Факультет истории, социологии и международных отношений (ФИСМО)

Кубанского Государственного университета

Логин:

Пароль:

| Лента публикаций

Бадян Г.В. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ГАЛИЦКИХ РУСИНОВ.

Публикации

Бадян Г.В.
4 курс, История, КубГУ


ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ГАЛИЦКИХ РУСИНОВ.


В статье представлена ретроспектива политической жизни галицких русинов-москвофилов в период XIX –XX вв. Важная роль отводится тенденции карпато-руссов к национальному и политическому самоопределению.

Ключевые слова: Галиция, русины, русофилы, Австро-Венгрия, политика, Украина.

The article presents a retrospective of the political life of the Galician Ruthenians- russophiles during the XIX -XX centuries. An important role is given to the trend of the Carpatho-Ruthenians to the national and political self-determination.

Key words: Galicia, Ruthenians, russophiles, Austria-Hungary, politics, Ukraine
.




Формирование политической мысли русинского населения Галиции было не единовременным событием, а складывалась из последовательной цепочки событий внутренней и внешней политики дома Габсбургов. Потому необходимо дифференцировать весь процесс организации политической мысли в данном регионе на некоторые этапы и кратко охарактеризовать их.

Справедливо будет отметить 4 этапа в становлении политической жизни галицких русинов.

Первый период приходится на время национального движения всей Галиции в 1830-х гг., в контексте которого происходит и возрождение великорусской культуры в среде русинского населения. Благодаря трудам Дениса Зубрицкого, издаются первые книги на русском языке [1]. Но наиболее важным событием этого времени является организация «Русской троицы», деятельность которой носила выразительно славянофильский и будительско-демократический характер. Основателями группы были: Маркиян Шашкевич, Иван Вагелевич и Яков Головацкий, который позднее стал лидером русского движения в Галиции. [2]

Второй этап, относящийся к 1840 – 1860-м гг., характеризуется оформлением русофильских взглядов в первые массовые организации просвещенческого толка.[3] Во Львове (1848 г.) возникает культурно-образовательное учреждение – Галицко-русская матица, целью которой было: «Подносити и ширити образованье в русском народе посредством издаванья соответных книжек» («Преподавать и расширять образование в русском народе посредством издания соответственных книг»).[3] Именно в эти тяжелые для русского движения Галиции 50-ые годы происходит закрепление за ним названия «русофильского» или «москвофильского».[4] К началу 50-х годов матица издала в Европе порядка шести книг, а к середине 60-х их уже насчитывалось около 30 изданий на русском языке и язычии.[5]

Важно отметить тот факт, что в этот период из общерусского движения в Галиции выделяется проукраинский национальный блок. [6]

Следующий период эволюции общественно-политической мысли галицких русин Последняя треть XIX века знаменуется фазой трансформации просветительских идей прорусской партии в политические инициативы, повлекшей за собой, как следствие, реакцию со стороны австро-венгерских властей.

Так в 1871 году издательство «Слово» публикует «Проект политической программы для Руси австрийской» созданный Адольфом Добрянским известным в Цислейтании австрийским политическим и литературным деятелем. Говоря о «Проекте» необходимо отметить, что его автор предлагал реорганизовать дуалистическую монархию в федеративную державу по национальному признаку [7], а также «…стояти твердо в обороне самостоятельности русского народа … в обороне его равноправности политической, и конституциею и законами державными запорученной…» («…стоять твердо в обороне самостоятельности русского народа … в обороне его равноправности политической, и конституцией и законами государственными подтвержденной…»).[8] Самостоятельность закарпатских русских он видел как волю австрийского престола, поднося свою политическую программу «…откровенно и публично…» А.И. Добрянский неоднократно подчеркивал верность русского населения Австрии венскому престолу.[9]

Как известно, год издания проекта Добрянского совпал с годом объединения Германии. Осенью 1871 г. политический тандем Отто Фон Бисмарка и Дьюла Андраши в купе с протестом австро-немецкого населения Цислейтании, опасавшегося славянизации империи, сыграл решающую роль в срыве попытки венского двора и чешской оппозиции дополнить, а по существу заменить австро-венгерский дуализм австро-чешско-венгерским триализмом.[10] С большой вероятностью можно предположить, что в сложившейся обстановке непринятия чешской автономии, о какой бы там ни было самостоятельности Галиции можно было забыть.

Таким образом, сменив внутренний и внешний политический вектор развития, смена которого окончательно происходит в 1879 году в Вене,[11] автро-венгерская администрация наступает на позиции русинов-москвофилов путем судебных исков, обвиняющих их в государственной измене.

К первому крупному процессу можно отнести судебные тяжбы направленные против Ольги Грабарь – дочери автора «Проекта политической програмы для Руси австрiйской» Адольфа Добрянского, против его самого и ряда других москвофилов в 1882 году. Несмотря на то, что суть дела носила преимущественно религиозную проблему.[12] обвинительное заключение носило характер шпионажа и государственной измены, [13] суть которой была в пророссийской пропаганде [14] среди жителей селения Гнилички. Дело кончилось оправданием подсудимых в связи с отсутствием доказательной базы, которая бы указывала прямо на их измену. [15]

Также важно отметить народное вече во Львове в 1880 г., на котором обсуждалась возможность воссоединения москвофилов с украинофилами в условиях усилившейся польской и австро-венгерской политической реакции. Но этому объединению не было суждено случиться, так как в 1890 г. депутатом галицкого сейма Юлианом Романчуком был провозглашен проект национально-политического соглашения галичан с поляками, получившего название «Новая эра». В заявлении депутата содержалось утверждение «национальной отдельности» «русского» народа от «российского» и приверженности «папе и католицизму». [16]

