Факультет истории, социологии и международных отношений (ФИСМО)

Кубанского Государственного университета

Логин:

Пароль:

| Лента публикаций

Кондря А.Р. Влияние экономики Китая на стратегическое развитие стран Юго-Восточной Азии

Публикации

Кондря А.Р. бакалавриат, ОФО, 2 курс


ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИКИ КИТАЯ НА СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ


Ключевые слова: экономика Китая, АСЕАН, Юго-Восточная Азия, развитие Юго-Восточного региона.

Аннотация: В статья анализируется влияние экономики Китая на стратегической развитие стран Юго-Восточной Азии. Сильный партнер и конкурент в одном лице (Китай) – потенциальный риск для всех экономик стран АСЕАН, а стратегические решения Китая, например, реализация программы экономический пояс «Шелковый путь» – реальная угроза политической независимости и самобытности АСЕАН, а может быть и способ дальнейшего процветания и наращивания товарооборот с ведущими мировыми державами.




Согласно определению, данного институтом Международного Права ООН, интеграция – процесс объединения суверенных государств с целью установления расширенного экономического пространства, в котором могут свободно циркулировать товары, финансы, услуги, инвестиции и рабочая сила.[1] Данное определение всецело соответствует интеграционным процессам, происходящим в Юго-Восточной Азии.

В 2015 году блок стран АСЕАН подписал соглашение об образовании Единого экономического сообщества. Для блока это очень важное событие, так как рядом с ними находится весьма значимый экономический партнер и как бы это парадоксально не звучало, основной конкурент – Китай, сотрудничество с которым с каждым годом набирает обороты.

В условиях современной политической и экономической нестабильности в мире Китай можно по праву считать движущей силой международной экономики и политики в целом. Как отмечает чрезвычайный посол КНР в России Ли Хуэй: «Китай играет ведущую роль в новой структуре глобального управления». Государство активно участвует в международных инвестициях, так в 2013 году Китай выдвинул инициативу создания экономического пояса «Шелковый путь», направленного на экономическое процветание стран, находящихся вдоль данного пути. Однако так ли это на самом деле? Для ответа на данный вопрос мы решили рассмотреть экономические отношения Китая с его стратегически важными странами-партнерами Юго-Восточной Азии и определить последствия влияния экономики КНР на стратегическое развитие региона в целом. Для этого мы рассмотрим динамику товарооборота между странами АСЕАН и Китаем за период с 1998 по 2015 годы.

Идея создания зоны свободной торговли между Китаем и АСЕАН была выдвинута в 2002 году, когда сторонами было принято решение о дальнейшем подписании соглашения о либерализации товарной торговли.[2] Данное соглашение было очень привлекательным для АСЕАН, так как в Китае того времени они видели потенциальный рынок сбыта своей продукции. Никто тогда и не думал, что со временем Китай из отрицательного сальдо выйдет на положительное.
Соглашение было подписано в 2004 году, тогда абсолютные показатели товарооборота между Китаем и странами АСЕАН не превышали 100 млрд. долларов в год, в 2014 году этот показатель достиг отметки в 470 млрд. долларов. С небольшим отклонение от общего тренда лишь в 2009 году, после мирового кризиса 2008 года.
Выход из этой ситуации нашли быстро. 1 января 2010 года была официально учреждена зона свободной торговли между Китаем и АСЕАН. Товарооборот продолжил свой рост, а последствия кризиса были легко преодолены. Со временем зона свободной торговли превратилась в развитое сотрудничество не только в экономической сфере, но и сфере энергетики, логистики, безопасности и культуры, в сфере инвестиций. В 2013 году Китай инвестировал (прямые инвестиции) в страны АСЕАН 6 млрд долларов, показатель инвестиций оставался неизменным до 2015 года, после чего резко увеличился на 50 %, достигнув отметки в 9 млрд долларов в 2016 году.[3]
Мы считаем, что основная причина такого скачка – инициатива Китая в формировании экономической полосы «Шелковый путь», где АСЕАН отводится важная роль в формировании «морского Шелкового пути XXI века». Но если вернутся к вопросу экономического процветания основных стратегических партнеров Китая, то можно заметить, что это возможно, но только не в ущерб самому Китаю. В определенный момент времени Китай обходит всех своих партнеров, оставляя их с отрицательным сальдо торгового баланса по отношения к себе. Мы это видим и по динамике, представленной в таблице 1.

