Факультет истории, социологии и международных отношений (ФИСМО)

Кубанского Государственного университета

Логин:

Пароль:

| Лента публикаций

Никоненко В.А. Трансформация модели обеспечения экономической безопасности в условиях геополитической нестабильности

Публикации

Никоненко В.А. бакалавриат, ОФО, 2 курс


ТРАНСФОРМАЦИЯ МОДЕЛИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ


В статье анализируется современные вызовы и угрозы экономической безопасности Российской Федерации. Проанализированы внутренние и внешние факторы, влияющие на экономическое положение страны, предложено ряд направлений развития системы обеспечения экономической безопасности.

Ключевые слова: Российская Федерация, национальные интересы, экономическая безопасность, модели интеграции, санкционный режим, стратегия экономической безопасности России.

The article analyzes contemporary challenges and threats to the economic security of the Russian Federation. Internal and external factors affecting the economic situation of the country are analyzed, and a number of directions for the development of the system for ensuring economic security are proposed.

Key words: Russian Federation, national interests, economic security, integration models, sanctions regime, Russia's economic security strategy.


Постоянно изменяющая конъюнктура международных экономико-политических отношений на международной финансовой арене порождает изменения в микро- и макропроцессах на уровне государств. Современная карта мира стирает границы между государствами-членами интеграционных групп, но в то же время возникают все новые геополитические проблемы, разрешение которых требует колоссальных усилий и вмешательства мирового сообщества. Передел сфер влияния порождает все новые очаги противоречий [1], причем конфликты развиваются как в открытой форме, так и в виде скрытой эскалации напряженности.
С каждым новым витком интеграционных процессов все более остро встают вопросы обеспечения суверенных интересов страны, ее независимости и свободы в принятии стратегически значимых решений. Встает вопрос о поиске оптимальной модели межстранового взаимодействия, ведь обострившиеся кризисные явления последних лет становятся своеобразными точками бифуркации для отечественной экономики. Новые вызовы требуют аккумуляции внутренних резервов и последовательных действий в отношениях с иностранными партнерами.

Какие же модели интеграции следует анализировать в первую очередь? На наш взгляд, основополагающими векторами движения в этом направлении является модель, впервые выдвинутые Р.С. Гринбергом и И.С.Косиковой [2]. В рамках данной концепции предполагается выделение интеграционной и адаптационной модели сотрудничества в международной сфере. Первая предполагает тесное взаимодействие со странами-партнерами, вторая ориентирована, в первую очередь, на формирование национальной стратегии с опорой на имеющиеся в стране факторы роста и их развитие.
В этом контексте задача экономики России – найти баланс между вышеназванными формами взаимодействия. С одной стороны, создание геополитического центра силы на постсоветском пространстве требует наличие здесь устойчивого союза, лидером которого выступала бы Россия. И для реализации данной задачи следует развивать интеграционную модель отношений в рамках ЕАЭС. Но, вместе с тем, формирование внешней привлекательности необходимо начинать с мобилизации внутренних резервов для укрепления устойчивой экономической структуры, способной переносить кризисные ситуации без потерь. В этой связи, постулаты адаптационной модели становятся не менее значимыми.

Таким образом, достижение состояния экономической защищенности и благосостояния возможно только при грамотном синтезе интеграционной и адаптационной модели. Недаром лейтмотивом трудов многих отечественных ученых является мысль о том, что для формирования привлекательного имиджа в глазах государственных и частных инвесторов и партнеров необходимо начинать с модернизации отечественной экономики, а после переходить к активным внешнеполитическим действиям.
Недаром экономическую безопасность трактуют как общественное благо [3]. Ее обеспечение требует консолидации усилий всего общества и активизации нормотворческой деятельности для достижения благосостояния граждан и процветания государства. На сегодняшний день особое место занимает исследование изменений национальной доктрины в сфере экономической безопасности.

Каким образом указанные постулаты могут быть реализованы на практике? Ответственность за регулирование данной ситуации требует стратегически сформированных действий и лежит, в первую очередь, на государственных институтах. Обратимся к нормативно-правовым актам, действующим в этой сфере. На сегодняшний день, основополагающим документом является Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [4]. Она принята в соответствии с федеральными законами «О безопасности» и «О стратегическом планировании в Российской Федерации». В указе к данной стратегии отмечается необходимость решения задач, направленных разработку, реализацию, мониторинг и контроль мер по обеспечению экономической безопасности.
Стратегия экономической безопасности России до 2030 года демонстрирует объективный и взвешенный подход к пониманию проблемы воздействия негативных факторов на отечественную экономику. Угроза, исходящая от мировой рыночной конъюнктуры, фиксируется, однако не гиперболизируется [5]. Сделан акцент на то, что национальная экономическая безопасность должна регулироваться, исходя из решения проблем, имеющих внутригосударственный генезис. Преодолевать эти негативные факторы можно планомерно воздействуя на хозяйство страны, поэтому именно решению внутренних задач социально-экономического развития уделяется повышенное внимание.
Приоритетными направлениями в рамках реализации стратегии национальной безопасности является гармоничное изменение структуры национальной экономики (в рамках решения проблемы сырьевого придатка). Хозяйство страны должно «нарастить мышечную массу», укрепившись в отраслях промышленности и услуг. Только с опорой на устойчивое производство можно стать привлекательными для иностранных партнеров.

