Факультет истории, социологии и международных отношений (ФИСМО)

Кубанского Государственного университета

Логин:

Пароль:

| Лента публикаций

Рудь Е.Г. Черномоский регион - очаг напряженности на геополитической карте мира

Публикации

Рудь Е.Г. бакалавриат, ОФО, 1 курс


ЧЕРНОМОРСКИЙ РЕГИОН – ОЧАГ НАПРЯЖЕННОСТИ НА ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТЕ МИРА


В статье анализируется геополитическая обстановка, которая складывалась на территории Черноморского региона и стран, расположенных на берегу Черного моря, их взаимоотношения друг с другом, способы решения того или иного конфликтного вопроса.

Ключевые слова: политика, регион, НАТО, стратегические позиции, национальная безопасность, общеевропейская система безопасности, конфликтогенность, Большой Причерноморский регион, геополитика, ООН, Хельсинский заключительный акт, Европейский союз, режим Конвенции Монтре, тразитер, СМИ, BLACKSEAFOR, терроризм, инфраструктура, фортпост.

In article the geopolitical situation which developed in the territory of the Black Sea region and the countries located on the bank of the Black Sea, their relationship with each other, ways of the solution of this or that conflict question is analyzed.

Key words: policy, region, NATO, strategic positions, national security, all-European security system, conflictogenity, Big Black Sea region, geopolitics, UN, Helsinki final act, European Union, Convention Montreux mode, traziter, media, BLACKSEAFOR, terrorism, infrastructure.


В современном обществе ярко выражена тенденция регионального измерения политики. В социальных науках сложилась политико-географическая система критериев, согласно которым мировое пространство состоит из ряда сегментов — регионов. В российских социально-политологических и конфликтологических исследованиях конца XX — начала XXI в. обозначился и другой подход к определению понятия «регион», основанный на особенностях территориальных образований, входящих в Российскую Федерацию.

Средиземноморско-Черноморский регион занимает особое место в планах НАТО, т.к. в нем сплетаются в один узел интересы региональных держав и государств Западной Европы и США. Что касается нашей страны, то Черноморский регион, да и юг в целом, обеспечивает достаточно сильные и стабильные стратегические позиции.
Располагаясь между Европой, Россией и странами Ближнего и Среднего Востока, этот регион является перекрестком различных цивилизаций и культур, где сосредоточились наиболее острые проблемы современного мира. Здесь же проходят основные магистрали трубопроводов, осуществляющих поставку нефти и газа за рубеж. Обеспечение национальной безопасности России во многом зависит от того, как будет складываться ситуация в Черноморском регионе, одном из ключевых в общей системе глобальной безопасности.

Актуальность выбранной темы обуславливается резким ростом влияния событий, происходящих в данном регионе на формирование общеевропейской системы безопасности. От того, насколько эффективным окажется включение Черноморского региона в общую систему европейской безопасности во много зависит дальнейшее развитие континента, поскольку распад биполярной системы привел к возникновению обширной «зоны повышенной конфликтогенности». На фоне активизации деятельности
Североатлантического альянса в средиземноморских и черноморских государствах анализ происходящих на южных рубежах нашей страны событий важен и в свете формирования отношений между Россией и НАТО.[1] В XXI веке Большой Причерноморский регион (BSWR - Black Sea Wider Region) все больше и больше оказывается в эпицентре внимания Запада, имеющего целью достичь своих интересов на Кавказе и Ближнем Востоке, и, таким образом, он становится одним из ключевых направлений на новой «конфликтной» арене. Все значимые геополитические события этого региона в определенной степени исходят из глобальной геополитической ситуации в мире.
Н.А. Ковальский оценивал проблему взаимоотношений НАТО и России по вопросам, связанных с геополитикой на Черноморском побережье, так: «Именно пересмотр НАТО сложившейся после Второй Мировой Войны системы международного права, отказ от ряда основополагающих принципов устава ООН и хельсинского Заключительного акта, возведение в норму права вмешательство во внутренние дела суверенных государств под соответствующими предлогами – все это привело к тому, что НАТО превратилось в источник угрозы безопасности в Средиземноморско-Черноморском регионе».

