Факультет истории, социологии и международных отношений (ФИСМО)

Кубанского Государственного университета

Логин:

Пароль:

| Лента публикаций

Кудря Р.А. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ. ЕЕ ДУХОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ И ЗНАЧЕНИЕ В ИСТОРИИ РОССИИ.

Публикации

Кудря Р.А. 3 курс КВВУ им. Штеменко



НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ. ЕЕ ДУХОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ И ЗНАЧЕНИЕ В ИСТОРИИ РОССИИ.


В статье освещается проблема духовной составляющей в традиционной русской идеологии и современной национальной идеи. В современных условиях в связи со сложной внешнеполитической обстановкой вокруг нашей страны важную роль играет тема национальной идеи, государственной идеологии. Это связано с тем, что национальная идея и идеология являются важной интегрирующей силой в обществе, укрепляют духовно-нравственный облик граждан, ориентируют население на выполнение государственных задач.

Ключевые слова: национальная идея, русское общество, мировоззрение, российская идеология, патриотизм, христианство, культурные традиции, православие, мессианство.

The article concerns the problem of the spiritual component in traditional Russian ideology and the modern national idea. In modern conditions, in connection with the complex foreign policy environment around our country, an important role is played by the theme of the national idea, state ideology. This is due to the fact that the national idea and ideology are an important integrating force in society, strengthen the spiritual and moral image of citizens, and orient the population towards the fulfillment of state tasks.

Key words: National idea, Russian society, World outlook, Russian ideology, patriotism, Christianity, Cultural traditions, Orthodoxy, Messianism.



Вопрос духовного содержания современной национальной идеологии государственности крайне актуален. Его теоретическая значимость по мнению некоторых философов современности, определяется прежде всего практической составляющей и местом в обществе национальной идеи. Для решения актуальных проблем солидарности и социальной мобилизации важное значение имеют актуализация и переосмысление духовного наследия. На этом пути существуют как позитивные направления, например, духовность, так и опасные, среди которых мессианизм.

Николай Бердяев указывает на зависимость между территориальными просторами «Русской Земли» и необъятностью души русского человека [1]. Этот закон соответствия существовал во все времена и был синонимичен с понятиями добра, истины и красоты.

В свою очередь В.В. Пасечник в своей статье «Идея народа-богоносца как характерная черта русской религиозной философии» [2] рассматривает проблему расположения русского народа в мировой культуре и истории, его национальной схожести, объясняет мессианскую роль православных традиций и культуры в целом. Продвигаемая им идея «народ-богоносец» заимствована из русской философии серебряного века.

Духовное самоопределение России, как правило, не является предметом рассмотрения в исследованиях европоцентристского характера. Напротив, проводимые работы направлены преимущественно на православную, своеобразную духовную традицию и культуру.

Реформы Петра I дали толчок в развитии новой идеи, которая, являясь православной и мессианской, приобретает державный лик и соответственно смежные ему патриотические чувства.

Победа русского война, русского характера в Отечественной войне 1812 года над армией Наполеона встряхнули самосознание русского народа, способствовали духовной работе в среде интеллектуалов и философов, мыслителей и писателей.

Следующим позывом к пробуждению народного самосознания стал результат духовного кризиса после Первой мировой войны. Множество изменений в общественных отношениях, революции ориентировали русских философов к объяснению духовного потенциала, опираясь на анализ основных проблем, выразившихся в противоречиях русской культуры. В связи с этим, на рубеже XIX – XX вв. представители традиционной русской философии, писатели прилагали массу усилий к переосмыслению национальной духовной мысли, созданию индивидуальной, «чистой» религии. Главенствующее значение в этой дискуссии имели проблемы веры в особую миссию русского народа, «Русской национальной идеи», русской ментальности, мировоззрения народа и тематика личности. С точки зрения национального самосознания, главное место на мировоззренческом поле дискуссии занимала тематика национальной идеи, сформулированная Ф.М. Достоевским и получившая развитие в работах Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, В.С. Соловьева и др.

Светлое будущее для России, как правило, видится в духовном восхождении и возрождении, проявляющееся в переосмыслении национальной идеи, которая должна оправдать мессианскую роль России, в которой «народ-богоносец» определяет свои национальные идеалы и ценности на основе русской культуры и православия. Наличие схожих признаков в хозяйстве, науке, образовании и, даже, культурные заимствования из западной культуры, не позволяли высказываться о том, что Россия преемственница Запада. Основное внимание уделялось наличию отличий, черт присущих только православию, однако невозможно скрыть и христианские традиции, отображающие схожесть. Центр славянского мира – Москва, описываемая как «Третий Рим» в послании инока Филофея Московскому князю Василию. Эту идею в будущем поддержат и будут развивать П. Чаадаев, К. Леонтьев, В. Одоевский, а В.В. Розанов в последствии скажет, что нравственное различие - это существенный факт, описывающий разность католической и православной цивилизации [3].

Н.А. Бердяев, выявил связь между будущим миром Антихриста и господством Китая и США: «После ослабления и разложения Европы, и в России воцарится китаизм и американизм» [4].

