Факультет истории, социологии и международных отношений (ФИСМО)

Кубанского Государственного университета

Логин:

Пароль:

| Лента публикаций

Никоненко В.А. Формирование механизма внешэкономического взаимодействия стран европейского союза: вызовы и угрозы

Публикации

Никоненко В.А. бакалавриат, ОФО, 2 курс


ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРАН ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА: ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ


В статье анализируется текущее положение стран-субъектов Европейского Союза в условиях постоянно растущих противоречий. Автором предложена дифференциация стран, соответствующая территориальным и экономическим особенностям на основе кластерного подхода.

Ключевые слова: Европейский Союз, экономическое развитие, кластерный подход, глобализация, кризисные явления.

The article analyzes the current situation of the countries-subjects of the European Union in the face of constantly growing contradictions. The author proposes differentiation of countries, corresponding to territorial and economic features on the basis of the cluster approach.

Key words: European Union, economic development, cluster approach, globalization, crisis phenomena.


Сегодня, в эпоху, когда глобализация является осязаемой реальностью, в мировом хозяйстве все более актуальными становятся понятия «взаимовлияние», «взаимозависимость», «взаимообусловленность» [1]. На основании этого значительно возрастает роль политических партий и транснациональных корпораций в структуре финансово-экономических отношений. В то же время, важную роль в поступательном развитии хозяйства страны играют внешнеэкономические связи.

Регулирование системы взаимодействия между странами-участницами международных экономических отношений, а также поиск оптимальных путей и стратегий сотрудничества приобретают особую значимость именно в условиях постоянно возрастающей взаимозависимости. Анализировать данную проблему целесообразно на примере Европейского союза, объединения, которому за годы своего существования удалось закрепить за собой статус высокоорганизованной международной интеграционной группы с высочайшим уровнем взаимосвязей между странами.

Несмотря на тесную взаимосвязь между государствами-партнерами, в Европейском союзе сохраняется крайне значительный разрыв между уровнем благосостояния стран. На сегодняшний день характер экономических и политических отношений определяется потребностями крупных и экономически стабильных государств ядра ЕС, в то время как более слабые страны вынуждены встраиваться в существующую систему, теряя суверенные черты хозяйства в обмен на финансовую помощь. Невозможно не согласиться с экспертами, признающими сложившуюся ситуацию системным кризисом международных отношений [2].
В данной статье предлагается использовать для анализа внешнеэкономического взаимодействия между странами кластерный подход, который позволяет анализировать страны ЕС не в совокупности, а с определенной дифференциацией [3]. Такое рассмотрение позволит выделить «группировки внутри группировки», рассмотреть их ключевые проблемы и сделает возможным формирование локальных стратегий более «справедливого» развития хозяйства за счет укрепления прямых контактов между странами, объединенными территориальной близостью. Выделение кластеров осуществляется как на основе исторически сложившихся особенностей, так и в силу высокой взаимообусловленности в современный период.

Страны Центральной и Восточной Европы. Почти пятнадцать лет прошло с момента вступления в ЕС крупного блока стран, расположенных на восточных границах Евросоюза. Это было первым прецедентом в истории, когда страны бывшего соцлагеря сделали такой решительный шал на пути к интеграции. С 2004 года, после того, как произошло это судьбоносное для Венгрии, Польши, Чехии, Словакии событие, был проделан колоссальный путь по адаптации экономических систем государств под новые стандарты. Но изменения не принесли процветания. Промышленность и сельское хозяйство стран ЦВЕ понесли колоссальные убытки от следования новым стандартам [4]. В долгосрочной перспективе это может усугубить кризис Евросоюза, вызвав рост внутренней миграции и «утечку мозгов» [5]. Первая волна мирового финансового кризиса показала: страны ЦВЕ не способны самостоятельно переносить экономические потрясения, поэтому вышеназванные проблемы могут обречь страны на финансовую зависимость от центра ЕС.