Уникальность Черноморского региона обусловлена тем, что здесь сконцентрированы важнейшие транспортные артерии, в том числе и маршруты транспортировки нефти и газа. И события, которые происходили в этом регионе начиная с 90-х гг. ХХ в, показывают, что он становится основным местом приложения военно-политических усилий НАТО. При этом Североатлантический альянс становится постепенно все менее однородной структурой с нарастающими внутренними противоречиями.[1]
С чисто геополитической точки зрения Черноморский регион является относительно небольшой и закрытой зоной, которая сталкивается с интересами Северо- Востока (России, Украины, Грузии, Южной Турции) и Запада (Румынии, Болгарии и европейских держав, таких как Франция, Германия, Австрия и Великобритания) на протяжении всей своей истории.

Вот что говорит в своей работе «Histoire de la Mer Noire», напечатанной во Франции, Георг Константин Брэтиану, великий историк и профессор: «Театр, представленный на берегу Черного моря, утверждает соображения, превышающие региональные вопросы. Благодаря своим морским путям и портам Черное море заслуживает звания великого порта международных перевозок и торговли».

Следует заметить, что Европейский союз в последнее время активизировал свое присутствие в Черноморском регионе. Ведь Черное море и регион в целом рассматривается ЕС как «мост» между Европой и Каспийским регионом, который, в свою очередь, богат углеводородами, а также с точки зрения о важности энергетической безопасности. И наиболее благоприятным является тот факт, что практически все страны региона – потенциальные партнеры союза, причем некоторые из них, такие как Румыния и Болгария, входят в него и являются прямыми проводниками его решений.[2]

И именно Румыния в начале 2016 года предложила идею формирования постоянного военно-морского объединения НАТО в Черном море с целью противодействия усилению РФ.[3]
В последнее время, под предлогом обеспечения безопасности Европы, США приступили к размещению систем противоракетной обороны на территории этих стран, Румынии и Турции, тем самым усиливая свое военное присутствие в черноморском бассейне. [4]
Александр Грушко, российский постпред при НАТО, 21 апреля 2016 заявил, что «эти страны и являются морскими державами, и у них есть флоты, которые находятся в Черном море. Складывай их в группировку, не складывай – это дело военных… Принципиально важно – режим Конвенции Монтре должен оставаться незыблемым, это одно из международных соглашений, которое обеспечивает региональную стабильность и безопасность».

В ЕС приняли довольно важный документ – «Стратегия ЕС в отношении Черного моря», который оформил инициативу Евросоюза 2007 года под названием «Синергия Черного моря». Инициатива отметила общие направления работы ЕС в регионе, а именно: демократия и права человека, «замороженные конфликты», торговля, транспорт и энергетика. Можно сказать о том, что ЕС намерен всерьез побороться за лидерство в Черноморском регионе, поскольку будет создан мониторинг местности, создана правовая и финансовая база воздействия на страны региона.
Черное море было объявлено «частично европейским внутренним морем», «географически преимущественно европейским», для того чтобы уменьшить влияние РФ, было выдвинуто предложение о создании коалиции стран региона. [5]

Так, Бухарест мечтает стать важнейшим транзитером углеводородов для Европы, а в Брюсселе надеяться на «энергетическую безопасность». У Киева также было большое желание участвовать в этих проектах, так украинские власти хотели привлечь европейские инвестиции для создания терминалов по переработке природного газа в Одессе, Феодосии или Очакове.
Необходимо понимать, что эта «Стратегия» ЕС всего лишь один из шагов цельной концепции по «удушению» и вытеснению России с тех позиций, ради которых наши предки в прошлом не раз воевали и пролили много крови. И их начинания поддерживает США – еще ранее были проекты ГУАМ, «Восточное партнерство» и «Синергия».
Вооруженные же силы России провели военные учения «Запад», которые были широко освещены СМИ и стали самыми масштабными со времен Холодной войны. Именно в Черном море проводились крупные военно-морские операции, которые в следствии подтвердили ключевое значение Черноморского региона в геополитической гонке.
Поэтому встал вопрос: «А что же должен сделать НАТО, чтобы помешать российским планам относительно «южного моря»? И ответ один: превратить Черное море в стратегическую зону внимания и убедиться в том, что войска НАТО способны действовать, находятся на позициях и готовы как к мирным операциям, так и к участию в боях. [6]

