления президента М. Хатами (1997 - 2004 гг.)

Публикации

Назарьян Н.И.


ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН В ИРАНЕ В ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА М. ХАТАМИ (1997 – 2004 гг.)


В статье рассматривается вопрос о трансформации положения женщин в Исламской Республике Иран в период с 1997– 2004 годы, раскрывается деятельность женских организаций в Иране, а также приводятся данные по изменению участия женщин в сферах образования и политики.

Ключевые слова: Хиджаб, женщины, Иран, Ислам, равноправие, права человека, М. Хатами.

The article deals with the transformation of the situation of women in the Islamic Republic of Iran in the period from 1997 to 2004, reveals the activities of women's organizations in Iran, as well as data on changes in women's participation in education and politics.

Key words: Hijab, women, Iran, Islam, equality, human rights, M. Khatami.



С момента победы Исламской революции в Иране 1978-1979 гг. в стране начали происходить коренные преобразования. Революция привела к исламизации всех сфер жизни общества. Семейное право также стало базироваться на исламском понимании семьи, теперь она была признана основополагающей частью общества, это положение также было закреплено во введении Конституции 1979 г. В том же году аятолла Хомейни издал распоряжение об облачении женщин в хиджаб. Также были введены системы временного и полигамного брака. При этом Конституция отвергала «эксплуатацию женщины и потребительское отношение к ней», женщина теперь стала соратницей мужчины. По статье 20 Конституции женщины и мужчины «независимо от пола, одинаково пользуются покровительством закона и располагают всеми гуманитарными, политическими, экономическими, социальными и культурными правами с учетом соблюдения исламских норм»[1]. Однако возродилась практика исламских наказаний (забивание камнями за измену), которая привлекла внимание Комиссии по правам человека ООН. В итоге, стал вопрос об ущемлении прав женщин в Иране.

В конце 1990-х гг. стал вопрос о возрастании роли женщины не только в семье, но и в активном влиянии на развитии Ирана в политической, культурной и общественно-экономической сферах. Знаковым в этом преобразовании стало избрание в 1997 г. президентом Мохаммада Хатами, который с момента вступления в должность начал утверждаться как реформатор. Можно говорить о том, что с начала 1990-х гг. образовывалась почва для либерализации общества, в это время возобновилась активная борьба иранских женщин за свои права, основой для этого стало отсутствие женщин на политических постах. В журнале «Zane-ruz» неоднократно публиковались статьи, в которых утверждалось, что конституция ИРИ не исключает у женщин возможности баллотироваться на высший исполнительный пост в стране[2].

Особую актуальность этот вопрос приобрел на выборах 1997 г., когда на пост президента впервые за время образования ИРИ выдвигалась кандидатура Азам Телегани, которая открыто утверждала, что Коран предусматривает равноправие мужчин и женщин не только в семейных, но и общественных отношениях. Телегани также выступала за реформирование метода при толковании исламских религиозных текстов. Телегани выражала идею о том, что политическим деятелем может стать человек обладающий опытом управленца.
После победы на выборах президента Хатами, на пост вице-президента по экономическим вопросам была назначена М. Эбтекар. Такой радикальный шаг поверг в шок консервативные круги, но при этом яростного сопротивления он также не встретил. За период нахождения на своем посту Эбтекар удалось провести ряд успешных кампаний по охране окружающей среды. Благодаря Эбтекар в Иране возрастет роль неправительственных женских организаций[3].
В 1990 г. в Иране стали создаваться Женские комиссии, благодаря которым был образован совет по делам женщин. В 1997 г. этот совет по указу президента Хатами был преобразован в Центр по вопросам участия женщин в социально-политической сфере, он способствовал увеличению числа женщин в меджлисе, причем количество женщин в нем начинает возрастать, в меджлисе первого созыва числилось 2 женщины, а четвертого – 9 [4].

При М. Хатами началось преобразование роли женщин не только в политике, но и в социальном отношении. Теперь женщины получили право водить машину, передвигаться по улицам без сопровождения мужчины. Здесь стоит отметить то, что реформистами, по инициативе президента, был принят закон, по которому женщина в случае развода может оставить детей себе, если установлено, что ее муж – нарушитель норм общественной морали. Хотя традиционное исламское право в случае развода оставляет детей на воспитание отца [5].

