Факультет истории, социологии и международных отношений (ФИСМО)

Кубанского Государственного университета

Логин:

Пароль:

| Лента публикаций

Анищенко Н.Д. РАЗВИТИЕ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕНОГО КОМПЛЕКСА КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Публикации

Анищенко Н.Д. 4 курс КВВУ им. Штеменко



РАЗВИТИЕ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕНОГО КОМПЛЕКСА КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ



В статье анализируется роль инновационного развития оборонно-промышленного комплекса в контексте обеспечения военно-экономического потенциала России. Рассматриваются основные проблемы ОПК и составляющая бюджета от продажи вооружения и военной техники странам партнерам. Особое внимание уделяется необходимости инновационного реформирования комплекса, решения проблемы кадрового обеспечения и проблем импортозамещения.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, военный потенциал, военно-экономический потенциал, инновации, национальная безопасность, экономическая безопасность, международная торговля оружием, государственный оборонный заказ, санкции, инновационный потенциал, кадровый дефицит, импортозамещение.

The article analyzes the role of innovative development of the defense-industrial complex in the context of ensuring the military-economic potential of Russia. The main problems of the defense industry and the budget component from the sale of weapons and military equipment to partner countries are considered. Particular attention is paid to the need for innovative reform of the complex, solving the problem of staffing and the problems of import substitution.

Key words: defense industry, innovation, military potential, military-economic potential, national security, economic security, international arms trafficking, the state defense order, sanctions, innovation potential, lack of personnel, import substitution.



При решении вопросов укрепления обороноспособности страны важно не только реально оценивать экономический потенциал и экономическую мощь страны, но и ту их часть, которая может быть предназначена для удовлетворения военно-экономических (оборонных) потребностей. Категорией, характеризующей величину этой части экономического потенциала, является военно-экономический потенциал.

Одно из наиболее распространенных определений военного потенциала – способность государства использовать свои вооруженные силы для того, чтобы повлиять на события за пределами национальной территории.

Военный потенциал напрямую связан и зависит от военно-экономического потенциала который определяется как часть экономического потенциала (экономической мощи) государства, которая может быть использована в военных целях при максимальном военно-экономическом напряжении, т.е. сведении к минимуму всех невоенных потребностей общества и его членов.

Оборонно-промышленный комплекс является одной из самых главных составляющих военно-экономического потенциала который оказывает прямое влияние на экономическую безопасность страны.

Обеспечение безопасности и защиты национальных интересов во многом определяется состоянием военной экономики и, в первую очередь, оборонно-промышленного комплекса (ОПК) государства.

ОПК оказывает прямое воздействие на военную, международную и пограничную безопасность. Однако не стоит забывать, что все новые разработки в любой области сначала ищут свое применение в области обороны, а потом уже их демилитаризируют для использования в мирных целях. Прибыль ОПК составляет значительную часть бюджета страны, что оказывает существенное влияние на экономическую безопасность.
[1]
ОПК является мощным аккумулятором большей части передовых технологий военного и гражданского назначения, в нем сконцентрированы высококвалифицированные кадры отечественной научно-промышленной сферы. Общая численность работников, занятых в организациях ОПК, составляет около 2 млн. человек, в том числе около 1,3 млн. человек занято непосредственно в оборонных отраслях промышленности.

В 2016 году объем экспорта существенно увеличился и составил более 15 млрд. долларов.

Важным показателем, характеризующим развитие ОПК, является международная торговля оружием. Показатели экспорта российского оружия и военной техники позволяют проследить стойкую динамику роста.

Сравнительная статистика доли рынка вооружения в 2016 г. в процентном соотношении по ведущим странам представлена на рисунке 2 . [3]

Отчет IHS Global Defence Trade Report 2016 показал, что Россия в 2016 году не только входит в тройку лидеров по продаже ВВСТ, но и имеет достаточно высокие шансы на увеличение своих показателей уже в 2017 году.

На данный момент у России насчитывается около 90 партнеров в сфере военно-промышленного и военно-технического сотрудничества, с 60 из которых уже на данный момент заключены твердые контракты по сотрудничеству. Основноми покупателями Российского вооружения, военной и специальной техники являются Индия, Китай, Алжир, Вьетнам, Венесуэла, Ирак и Египет. В свете последних событий на востоке, к ним присоединилась Сирия.
[4]
Перечислив основные характеристики и достоинства российского ОПК нельзя не остановиться на глобальных проблемах в этой отрасли экономики.