Страны Балканского полуострова. Выделим в отдельную категорию По емкому выражению профессора М.Л. Энтина, политика Евросоюза в отношении этих стран «давно уже отнесена к разряду внутренней» [7], ведь в случае с ними, речь шла не о присоединении, а, в прямом смысле слова, о непосредственном поглощении. Утрата суверенитета и подмена национально установленных экономических и политических норм диктатом со стороны властей ЕС – вот первые результаты для Хорватии и ряда других стран-ассоциированных членов (Албания, Македония, Сербия, Черногория и др.). Серьезные потери, произошедшие в промышленном секторе, показали уязвимость действующих моделей экономики, однако действенных решений в этой области так и не последовало. Политика привлечения иностранных инвестиций со стороны ЕС себя не оправдала, ввиду еще более значительного ухудшения финансового и хозяйственного положения стран.

Страны Пиренейского полуострова и Италия. Испания и Португалия на сегодняшний день прочно обосновались в Евросоюзе, отдано и в этом регионе вопрос экономико-политических противоречий остается до конца неразрешенным. Чтобы создать для вышеназванных государств более комфортные условия, еще с конца 90-х годов здесь реализуются программы по развитию культуры [8], направленные на окончательный переход к демократии и стремление «дорасти до европейских стандартов». Что же роднит эти страны с Италией? В первую очередь, схожие проблемы в экономике: высокий уровень безработицы, в частности молодежной [9], постоянно растущий государственный долг. Неэффективное развитие малого и среднего бизнеса в совокупности с неуклонным старением рабочей силы приводит к тому, что не удается «запустить мотор экономического роста» не удается по сей день.

Скандинавские страны. В данном регионе, где традиционно наблюдается финансовая устойчивость, мировой финансовый кризис обнажил ряд проблем. В условиях глобальной нестабильности, спад экономики США по инерции ощутимо затронул Швецию, традиционно имеющую значительный товарооборот с североамериканцами. Стимулирование экономики в 2008-2009 гг. потребовало значительных вливаний денежных средств в экономику, однако это способствовало снижению безработицы [10]. Наиболее сильно кризис затронул Финляндию. Правительству страны пришлось предпринять ряд непопулярных мер, в том числе повышение НДС и акцизов, сокращение государственных расходов для преодоления негативных явлений. Ввиду сравнительно небольших потерь от кризиса, Норвегия ограничила меры по борьбе с его последствиями расширением объемов операций с ликвидными ценными бумагами. Несмотря на то, что страны по-разному решали вопрос преодоления кризиса и дальнейшего роста, наличие устойчивого хозяйственного базиса помогло справиться с торможением экономики без существенных потерь.

Страны Северной Европы. В целом, в данном регионе традиционно фиксируется стабильность и устойчивость. Они демонстрируют высокий уровень ВВП на душу населения, развитая структуру и быстрый рост экономики. Несмотря на то, что положительные факторы к концу нулевых из-за кризиса сменились тенденцией увеличения бюджетного дефицита, а также обнажили зависимость от транснациональных корпораций и прямых иностранных инвестиций, Ирландия и Дания сохраняют позиции локомотивов экономического развития в регионе. Именно здесь действие международных финансовых институтов оказалось эффективным и позволило улучшить финансовые показатели.
Страны Прибалтики. Не имея в годы СССР самостоятельной государственности, регулируя действия через центральные органы власти, Литва, Латвия и Эстония стремились в максимально сжатые сроки достигнуть уровня благосостояния ведущих стран Евросоюза. Однако годы членства не принесли желаемых результатов, а только обнажили системные проблемы хозяйствования. Приток капитала и инвестиций в данный регион осуществляется, в основном, за счет развитых стран Северной Европы, поэтому Прибалтика крайне зависит от них.

Страны ядра ЕС. В условиях постоянно нарастающей напряженности и противоречий, Германия, Франция и страны Бенилюкса оказались в не менее сложных условиях. С одной стороны, приток мигрантов и рост напряженности в регионе, усугубившийся с выходом Великобритании из Евросоюза, с другой – напряженность, исходящая от государств-членов в силу их неоднородности и экономических проблем. Вместе с тем – территориально широкая интеграция открывает широкие возможности для влияния, от которых нецелесообразно отказываться даже несмотря на кризис.

