Факультет истории, социологии и международных отношений (ФИСМО)

Кубанского Государственного университета

Логин:

Пароль:

| Лента публикаций

ДвоеглазовД. Ю. Перспективы сохранения лидерских позиций Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Публикации

Перспективы сохранения лидерских позиций Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе


Д. Ю. Двоеглазов 2 курс, КубГУ



В статье анализируется текущее состояние экономики Японии на мировом рынке и рынке стран АТР. Особое внимание уделено проблеме усиления интеграционных связей между Японией и странами Юго-Восточной Азии.

Ключевые слова: интеграция, АСЕАН, Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), АТЭС, регионализация, терроризм, ассоциации стран, сообщества стран.


В настоящее время государства Восточной и Юго-Восточной Азии стали занимать лидирующие позиции на мировых рынков товаров и услуг. Стоит сказать, что в странах Азии проживает больше людей, чем в остальных частях света – 4,4 миллиарда человек. Среди этих стран особо выделяется Япония – один из ведущих производителей электроники. Люди в этой стране известны своим, непривычным для остальных народов, укладом жизни. Экономика Японии также необычна. О ней и о ее лидерских позициях в Азии и во всем мире пойдет речь в данной работе.

Многие страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) являются развивающимися или странами с переходной экономикой. На их фоне экономика Японии наращивает свой потенциал на международной арене. Так, многие предприятия этого государства начали открывать филиалы и дочерние компании в развивающихся странах АТР.

Последние 50 лет Япония была второй экономикой мира, но в последнее время ее догоняет китайская экономика с учетом новых темпов роста ВВП стран АТР. Япония изначально не ставила своей целью поддерживать позиции одной из доминирующих экономик мира, но становится сильнее и более влиятельной. Нынешние позиции Японии показывают, что она достигает своей цели, но ее развитие не останавливается. Эта экономика обладает высокой конкурентоспособностью на мировом рынке. Япония имеет высокий доход на душу населения, поэтому и является привлекательной для граждан других стран. [1]

Начиная с 1989 года, который является годом образования Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества (АТЭС), Япония стала играть ведущую роль на всем Тихоокеанском побережье Азии, а также в деятельности созданного в этот год сообщества стран. Япония считается своего рода связующим звеном между Всемирной торговой организацией и странами АТР.

На страны АТЭС приходится более чем три четверти всего внешнеторгового оборота Японии. Также на эти страны приходится около 50% иностранных инвестиций со стороны Токио.

Япония принимает активное участие во всех форумах АТЭС. На Токио приходится огромная часть бюджета сообщества (около 1 миллиона долларов США по данным саммита АТЭС 2012). По этому показателю японцы уступает лишь США. Но помимо обязательных взносов Япония также предоставляет добровольные дотации, которые на 2012 год составили примерно 4 млн. долларов США.

Что касается иностранных инвестиций в Японию, ее правительство очень обеспокоено данным вопросом и активно занимается привлечением иностранных вкладов в экономику государства. Информацию до зарубежных инвесторов доводят путем ежегодного рассмотрения результатов Совета по инвестициям в Японии. Также для привлечения капитала японская экономика старается подвести национальные стандарты к уровню международных.

Первостепенной целью участия Японии в АТЭС является обеспечение национальной безопасности, противодействие угрозе терроризма. Подтверждением этих слов может служить то, что в 2004 году японское правительство Японии поддержало Инициативу по наращиванию антитеррористического потенциала АТЭС. Поддержав данную инициативу, Япония оказала материальную поддержку нескольким аэро- и морским портам Юго-Восточной Азии и провела несколько саммитов по обеспечению безопасности. [2]

Так как множество открытий в области электроники осуществляются в Японии, следует полагать, что государство заинтересовано в защите авторских и патентных прав.

В своей политике в отношении АТЭС Япония делает упор на согласованный со странами-участницами организации комплекс мер по защите интеллектуальной собственности.

