Факультет истории, социологии и международных отношений (ФИСМО)

Кубанского Государственного университета

Логин:

Пароль:

| Лента публикаций

Лушанкин С.С. Внешние факторы в российской политике: основные угрозы и их отражение в политической повестке дня современной России

---

Лушанкин С.С. магистратура


ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ В РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ: ОСНОВНЫЕ УГРОЗЫ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОВЕСТКЕ ДНЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ


В данной статье рассматривается проблема учета внешних угроз российской властью и их отражения в политической повестке дня России на материалах Посланий Федеральному Собранию РФ за период с 2008 по 2018 годы.

Ключевые слова: факторы, внешние угрозы, политическая повестка дня, власть, Послание.

This article considers the problem of accounting for external threats by the Russian authorities and their reflection on the political agenda of Russia on the materials of the Missives to the Federal Assembly of the Russian Federation for the period from 2008 to 2018.

Key words: factors, external threats, political agenda, power, Missive.




Современная российская политика представляет собой достаточно неоднозначное явление. С одной стороны, политику любого общества (в том числе и России) принято воспринимать как многогранную систему отношений множества акторов и институтов в основе которого лежит достижение как общих, так и частных целей. С другой, имеет смысл говорить о политике как последовательности конкретных мер в отношении объекта воздействия. В этом отношении единая сфера политики представлена в виде системно взаимосвязанных направлений (областей) политики, каждая из которых соответствует определённой области общественных отношений.

В отношении развития политики современной России следует выделить некоторые особенности её осуществления. Во-первых, особенности российского политического режима – высокая роль авторитарных тенденций [2], гибридность [17], стремление правящей элиты к установлению монополии на формирование политической повестки дня и принятие политических решений [4, 18], особенно в стратегически важных направлениях, обеспечивающих выгоды крупных корпораций [1].
Во-вторых, на развитие российского общества оказывает влияние множество сил, обусловленных средой его существования – факторов общественного развития [5]. Такие факторы можно классифицировать по двум основным направлениям. В первую очередь, в зависимости от пространства происхождения их можно разбить на внутренние и внешние. Также в виду наличия определенных обстоятельств их происхождения следует отметить исторические, географические, экономические, социальные и другие факторы.

В рамках данной статьи, наибольший интерес представляют внешние факторы, способствующие появлению угроз развития российской политики и их отражение в политической повестке дня. Выделим некоторые из них:
1) Глобализация – противоречивый процесс всемирной интеграции. С одной стороны, глобализация позволяет стране пользоваться преимуществами экономического, политического, религиозного и культурного разнообразия, с другой, глобализация сопровождается высокой конфликтностью, размыванием идентичности и кризисом национальной культуры.
2) Влияние современного мирового порядка – межгосударственные отношения происходят на фоне кризиса однополярного мира и стремления отдельных стран и их групп, в том числе и России, преследовать собственные национальные интересы. Сюда следует включить стремление акторов к сохранению многообразия политических режимов, противодействию навязыванию политических институтов, внутренних революций, правовых и этических стандартов, санкционных угроз и т.д.
3) Влияние мировой экономики – проявляется во встраивании страны в мировую систему разделения труда, при которой Россия вынуждена занимать место поставщика природных ресурсов.
4) Влияние глобальных проблем – данный фактор затрагивает общезначимые проблемы экологии, демографии, миграции, терроризма и т.д.
Как бы то ни было, все перечисленные факторы выполняют роль катализаторов и ингибиторов общественно-политического развития. В наиболее благоприятной среде факторы-катализаторы позволяют снизить большую часть издержек, стимулировать бурное развитие отрасли и в целом положительно влиять на политическое развитие страны. В то же время, факторы могут существенным образом тормозить общественно-политические процессы, способствовать развитию экономического, социального и политического кризиса в стране [16], либо менять правила игры [3].

Исходя из вышесказанного, отметим основные типы внешних угроз, актуальных для России: 1) угрозы идентичности и национальной культуре; 2) продолжающийся конфликт со странами Запада; 3) угрозы экономическому развитию страны; 4) угрозы национальной безопасности страны.
Рассмотрим, какое внимание было уделено данным проблемам в основных стратегических документах страны на примере анализа ежегодных Посланий Президента Федеральному Собранию РФ в период с 2008 по 2018 годы [Послания]. Так, на основе контент-анализа материалов Посланий было установлено:
1) заметная роль вопросов экономики – свыше 50% содержания Посланий и проблем национальной безопасности – до 30% содержания;
2) относительно невысокая представленность проблем национальной идентичности и культуры – около 8%, а также международной конфронтации – до 10% содержания. При этом, необходимо отметить постоянство представленности проблем идентичности и увеличение значимости проблем международной безопасности в последние несколько лет (с 2 % до 10 %).

