Факультет истории, социологии и международных отношений (ФИСМО)

Кубанского Государственного университета

Логин:

Пароль:

| Лента публикаций

Паутов С.И. Российская интерпретация института референдума в деле признания государств и ее результаты для современной системы международных отношений.

Публикации

С.И. Паутов 1 курс магистратура КубГУ


Российская интерпретация института референдума в деле признания государств и ее результаты для современной системы международных отношений.




В статье анализируется использование института референдума во внешней политике России в 2006-2014 гг. для признания новых государств. Особое внимание уделяется международному контексту и поиску прецедентов апелляции к результатам референдумов.

Ключевые слова: Приднестровье, Южная Осетия, Абхазия, Косово Крым, геополитика, референдум, признание.


Не смотря на важность волеизъявления народа в формировании новых государственных границ, институт референдума остается одним из самых нерегламентированных аспектов и механизмов международного права. Прецеденты признания территории как независимого государства на основании результатов референдума были неоднократны. Сформированные На Балканах государства на основании мощных этносов, были признаны международным сообществом. Они самоопределялись в рамках уже существующих федеративных границ в рамках Югославии.

Самоопределение же «этнического меньшинства» в национальном государстве стало уникальным прецедентом. 17 февраля 2008 г. Косово объявило о независимости от Сербии, а референдум был проведен еще в 1991 г. Запад провел «селекцию среди непризнанных государств», после которой признал Косово [1]. Но оставались непризнанными Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах и Приднестровье. Осуждающие заявления МИДа РФ не привели к реакции со стороны Запада.

В контексте развития национальных интересов, укрепления российской экономики, в 2008 г. происходит принятие концепции внешней политики, где появляется пункт о русском мире и русских диаспорах, в дополнение к защите русскоязычного населения, а сама РФ декларирует стремление стать одним из главных региональных центров [2].

В условиях обострения отношений с ЕС и НАТО в 2006-2008 гг. произошла августовская война в Южной Осетии. РФ не смогла прекратить военную агрессию Грузии на экстренном совещании Совбеза ООН. На четвертый день войны на территорию Грузии были направлены российские войска. Уже после окончания операции по «принуждению Грузии к миру» был составлен план Медведева-Саркози, который ввел режим прекращения огня, сохранял российский контингент до прибытия международной наблюдательной миссии и предполагал переговоры [3].

Далее последовало весьма неоднозначное решение – признание РФ независимости Абхазии и Южной Осетии [4]. Оно опиралось на волеизъявление народа, хотя роль референдума не оговаривалась. РФ начала исполнение результатов референдумов, главным акцентом сделала защиту гражданского населения, стабильности и безопасности в регионе, сделала заявку на роль регионального центра, актуализировала на международном уровне проблему Южной Осетии и Абхазии. Учитывая провал кипрского референдума 2004 г. и Косовский прецедент, это стало настоящим прорывом и возможным выходом для непризнанных государств.

Запад после такого «дерзкого» шага резко начал выступать за вывод российских войск и передачу контроля международным наблюдателям. Последовало ужесточение риторики, а затем конфликт заморозили. Кремль быстро ретировался, отказавшись от официальных комментариев по поводу признания Приднестровья, в котором еще в 2006 г. был проведен референдум о вхождении в состав РФ с положительным исходом [5]. Итоги референдума были признаны Западом как нелегитимные, а наблюдатели ОБСЕ не прибыли на него [6]. Российский вариант политики также скатился к селекции. Масла в огонь подливало решение Гаагского суда 2009 г. по признанию соответствия международным нормам одностороннего провозглашения независимости в Косово [7].

В результате острого политического кризиса на Украине в конце 2013- начале 2014 г., последовал ввод российского миротворческого корпуса в Крым, справедливо оправданный необходимостью защиты русскоязычного населения от украинских националистов. Но этот ввод был тайным и быстрым. Сказались необходимость скорейшей стабилизации региона и утрата веры в быструю эффективность ООН. К моменту появления российских миротворческих сил, многие узловые центры п-ова были уже заняты пророссийскими силами крымского ополчения, а исполнительная власть оказалась в руках крымчан. Так, уже 23 февраля 2014 г. под российским флагом находилась Керчь, поэтому вряд ли можно заявлять об акте агрессии относительно п-ова [8]. За себя говорит и реакция крымчан.

Миротворческий корпус определенно предотвратил возможное развитие межэтнического конфликта. Да, возможно, Кремлю здесь не хватило циничного и холодного расчета, чтобы дождаться проявлений украинской национальной агрессии. Столь скорое и несанкционированное введение российского миротворческого корпуса была оценена Западом как агрессия. Но основная проблема заключалась не в этом.

Изначально, в планах крымских ополченцев говорилось лишь о референдуме по вопросу независимости [9]. Но с прибытием русского контингента миротворцев и указаний Кремля по подготовке референдума, становилось очевидно, что референдум будет иным.

