Факультет истории, социологии и международных отношений (ФИСМО)

Кубанского Государственного университета

Логин:

Пароль:

| Лента публикаций

Емельянова А.М. ОТНОШЕНИЯ РОССИИ С ОСНОВНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ИГРОКАМИ В АРКТИКЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Публикации

А.М. Емельянова
1 курс, "Зарубежное регионоведение", КубГУ


ОТНОШЕНИЯ РОССИИ С ОСНОВНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ИГРОКАМИ В АРКТИКЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ


В статье рассматриваются основные направления сотрудничества России с арктическими государствами. Выделяются основные противоречия, препятствующие установлению конструктивного диалога.

Ключевые слова: Россия, Арктика, арктические государства, региональное сотрудничество.

Article observes the main directions of cooperation between Russia and other Arctic states. The paper emphasizes on the main contradictions, that impede the establishment of a constructive dialog.

Key words: Russia, the Arctic, Arctic States, regional cooperation.


Введение

«Арктика наша, русская Арктика», – заявил А. Чилингаров, полярник, депутат Государственной Думы РФ десять лет назад после установки на Северном полюсе на глубине 4300 м российского флага [1]. С того момента Россия активизировала свою арктическую политику (в 2009 г. утвержден документ «Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу, в 2011 г. министерство обороны РФ заявило о планах создания двух военных бригад для защиты интересов в Арктике [2]). Полярная экспедиция «Арктика 2007» обратила внимание мирового сообщества на значительную роль России на Крайнем Севере, которая определяется уникальным геополитическим положением России в Арктике. Как следствие, представляется объективным тот факт, что ни одна актуальная проблема данного региона не может быть решена без российского деятельного участия и поддержки [3].

Наряду с Россией стратегические интересы и преимущественное право на разработку и использование колоссального потенциала Арктики имеют еще четыре арктические державы: США, Канада, Норвегия и Дания (в виду принадлежности ей Гренландии). Отношения внутри «арктической пятерки» носят амбивалентный характер. С одной стороны, страны заявляют о необходимости налаживания взаимовыгодных контактов и разрешения противоречий дипломатическим путем (о чем свидетельствует принятие Илулиссатской декларации в 2008 г.). С другой стороны, наблюдается напряженный климат между арктическими государствами в таких сферах взаимодействия, как разработка углеводородных месторождений, использование путей транспортного сообщения, военного присутствия в регионе и демаркация континентального шельфа и морских пространств Арктики.


Россия – США

Серьезное разногласие России и США касается правового регулирования режима проливов, расположенных вдоль российского арктического побережья [4]. США выступают за придание Северному морскому пути международного статуса. Это может привести к неблагоприятным последствиям для России: снижение военно-стратегической защищенности с северного направления и лишение значительной части доходов за пользование маршрутом другими государствами [5].

Серьезное разногласие России и США касается правового регулирования режима проливов, расположенных вдоль российского арктического побережья [4]. США выступают за придание Северному морскому пути международного статуса. Это может привести к неблагоприятным последствиям для России: снижение военно-стратегической защищенности с северного направления и лишение значительной части доходов за пользование маршрутом другими государствами [5].

Вместе с тем, в отношениях России и США существует ряд кооперационных сфер, что дает некоторые основания говорить о позитивности их двусторонних взаимодействий в регионе. Среди данных сфер отсутствие конфликтов по поводу разграничения морских пространств, общее стремление к научной деятельность в Заполярье, а также приверженность к устойчивому развитию и сохранению природной среды Арктики [6].

Торгово-экономическое сотрудничество (заключение соглашений Роснефти с американскими фирмами Эксон Мобил и Коноко Филлипс на разработку месторождений в Карском море и Ардалине соответственно) и развитие трансарктических маршрутов авиаперелетов представляются важными сферами в установлении тесных связей двух стран в Арктическом регионе.


Россия – Канада

Взаимодействие России и Канады в Арктике на сегодняшний день развивается в стабильном ключе, несмотря на некоторое охлаждение отношений в связи с напряженной политической обстановкой. Кризис на Украине привел к нарастанию антироссийских тенденций во внешней политике Канады. Более того, временно был заморожен политический диалог с Россией в рамках Арктического Совета [7].