По мнению экспертов, НАТО, с учетом стратегической важности Черноморского региона, является основным игроком в обеспечении безопасности стран, но блок, одновременно с этим, не смог сформировать собственную всеобъемлющую стратегию для региона в целом. Хотя и вносит существенный вклад в стабильность региона и поддержку отдельных стран в рамках двусторонних программ. [7]
Вместе с тем географическое положение региона относительно мест добычи и транспортировки энергоресурсов подразумевает, что энергетическая политика играет и будет играть существенную роль в геополитике региона. Следовательно, в регионе необходимо расширение влияния значимых межнациональных и региональных общественных и военно-политических организаций и блоков. При этом политика такого ядра должна оставаться в рамках доминирующих приоритетов безопасности НАТО.
Запад постоянно утверждает, что надо отказаться от пассивного способа мышления, что нужно адаптироваться к беспроигрышной модели мышления. Это можно объяснить тем, что региональные организации, которые Запад поощрял в Черноморском регионе с конца 1990-х годов, на самом деле созданы для поиска альтернативных путей транспортировки энергии. Неудивительно, что основным инструментом для этого Запад выбрал НАТО, а не ЕС. НАТО является военно-политической организацией, цель которой состоит в защите стран блока от общего врага, а не распространения благосостояния и демократии во всем мире.

Следует упомянуть проект BLACKSEAFOR, который, по сути, является военно-морской группой оперативной кооперации. В начале своего действия он представлялся во многом перспективным, способным объединить страны, имеющих выход к Черному морю, базирующим на нем свой флот для решения серьезных проблем внешней безопасности. Но в настоящее время, можно с уверенностью сказать, что данный проект имеет низкую степень эффективности, т.к. страны-участники имеют разную направленность внешнеполитических приоритетов, среди которых, с одной стороны – страны НАТО (Румыния, Болгария, Турция), с другой – лидер ОДКБ (Россия). Украина выступает как отдельное звено, не являясь членом ни одного из блоков. [8]

На одной их прямых линий с жителями страны президент Владимир Путин заявил, что обострение взаимоотношений Россия-НАТО вызвано, прежде всего, недоверием. Россия зачастую обвиняет НАТО в необоснованном расширении к своим границам. Причем, по мнению российских аналитиков, оно не вызвано реальными причинами. На вопрос Российской Федерации «Зачем?», последовал довольно резкий ответ, что России это не касается. Если смотреть на этой с одной стороны, стоит согласиться, что страны имеют право на свободный выбор, куда им вступать, но с другой, продвижение натовской к своим границам Россия вынуждена рассматривать как угрозу своей безопасности. В ответ, НАТО заявляет, что расширение организации не носит каких-либо конфронтационных задач и обвиняет Россию в нарушении границ суверенных государств. [9]
В итоге, это привело к тому, что Североатлантический Альянс объявил о разрыве отношений с Россией в гражданской и военной сфере. И это обстоятельство отнюдь не способствует укреплению внешней и внутренней безопасности.
Фактически, роль российско-европейских отношений и безопасность Черноморского региона напрямую зависят друг от друга.
Таким образом, приоритетной задачей их сотрудничества является обеспечение этой безопасности, и принципами взаимодействия выступает углубления военно-технического, экономического пособничества. Возникают подозрения, что в своей внешней политике ЕС продвигает военные интересы НАТО. Такая неоднозначность и не прозрачность политики приводит к тому, что сотрудничества Евросоюза и России в сфере безопасности в Черноморском регионе оказывается под угрозой неэффективности. Тем не менее, РФ позиционирует себя как надежный партнер по вопросам международного урегулирования, борьбы с терроризмом и контрабандой наркотиков. [10]
Отвечая на вопрос, про дополнительные меры, которые может принять Альянс в качестве реакции на действия России в Черном море, генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг сказал: «Мы рассматриваем, как мы можем увеличить наше присутствие в Черноморском регионе. Мы уже увеличили наше присутствие усилением патрулирования воздушного пространства, присутствия на море и проводим больше учений. Мы также думаем, что можем сделать еще». [11]
Россия стремится превратить Черное море в свой форпост, который будет использоваться для распространения геополитического влияния на Балканы, Средиземноморский регион, Ближний Восток, Каспийский регион, Иран.