Долгие переговоры, как в случае с референдумом о независимости Шотландии и Каталонией, оба из которых подготавливались в период с 2009 по 2014 гг., вряд ли были возможны, так как Запад решительно воспротивился переговорам, в силу признания нового киевского правительства, которое, в свою очередь, заявило о российской оккупации Крыма. Так, постановка вопроса о независимости и последующем вхождении в состав РФ, или возвращение к конституции республики 1992 г. исключала альтернативу независимости Крымской республики [10].

Таким образом, по своему характеру, присоединение Крыма стало первым прецедентом системы Международных отношений, которая существует с 1945 г. Он поставил результаты референдума выше мнения международного сообщества. При провозглашении лишь независимости, в ход можно бы было пустить южноосетинский вариант, при сохранении российского миротворческого контингента в республике на временной основе. А далее, запустить механизм интеграции в СНГ и Таможенный союз, в альтернативу ЕС и НАТО на Западе.

Но первоочередной задачей Кремля было возвращение Крыма именно в состав РФ. Защита русскоязычного населения, вкупе с исполнением воли крымского народа, «легитимизировала» признание независимости и присоединение Крыма к РФ. В пользу этого говорит и весьма сдержанное отношение официального Кремля к подобным референдумам и просьбам о рассмотрении вступления в состав РФ в Приднестровье, Южной Осетии и Абхазии. Затруднена и проблема признания Луганской и Донецкой народных республик. Западное общественное мнение слилось с официальными позициями стран Запада, и институт референдума был дискредитирован как инструмент «хищной» и «имперской» политики. РФ же «испачкала» высокоморальные заявления концепций внешней политики в практике селекции в вопросе признания независимых государств.

Последовало одностороннее «закрытие» вопроса о Крыме российской стороной, с указанием на результаты референдума [11]. А в концепции внешней политики 2016 г. в дополнение к «исчезнувшему» в концепции 2013 г. русскому миру, были исключены упоминания о защите русскоязычного населения [12]. Таким образом, этнический характер «собирания русских» земель был исключен и теперь трактуется в русле соблюдения международных норм о самоопределении, без учета национальной принадлежности населения. Это открывает дорогу для признания результатов референдума в Южной Осетии, Абхазии и других непризнанных государств.

Но начался процесс распространения механизма признания незаконности референдума, который проявился в Испании. 26 марта 2014 г. был заморожен референдум в Каталонии, как противоречащий конституции страны [13]. На фоне этого, в сентябре 2014 все же прошел референдум в Шотландии, который сохранил статус-кво территории с разницей в 10,6 % голосов [14]. Иными словами, процедура признания независимости государства от национального государства в результате референдума после единственного прецедента в Косово, была заморожена.

Развитие института референдума в области признания новых государств теперь связано с новыми референдумами в Шотландии, и, отчасти, Кипре, переговоры о которых ведутся с начала 2017 г. Вместе с ближайшим «размораживанием» Каталонской проблемы, результаты волеизъявлений народа, возможно, приведут к реформированию современной системы международных отношений.

На данный момент, институт референдума за годы развития был скомпрометирован как Западом, так и Россией, и, не только не стал ближе к подробной регламентации и принятию как нормы в международном праве, но и максимально отдалился от подобных перспектив.

Библиографический список


1. Вести.ру: ежедн. интернет-изд. 18.02.2008. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=164378&cid=9; РИА новости: ежедн. интернет-изд. 18.02.2008. URL: https://ria.ru/world/20080218/99529923.html.

2. Концепция внешней политики Российской Федерации, 15.08.2008 г. URL: http://kremlin.ru/acts/news/785.

3. Заявления для прессы и ответы на вопросы журналистов по итогам переговоров с Президентом Франции Николя Саркози. 12.08.2008. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/1072.

4. Указ Президента Российской Федерации от 26.08.2008 г. № 1260. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/27957; Указ Президента Российской Федерации от 26.08.2008 г. № 1261. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/27958;

5. Новости Приднестровья: ежедн. интернет-изд. 17.09.16. URL: https://novostipmr.com/ru/news/16-09-17/2006-y-tri-referenduma-dva-podhoda.

6. Там же.

7. РИА новости: ежедн. интернет-изд. 22.07.2010. URL: https://ria.ru/world/20100722/257402916.html.

8. Новая газета: ежедн. интернет-изд. 16.03.2017. URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/03/16/71805-byl-plan-ostavit-krym-i-okopatsya-v-sevastopole.

9. Там же.

10. РИА новости: ежедн. интернет-изд. 16.03.2017 URL: https://ria.ru/spravka/20170316/1489950964.html.

11. Коммерсант: ежедн. интернет-изд. 28.05.2016. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2999941.

12. РБК: ежедн. интернет-изд. 26.03.2014. URL: http://www.rbc.ru/politics/26/03/2014/57041a129a794761c0ce8536.

13. Концепция внешней политики Российской Федерации 30.10.2016 г. URL: www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248

14. BBC: ежедн. интернет-изд. 19.09.2014. URL: http://www.bbc.com/russian/uk/2014/09/140919_scotland_wrap_up.

Оцените публикацию:
 (голосов: 0)
| Раздел Публикации | написал watch_out | просмотров: 176 |