Наличие территориальных споров между двумя арктическими державами также является причиной конфронтации. Претензии России и Канады на хребет Ломоносова (первые попытки – Россия в 2001 г., Канада в декабре 2013 г. предоставили пакет документов в Комиссию ООН по границам континентального шельфа – оказались неудачными, в августе 2015 г. Россия подала повторную заявку; Канада, в свою очередь, планирует совершить новый запрос в 2018 г. [8]) составляют в общей сложности основную часть противоречий.

Тем не менее, видение России и Канады относительно арктической политики совпадают по ряду вопросов: определение в ограничительном формате прав неарктических государств, осуществление согласованных действий арктических держав в регионе в рамках Арктического Совета (АС). Обе страны выступают за придание АС статуса международной организации правомочной принимать юридически обязывающие решения [9].

Российско-канадский диалог проводится преимущественно в транспортной (проекты «Северный воздушный мост» и «Арктический мост») и научной (сотрудничество канадских университетов с Северным университетом г. Архангельска) сферах. Особая роль уделяется проблеме жизнедеятельности коренного населения Крайнего Севера. В рамках программы «Обмен опытом управления северными территориями», стартовавшей в 2011 г., регулярно проводится совместные российско-канадские мероприятия, предполагающие обмен опытом деятельности в социальной и экономической сферах [10]. Все это способствует выстраиванию конструктивного сотрудничества по использованию ресурсов Арктики.


Россия – Норвегия

На современном этапе, по признанию политического советника министра иностранных дел Норвегии А. Хальворсера, Россия не представляет прямой угрозы для его страны. Тем не менее, в Осло внимательно следят за российскими военными действиями на Крайнем Севере [11]. Более того, ведутся переговоры о развертывании на территории королевства Европейской системы противоракетной обороны. Одной из целей данного проекта является противостояние российской милитаризации. Отношение России к реализации такого проекта крайне негативное. Посол РФ в Норвегии Т. Рамишвили заявил, что страны могут иметь разные точки зрения по обеспечению безопасности, однако, стремясь к добрососедским отношениям, необходимо находить решения, устраивающие обе стороны [12].

Еще одним камнем преткновения в российско-норвежских отношениях является вопрос относительно экономической активности в зоне Шпицбергена. Проблема состоит в особенностях налогообложения российских компаний и негативной позиции Норвегии по поводу российского рыбного промысла вокруг Шпицбергена. Также норвежской стороной был принят ряд мер по ограничению присутствия России на архипелаге [13]. Вышесказанное позволяет сделать вывод о существовании препятствий на пути к двустороннему сотрудничеству.

Тем не менее, необходимо отметить о существовании значительного потенциала для выстраивания диалога между двумя странами. Совместная деятельность в работах по разведыванию углеводородов (соглашения «Газпрома» и «Статоил» в 2008 г., «Роснефти» и «Статоил» в 2012 г.), стремление разрешить на основе международного права территориальные споры (Мурманский договор о делимитации Баренцева моря 2010 г.) позволяют говорить о существовании перспектив в развитии российско-норвежских отношений в Арктике.


Россия – Дания

В целом, взаимодействие России и Дании в Арктике находится на достаточно низком уровне. Основу противоречий составляет нерешенность территориальных конфликтов. По утверждению министра иностранных дел Дании К. Йенса, Дания на данный момент не готова к двусторонним переговорам по поводу урегулирования данных разногласий [14].

Сотрудничество в торгово-экономической и экологической сферах носит более декларативный, нежели практический характер. Стремление Дании содействовать стабильному и бесконфликтному развитию ситуации в Арктике [15] определяет позитивный вектор развития взаимоотношений, однако конкретных действий со стороны обеих стран предпринимается немного. В 2011 г. состоялась встреча представителей датского концерна «А.П. Меллер-Мэрск» и российских компаний («Газпром», «Газфлот», «Буровая техника»). В том же году было подписано первое панарктическое Соглашение о международном сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике. В настоящий момент российско-датские отношения в регионе по большей части развиваются по линии Арктического Совета.