Также стоит выделить поддержку Японией малого и среднего бизнеса стран АТЭС. Правительство страны убеждено, что поддержка предприятий подобного типа позволит преодолеть последствия кризиса, а также достижения экономического роста всего региона в целом. Несмотря на то, что Япония поддерживает национальные интересы каждой экономики, она выступает за повышение контроля за исполнением решений, вынесенных на общих собраниях глав АТЭС.

Последнее время Япония наращивает экономические связи с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Начало эти отношения берут еще в 1973 году, когда был проведен так называемый Японско-АСЕАНский форум. После окончания вьетнамского конфликта и экономического саммита на о. Бали эти отношения приобрели официальную силу. Сейчас Япония активно создает и поддерживает начинания стран АСЕАН, периодически проводя саммиты и встречи глав Министерств иностранных дел государств.

Поддержание нормальных и даже дружественных отношений со странами АСЕАН - важнейшее условие его эффективного использования и создания благоприятных условий для деятельности японских корпораций. Японские инвестиции в экономики стран Юго-Восточной Азии (ЮВА) составили около 30-40 млрд. долларов США по данным на 2014 год. Этот показатель намного ниже, чем в начале XXI века. В 2000 году инвестиции Японии составляли 550 млрд. долларов. Снижение инвестиций в страны АСЕАН стали казать правительству Японии бесперспективными. К тому же регион набирает популярность у китайских инвесторов. [3]

Япония и страны АСЕАН в дальнейшей перспективе заинтересованы в интеграции всех стран Восточной Азии путем их объединения в Восточноазиатское сообщество стран, в которое будут входить соответственно Япония, десять стран АСЕАН, а также Китай, Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия и Индия. Инициатором данного проекта послужили несколько стран, но в отличие от других стран, Япония предложила более расширенный состав стран АСЕАН в сообществе. На проведение саммита АСЕАН в 2009 г. была приглашена японская сторона для обсуждение перспектив сотрудничества и собственно формирования Восточноазиатского сообщества. Вопрос его создания стал главной целью сотрудничества Японии и АСЕАН.

Идея создания Восточноазиатского сообщества (ВАС) основывалась также и на предвыборной программе Японской партии демократов. В этой программе данная идея выступила как один из главных элементов нового внешнеполитического курса японского правительства, направленного на улучшение отношений с соседними странами в АТР, связи с которыми обременены противоречиями в оценках исторического прошлого. На встрече министров так называемой «восточноазиатской тройки» 2009 г., министр иностранных дел Японии К. Окада отметил, что формирование ВАС является одним из наиболее важных стратегических направлений дипломатических отношений Токио. На ежегодной сессии Азиатского банка развития на было достигнуто соглашение о создании паназиатского фонда валютных резервов в размере 120 млрд. долл. в формате «АСЕАН+3». Доля Японии -38,4 млрд. долл. (32%). [4]

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что несмотря на мировой экономический кризис, Япония активно принимает участие в развитии стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Основной целью этих стран является дальнейшая их интеграция. При этом для стимулирования своей экономики и сохранения лидерства в регионе Япония перехватывает инициативу в формировании Восточноазиатского сообщества. В перспективе Япония сохранить за собой позиции крупного внешнеторгового партнера стран АСЕАН и АТР.

Библиографические ссылки


1. Сагоян К.П. Об особенностях внешнеэкономической политики Японии // Вестник Московского университета востоковедения.- 2006 г. - №3 - C.22-36.
2. "Япония открытая миру". - Центр изучения современной Японии. – 2007 г. - C.134.
3. АСЕАН в начале XXI века. Актуальные проблемы и перспективы. - Институт Дальнего Востока. - М. 2010 г. - С.220.
4. Николаев А. В. Японская экономика: некоторые характерные черты и показатели // Экономический журнал. – 2006 г. - №13.


Оцените публикацию:
 (голосов: 0)
| Раздел Публикации | написал watch_out | просмотров: 87 |