На основе материалов Посланий Президента за период с 2008 по 2018 год были выявлены некоторые детали и в смысловом построении Послания. Каждое Послание построено по принципу, при котором в него включается значительное количество тем социально-экономического характера, но более интересной деталью, на мой взгляд, является его «политическая» часть, темы которой весьма вариативны (от выборов до войны в Сирии) и как правило не повторяются.

«Политическая» часть не призвана констатировать наличие проблемы, поиск путей её решения или возможных альтернатив. Причиной появления «политической» части являются определённые события, которые правящий класс не может проигнорировать. Построение повестки в политической части осуществляется в духе «вызов – ответ». В котором «вызов» является предшествующим политически значимым событием, а ответ – это следствие и реакция правящего класса. «Ответ» и отражается в Послании.
Следует отметить, что в период с 2008 по 2011 годы (Президент Д.А. Медведев) можно выделить две основных угрозы, удостоенных внимания в Послании Президента РФ: 1) мировой финансовый кризис [6,7,8,9] и 2) активность США в сфере противодействия российским стратегическим ядерным силам – создание системы ПРО в Восточной Европе [6,7]. Третьей темой можно назвать конфликт с Грузией – «война трёх восьмерок» - но он имел значение лишь в Послании 2008 года [6].

Послания 2012 – 2018 года в этом отношении отличаются большим значением «политических» вопросов повестки, и, в значительной мере политизацией повестки Послания. Здесь необходимо отметить некоторые особенности:
1) Объяснение модернизации страны (экономической и политической) необходимостью удержания суверенитета и «геополитической востребованностью России» [10];
2) Поиск решения социально-экономических проблем через укрепление внутренней политики («майские указы» и обращение к духовным ценностям) [10, 11];
3) Построение российской модели «суверенной» демократии [10, 11];
4) В последние годы доминирующими темами повестки Послания становятся внешнеполитические вызовы - воссоединение Крыма и России [12], Украинский и Сирийский кризис [13], конфликт с США и странами Запада [15], санкции [12, 14].
Таким образом, политика современной России подвержена двум основным процессам: деятельности политического режима и влиянию факторов среды. При этом, современная Россия не может проигнорировать внешнеполитические угрозы и вынуждена выстраивать свою политику в соответствии с поиском адекватного ответа на них.




Библиографические ссылки


1. Булатов А. Российская экономическая модель и перспективы модернизации // Международные процессы. №4 (14). С. 12.

2. Гельман В.Я. Из огня да в полымя: российская политика после СССР. СПб. 2013. С. 42 – 65.

3. Глобальные тенденции 2030; Альтернативные миры. Материалы доклада национального Совета по разведке США. 2012. С. 38 – 101.

4. Колесников В.Н. Актуальная повестка дня в современной России: факторы формирования // Управленческое консультирование, 2017, №9, С. 8 – 17.

5. Малков С.Ю., Андреев А.И., Гринин Л.Е., Коротаев А.В., Малков А.С. Россия в контексте мировой динамики: моделирование и прогноз. М. 2016. С. 27 – 42.

6. Послание Федеральному Собранию РФ от 5.11.2008. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/1968 (Дата обращения: 20.03.2018).

7. Послание Федеральному Собранию РФ от 12.11.2009. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/5979 (Дата обращения: 20.03.2018).

8. Послание Федеральному Собранию РФ от 30.11.2010. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/9637 (Дата обращения: 20.03.2018).

9. Послание Федеральному Собранию РФ от 22.12.2011. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/14088 (Дата обращения: 20.03.2018).

10. Послание Федеральному Собранию РФ от 12.12.2012. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/17118 (Дата обращения: 20.03.2018).

11. Послание Федеральному Собранию РФ от 12.12.2013. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/19825 (Дата обращения: 20.03.2018).

12. Послание Федеральному Собранию РФ от 4.12.2014. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/47173 (Дата обращения: 20.03.2018).

13. Послание Федеральному Собранию РФ от 3.12.2015. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/50864 (Дата обращения: 20.03.2018).

14. Послание Федеральному Собранию РФ от 1.12.2016. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/53379 (Дата обращения: 20.03.2018).

15. Послание Федеральному Собранию РФ от 1.03.2018. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/56957 (Дата обращения: 20.03.2018).

16. Старцев А.В. Роль политических и экономических факторов в сохранении стабильности политической системы современной России // Вестник ВГУ. Серия: История. Политология. Социология. 2014. №3. С. 113 – 116.

17. Шакирова Э.В. Концепт гибридного политического режима в современной политологии как аналитическая рамка анализа российской политики // Грамота. 2013. №6 (32). С. 207 – 208.

18. Шестопал Е.Б. Политическая повестка дня российской власти и её восприятие гражданами // Полис. 2011. №2. С. 7 – 24.




Оцените публикацию:
 (голосов: 0)
| Раздел --- | написал watch_out | просмотров: 111 |