Факультет истории, социологии и международных отношений (ФИСМО)

Кубанского Государственного университета

Логин:

Пароль:

| Лента публикаций

Кондря А.Р. Обеспечение экономической безопасности России в условиях усиления позиций отдельных стран юго-восточной Азии

Публикации

Кондря А.Р. бакалавриат, ОФО, 2 курс


ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ УСИЛЕНИЯ ПОЗИЦИЙ ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ.


Ключевые слова: экономическая безопасность, Россия, усиление позиций Китая, страны Юго-Восточной Азии, структура экспорта, структура импорта.

Аннотация: Экспортно-сырьевая модель Российской экономики не отвечает современным условиях обеспечения экономической безопасности государства. В условиях смещения экономического центра с Запада на Восток Россия рискуют стать зависимой от ведущий Восточных стран. Цель данной статьи выявить причины отсталость Российской экономики и возможные угрозы экономической безопасности государства.





В условиях современной глобальной нестабильности позиции России на мировой экономической арене претерпевают резкие и весьма неоднозначные изменения, в связи с чем действия, направленные на обеспечение экономической безопасности государства, стали не просто задачей номер один, но и прямой необходимостью.
Удельный вес расходов на обеспечение безопасности и обороны Российской федерации в общей структуре расходов бюджетных средств на 2017 год составил 14,11% и занял второе место по величине, уступая лишь социальной политике. [1]

Высокий удельный вес расходов на обеспечение национальной безопасности и обороны корреляционно связан со следующими воздействующими на него факторами:
Внешние:
 Санкции со стороны Западных государств;
 Глобальная нестабильность мировой экономики;
 Усиление позиций Китая и стран Юго-Восточной Азии в условиях смещения центра мировой экономики c Запада на Восток;
Внутренние:
 Экспортно-сырьевая модель Российской экономики;
 Социально-экономическая отсталость;
 Низкий уровень и качество жизни; и т.д.
Все эти факторы во многом являются следствием непростого исторического развития России. Теперь же, в совокупности, они превратились в основные макроэкономические проблемы, от решения которых зависит благополучное будущее России и благосостояние её народа.
В данной статье мы хотели проанализировать обеспечение экономической безопасности России с точки зрения вероятных угроз от усиления позиций стран Юго-Восточной Азии и Китая.

Актуальность данного вопроса заключается в том, что Россия все больше становится зависимой от внешней среды, от политических и экономических группировок, международных организаций, ущемляющих интересы Российской федерации в области внешнеэкономических связей.[2]
В 2014 году по ряду политических причин Западные страны ввели внушительный список ограничений, распространяющийся на организации, банки и целые сферы экономики России, включая и нефтяную отрасль.[3] В ответ Россия применила ряд контр санкций, а для покрытия убытков, понесенных вследствие прямого запрета на поставку своей продукции Западным страна, сменила ориентиры с Запада на Восток и нашла новых стратегических партнеров в лице стран Юго-Восточной Азии и Китая.
Таким образом, Россия стала принимать активное участие в развитии Восточного региона, стремясь занять лидирующие позиции. Однако для ответа на вопрос: «Китай и страны Юго-восточной Азии угроза или партнеры?» потребуется провести анализ основных макроэкономических показателей России и государств Юго-Восточной Азии. Для этого составим сводную таблицу, наиболее существенных на наш взгляд, макроэкономических показателей по данным Международного Валютного Фонда:[4]

Страны ВВП(ППС) млрд.долл 2016 удельный вес,% Страны экспорт млрд, 2016 удельный вес,% Страны импорт млрд, 2016 удельный вес,% Страны
Таким образом, мы видим, что движущей силой в данной выборке является Китай. Удельный вес ВВП Китая составляет 65,41%, для сравнения, удельный вес России составляет всего 11,87 %. Доля блока АСЕАН, составляет всего 22,72%.
По остальным показателям Китай также занимает ведущие позиции. По итогам 2016 внешнеторговое сальдо Китая составило 574 млрд. долларов, в то время как внешнеторговое сальдо России составило всего 94 млрд. долларов. Однако если взглянуть на импорт стран, то на первый взгляд можно заметить в лице Китая, Сингапура и Таиланда потенциальных партнеров для России, так как статьи импорта у этих стран на порядок выше чем у России. Сингапур импортирует товаров больше, чем Россия экспортирует в совокупности на 12 млрд. долларов.

