Факультет истории, социологии и международных отношений (ФИСМО)

Кубанского Государственного университета

Логин:

Пароль:

| Лента публикаций

Турубарова А.П. ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОТИВАЦИЙ СТУДЕНТОВ

Публикации

Турубарова А.П.
магистрантка ФИСМО, КубГУ


ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОТИВАЦИЙ СТУДЕНТОВ


Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности - одна из стержневых проблем при понимании и объяснении человеческого поведения. На сегодняшний день ни в социологии, ни в психологии не выработаны единые позиции, относительно сущности мотива и мотивации, как побудительной силы, запускающей то или иное поведение человека.

Различные исследователи по-разному определяют сущность мотива: в литературе можно встретить понимание мотива, как цели деятельности, как потребности, как намерения, как устойчивого свойства личности. По мнению Е.П. Ильина, «решение вопроса о сущности мотива как основания и побудителя активности человека возможно лишь при объединении существующих взглядов в единой и непротиворечивой концепции» [1].

Отечественные ученые (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анциферова, Л.П. Буева, Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Ф. Сержантов), занимавшиеся проблемой мотивации учебной деятельности, подчеркивают большую значимость ее формирования и развития у студентов, так как именно она является гарантом формирования познавательной активности, и как следствие развивается мышление, приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности личности в последующей жизни. В работах Ю.Р. Вишневского, В.Т. Шапко, В.И. Добрыниной, Т.Н. Кухтевич, О.В. Виштак применяется системный подход к исследованию состояния и перспектив мотивационно-ценностных ориентаций молодежи. Особо следует выделить идеи зарубежных исследователей Дж. Мида, рассмотревшего поведение и мотивы в зависимости от различных установок личности, среды проживания и учета позиции других в процессе взаимодействия. Т. Парсонс рассматривал поведение в соответствии с социальными нормами и ожиданиями (статус и роль) и ценностными ориентациями как механизмом, регулирующим социальное поведение личности.

В психологии понятие мотивации представлено, в частности, в работах Х. Хекхаузена. Он отмечает, что слово «мотивация» выступает в качестве обобщающего обозначения многочисленных процессов и явлений, суть которых сводится к тому, что живое существо выбирает свое поведение, исходя из его ожидаемых последствий, и управляет им в аспекте его направления и затрат энергии. Процессы мотивации охватывают взаимодействие личности и ситуации. Наряду с побудительными аспектами ситуации, раскрывающимися через восприятие возможностей достижения определенных целей, на привлекательность предвосхищаемых последствий действия оказывают влияние и актуализируемые этой ситуацией мотивы [2].

Мотивы определяют, как такие содержательные классы целей действия, которые существуют в форме устойчивых и относительно постоянных ценностных диспозиций. Это ценностные диспозиции «высшего» порядка; иными словами, они не играют решающей роли в поддержании функционирования организма, они не врождены и развиваются только в процессе онтогенеза, зависят от социализации и, следовательно, от социальных норм той среды, в которой воспитывается ребенок [3].

В современных условиях мотивация к учебной деятельности приобретает самые разные причины. В значительной степени эти причины обусловлены социально-экономическим, культурным климатом в данном обществе. Во многом именно внешняя составляющая определяет необходимость получения образования в целом в рамках общеобразовательной школы и его продолжение в стенах высшей школы. Образовательный процесс протекает в определенной социокультурной среде и, следовательно, носит на себе отпечаток последней.

Одним из самых значимых моментов получения высшего образования, да и образования вообще, является мотивация, внутренняя нацеленность на достижение высокого образовательного уровня. Обращаясь к мотивам учебной деятельности, А.К. Маркова отмечает, что побудителем учебной деятельности является система мотивов, органично включающая в себя познавательные потребности, цели, интересы, стремления, идеалы, мотивационные установки, которые придают ей активный и направленный характер, входят в структуру и определяют ее содержательно-смысловые особенности. Названная система мотивов образует учебную мотивацию, которая характеризуется как устойчивостью, так и динамичностью.

Мотивационным фактором выбора формы обучения, прежде всего заочной формы, выступают следующие основания:

–мотивы поступления в вуз заочников в подавляющем большинстве случаев общественно значимы и профессионально направлены, поэтому выпускник-заочник, даже на первых порах уступая в знаниях выпускнику-очнику, в жизни часто оказывается более перспективным специалистом;

– мотивацией обучения на заочном отделении может стать желание совершенствовать свои знания и умения для последующего карьерного и морального роста для уже сформировавшей свое мировоззрение личности. Это касается прежде всего людей, работающих на каких-либо предприятиях и в организациях. Их желание получить высшее образование связано с необходимостью идти вверх по карьерной лестнице, получать в процессе учебы недостающие знания для производственной деятельности, а при наличии такой задачи качество обучения значительно возрастает. Такие студенты используют свои знания непосредственно на практике и видят целесообразность дальнейшего обучения [4].

Потребность в получении высшего образования ощутили прежде всего люди со средним профессиональным образованием, чья специальность по тем или иным причинам утратила актуальность и не пользуется спросом в современных реальных условиях. Такие студенты рассчитывают обрести новую, актуальную для них специальность, которая позволила бы найти высокооплачиваемую работу, сделать карьеру и занять более высокий статус в обществе.