На данный момент Китай как никогда раньше заинтересован в развитии интеграционного взаимодействия со странами Юго-Восточной Азии, с целью ограничить влияние США через Тихоокеанское партнерство на регион, так как оно идет в разрез с интересами Китая и его дальнейшими планами. Мы считаем, что, на самом деле, Китай не нацелен на равноправную интеграцию. Он всего лишь преследует свои собственные цели и интересы. Так формирование экономической полосы «Шелковый путь» приблизит Китай к «великой мечте», в рамках которой КНР стремится создать сильную процветающую современную социалистическую державу. Уже сейчас большая доля прямых китайских инвестиций в Юго-Восточный регион приходится именно на индустриальные страны. В дальнейшем Китай планирует вынести все высокотоксичное производство за пределы своей территории, возможно в страны АСЕАН. Мы пришли к такому мнению не случайно, ведь структура экспорта у Китая и развитых стран АСЕАН практически одинаковая:

Поэтому страны часто конкурируют между собой на международной арене, в отношениях с США, ЕС, Россией. Пройдя долгий путь развития, они достигли точки равенства потенциальных возможностей, после которой за результат стал отвечать эффект масштаба или же другой, противоположный ему эффект – качества и высокотехнологичности.
Стоит отметить, что между странами на протяжении последних 10 лет происходила череда конфликтов в Южно-Китайском море. Сейчас, в 2018 году, ситуацию на Южно-Китайском море можно назвать относительно стабильной, однако, в феврале начались совместные учения армии США и армий стран Юго-Восточной Азии в рамках программы «Тихоокеанское партнерство 2018».[6] Основной же причиной череды конфликтов является борьба за ресурсы, так, по оценкам управления энергетической информации США (EIA), под дном ЮКМ находится до 11 млрд баррелей нефти и 190 трлн м³ газа. И от того, кому они достанутся в итоге зависит дальнейшая судьба всего региона.

Сейчас Китай активно ведет постоянные переговоры со стратами Юго-Восточной Азии по совместной разведке и разработке новых месторождений в Южно-Китайском море. Китаю выгодно использовать ресурсы, находящиеся под дном ЮКМ, поэтому в перспективах наращивание товарооборота между странами АСЕАН и Китаем, к 2022 году, до 1 трлн долларов.

В перспективе сотрудничества между Китаем и странами Юго-Восточной Азии будет прослеживаться тенденция к наращиванию партнерства в условиях постоянной конкурентной борьбы. Страны АСЕАН будут всеми силами стараться снизить влияние китайской экономики на перспективы своего развития, налаживая сотрудничество с Россией, ЕС и другими странами восточного региона, в свою очередь Китай будет продвигать политику интеграции, а возможно и в дальнейшей прибегнет к открытой экспансии, но спрогнозировать это пока что не представляется возможным.
Сильная экономика Китая совместно с его стратегическими целями и делом «Один пояс- один путь» – может быть великое благо для народов всех стран мира, а может быть и явная угроза, не только для АСЕАН, но и для всего мира в целом. [7]




Библиографические ссылки


1.Pollack, Mark A. International Relations and Regional Integration Theory // Robert Schuman Centre for Advanced Studies. Dortmund. Germany, 2012. P.29.

2.Восточноазиатские зоны свободной торговли URL: webeconomy.ru

3. Прямые инвестиции Китая в АСЕАН URL:https://data.aseanstats.org/fdi_by_country.php

4. Статистические данные Китай URL:https://atlas.media.mit.edu/ru/profile/country/chn/

5.Статистические данные Сингапур URL: https://atlas.media.mit.edu/ru/profile/country/sgp/

6.Южно-Китайское море: Угроза военного конфликта между США и Китаем нарастает URL:https://eadaily.com/ru/news/2018/03/04/yuzhno-kitayskoe-more-ugroza-voennogo-konflikta-mezhdu-ssha-i-kitaem-narastaet

7. «Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию экономического пояса шелкового пути и морского шелкового пути XXI века» // Госкомитет по делам развития и реформа, министерство иностранных дел и Министерство коммерции // март 2015


Оцените публикацию:
 (голосов: 0)
| Раздел Публикации | написал watch_out | просмотров: 270 |