Факультет истории, социологии и международных отношений (ФИСМО)

Кубанского Государственного университета

Логин:

Пароль:

| Лента публикаций

Тарабрин И.Д. ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ОПК.

Публикации

Тарабрин И.Д. КВВУ им. Штеменко



ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ОПК.



Аннотация: В статье рассмотрены вопросы военно-экономической безопасности России с точки зрения конкурентоспособности военной продукции. Автором предложены мероприятия по укреплению позиций ОПК в контексте инновационного развития, способствующие повышению военно-экономической безопасности.

Ключевые слова: военно-экономическая безопасность, конкурентоспособности военной продукции. уровень научно-технического прогресса, инновационное развитие ОПК.

Abstract: The article examines the issues of Russia's military-economic security from the point of view of the competitiveness of military products. The author suggests measures to strengthen the positions of the MIC in the context of innovative development, contributing to the enhancement of military and economic security.

Keywords: military-economic security, competitiveness of military products. The level of scientific and technological progress, innovative development of the DIC.



Военно-экономическая безопасность является одним из элементов национальной безопасности.

Структурными элементами военно-экономической безопасности являются следующие составляющие: технологическая, технико-производственная, информационная, продовольственная, энергетическая, экологическая [1].

Основная часть интеллектуально-технологического потенциала страны сосредоточена в ОПК. Непосредственно, благодаря полученному в наследство от СССР научно-техническому заделу Россия сохраняет конкурентоспособность в области вооружений. ОПК включает предприятия различных направлений промышленности: авиационной, ракетно-космической, радиоэлектронной и систем управления, судостроительной, обычных вооружений, боеприпасов и спецтехники. Исходя из этого, стоит понимать, что развитие ОПК определяет одну из ключевых позиций в сфере военно-экономической безопасности страны [2] .

ОПК Российской Федерации, является одной из экономических систем национальной экономики, определяющей рост ВВП, включающей в процессе создания его ценовые критерии, совмещенные отрасли народного хозяйства, существенно влияющие на трудовую занятость граждан и обеспечивает одну из наиболее значимых частей валютной выручки и налоговых поступлений. Сегодня, когда рыночные отношения в России увеличивают оборот, создается необходимость использовать преимущества рыночного хозяйства в целях создания новых экономических условий рынка оборонной промышленности и развития ОПК в новых сферах. Вследствие чего, необходимо поддерживать заданный темп развития конкурентоспособности этой области экономики [3].

Существуют различные факторы, оказывающие воздействие на состояние военно-экономической безопасности, которые подразделяются на внутренние и внешние. Политические, экономические, правовые, структурно-технологические, организационные и социальные факторы относятся к внутренним. Торгово-экономические, технико-производственные, валютно-финансовые и маркетинговые компоненты относят, непосредственно, к внешним. Внешние факторы можно обобщить одним общим понятием, как конкурентоспособность государства. Следовательно, перечисленные факторы в полной мере определяют безопасность военной экономики и национального хозяйства страны от различных угроз извне и внутренних военных угроз. Совокупность конкурентной военной продукции, а также заводов-изготовителей и мер, принятых государством по её продвижению формируют конкурентоспособность на мировом рынке. Конкурентоспособность продукции военного назначения, поставляемой государством, обладает следующими характеристиками – неприхотливостью, высоким качеством, экономичностью, эффективностью, наукоемкостью. Возможность государства оперировать различными программами по поддержке экспорта, наличие различных офсетных программ, а так же военно-политический вес государства в мире также определяет конкурентоспособность страны.

Поставка вооружения, военной и специальной техники, оружия России, одна из главных статей российского экспорта. За прошедшие несколько лет, доля экспорта российских вооружений превысила $10 млрд. в год. В 2015 году объём экспорта вооружений из России составил $15,2 млрд. В соответствии с данными Стокгольмского института по исследованиям проблем мира, опубликованным в марте 2015 года, в 2010 – 2014 годах 39% российского экспорта вооружений пришлось на Индию, еще 11% на Китай. При этом Россия второй по объемам поставок экспортер оружия в мире после США, ее доля на рынке составляет 27%. Что касается 2016 года, то стоимость экспортного портфеля оружейных заказов России побила рекорд десятилетия, превысив 55 миллиардов долларов. На 2017 год сумма заказов держится на уровне 52 миллиардов долларов. Эта сумма на 5–10 миллиардов превышает среднегодовые значения прошедших лет. Поставки будут вестись в 58 стран.

Подавляющая часть российского оружейного экспорта осуществляется через государственную компанию «Рособоронэкспорт» [4].

Исходя из данных SIPRI, касательно 2017 года, Россия заняла 2-е место по объему мировых поставок вооружений. Доля России на глобальном рынке вооружений составила 23%. Основными приобретателями российского оружия являются Вьетнам, КНР и Индия. В целом же Россия в течение пяти лет поставила вооружения в 50 государств мира.

