Факультет истории, социологии и международных отношений (ФИСМО)

Кубанского Государственного университета

Логин:

Пароль:

| Лента публикаций

Оскольская Д. И. ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ КАК УГРОЗА ГЛОБАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

Публикации

Оскольская Д. И. 3 курс ЗФО


ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ КАК УГРОЗА ГЛОБАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

В статье анализируются основные ядерные угрозы, возникшие в начале XXI века. Особое внимание уделяется Северокорейскому кризису, соглашению по ядерной программе Ирана, а также ядерной политике президента США Дональда Трампа.

Ключевые слова: ядерное оружие, ядерное сдерживание, ядерная угроза, ядерная программа, ядерный арсенал, ядерный потенциал, боезаряды

The article analyses the main nuclear threats that arose at the beginning of the 21st century. Particular attention is paid to the North Korean crisis, the agreement on Iran's nuclear program, and the nuclear policy of US President Donald Trump.

Key words: nuclear weapons, nuclear deterrence, nuclear threat, nuclear program, nuclear arsenal, nuclear potential, military load.


Наличие оружия массового уничтожения является важнейшей проблемой для всего мирового сообщества. Несколько поколений живут в эпоху существования самого мощного и разрушительного за всю историю человечества оружия, способного уничтожить нашу планету в считанные секунды. В течение прошлого века было проведено более двух тысяч испытаний, которые показали, что ядерный взрыв, в первую очередь, опасен выбросом мощнейшего количества энергии, разрушающее действие которой в тысячи раз превосходит взрывы самых крупных авиационных бомб, снаряжённых обычными взрывчатыми веществами. Разрушение ядерным оружием носит массовый характер и наносит противнику невосполнимые потери в живой силе, боевой технике и инфраструктуре. На сегодняшний день единственным практическим примером применения атомного оружия в войне являются бомбардировки ВВС США японских городов Хиросима и Нагасаки 6 и 9 августа 1945 года, жертвами которых стали более 450 тысяч человек[1].

К началу XXI века мир накопил колоссальный арсенал ядерного оружия. Согласно сведениям Стокгольмского международного института исследований проблем мира за период 2016-2017 гг. ядерные державы сумели сократить количество ядерных боезапасов, но в то же время вложили огромные денежные средства в их модернизацию. Отмечается, что страны-члены ядерного клуба обладают примерно 14 935 ядерными боезарядами. Специалисты института утверждают, что нет ни единого признака того, что ядерные государства готовы в ближайшем будущем отказаться от своих ядерных запасов, и можно сделать вывод о том, что процесс ядерного разоружения замедлился. В первую очередь, это объясняется тем, что ядерные державы, якобы по-прежнему придерживаются идеи ядерного сдерживания.

Торможение разоруженческого диалога оказывает негативное влияние и на режим нераспространения ядерного оружия. Уже сегодня, по данным МАГАТЭ, существует около 30 стран, обладающих потенциалом создания ядерного оружия. Такая статистика вызывает обеспокоенность мировой общественности по поводу приобретения ОМП региональными державами и государствами «третьего мира» с политически опасными режимами. Как правило, такие государства ведут агрессивную внешнюю политику, что увеличивает угрозу глобальной безопасности.

Октябрь этого года ознаменован пятидесятипятилетней годовщиной Карибского кризиса, - события, окончательно определившего роль атомного оружия. После событий 1962 года, ядерное оружие воспринимается исключительно как виртуальный инструмент, сдерживающий вражеские силы. Реальное применение оружия в войне казалось немыслимым. Понимание этого и является главным уроком кубинских событий.

Однако сейчас политика некоторых государств, можно сказать, блокирует «карибское наследие». В первую очередь, речь идёт о развитии ситуации вокруг корейского полуострова, во многом спровоцированной президентом США Д. Трампом. КНДР полным ходом проводит новые атомные испытания, совершенствует межконтинентальные баллистические ракеты, которые вскоре будут способны перенести ядерные боеголовки на американский континент. Следуя такой политике, КНДР может спровоцировать Южную Корею и Японию создать их собственный ядерный арсенал, что, между прочим, им вполне под силу. Это приведёт к полной нуклеаризации Восточной Азии и будет представлять прямую угрозу мировому сообществу [2].

