Факультет истории, социологии и международных отношений (ФИСМО)

Кубанского Государственного университета

Логин:

Пароль:

| Лента публикаций

Юмашев Д.В. РОЛЬ ВОЕННОЙ МОЩИ ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Публикации

Юмашев Д.В. 2 курс КВВУ им. Штеменко



РОЛЬ ВОЕННОЙ МОЩИ ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


В статье представлена оценка военной мощи десяти крупнейших армий мира и определены позиции России среди мировых держав, разработана модель обеспечения национальной безопасности.

Ключевые слова: военная мощь, национальная безопасность, военный, экономический, научный и моральный потенциалы.

Annotation: The article presents an assessment of the military power of the ten largest armies in the world and determines Russia's positions among world powers, and a model for ensuring national security has been developed.

Key words: military power, national security, military, economic, scientific and moral potentials
.


Современный мир полон угроз и противоречий. Военно-политическая нестабильность, продолжающиеся экономические санкции и экономический кризис накладывают свой отпечаток на национальную безопасность России. Экономика оказывает существенное воздействие на преобразование вооруженных сил, а формы и способы боевых действий, на характер войны. Вместе с этим военная мощь государства выступает важным фактором обеспечения национальной безопасности.

Материально-технической базой войны выступает экономика государства. Экономический потенциал страны оказывает существенное влияние на военную доктрину, концепции, стратегические планы. Подготовка государства к отражению возможной агрессии влияет на стратегию экономического развития, перевода экономики к функционированию в условиях военного времени, планы оснащения и обеспечения вооруженных сил государства. В этой связи, военное противостояние между государствами происходит в военно-экономической области, затрагивает развитие национального хозяйства противоборствующих сторон.

Ни одно государство не может пренебрежительно относится к своей обороне, как к гаранту существования и экономического процветания, как к залогу сохранения и развития имеющихся достижений. Отношения с другими странами определяются тенденциями в экономике и корректируются военным превосходством. Защита национальных интересов определяется состоянием оборонно-промышленного комплекса (ОПК) страны.

Приоритетным направлением государственной политики является обеспечение национальной безопасности, территориальной целостности государства и его суверенитета. Национальная безопасность обеспечивается совокупностью взаимосвязанных и взаимообусловленных мер и мероприятий, направленных на достижение международной, внутренней, экономической и других видов безопасности [1].

Стратегические приоритеты национальной безопасности формируются на основе анализа современной геополитической ситуации. Сегодня в большинстве регионов мира не соблюдается принципы равной безопасности. Блок НАТО укрепляет свои позиции в странах, граничащих с Россией. В Польше и Чехии американские военные размещают системы ПРО, что приведет к изменению баланса сил и вынуждает РФ к принятию ответных мер.

Следует отметить, что среди огромного арсенала средств обеспечения национальной безопасности приоритет отдается политическим средствам, позволяющим применять всю совокупную мощь государства для достижения мира и спокойствия. Однако политический инструментарий не безграничен. Национальная безопасность обеспечивается не только предупреждением угроз, а в необходимых случаях и их отражением, но и положением страны на мировой арене как в военном аспекте, так и конкурентными преимуществами развития экономики.

Мировое сообщество оценивает военную мощь государств с помощью индекса Global Firepower (GFP), который базируется строго на национальном военном потенциале по суше, морю и воздуху, включая показатели, связанные с финансовыми и природными ресурсами, а также с географическим положением страны.

Он объединяет более 50 различных показателей. Кроме численности армии, количества танков, кораблей, самолетов и прочей военной техники он также учитывает уровень финансирования военной сферы, транспортную инфраструктуру страны, доступ к нефтепродуктам и прочие факторы, которые могут повлиять на боеспособность армии. При этом в индексе не учитывается фактор ядерного оружия [2]. В тройку лидеров 2016 года вошли Вооруженные Силы Соединенных Штатов, армии России и Китая.

Ключевым фактором, обеспечивающим американским Вооруженным Силам большой отрыв от соседей, являются объемы военных расходов. Однако по некоторым позициям многие страны превосходят лидера. Количество танков в России составляет 15 398, в США – 8 848. Китай опережает США по количеству боевых машин.