За 2016 года РФ поставила оружия и военной техники на $13 миллиардов. Основную прибыль стране принесли боевые самолеты и вертолеты, комплексы ПВО, бронетехника и военно-морская продукция. Доходы от поставок оружия продолжают расти, на фоне сокращения общего объема российского экспорта. Наиболее высокий интерес, государств-заказчиков проявляется к российской авиационной технике, так как силы ВКС России весьма активно участвуют в уничтожении терроризма. Вследствие этого увеличивается престиж и потребность в вооружении и военной техники, именно нашего производства. Так в соответствии с контрактом между Россией и Китаем, Пекин приобрел у России 24 самолета типа истребитель, общий ценник сделки составил 2,5 миллиарда долларов. В 2017 году первые 10 самолетов в рамках данного контракта получит КНР. Договор на поставку новейших российских истребителей Су-35 в Индонезию планируется подписать в самые ближайшие сроки.

Российская Федерация заключила довольно большой контракт на поставку основных боевых танков Т-90 МС в одну из стран Ближнего Востока, в скорейшем времени будет подписан идентичный договор на поставку с еще одним заграничным заказчиком. В начале февраля 2017 года концерн «Техмаш», включенный в состав государственной корпорации «Ростех», подготовил отчет об успешном выполнении договора по поставке в Индию танковых боеприпасов «Манго». По договоренности между странами, передача танковых боеприпасов проводится в два этапа. Первую партию Индия получила еще в 2016 году, поставки второй партии выстрелов были запланированы на февраль 2017 года. 7 февраля 2016 года МО Греции заключило с «Рособоронэкспорт» контракт, общая сумма которого оценивается в 16,6 миллиона евро на сервисное обслуживание и техническую поддержку, и закупку запчастей для находящихся на вооружении греческой армии зенитных ракетных систем российского производства. Договор рассчитан на 3 года (2017-2019).

В потенциале обороны государства главную роль играет его военно-экономический потенциал (ВЭП). ВЭП государства можно определить как максимальный уровень экономического обеспечения конкретных военных потребностей, подготовки и ведения войн, который может быть достигнут в определенные сроки при наиболее напряженном использовании производительных сил страны в военных целях и допустимо низком уровне удовлетворения гражданских потребностей.

Основными факторами роста военно-экономического потенциала являются:

темпы экономического развития страны, которые находятся в прямой зависимости от производительности труда и эффективности общественного производства;

уровень научно-технического прогресса в стране и внедрение его результатов в военный сектор экономики, что позволяет создавать в кратчайшие сроки в необходимых количествах самые совершенные средства вооружения и боевой техники;

состояние хозяйственного механизма общества, важнейшим элементом которого является управление военной экономикой;

повышение эффективности использования средств, выделяемых на оборону страны.

Эффективность и мобильность военно-экономического потенциала выражаются в гибкой перестройке экономики на выпуск военной продукции, высоких темпах производства важнейших видов вооружения и военной техники, в оперативном внедрении в производство серийных образцов оружия.

Из этого следует, что необходимость усиления инновационной составляющей экономической безопасности РФ при участии оборонно-промышленного комплекса увеличивается, вследствие чего необходимо внесение изменений в экономическую политику государства.

Укрепление позиций ОПК в контексте инновационного развития возможно на основе:

развития современной и перспективной системы ОПК;

увеличения высокотехнологичности в области российской экономики;

поиска и создания прочного центра ее национальной инновационной системы с целью формирования и развития долгосрочных основ конкурентоспособности, в том числе и на мировом рынке технологий.

Важнейшим условием эффективной деятельности по поддержанию военно-экономической безопасности на требуемом уровне является создание механизма осуществления военно-экономической безопасности. Этот механизм должен включать систему показателей-индикаторов, критериев и пороговых значений уровня военно-экономической безопасности, которые должны гармонично вписываться в систему показателей экономики национальной безопасности.

Библиографические ссылки


1 Гордиенко Д. Военно-экономическая безопасность государства Аналитический доклад. [Электронный ресурс] URL: http://csef.ru/media/articles /2242/2242.pdf
2. Мармузов П.А. Оборонно-промышленный комплекс в системе экономической безопасности России. [Электронный ресурс] Автореферат дис. на соискание ученой степени канд. эконом. наук.Санкт-Петербург, 2011.– 23 с. URL: http://economy-lib.com/oboronno-promyshlennyy-kompleks-v-sisteme-ekonomicheskoy-bezopasnosti-rossii
3. И.Терехов Вывод ОПК из кризиса. Необходимость и возможности. [Электронный ресурс] URL: http://observer.materik.ru/observer/N07_00/07_11.HTM
4. SIPRI: Экcпорт вооружений из России сокращается [Электронный ресурс] URL: http://www.bbc.com/russian/business/2017/02/160218_sipri_report_arms_trade

Оцените публикацию:
 (голосов: 0)
| Раздел Публикации | написал watch_out | просмотров: 60 |