Отметим несколько ключевых положений, которые можно рассматривать как направления развития ЕС в будущем. В целом, речь не идет о прекращении существования Евросоюза, но в нынешней форме экономическое взаимодействие между странами требует пересмотра и поисков новых центров силы [11]. На наш взгляд, требуется налаживать сотрудничество между отдельными кластерами, допуская децентрализацию, поскольку это обеспечит более эффективный уровень взаимодействия.
Вместе с тем, каждому государству в отдельности необходимо модернизировать экономику опираясь на свои внутренние потребности. Только сформировав внутренне устойчивое хозяйство, можно уверенно двигаться к внешнеэкономическому взаимодействию, данный тезис был подтвержден рядом стран. Сложность заключается в том, что реализация любой государственной программы сталкивается с необходимостью подстраиваться под единые стандарты. Таким образом, дальнейшие развитие Европейского союза в рамках налаживания взаимодействия между странами должно опираться устойчивые связи внутри кластеров, так как данная форма объединения обеспечивает консолидацию усилий для достижения более высоких показателей.



Библиографические ссылки


1. Озов, А.А. Аслан Анатольевич Взаимозависимость и взаимовлияние политики и экономики в эпоху глобализации. / А.А. Озов // Гуманитарий Юга России. - 2017. - №1. - С. 223-232.

2. Кавешников, Н.Ю. Институционально-политическое развитие ЕС: кризис и варианты трансформации. / Н.Ю. Кавешников // Мировая экономика и международные отношения. – 2017. - №5. – С. 14-24.

3. Исланкина, Е.А. Кластерный подход в экономике: концептуальные основы, история и современность. / Е.А. Исланкина // Высшая школа экономики. – 2016.

4. Шильвян, В.В. Динамика взаимодействия России и восточноевропейских стран - членов ЕС в условиях санкций. / В.В. Шильвян // Научные труды Северо-Западного института управления. – 2016. – №1 (23). – С. 380-397.

5. Акифьева, Е.А. Взаимоотношения стран ЦВЕ с ЕС, апрель-сентябрь 2017 / Е.А. Акифьева / Европейский Союз: факты и комментарии. - 2017. - № 88-89. - С. 61-68.

6. Збарский М.Г. Социально–экономические и политические риски вступления стран Центральной и Восточной Европы в Европейский союз. / М.Г. Збарский // Взгляд молодых ученых на проблемы устойчивого развития. Сборник научных статей по результатам I Конгресса молодых ученых по проблемам устойчивого развития . – 2016. – С. 140-144.

7. Энтин, М.Л. Европейский Союз как один из ведущих международных игроков. Электронный ресурс. Режим доступа - http://alleuropalux.org/?p=638, дата обращения – 13.04.2018.

8. Нестерова Т.П Культура как элемент региональной политики ес в конце XX - XXI ВЕКАХ: опыт Испании и Португалии. / Т.П. Нестерова, Е.О. Зудова // Научный диалог. - 2017. - № 1. - С. 172-182.

9. Добров, Д.Д. Италия — слабое звено еврозоны. Электронный ресурс. Режим доступа: https://inosmi.ru/politic/20170801/239951607.html, дата обращения – 12.04.2018.

10. Волков, А.М. Преодоление кризисных явлений в некоторых странах ЕС / А.М. Волков, А.В. Гутник, Ю.Д. Квашнин, В.А. Оленченко, А.В. Щедрин // Мировая экономика и международные отношения. - 2015. - № 3. - С. 35-47.

11. Малахова, Т.С. Внешнеэкономическое взаимодействие России и ЕС: от противостояния к диалогу. / Т.С. Малахова // Россия в глобальной экономике: вызовы и институты развития. Материалы III Международного политэкономического конгресса и VI Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 446-449.

Оцените публикацию:
 (голосов: 0)
| Раздел Публикации | написал watch_out | просмотров: 33 |