Следовательно, упростился бракоразводный процесс. Теперь женщина имеет возможность расторгнуть брак не только по принципу «хулу». При этом, в случае расторжения брака может получить часть собственности мужа.

Женщины получили возможность входить в правовой аппарат страны, таким образом, это постепенно стало уравновешивать количественное соотношение мужчин и женщин в этой сфере. В системе телерадиовещения также произошли качественные сдвиги. Сведения 2000 г. демонстрируют возрастающую роль женщин, так, из 240 работников телевидения авторами программ числилось 60 женщин, из 143 авторов радиопрограмм была 31 женщина [6].
Все эти преобразования были бы невозможны без изменений в сфере образования. Участие женщин в жизни общества напрямую зависит от уровня их образования, соответствующее современному уровню развития общества. Стоит отметить, что наиболее качественные сдвиги в этом отношении произошли во время правления президента М. Хатами.

Развитие системы образования было включено в государственные программы, которые предусматривали подготовку квалифицированных специалистов, что вскоре повысило уровень занятости и участия женщин в общественной жизни.
В 1993 г. были сняты ограничения на поступление женщин в учреждения высшего образования. И уже в 1997 г. количество женщин, подавших документы в вузы, составляло 49, 36 %, к 2006 г. этот показатель изменился на 60, 2 % [7]. Принимая во внимание рост числа женщин, имеющих высшее образование, правительство расширяло возможность увеличения рабочих мест для женщин. Развитие высшего образования среди женщин способствовало повышению социальной роли иранской женщины.

Помимо развития образования, знаковым событием стало принятие в 2005 г. «Декларации прав и обязанностей женщин в системе Исламской Республики Иран» [8], теперь Иран присоединялся к договорам международного уровня по вопросам прав женщин. Культурный и социальный совет женщин теперь имел возможность предоставлять отчеты о достижениях и проблемах на пути обеспечения прав женщин, их нарушения для представления в Высший культурный совет один раз в два года. Эта мера означала то, что за женщинами теперь закреплялся полноправный статус не только в семейных отношениях, но и в социально-политических, укреплялась реализация их законных прав.

Таким образом, за время президентского срока М. Хатами участие женщин в деятельности общественных и политических организаций существенно возросло. Этому способствовала гибкая политика, которая позволила большинству женщин получать образование. Гарантированное Конституцией уважение чести и достоинства женщин стали приобретать формальный статус в политической и социальной жизни общества.
Женщины участвуют в работе организаций в рамках закона, и осуществляют совместную деятельность по защите прав и интересов различных социальных групп и сословий. Теперь женщины получают возможность входить в политическую элиту, тем самым играть ключевую роль в жизни страны.



Библиографические ссылки


1. Конституция Исламской Республики Иран 1989 г. URL: http://www.cis-emo.net/ sites/default/files/imagesimce/constitution_of_iran.pdf (дата обращения: 31.03.2018 г.).

2. Дунаева Е. В. Доклад к 30-летию исламской революции в Исламской Республике Иран: Женский вопрос в ИРИ. М., 2009. С. 143.

3. Аждари Ф. Положение женщин в политической жизни Исламской республики Иран. Душанбе, 2012. С.56 .

4. Аждари Ф. Указ. Соч. С. 78.

5. Магомедов И. А. Особенности и наследственное мусульманского семейного права // Вестник ОГУ. 2005. № 3. С. 31.

6. Амини А., Хиджариазад 3. Женские профессии и борьба с женской безработицей. Тегеран, 2008. С. 86.

7. Дунаева Е. В. Доклад к 30-летию исламской революции в Исламской Республике Иран: Женский вопрос в ИРИ. М., 2009. С. 156.

8. Аждари Ф. Положение женщин в политической жизни Исламской республики Иран. Душанбе, 2012. С.82 .



Оцените публикацию:
 (голосов: 1)
| Раздел Публикации | написал watch_out | просмотров: 247 |