Факультет истории, социологии и международных отношений (ФИСМО)

Кубанского Государственного университета

Логин:

Пароль:

| Лента публикаций

Чениб М.А. ТРАГЕДИЯ МУСУЛЬМАНСКОГО МИРА: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ИСЛАМА

Публикации

ТРАГЕДИЯ МУСУЛЬМАНСКОГО МИРА: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ИСЛАМА

Чениб М.А. 4 курс, КубГУ


В статье делается описательный анализ деятельности мусульманской общины на этапе её зарождения. Это позволит выявить основные причины разделения ислама и проследить закономерность событий с современной историей.

Ключевые слова: ислам, шииты, сунниты, исмаилиты, религиозный экстремизм, ближний восток



Чтобы осмыслить феномен современного мусульманского мира, необходимо взять внушительный исторический разбег и терпеливо проследить за «культурной мутацией» исламского сообщества с первого же раздора на религиозной почве.

Как вы можете знать в далеком 610 году легендарный Мухамад поймал сигнал свыше, когда уединённо спал в пещере Хира на горе Джабаль ан-Нур и под диктовку ангела Джабраила записал первые пять аятов карана. (однако ангел Джабраил передавал его пророку по частям в течение 23 лет) Проснувшись оригинальным мусульманином он принялся делить снизошедшую мудрость с близкими людьми, благополучно вдохновил 40 человек и три года спустя уже проповедовал в Мекке как пророк. Фундаментальные основы ислама люди впитывали с поразительным рвением и прилежанием. И вскоре весь Аравийский полуостров преобразился в единое государство мусульман. Мухаммад подарил разобщённым народом самое главное – равенство перед аллахом, систему нравственных ценностей и общие созидательные цели, достижение которых требует праведной жизни, а не бесцельной погибели. Даже с ближайшими Иудейскими соседями удалось выдержать мир и сосуществовать без взаимных притеснений.

Мухаммад пережил всех своих прямых потомков мужского пола и скончался в 632 году, оставив последнюю мудрость при себе и не назвав приемника. Тогда основную массу последователей по решению старейшин тесть и ближайший друг пророка Абу Бакр ас-Сиддик приняв титул Халифат асу лалах т.е. заместитель избранного аллахом. Однако сторонники Али ибн Абу Талиба двоюродного брата и зятя пророка были категорически против, призрели стихийную непредсказуемость демократии и откололись строить собственное исламское государство. Мир, который построил пророк в одночасье распался на суннитов Абу Бакра (что в переводе с арабского означает приверженцы сумны - духовное руководство на основе жизнеописания Мухаммада) и шиитов последователей али. Противостояние обернулось неравной свирепой и длительной конкуренцией. Численное и силовое превосходство идейного соперника вынудило шиитов остепениться, освоить скрытность и скромность, а также создать учение альтакия (мастерство духовного перевоплощения). По сути это методика лицедейства и манипуляции, чтобы вводить людей в заблуждение по поводу своих намерений, убеждений и вероисповеданий ради благой цели или самозащиты. Так шииты растворились в толпе что бы по мере сил воздействовать на сообщество изнутри и сеять инакомыслие.

После скорой смерти Абу Бакра в 634 году праведный Халифат большинством голосов возглавил Умар аль-Хаттаб, который перенял от предшественника скромность и мудрость, не стремился к роскоши и жил как простой человек даже не имея охраны. И всё же он оступился на праведном пути. Первое в исламской истории политическое убийство произошло в 634 году в Медине, где военнопленный персидский кузнец Файрус после принятия ислама был отпущен из оков на условиях оброка равного его заработку. Отчаянный раб, не зная, как прокормить жену и маленькую дочку обратился за помощью к халифу, когда тот по традиции обходил рынок. Но не был услышан. Не смотря на огромную власть, халиф не стал подвергать сомнению авторитет высокопоставленного военного командира, который и пленил Файруса и приговорил к такой иллюзорной свободе. Кузнец потерял последнюю надежду, разочаровался во власть имущих, и рано утром отправился в мечеть с обоюдоострым кинжалом. Он занял место возле халифа и с началом молитвы многократно ударил его в живот. После чего Файрус предпринял не удачную попытку к бегству и окончил жизнь самоубийством. Вызывающая наглость и феноменальная успешность покушения на главу государства всколыхнули исламский мир.

