Факультет истории, социологии и международных отношений (ФИСМО)

Кубанского Государственного университета

Логин:

Пароль:

| Лента публикаций

Штаркина М.К. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ САНКЦИОННОГО РЕЖИМА

Публикации

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ САНКЦИОННОГО РЕЖИМА


М.К. Штаркина 2 курс, КубГУ



Аннотация: На сегодняшний день перед Россией стоит задача найти оптимальные пути выхода из экономического кризиса и выбрать направления дальнейшего экономического развития. Важнейшей составляющей при этом является урегулирование и расширение внешнеторговых отношений с иностранными партнерами. Не менее значимой задачей представляется структурная перестройка экономики.

Ключевые слова: санкции, внешняя торговля, импортозамещение.



Санкции против России являются ярким примером сложившейся на рубеже XX-XXI веков тенденции международных отношений. Для этого периода характерно значительное увеличение объема экономических санкций, применяемых к различным государствам (Ирак, Ливия, Иран, Сирия) и являющимся шагом на пути к военным конфликтам. Данный процесс имеет место быть из-за развития глобализации экономики, усиливающейся интеграции рынков товаров и услуг. С другой стороны, санкции – это прямое отражение попыток передела сфер экономико-политического господства, борьбы за мировое лидерство.

Последствия введения санкций в отношении нашей страны можно оценивать двояко. С одной стороны, они стали причиной нарастания макроэкономической нестабильности и спада отечественной экономики. С другой же стороны – обнажили внутренние проблемы, которые зарождались в течение более чем двух десятилетий [1].

Поскольку Россия оказалась в ситуации, в которой внешнеполитическое влияние оказывает существенный ущерб для экономики, а возможности по минимизации данного ущерба посредством установления ответных санкций слабо эффективны, необходим поиск оптимальных стратегических ориентиров торгово-экономического развития.

1. Сохранение прежней экономической политики. Этот вектор политических действий может быть реализован по принципу – не усугубить положение возможной ошибочной деятельностью. Учитывая последние события, происходящие на международной арене, на мировом рынке и в пределах национальной экономики, скорее всего этот сценарий и будет превращен в жизнь. На практике его сторонниками являются неолибералы, которые твердят о необходимости уменьшения доли заработной труда в ВВП, восполнения государственных потерь за счет населения[2]. Утрата суверенизации экономики усугубится, если Россия и дальше будет развивать свою сырьевую направленность, уменьшать госрасходы, сокращать госинвестиции в основной капитал.

2. Переориентация торговых отношений. Успешное географическое положение России позволяет ей оптимально реализовывать торговые отношения не только с ЕС, но и со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, а также с азиатскими государствами, не говоря уже о государствах СНГ, которые все чаще берут на себя роль посредников при реализации внешнеторговых сделок со странами, огранившими свои экономические связи с Россией. Это также касается и транспортного сообщения, строительства газопроводов и нефтепроводов. Преимущества нашего уникального положения в настоящее время используются в неполной мере и можно говорить лишь о громадном потенциале географического фактора в развитии экономики, что может быть осуществлено на практике за счет возведения транспортных коммуникация с активным привлечением инвестиций иностранных государств.

Внешняя торговля с азиатскими, африканскими и латиноамериканскими государствами заключается во внешнеторговых потоках с ограниченным числом стран.

Главными российскими партнерами по внешней торговле на азиатском континенте (около семидесяти процентов объема торговли) являются Китай, Япония, Республика Корея, Турция и Индия. Большие перспективы заключает в себе участие России в деятельности ШОС, в первую очередь экономические связи с Китаем и Индией.

Специфика деятельности ШОС, связанная с общими политическими целями ее участников, способна значительно ускорить и их экономическую сплоченность по ряду направлений, среди которых транспорт, добыча энергоносителей, сотрудничество в военно-технической сфере, инвестиции.

В странах Латинской Америки наибольшие перспективы представляет несырьевой экспорт, доля которого в поставках в данный регион составляет около свыше 90%. Осуществляемые в латиноамериканских странах программы по модернизации экономики рождают благоприятные условия для увеличения экспорта российского оборудования и техники.

Значительный потенциал торговых связей со странами АТР может быть осуществлен в интересах ускорения развития экономики РФ, увеличения и расширения российского экспорта в страны Азии, привлечения в экономику эффективных инвестиций, новейшего оборудования и технологий.

Экономические связи России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона важны для нашей экономики, поскольку позволяют развить экономическую инфраструктуру азиатской части России, участвовать в установлении правил международной торговли в этом регионе, расширять долю продукции машиностроения и военных отраслей в общем объеме экспорта, развить источники экспортных поступлений валюты от продаж энергоносителей.