Не стоит забывать о том, что Черноморский регион имеет огромное значение и в экономическом плане. Контролируя Черное море, Россия может закрыть его в качестве потенциальных ворот для поставки энергетических ресурсов из Азербайджана и Туркмении в Европу.
Поэтому, можно сделать вывод, что Россия является самой значительной силой в этом регионе. А Западу необходимо сформулировать четкую стратегию противодействия российской экспансии, в том числе и военно-политического, по разным направлениям, начиная от Черного моря и Балтики, заканчивая Центральной Азией. Иной альтернативы сегодня не существует. И чем дольше западные политики будут вести осторожные дискуссии и надеяться на то, что смогут таким способом «сдержать» российскую агрессию, тем более высокую цену им придется заплатить в будущем. [12]

«Тут будет построен американскими «пчелками», военно-морским десантом США, центр управления украинским флотом, который будет стоять здесь», - сказала Соколовская, указав на карте место будущего строительства штаба НАТО.

«Ничего не будет построено. Утопим, здесь будет могила, на дне лежать будут все, кто прикоснется к Очакову. Его брала русская армия. Всех утопим там, в Черном море. И ваше киевское правительство уничтожим. Это русская земля», - заявил Жириновский. [13]

Запад должен постоянно напоминать себе: цель – это укрепление безопасности и стабильности в регионе посредством демократической интеграции и создания системы коллективной безопасности, а также укрепления связей с НАТО и Евросоюзом. [14]



Библиографические ссылки


1. Самохин Александр Анатольевич. НАТО и формирование европейской безопасности в 90-е гг. XX в.: Средиземноморско-Черноморский регион: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.03. - Краснодар, 2002.- 269 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-7/525-3

2. ЕС огласил "Стратегию" по завоеванию лидерства в Черноморском регионе//Военное обозрение. -2011

3. Артур Кисляченко. Для чего НАТО постоянная флотилия в Черном море // Политика и финансы. – 2016

4. Анна Глазова. Зона особых интересов России. Борьба за влияние в Черноморском регионе – один из приоритетов для внешней политики Москвы // Флот – XXI век. – 2012

5. ЕС огласил "Стратегию" по завоеванию лидерства в Черноморском регионе//Военное обозрение.-2011

6. James Stavridis. Crimea Isn't the End of Russia's Black Sea Ambitions // Bloomberg View. – 2017

7. Сергей Гриняев. О некоторых оценках экспертами НАТО ситуации в Черноморском регионе // ЦЕНТР СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОЦЕНОК И ПРОГНОЗОВ. – 2009

8. Статья из газеты: Комерсантъ. 2002. №203. С.10

9. http://www.youtube.com/watch?v=UwEmkF2-RFM

10. Пономарева М.И. Черноморский регион как общее пространство внешней безопасности России и Европейского Союза в XXI веке // Русская история. – 2014

11. Александер Таппан. НАТО увеличит присутствие в Черноморском регионе // Newsland. – 2016

12. Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». Том 24 (63). 2011. №3-4. С. 163

13. США уже уверены: всё черноморское побережье Украины станет их военной базой // NOVO24 Новости Новороссии. – 2017

14. Рональд Асмус. Евро-атлантическое Причерноморье // Россия в глобальной политике. - №3, 2007 г.


Оцените публикацию:
 (голосов: 0)
| Раздел Публикации | написал watch_out | просмотров: 98 |