Политика импортозамещения столкнулась с рядом противоречий, и на сегодняшний день в ряде отраслей еще только предстоит адаптироваться к редукции экономических связей со странами Запада. Изменениям подверглись импортно-экспортные потоки, структура и объем товарообмена. В этой ситуации целесообразно оценить потоки взаимной торговли с ближайшими партнерами, поскольку именно взаимодействуя с ними, можно впоследствии достичь роста.
Говоря о изменении ключевых каналов межстрановой торговли, требуется отметить следующее. До введения санкционного режима экономика России была ориентирована на сотрудничество с Европейским союзом, в первую очередь, в рамках поставки сырья и энергетических ресурсов. При утрате этого канала сбыта, отечественное хозяйство вынуждено подстраиваться под интересы иностранных контрагентов. В то же время ЕС может без особых потерь восполнить возникший дефицит за счет других поставщиков (в первую очередь, стран ОПЕК, США и т.д.)

Вместе с тем, движение на Восток, которое ряд исследователей называют оптимальным выходом из сложившейся ситуации, по нашему мнению, является лишь вынужденной мерой, не отвечающей в полной мере интересам экономики России. Таким образом, качественного роста в внешнеэкономической деятельности можно достичь только при формировании внутринационального устойчивого хозяйства.

Сформулируем общие положения по итогам работы:
1. Для укрепления внешнеполитических позиций требуется формирование устойчивой системы хозяйствования внутри страны.
2. Меры по совершенствованию системы формирования не должны быть изолированными и отчужденными друг от друга. Важно сформировать комплексный подход к обеспечению экономической безопасности внутри страны для достижения баланса сил во внешнеэкономической сфере.
3. Положения нормативно-правовых актов, принятых в этой сфере, необходимо реализовывать на практике. Для этого необходимо, чтобы нормы, зафиксированные в законах, носили не только декларативный характер, но и выражались в определенных качественных и количественных показателях.
4. Целесообразно продолжать углубленное сотрудничество в рамках ЕАЭС, поскольку, укрепляя свои не только политические, но и экономические позиции именно в локальном центре, Россия может претендовать на рост глобального влияния.
На сегодняшний день стоит задача формирования таких экономико-политических условий, когда бы выбор союзников не был детерминирован негативными факторами и спровоцированной извне необходимостью [6], а становился результатом выверенной стратегии, обеспечивающей объективно выраженные преимущества для отечественного хозяйства. Движение в этом направлении станет залогом успеха на пути к достижению оптимальных показателей экономической безопасности в условиях геополитической нестабильности.



Библиографические ссылки


1. Шумаев, В.А. Защита экономических интересов России. / В.А. Шумаев // Российский экономический интернет-журнал. – 2016. - №3. – С. 38;

2. Гринберг, Р.С., Косикова Л.С. Новые тенденции экономического сотрудничества на постсоветском пространстве. Россия в глобализирующемся мире: политико-экономические очерки. М.: Наука, 2004. С. 445-460;

3. Цхададзе, Н.В. Экономическая безопасность как общественное благо. Электронный ресурс. Режим доступа: http://izron.ru/articles/o-nekotorykh-voprosakh-i-problemakh-ekonomiki-i-menedzhmenta-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezh/sektsiya-1-ekonomicheskaya-teoriya-spetsialnost-08-00-01/ekonomicheskaya-bezopasnost-kak-obshchestvennoe-blago/, дата ображения – 12.04.2018;

4. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_216629/, дата обращения – 10.04.2018;

5. Бухвальд, Е.М.Евгений Моисеевич, Иванов Олег Борисович Экономическая безопасность России и Стратегия ее пространственного развития / Е.М. Бухвальд, О.Б. Иванов // ЭТАП. - 2017. - №3. - С. 7-22;

6. Малахова Т.С. Позиции России в глобальной экономике: тенденции и противоречия // Финансы и кредит. - 2015. - №21 (645). – С. 13-26.


Оцените публикацию:
 (голосов: 0)
| Раздел Публикации | написал watch_out | просмотров: 151 |