В 2015 году Государственный оборонный заказ не был выполнен в полном объеме - 96% Ситуация с ГОЗ-2016 значительно лучше, чем в предыдущие годы - он был исполнен на 98,8%. Ситуацию с оставшимися 2% детально разбирают на уровне Правительства и Центрального аппарата Минобороны.

Актуальность инновационного развития ОПК еще более усиливается неослабевающими попытками Запада наращивать свое влияние в мире и в непосредственной близости от границ России – в Европе, на Ближнем и Среднем Востоке, в Северной Африке, на Украине, Турции.

Проблема подготовки кадров является ключевой при инновационном развитии ОПК. Для эффективного функционирования и инновационного развития предприятий ОПК необходима подготовка специалистов. Возможно создание ВУЗа в сфере оборонных технологий, включающего подготовку кадров для предприятий инновационного ОПК и формирование кадрового состава, способного провести инновационные преобразования.

Для решения кадровой проблемы правительство Российской Федерации разработало программу «Новые кадры ОПК» рамках системы подготовки высококвалифицированных специалистов для ОПК, расширяющую возможности целевого обучения студентов по направлениям ОПК на паритетных условиях финансирования со стороны государства и предприятий ОПК, а также включающую финансовую поддержку инфраструктурных проектов ВУЗов в интересах подготовки кадров для ОПК.

Цели программы:
1. повышение эффективности реализации государственного плана подготовки научных работников и специалистов для организаций ОПК;
2. повышение качества подготовки кадров СПО и ВПО для организаций ОПК за счет реализации практико-ориентированных образовательных программ по специальностям.
3. расширение практики участия работодателей в разработке и реализации образовательных программ.

Неоднократно поднимался вопрос о катастрофическом дефиците кадров в ИТ-секторе. ИТ-специалистов высокой квалификации, на данный момент всего 350 тысяч, а для выполнения задач импортозамещения необходимо больше миллиона в течение 5-7 лет.

Основными направлениями развития ОПК являются:
создание новых конкурентоспособных предприятий с инновационными технологиями и высококвалифицированными кадрами;
развитие научной базы ОПК путем работы с зарубежными предприятиями заинтересованными в сотрудничестве, не нарушая интересы России;
оказание необходимой помощи предприятиям ОПК, которые смогут стать новой точкой роста российского ОПК;
инвестиции в знания и технологии российского ОПК;
создание интегрированных структур, образование центров компетенции по главным направлениям научно-технологического развития ОПК;
организация высокоэффективной системы корпоративного управления интегрированными структурами в ОПК и смежных областях;
комплексная реконструкция, модернизация и техническое переоснащение предприятий ОПК;
импорт, в случае крайней необходимости, новейшего производственного оборудования, необходимого для производства конкурентоспособной продукции военного и гражданского назначения;

Одной из немаловажных задач перед ОПК, является реализация программы импортозамещения с предприятий стран НАТО, Евросоюза и некоторых украинских предприятий. Таким образом мы сможем повысить уровень отечественных предприятий и повысим их уровень независимости от заграничных поставщиков.

За последние годы руководство страны большое значение придает развитию ОПК, росту расходов на удовлетворение военных потребностей. Однако, несмотря на заметное увеличение военного бюджета и некоторые положительные примеры в ОПК, пока не происходит ожидаемых существенных сдвигов в техническом оснащении российских войск, качестве оборонной продукции. Российский ОПК в его современном состоянии не может разработать и поставлять армии и флоту весь «спектр» современных средств и систем оружия, необходимых для обеспечения достаточного уровня военной мощи страны.

Библиографические ссылки

1. Оборонно-промышленный комплекс РФ [Электронный ресурс] https://ru/wikipedia.ru (дата обращения 13.01.17).
2. Центр анализа мировой торговли оружием [Электронный ресурс] http://www.armstrade.org (дата обращения 02.02.17).
3. Российский экспорт ВВТ [Электронный ресурс] http://www.rosoboronexport.ru (дата обращения 03.02.17).
4. Военно-техническое сотрудничество России [Электронный ресурс] http://politrussia.com/vooruzhennye-sily/voennyy-eksport-rossii-731/ (дата обращения 13.04.16).

Оцените публикацию:
 (голосов: 0)
| Раздел Публикации | написал watch_out | просмотров: 52 |