В своем творении «Судьба России» Владимир Соловьев видит в борьбе европейцев за справедливость проявление злобы и ненависти, чувств, ведущих к «падению человечества» [5].

В.В. Пасечник считает, что русский человек имеет особую целостность сознания и исключительную манеру постижения мира, которая и помогает ему в соответствии с данным положением быть особым, избранным [2]. Это проявляется в духовной связи русского народа с Богом, со своим прошлым, а соответственно и будущим. Утрата этой связи выделяется в качестве основного фактора «угасания» национальной идеи и менталитета русского народа на современном этапе.

Русская духовность и культура, на протяжении всей истории ассоциируется с гуманностью. И не смотря на многочисленные испытания, возникшие на пути их развития, они все же продолжают обладать притягательной силой как внутренней, так и вселенской направленности.

Современное общество далеко от подобной точки зрения, которая на данном этапе развития человечества кажется мистической. Как и во всякой подобной позиции, существует надежда на некоторые сокровенные качества, которые должны способствовать чуду. Однако в век технических достижений все чудеса отображаются в виде высоких технологий, научных достижений в различных областях, навыков и умений, а также особого морального состояния духа – сознательности, долга.

Следовательно, необходимо считать, что духовный смысл национальной идеи надо понимать более широко. Современные идеи духовного единства России не могут базироваться только на идеях православия, так как современное российское государство является многонациональным и содержит многообразные духовные истоки и традиции. В светском российском государстве идея единства определяется, прежде всего, как идея социально-политического устройства на основе демократических идеалов равноправия, мультикультурализма, федерализма, социального единства.

Движение к актуализации духовного наследия, поиска современных основ государственного единства и зарождению сплотившей столь многонациональное государство национальной идеи в современных условиях может принимать различные формы.

Попытка найти истинную идеологию в прошлом не так просты, потому что неоднозначна актуализация духовного наследия из прошлого, ведь Россия - это пространство трех цивилизаций - христианства, ислама, буддизма.

Когда Киевская Русь избрала греческое направление вероисповедания, то действительно получила духовный фундамент для социального единства. Византийская традиция взаимосвязи христианства и истории стала государственной идеей на Руси.

В конце XIX начале ХХ века русские мыслители рассматривали отношение духовной идеологии и социальной практики, стремились модернизировать эти отношение. И. А. Ильин утверждает: «Наше время ни в чем так не нуждается, как в духовной очевидности» [6], подчеркивая необходимость слияния духовной жизни народа с идеалами православия, Владимир Соловьев уподобляет отношение «церковь - государство - общество», так называемой Святой триаде. Тема «Богочеловечества и Всеединства» является определенной трансформацией идей вселенской церкви и государства.

Основная дилемма для «евразийцев» – использовать православие для всей территории «евразийства» или же создавать исключительную синтетическую религию. Однако попытки подвести под этот географический детерминизм духовную идентичность также утопичны, так как православие на Востоке также часто встречает неодобрение и даже враждебность.

Политолог Алексей Мартынов в феврале 2016 года на одном из интервью сказал о том, что приблизительно 20 лет назад различные эксперты и, в большинстве случаев, средства массовой информации очень часто высказывались о том, что России нужна одна или несколько национальных идей, напоминающих идеи, формируемые в СССР, и эту новую идею, нужно придумать, сформулировать и развивать – и тогда все будет хорошо.

Неужели именно этого не хватает современному российскому обществу?

На встрече с «Клубом лидеров», проходившей в феврале 2016 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин заявил, что у России есть национальная идея - это патриотизм. «У нас нет никакой, и не может быть другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Патриотизм и есть национальная идея» [7]. Идея патриотического воспитания связана с общим объединяющим все слои общества началом.

Следовательно, традиционная национальная идеология и духовные поиски внутри нее содержат направленности различного рода. Стоит с осторожностью относится к мессианской роли православия, обозначенной Е.Н. Трубецким, П.А. Флоренским, С.Н. Булгаковым, которая воспитывает идею исключительности народа и при наличии практической реализации в политике ведет к большим социальным издержкам и жертвам.

Библиографический список


1. Бердяев Н.А. Русская идея // Вопросы философии 1990. № 1. с. 70
2. Пасечник В.В. Идея народа-богоносца как характерная черта русской религиозной философии // Известия Алтайского государственного университета. 2013. № 2 (78). том 1. С. 201.
3. Розанов В.В. Размолвка между Достоевским и Соловьевым // [Электронный ресурс] - URL. http://sbiblio.com/biblio/archive/rosanov_rasmolvka/
4. Бердяев Н.А. Судьба России // [Электронный ресурс]. – URL. http://lib.ru/HRISTIAN/BERDQEW/rossia.txt
5. Соловьев В. Русская идея // [Электронный ресурс] – URL. http://sbiblio.com/biblio/archive/rosanov_rasmolvka/
6. Ильин И. Путь духовного обновления // Фолио. 2013. С. 1.
7. Дружинин А. Путин: национальная идея в России – это патриотизм // РИА новости. 03.02.2016
.

Оцените публикацию:
 (голосов: 0)
| Раздел Публикации | написал watch_out | просмотров: 54 |