Мотивом получения заочного образования выступает желание не потерять рабочее место у тех людей, которые уже имеют вполне устраивающую их должность и зарплату, но работают не по той специальности, которую им предоставило первое образование.

Применительно к образовательным выделяют несколько групп мотивов. Во-первых, мотивы, заложенные в самой учебной деятельности: 1) Мотивы, связанные с содержанием учения: студентов побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений и т.п. 2) Мотивы, связанные с самим процессом учения. В этом плане студента побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе поиска ответов на проблемные вопросы, т.е. увлекает сам процесс поиска решения, а не только получаемые результаты.

Во-вторых, мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности: 1) Широкие социальные мотивы: мотивы долга и ответственности перед обществом, семьей, мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения); 2) Узколичные мотивы: стремление заслужить одобрение, получить хорошие отметки (мотивация благополучия), желание быть первым; 3) Отрицательные мотивы: стремление избежать неприятностей, негативных последствий.

Принято выделять следующие функции учебных мотивов: 1) побуждающую функцию, которая характеризует энергетику мотива, иными словами, мотив вызывает и обусловливает активность учащегося, его поведение и деятельность; 2) направляющую функцию, которая отражает направленность энергии мотива на определенный объект, т.е. выбор и осуществление определенной линии поведения, поскольку личность учащегося всегда стремится к достижению конкретных познавательных целей. Направляющая функция тесно связана с устойчивостью мотива; 3) регулирующую функцию, суть которой состоит в том, что мотив предопределяет характер поведения и деятельности, от чего, в свою очередь, зависит реализация в поведении и деятельности учащегося либо узколичных (эгоистических), либо общественно значимых (альтруистических) потребностей. Реализация этой функции всегда связана с иерархией мотивов. Регуляция состоит в том, какие мотивы оказываются наиболее значимыми и, следовательно, в наибольшей мере обусловливают поведение личности. Мотивация как движущая сила поведения и деятельности человека, является ведущим звеном в структуре личности и определяет эффективность любой деятельности субъекта, в том числе, деятельности, направленной на получение образования. Таким образом, наличие актуальной мотивации изучения учебной дисциплины, является необходимым условием продуктивного обучения студента.

Особую остроту проблема мотивации приобретает в случае заочного или дистанционного обучения, ориентированной на самостоятельную работу, требующей от учащегося высокого уровня самоорганизации и самоконтроля, который может быть достигнут только в случае высокой мотивации учебной деятельности. Опыт показывает, что далеко не всегда у студента сформирована мотивация, достаточная для успешного освоения дисциплины. В этих условиях встает вопрос о разработке средств и методов целенаправленного формирования мотивации изучения отдельных дисциплин.

Немаловажными для студентов-заочников являются и мотивы социальные. Например, для большинства взрослых людей, уже состоявшихся в трудовой деятельности, часто имеющих семью и детей небезразличным является и успешность, как студента, а хорошим оценкам и достижениям в преодолении учебных трудностей взрослые люди радуются не меньше детей. Важным мотивационным фактором для стремления студента не только к диплому, но и к качественному образованию является уверенность, что он будет в дальнейшем востребован, как специалист и сможет применить полученные знания на практике, в ходе воспитания своих собственных детей.

Одной из мотиваций выбора заочной формы обучения является жизненная неопределенность, вследствие которой юноша или девушка после получения аттестата о среднем образовании не имеют четких планов дальнейшего жизненного пути. Поставленная ими цель сводится к получению не какой-либо конкретной специальности, а высшего образования в целом.

Выбор формы обучения в вузе является весьма значительной проблемой. Кто-то изначально был ориентирован на заочное обучение, кто-то перешел на эту форму с дневного в силу различных обстоятельств. Основной причиной, безусловно, выступает возможность совмещения процесса обучения в вузе и работы.

Мотивация как движущая сила поведения и деятельности человека, является ведущим звеном в структуре личности и определяет эффективность любой деятельности субъекта, в том числе, деятельности, направленной на получение образования.

Наличие актуальной мотивации учебной дисциплины, является необходимым условием продуктивного обучения студента. Для формирования высокой мотивации образования, студент должен иметь сформированный образ будущей профессии, который придаст личностный смысл образовательному процессу. Понимая, каким образом получаемые знания влияют на изменение его профессиональной ситуации, как они помогут решать профессиональные задачи, студент будет мотивирован на глубокое изучение материала. Е.П. Ильин справедливо отмечает, что «цель будет стимулировать человека только тогда, когда ее достижение имеет для него какой-то смысл. Бессмысленная работа не только снижает силу мотива, но и унижает достоинство человека» [5].


Библиографические ссылки

1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2004. C.66.
2. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб.; М., 2003. C.40.
3. Хекхаузен Х. Указ. соч. C. 38.
4. Якупова О.В. Заочное обучение в представлении студентов // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 2. С. 168-169.
5. Ильин Е.П. Указ. соч. C. 95.

Оцените публикацию:
 (голосов: 0)
| Раздел Публикации | написал watch_out | просмотров: 221 |