Снова стала актуальна проблема престолонаследия. Присмерти Умар назвал шестерых особо авторитетных мусульман которым поручил не простые выборы из числа самих себя. Старший из них претендовать на престол не стал, но взял на себя смелость организовать процедуру избрания. Для начала он попросил пятерых оставшихся кандидатов он попросил проголосовать за кого-то кроме себя. В этом предварительном туре преуспели двое: муж двух дочерей Мухаммада жадный до власти предприниматель Усман ибн Аффан и шиитский имам Али ибн Абу Талиб. Старый распорядитель в качестве испытания выбрал клятву и спросил о готовности следовать книге аллаха и праведному пути предшественников. Али честно поклялся делать это по мере сил, в то время как Усман выпалил клятву безоговорочно и почему-то победил. Правда халиф из Усмана вышел прескверный. Небрежная политика и решительные назначения врагов Мухаммада, изгнанников и предателей на высокопоставленные посты спровоцировали народные возмущения. К примеру, в городе Куфа, построенный и заселённый вернейшими сторонниками пророка, по прямому назначению Усмана наместником стал сын заклятого врага Мухаммада в до исламское время, погибшего на войне против него. Местные жители силой сняли наместника с занимаемого поста, и отправились к Усману в надежде на установление порядка. По пути они объединились с египетскими повстанцами, столкнувшимися с похожей проблемой. А также выбрали себе лидера коим стал сын первого праведного халифа. Усман принял делегацию и вроде даже уговорил вернуться бастующих по домам, однако в это время уже послал к местному руководству указания жестоко наказать преступников. По легенде его сообщение было случайно перехвачено, а год спустя, в 656 Усман был осаждён в своих покоях группой мусульман, недовольных его политикой. Усман отказался от противостояния с ними, так как не желал кровопролития между мусульманами, но через несколько дней был убит.

Два дня спустя халифом наконец-то был избран шиитский Али ибн Абу Талиб. После присяги он обратился к народу с речью и признался, что вовсе не хотел возглавлять общину всё это время, глядя на расколы и распри дробящие единый народ последователей Мухаммада. В той же речи Али произнес фразу «Алах открыл проход между вами и убийством». И этот емкий приговор был пророческим.

Герой завоеваний в Сирии, наместник в Дамаске, сторонник и родственник покойного Усмана, Муавия был категорически не согласен с назначением Али. Он даже обвинил его в организации убийства Усмана, которое надо признать осталось без какого-либо суда. Он выставил в Дамасской мечети окровавленную рубашку Усмана и обрубленные пальцы его жены Наилы. Однако много противников Али было также и в Аравии. Большинство из них переехало из Медины в Мекку, где была жена пророка Аиша, недовольная тем, что Али не торопится с наказанием убийц халифа Усмана. С этого эпизода начинается первая в истории Халифата гражданская война — первая фитна. Хорошо организованные повстанцы под руководством опытных полководцев сокрушительными темпами переподчиняли исламские земли пополняя свои ряды перебежчиками. Но воинство Али тоже оказалось весьма мотивированным. Правоверные мусульмане с феноменальным энтузиазмом сокращали собственную популяцию в братоубийственной войне вплоть до решающего сражения при Сиффине. Ожесточённость сражения нарастала с каждым днём. Исход сражения складывался неудачно для мятежников, победа склонялась к Али. Положение спас Амр ибн аль-Ас, который на девятый день предложил приколоть на копья и одеяния воинов свитки Корана. Бой сразу прекратился. В Сиффинской битве Али потерял 25 тыс., а Муавия 45 тыс. человек. Не смотря на значительный перевес в силах, Али решил остановить кровопролитие и отступить. Но нашлись те, кто посчитали, что уже слишком много потеряли в этой войне и пути назад нет. Новый трагический раскол породил третью сторону конфликта, когда 12 тысяч человек, возмутившись нерешительностью халифа, покинули его войско и обособились как хариджиты (что в переводе означает отступники). Вот так исключительно с благими намереньями Али одним неосторожным шагом создал многотысячную группировку вооруженных экстремистов, мигом нашедших свое философское место в истории. Просто взяли и пришли к выводу, что клинок возмездия нужно направить против всех, кто прямо или косвенно сопутствовал раздроблению мусульманской общины. Измученный войной и междоусобными страстями халиф поднял оставшееся войско и принял бой при Нахараване. В результате, которого хариджиты были уничтожены почти в полном составе. Спастись смогла лишь горстка озлобленных изгоев. Муавия тем временем тоже воспользовался военной паузой по уму. На третий год в войны в антураже смуты и беспредела Муавия сам провозгласил себя халифом в Иерусалиме. Вслед за чем взял Ирак, Меку, Медину и Ливию. Однако лично свергнуть Али мятежнику не удалось. Один из уцелевших при ан-Нахраване, египтянин Абдуррахман ибн Мулджам повстречал в скитаниях девушку чей отец и брат примкнули к радикальным хариджитам и погибли в той самой бойне. Взамен на ее руку и сердце он согласился выполнить самое заветное желание невесты. И на рассвете 22 января 661 перед утреней молитвой в мечети Куфы пронзил последнего праведного халифа Али ибн Абу Талиба отравленным клинком. Свадьбы так и не состоялось – жениха казнили.

После гибели Али шииты признавали только его прямых потомков по мужской линии. Сотню лет спустя Джафар ас-Садик, шестой шиитский имам, лишил своего старшего сына Исмаила права законного наследования по причине злоупотребления того спиртным, что в каране строго воспрещалось. Это спровоцировало самых радикальных шиитов. Веруя, что божественная благодать передается исключительно половым путем и только первенцам мужского пола, они сплотились в независимую общину Исмаилитов, долгое время подвергавшуюся отчаянным гонениям.

И вся эта череда неудачных совпадений и кровопролитного хаоса разделившего народ почти полторы тысячи лет усугубляется еще и экономическими и геополитическими разногласиями.

Оцените публикацию:
 (голосов: 0)
| Раздел Публикации | написал watch_out | просмотров: 134 |