Российские экспортеры в перспективе до конца этого десятилетия имеют все шансы существенно расширить объемы несырьевого экспорта на территорию Вьетнама, Индонезии, Таиланда, Сингапура, Тайваня. Учитывая имеющийся потенциал увеличения экспорта в эти страны данный показатель может вырасти до 30 % в обозначенном периоде.

Восточное направление развития – это преимущество близости, это динамично развивающийся рынок, демонстрирующий высокие темпы роста, это регион, готовый к сотрудничеству[3].

3. Перестройка экономики. Данный ориентир является, по мнению многих экспертов, наиболее рациональным и эффективным для России, поскольку это реальный шанс избавиться от чрезмерной внешнеэкономической зависимости. Российская экономика остается слабой и уязвимой в условиях санкционного режима, одна из причин этого – довольно масштабная импортная зависимость, от которой необходимо постепенно, но неуклонно избавляться, на что направлена политика импортозамещения.

Важнейшей с точки зрения замещения импорта на сегодняшний день является продукция подсанкционных отраслей промышленности, а также приоритетных в плане обеспечения безопасности. Это высокотехнологическая продукция станкостроения, продукция нефтегазового машиностроения, необходимая для разработки шельфовых месторождений и добычи трудноизвлекаемых запасов сырья[4]. Наиболее рациональной представляется специализация на тех товарах, в производстве которых мы располагаем конкурентными преимуществами. Эти направления найдены, необходимо лишь уделять им должное внимание и развивать. Если имеется процесс, способный организовать по факту отдельную отрасль, которая выдержит конкуренцию на мировом рынке, необходимо оказывать господдержку. Так как импортозамещение представляет собой государственную стратегию, то именно государство занимает важнейшее место в ее реализации. Важнейшим направлением в осуществлении данной стратегии стало формирование внутреннего спроса, как государственного (государственные закупки и инвестиции), так и частного.

Россия по-прежнему сверхзависима от экспорта сырья. Надежды на рост цен на сырье тормозят возможное движение на пути к развитию. Сырьевая направленность стала тяжким бременем для экономики, а четкой и эффективной замены найти на сегодняшний день пока не удалось. В отношении торговой политики России воздействие США и ЕС посредством санкций в краткосрочном периоде не может быть скомпенсировано восточным вектором развития[5].

Принимая во внимание тот факт, что именно структурные диспропорции в значительной степени явились главной причиной кризиса российской экономики и усугубили ее незащищенность перед санкциями Запада, последует вывод: главным ориентиром экономической политики должны стать структурные преобразования, главным образом, диверсификация экономики с целью уменьшения зависимости от экспорта сырья и энергии, а также от западных займов и технологий.

Подводя итог, можно сказать: обеспечивая национальную безопасность РФ в контексте экономических санкций со стороны Запада, необходимо в первую очередь ориентироваться на огромный потенциал экономики России, значительное количество ресурсов, на государства, которые поддерживают Россию на международной арене, а также во внешней торговле.

Для эффективного и ускоренного развития внешней торговли на сегодняшний день важнейшей задачей является превращение России в государство, которое производит и продает конкурентоспособные товары, установление равных условий конкуренции между предприятиями разных секторов рынка[6]. Важнейшим условием решения поставленной проблемы является эффективная политика государства в отношении внешнеэкономической деятельности, базирующаяся на увеличении функций госрегулирования внешнеторгового развития, на ужесточении контроля качества и количества экспортной и импортной продукции, на активном привлечении инвестиций в основной капитал, на создании благоприятны условий деятельности российских экспортеров и, наконец, на государственной поддержке развития ориентированных на экспорт наукоемких производственных отраслей.

Библиографические ссылки


1. Аветисов Р.Э., Маргарян Ш.В., Алёшин В.Б. Перспективные направления развития российской экономики в условиях санкций // Nauka-rastudent.ru. – 2016. – No. 05 (029) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://nauka-rastudent.ru/29/3416/
2. Харланова В. Н. Перспективы развития внешнеэкономической деятельности России в современных условиях [Текст] / В. Н. Харланова // Студенческая наука XXI века : материалы VIII Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 25 янв. 2016 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (8). — С. 256–259. — ISSN 2413-3825.
3. Зиновьев И.Ф., Усеинова Л.С. Торговая политика, как инструмент обеспечения экономической безопасности России // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64440 (дата обращения: 24.05.2016).
4. Данилов-Данильян А. Импортозамещение: процесс или политика (загл. с экран.). [Электронный ресурс]. URL: https://slon.ru/posts/52787 (дата обращения: 01.05.2016)
5. Звягин Л.С. Практическое финансовое моделирование в задаче оптимального распределения инвестиций // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2016. – № 1. – С. 33-41.
6. Галеева Е.И. Развитие России в условиях санкций // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2. С. 59–68.

Оцените публикацию:
 (голосов: 0)
| Раздел Публикации | написал watch_out | просмотров: 123 |