В поисках ответа на вопросы: «Почему Россия не лидирует?», «Можно ли считать Китай, Сингапур и Таиланд самыми важными стратегическими партнерами Юго-Восточной Азии?» и «Какие угрозы таит в себе это партнерство?» мы решили подробнее рассмотреть статьи экспорта и импорта по тройке ведущих стран из таблицы, чтобы выявить точные угрозы и предложить пути их решения. [5] [6] [7]

Таким образом, мы разложили торговые балансы интересующих нас стран и выявились категории с самым большим удельным весом по каждой из них.
Так, в России 64% экспорта занимаем экспорт минеральных продуктов, 12 % металлы и лишь 7 % машины и оборудование. А в статьях импорта товаров на территорию РФ максимальный удельный вес занимает категория машины и оборудование – 45%, за ней следуют продукты химической промышленности – 19 % и продовольственный товары - 14%. Фактически Россия поставляет другим странам мира не возобновляемые ресурсы в обмен на изделия фабричного производства и еду. Отсюда вытекают следующие угрозы экономической безопасности для Российской Федерации:
 угроза увеличения зависимости от мировых цен на природные ресурсы;
 угроза усиления технологической отсталости и нехватки технологий;
 угроза продовольственной безопасности;
 угроза увеличения дефицита бюджета;
 угроза ухудшения уровня и качества жизни населения;
Но в чем же основная причина отсталости России? Ведь, что Россия, что Китай прошли практически одинаковый путь экономического реформирования. Обе несколько десятилетий в ХХ веке не признавали частную собственность, конкурентную рыночную экономику, рыночные механизмы и многопартийность. Обе серьёзно отставали от развитых стран мира по эффективности и конкурентоспособности производства, качеству производимой продукции, жизненному уровню населения и были далеки от западной экономической модели. Поэтому объективно они нуждались в модернизации своей экономики и общества, начав проводить давно назревшие реформы по существу с конца прошлого столетия.[8]

Основная причина кроется в эффективности реформ. Ведь экономические инструменты, примененные в различных политических условиях, дают совершенно разный экономический эффект. Так, в России, основной причиной отставания можно считать рентоориентированное поведение не только политической элиты, но и населения с высоким уровнем дохода в целом. Так, нежелание наращивать производственные мощности и возможность получать прибыль от продажи ресурсов привели к стагнационным процессам и спаду всех отраслей экономики, кроме сырьевой, поэтому сейчас мы имеет то, что имеем, а, чтобы выяснить, что же ждет нас дальше, необходимо провести ретроспективный анализ структуры экспорта нашей экономки за период 1995-2015 г. Мы изучили динамику удельного веса отдельных категорий и представили их виде небольшого полигона:


Таким образом, мы видим, что с 1995 года доля экспорта минеральных ресурсов в общей структуре экспорта постоянно повышалась вплоть до 2014 года. В 2015 году произошел резкий спад, и связано это не с эффективностью экономических реформ, а с влиянием внешних факторов, таких как санкции Западных стран. Поэтому нельзя расценивать их с отрицательной стороны уже только потому, что они изменили возможность продавать непереработанное сырье, что вынудило политическую элиту сменить подход ретоориентированности на подход развития промышленности. Однако за данный период произошли и положительные структурные сдвиги. Мы видим сдвиг в экспорте продовольственных товаров с 1,8 % до 5 %, уменьшение прямого вывоза металлов за рубеж с 26,7% до 13 % ; высокотехнологические отрасли страдают, так доля экспорта машин и оборудования, продукции химической промышленности упала с 10% до 8%.