Завершающий период политического становления карпато-руссов, начинается на рубеже XIX-XX вв. с момента выделения из партии молодого и более радикального поколения. Наиболее ярким представителем этого движения был Дмитрий Андреевич Маркин, позднее защищавший права русинов на Парижской мирной конференции. Молодое течение открыто заявляло о своей идеологии единства русского народа.[17] Идеологией нового курса было – «в условиях Австро-Венгрии – национально-культурное единство всех трех ветвей русского народа, … а впоследствии и политическое единство с Россией».[18] В целом этот период можно охарактеризовать как революционный. С 1907 г. возрастает политическое влияние младоруссов в галицком сейме, с 1908 г. издаётся откровенно революционный журнал «Новая жизнь», печатавшимся исключительно на русском языке. [19] С началом Первой мировой войны многие участники младорусской партии поплатились за свою пророссийскую деятельность заключением в концентрационные лагеря Терезин и Телергоф.[20]После её окончания галицкие русины, как и другие народы бывшей Австро-Венгерской империи получили право на политическое самоопределение, в ходе которого единый исторический путь прикарпатских русинов был окончательно прерван: так, в 1918 г. была создана Лемковская республика, просуществовавшая 16 месяцев. В 1919-1920 гг. образовалась Прикарпатская Русь в составе Чехословакии[21], ставшая в 1938 г. Подкарпатской Украиной.[22] В 1945 г. этот регион стал частью УССР.[23] Схожая судьба ожидала русинов, избравших иной путь: сначала ЗУНР, Польша, затем согласно Германо-Советскому Договору о дружбе и границе между СССР и Германией от 28.09.1939 Галиция была поделена между Германией и СССР. После распада СССР в 1991 году Галиция и Прикарпатская Русь стали составной частью независимого украинского государства, в котором по сей день, представители русинского населения западно-украинских регионов продолжают борьбу за свою национальную самоидентичность и свободу самоуправления на местах.

Библиографические ссылки


1. Левицкий И.Е. Галицко-русская библиография XIX столетия…(1801 – 1886). Т.1. № 84. – Львов. – С. 7
2. Пашаева Н. М. Русское движение в Галичине XIX-XX вв. (Постановка проблемы). // Славянский альманах 1998./ Н. М. Пашаева. – М.: Индрик. – 1999. – С.118
3. Середа О. Місце Росії в дискусіях щодо національної ідентичності галицьких українців у 1860–1867 роках. // Россия-Украина: история взаимоотношений / О. Середа. – М., 1997. – С. 157–169. [Электронный ресурс] URL: http://litopys.org.ua/vzaimo/vz13.htm
4. Справочник Научных Обществ России. [Электронный ресурс] URL: http://www.snor.ru/?an=sc_74
5. Пашаева Н.М. Указ. соч. С.45
6. Пашаева Н.М., Климкова Л. Н. Галицко-русская Матица во Львове и ее издательская деятельность// Книга. Исследования и Материалы/ Н.М. Пашаева. – М., 1977. – Т.XXXIV. – С. 61- 77.
7. Пашаева Н.М. Указ. соч. С.70-71
8. Проектъ политической програмы для Руси австрiйской. Львовъ: Слова, 1871. – С. 19
9. См. там же С. 7
10. См. там же С. 10
11. История южных и западных славян: В 2 Т. Т. 1. Средние века и Новое время: Учебник / Под ред. Г.Ф. Матвеева и З.С Ненашевой. - 2-е издание. - М.: И:щ-во МГУ, 2001. – С. 620
12. Двойствнный союзный договор между Германией и Австро-Венгрией, заключенный в Вене 7 октября 1879 г.//Хрестоматия по истории международных отношений. В 5-ти книгах. Книга 3. Новое время./ Кузнецов Д.В.– Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет, 2013. – С. 373-374
13. В. Войтович-Хубер: "Отцы нации". Греко - католическое духовенство в национальном движении русинов Галиции (1867-1918) . Варшава, 2008, С. 133
14. Cz. Partacz: Od Badeniego do Potockiego. Stosunki polsko-ukraińskie w Galicji w latach 1888-1908. Toruń: Wydawnictwo Adam Marszałek, 1997, S. 37-39.
15. J.P Himka: Religion and Nationality in Western Ukraine. The Greek Catholic Church and the Ruthenian National Movement in Galicia, 1867-1900. Montreal: McGill-Queen's Press, 1999, S. 78-80.
16. В. Войтович-Хубер, "Отцы нации". Греко – католическое духовенство в национальном движении русинов Галиции (1867-1918) . Варшава, 2008 С. 137-139
17. Пашаева Н.М. Указ. соч. С.105-106
18. Ваврик В.Р, Краткий очерк галицко-русской письменности. – Лувен, 1973. – С.59
19. Ваврик В.Р. Указ. соч. С.64
20. Пашаева Н.М. Указ. соч. С.125
21. Пашаева Н.М. Указ. соч. С. 141 -142
22. Поп И. Энциклопедия Подкарпатской Руси. Ужгород, 2006. С.40
23. Чехо-Словакия // Малая Советская энциклопедия. — М.1947. — Т. XI. — С. 653
24. PRÁVNÍ PŘEDPIS Smlouva č. 186/1946 Sb mezi Československou republikou a Svazem sovětských socialistických republik o Zakarpatské Ukrajině.[Электронный ресурс] URL: https://portal.gov.cz/app/zakony/zakonPar.jsp?idBiblio=14144&nr=186~2F1946&rpp=15#local-content

Оцените публикацию:
 (голосов: 0)
| Раздел Публикации | написал watch_out | просмотров: 43 |