Помимо этого, северокорейский кризис специфичен тем, что здесь не идёт речь о масштабном столкновении двух одинаково мощных в ядерном плане держав, как, например, в период холодной войны, а о противостоянии сверхдержавы США с ядерным государством, которое в тысячи раз слабее. В случае военного нападения США на Северную Корею, со стороны последней незамедлительно последует ядерный удар, так как это единственная возможность противостоять более мощной силе. В первую очередь КНДР ответит ударом по союзнику США в восточноазиатском регионе – Южной Кореи. Другой возможный вариант – удар КНДР по Японии, а именно по Гуаму. При таких обстоятельствах американцы гарантированно уничтожат КНДР (и возможно, даже без помощи ядерного оружия). Но особо важен тот факт, что единичное применение КНДР ядерного оружия, как раз, и является целью американского правительства. Во-первых, в этих условиях США получают полную свободу действий относительно Северной Кореи. А во – вторых, что особо примечательно, итог Карибского кризиса, а именно запрет на использование ядерного оружия в войне, полностью разрушиться. И в ответе за это будут не американцы, а северокорейцы. Подобная ситуация может привести к весьма негативным последствиям для всего мирового сообщества, а именно, повсеместное использование атомного оружия.

В целом, восприятие державами угрозы ядерного фактора не одинакова. Исходя из американской ядерной политики последних лет, становится очевидным, что США пренебрегают необходимостью разоруженческого диалога и тем самым оказывают негативное влияние на режим нераспространения ОМУ. В первую очередь, об этом свидетельствует выход Соединённых Штатов из Договора по ПРО в 2002 году. Затем, США отвергли предложение Медведева в 2010 году о создании глобальной системы ПРО. Необходимо подчеркнуть, что в переговорах с Россией в 2006 – 2008 гг., а также 2010 – 2011 гг. США неоднократно проявили непонимание важности сотрудничества с Россией по проблемам нераспространения ОМУ. Следующим шагом США стала установка элементов американской противоракетной обороны в Восточной Европе, что конечно же, подверглось критике со стороны России, так как подобные действия ведут к очередному витку гонки вооружений.

С приходом к власти Дональда Трампа последние надежды на возможный когда-либо безъядерный мир полностью рассеялись. Первым приказом нового президента стало поручение военному министру провести оценку текущего ядерного арсенала США, а также сформулировать предложения по их дальнейшему развитию. Ещё в своей предвыборной компании Трамп неоднократно заявлял, что Соединённым Штатам необходимо увеличить количество ядерных боеголовок, повысить их качество и быть готовыми ответить на любую угрозу XXI века.

Помимо этого, в последние месяцы возникла новая ядерная угроза. В случае, введения Конгрессом США санкций в отношении Ирана, договоренность по ядерной программе этой страны может быть аннулирована. Ранее Дональд Трамп обозначил соглашение по ядерной программе Ирана, как одну из самых худших сделок за всю историю США, и заявил, что его страна вправе в любой момент расторгнуть договорённости и возобновить введение санкций, тем самым пренебрегая интересами союзников. На что президент Ирана Хасан Рухани ответил, что в случае
введения новых санкций Иран откажется от сделки в течение нескольких часов. На фоне событий в Северной Корее, подобные действия президента США можно расценивать как крайне безответственные.

И наконец, наиболее печален тот факт, что на сегодняшний день нет возможности отказаться от ядерного оружия, так как оно по-прежнему воспринимается как гарант суверенитета. 20 сентября 2017 года произошло исторически важное событие – подписание Договора о запрещении ядерного оружия. Соглашение поддержали 122 государства-члена ООН, но самое главное – это событие проигнорировали государства – участники ядерного клуба. Спустя несколько часов после подписания договора США, Великобритания и Франция заявили, что никогда не станут его участниками. Москва также не поддержала идею соглашения, так как оно идёт в разрез с национальными интересами РФ.

Библиографические ссылки


1. Добровольский А., Тайны XX века // Московский Комсомолец. 2015. № 166. С. 6.

2. Барабанов О., 55 лет Карибскому кризису и угроза ядерной войны сегодня [Электронный ресурс] // форум международного дискуссионного клуба «Валдай». 2017. URL: http://ru.valdaiclub.com/a/highlights/55-let-karibskomu-krizisu/?sphrase_id=22138 (Дата обращения: 8. 11. 2017).

Оцените публикацию:
 (голосов: 0)
| Раздел Публикации | написал watch_out | просмотров: 194 |