Последние события на мировой арене (конфликт на Украине, военная компания в Сирии) позволяют западным партнерам вновь рассматривать Россию как военную сверхдержаву.

Однако по использованию современных способов ведения военных операций российские войска еще не вышли на одну ступень с развитыми военными державами, такими как США, которые превосходят нашу страну в космических системах наблюдения и беспилотных летательных объектах. Судя по экономической и технологической ситуации в недалеком будущем Вооруженные Силы России не получат подобные прототипы техники как у западных стран.

При этом следует заметить, что личный состав Вооруженных Сил США не имеет представление о «боевом духе», присущем русским воинам. Для них военные конфликты являются способом заработка и «наживы». Американские солдаты умеют убивать, но не умеют отдавать жизнь за идеи своей страны.

Российская армия обладает значительным ядерным потенциалом, который имеет силу сдерживания стран НАТО. При возникновении политических конфликтов, в которых блок пытается вмешаться, Россия старается исключить эти попытки, напоминая о своем ядерном превосходстве.

Российская Федерация развивает систему ограничения доступа (A2/AD), одновременно использующую самолеты системы ПВО, противокорабельные ракеты, подводные лодки, ракетные корабли и другое вооружение и военную технику.

Следует заметить, что в аспекте оснащения армий наша страна сильно отстает от США. К передовым достижениям, направленным на уничтожение потенциального противника в американской армии относятся сверхскоростные самолеты, спутниковые системы наблюдения, компьютеризированные системы управление и беспроводные сети, обеспечивающие полный контроль.

В современном нестабильном мире государство решает задачи обеспечения обороноспособности и защиты национальных интересов, что обуславливает развитие всех элементов военной организации. Модель обеспечения национальной безопасности представлена на рисунке 2.

Военная мощь обладает важной особенностью, заключающейся в качественном обновлении за счет оснащения инновационным и перспективным вооружением, совершенствования боевой подготовки Вооруженных Сил и развития инфраструктуры.

В целях укрепления военной мощи государство применяет возможности различных сфер общественной жизни: военный, экономический, научный и моральный потенциалы.

Обеспечение эффективной системы военной мощи связано с рядом проблем, основными среди которых являются: незавершенность процесса реформирования Вооруженных Сил; сохраняющийся разрыв между политическими установками и их реализацией; недостаточность финансирования национальной обороны; невысокая эффективность системы управления в военной сфере; недоработки нормативно-правовой базы.

Основная цель государства на современном этапе заключается в качественном укреплении военной мощи. Коренные преобразования, проводимые в военной сфере, будут способствовать приведению ее к оптимальным параметрам, соответствующим возможностям страны и существующим и потенциальным военным угрозам. Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития ОПК приведет к инновационным преобразованиям не только в военной, но и национальной экономике. Государственная политика должна быть направлена на укрепление военной мощи России, консолидацию усилий всех ветвей и органов власти, концентрацию и эффективное использование выделяемых сил и средств. Необходимы серьезные корректировки соответствующей законодательной базы. Современная армия не должна давать не малейшего шанса военным угрозам. Эту задачу невозможно выполнить без реформирования и оснащения Вооруженных Сил новейшими видами ВВТ, инновационных решений оборонных предприятий, без серьезного повышения качества и снижения себестоимости выпускаемой ими продукции и в конечном итоге повышения военной мощи России, что исключит возможность ослабления роли и значения РФ как субъекта международных отношений.

Библиографический список:


1. Буренок В. Информационное противоборство и неядерное сдерживание // Защита и безопасность. 2008. № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://ormvd-zib.ru /archive&journal =308

2. Рейтинг военной мощи стран мира. [Электронныйресурс]. URL: http://nonews.co / directory/lists/countries/global-firepower

3. 10 самых мощных армий мира. [Электронный ресурс]. URL: http://politikus.ru/events/4876-10-samyh-moschnyh-armiy-mira.html

Оцените публикацию:
 (голосов: 1)
| Раздел Публикации | написал watch_out | просмотров: 78 |