Заключение

Пристальный интерес к Арктике мирового сообщества и вовлечение в арктическую политику неарктических государств представляется важным стимулом для выведения отношений «арктической пятерки» на новый уровень.

В последнее время наблюдается некоторое снижение напряженности в арктическом регионе благодаря декларированию государствами собственной приверженности проведению политики, направленной на стабилизацию ситуации в регионе. В то же время, проблемы, существующие у России в отношениях с арктическими государствами по другим вопросам политической повестки дня, имеют перспективу негативно отражаться на развитии сотрудничества в регионе.

Особое значение для выстраивания обновленной стратегии сотрудничества придается 10-й Министерской сессии Арктического Совета, которая пройдет 11 мая 2017 г. в г. Фэрбанкс (США, штат Аляска). Тема второго года председательства США в АС определена как «Единая Арктика: общие возможности, вызовы и ответственность». Рассмотрение этой проблемы поможет скоординировать взаимодействие арктических государств по наиболее важным отраслям развития арктического региона.


Библиографические ссылки


1. Фочкин О. Артур Чилингаров: «Мы доказали – Арктика наша». URL: http://www.mk.ru/editions/daily/article/2007/08/07/88555-artur-chilingarov-myi-dokazali-arktika-nasha.html.
2. Жильцов С.С. Политика России в Арктике: современный этап // Вестник РУДН, сер. Политология. 2015. № 2. С. 13–14.
3. Арктический регион: проблемы международного сотрудничества: хрестоматия в 3-х т. / Под общ. ред. И.С. Иванова. М., 2013. С. 7. Т. 1.
4. Загорский А.В. Россия и США в Арктике. Рабочая тетрадь № 30 / Глав. ред. И.С. Иванов. М., 2016. С. 8.
5. Хотькова Е. С. и др. Арктика в современной системе международных отношений и национальные интересы России / Доклад РИСИ // Проблемы национальной стратегии. 2014. № 5 (26). С. 28.
6. Загорский А.В. Указ. соч. С. 6–8.
7. Хейнинен Л., Сергунин А., Яровой Г. Политика России в Арктике: как избежать новой холодной войны. URL: http://narfu.ru/aan/Encyclopedia_Arctic/arctic_rus.pdf. С.36
8. Братерский А., Атасунцев А. Исключительный шельф России. URL: https://www.gazeta.ru/politics/2016/08/08_a_10109081.shtml
9. Там же.
10. Российско–канадская программа «Обмен опытом управления северными территориями». URL: https://rmu.ieie.su/assets/files/scicollab/resume-canada-russia-programme_2013.pdf
11. Batchelor T. Norway sends hundreds of troops to Russian border region as Cold War surveillance pact is revived. URL: http://www.independent.co.uk/news/world/europe/ norway-send-deploy-hundreds-troops-russian-border-region-finnmark-cold-war-uk-us-surveillance-pact-a7531306.html
12. Suvatne Solås S. Russlands ambassadør til Norge advarer: - Det vil komme et svar fra oss, ikke bare til Norge, men til hele NATO. URL: http://www.dagbladet.no/magasinet/russlands-ambassador-til-norge-advarer---det-vil-komme-et-svar-fra-oss-ikke-bare-til-norge-men-til-hele-nato/67497623.
13. Хейнинен Л., Сергунин А., Яровой Г. Указ. соч. С. 41.
14. Hermann R. Kopenhagens kalte Schulter. URL: https://www.nzz.ch/international/europa/nordpol-gespraeche-zurueckgewiesen-kalte-schulter-kopenhagens-gegenueber-moskau-ld.116573.
15. Арктический регион: проблемы международного сотрудничества: хрестоматия в 3-х т. / Под общ. ред. И. С. Иванова. М., 2013. С. 173–176. Т. 1.

Оцените публикацию:
 (голосов: 0)
| Раздел Публикации | написал watch_out | просмотров: 128 |