В 2017 году также наблюдается положительная динамика, новые пакеты санкций пресекают все попытки нашего государства беззаботно продолжать экспортировать сырье. Положительная динамика наблюдается и в капитализации отдельных предприятий и биржевых котировках, что говорит о перспективах дальнейшего роста промышленности.
Однако, как говорил Уинстон Черчилль: «Время — плохой союзник». На данный момент, для России это действительно так. Если посмотреть на структуру экспорта и импорта Китая и отдельных стран Юго-Восточной Азии, то мы увидим существенную разницу. Ведь в структуре их экспорта большую часть занимает экспорт машин и оборудования (более 50 %), товаров химической промышленности и остальные высокотехнологичные отрасли, а вот сырьевая направленность у этих стран минимальная. Поэтому в современных условиях мы рискуем стать зависимыми от них, и от этой зависимости, пока что, нас спасает лишь сильная армия и вооружение. Именно благодаря оружию с нами до сих пор считаются на мировой арене. В связи с чем, нас пытаются обойти всеми возможными путями, поместив лишь в самое начало формирования цепочек стоимости, рассматривая лишь как источник сырья.

Нельзя не отметить инициативу Китая в формировании новой экономической полосы «Шелковый путь», где Россия рискует стать периферией. Так, из маршрутов, обозначенных в «Прекрасных перспективах»[9] через территорию России проходит лишь северный маршрут, включающий дорогу Пекин-Москва, ибо Китаю нет никакого смысла развивать наш Транссиб, так как путь через Казахстан на 2000 км короче. В последующем мы и вовсе можем лишиться Дальнего Востока.

В современных условиях у России есть два пути: «Адаптация» или «Интеграция», но лишь один из них позволит выйти на достаточный уровень независимости и обеспечить надежную экономическую безопасность государства в будущем – это интеграция. Мы считаем, что именно интеграция, сложный и всеобъемлющий процесс, сможет укрепить позиции России в Восточном регионе. Однако для её осуществления государству необходимо в первую очередь создать свой внешнеэкономический потенциал. Сейчас страны СНГ являются наиболее перспективным рынком сбыта для Российской продукции. Именно сотрудничество с этими странами позволит России в дальнейшем укрепить свои позиции в рамках ЕАЭС и выйти в лидеры, путем увеличения производственных мощностей и сокращения сырьевой направленности экономики. Впрочем, пути реализации интеграционного взаимодействия – тема следующей нашей статьи, так как это очень многогранный и противоречивый процесс, требующий пристального изучения не только макроэкономическим показателей, но и перспектив отдельных отраслей во взаимовыгодном сотрудничестве со странами ближнего зарубежья.



Библиографические ссылки


1.ФЗ о федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. URL: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2016/12/main/FZ415-FZ_ot_191216.pdf

2.Малахова Т.С. Стратегии экономического роста России и ее позиции в условиях глобальной нестабильности // Научные труды вольного экономического общества России том 201 стр.424, 2016

3.Зайцева Е. В. Санкция на санкцию: запреты, введенные Россией и Западом, влияние на дальнейшее развитие РФ // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 493-497.

4.ВВП МВФ URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2017/02/weodata/weorept.aspx

5,.Внешняя торговля, федеральная служба гос. статистики URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ftrade/#

6. Статистические данные Китай URL:https://atlas.media.mit.edu/ru/profile/country/chn/

7.Статистические данные Сингапур URL: https://atlas.media.mit.edu/ru/profile/country/sgp/

8.Кудров В.М. Россия и Китай: чьи экономические реформы эффективнее? // Современная Европа Номер: 4 (56) с. 115-128 Год: 2013

9. «Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию экономического пояса шелкового пути и морского шелкового пути XXI века» // Госкомитет по делам развития и реформа, министерство иностранных дел и Министерство коммерции // март 2015



Оцените публикацию:
 (голосов: 0)
| Раздел Публикации | написал watch_out | просмотров: 39 |