Факультет истории, социологии и международных отношений (ФИСМО)

Кубанского Государственного университета

Логин:

Пароль:

| Лента публикаций

Булавко А.А. ЭКОНОМИКО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ В ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА

Публикации

ЭКОНОМИКО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ В ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА


А.А. Булавко 2 курс, КубГУ



В статье рассматриваются политические и экономические интересы России в ШОС. Анализируются перспективы использования интересов России в повышении ее роли в формировании глобального мирового порядка.

Ключевые слова: Шанхайская организация сотрудничества, Россия, Китай, Центральная Азия, безопасность, экономическое сотрудничество.


На протяжении двух последних десятилетий Россия накопила разнообразный опыт сотрудничества с государствами Центральной Азии в рамках СНГ, ОДКБ и ЕАЭС.

На фоне этих организаций, выделяется Шанхайская организация сотрудничества, которая согласно Концепции внешней политики РФ должна выполнять три важные функции в интересах российской внешней политики: вносить вклад в формирование системы коллективного лидерства в мире; стать составной частью сети партнерских организаций регионального сотрудничества в АТР; наряду с ООН, СНГ и ОДКБ играть решающую роль в стабилизации обстановки в Афганистане после 2014 года.[1]

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - международная региональная организация, основанная в 2001 году, в которую входят 6 стран - участниц: Россия, Китай, Казахстан, Таджикистан, Киргизия и Узбекистан. В 2015 году начата процедура вступления в ШОС Индии и Пакистана. До 2001 года эти страны, кроме Узбекистана, являлись участницами «Шанхайской пятёрки».

ШОС отличается от других региональных образований на территории бывшего СССР тем, что в неё входит Китай. Организация подписала соглашения о партнёрстве с ООН, СНГ, ОДКБ, ЕАЭС и АСЕАН.

Деятельность организации направлена на укрепление стабильности и безопасности в регионе; борьбу с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком; развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия. [1]

Важную роль в формировании и развитии ШОС играют Китай и Россия. За 15 лет существования организации, в ней сложился баланс интересов по поводу дальнейшего развития организации: Китай укреплял экономические связи с членами ШОС, а Россия занималась политическими аспектами многостороннего сотрудничества и вопросами безопасности. Другие государства-члены ШОС - Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан - поддерживали оба подхода.

Российские интересы в Центральной Азии обусловлены общим историческим прошлым, географической близостью, экономическими связями, а также проблемами в области безопасности, с которыми сталкиваются сегодня Россия, Китай и государства азиатского региона.

Россия заинтересована, прежде всего, в военно-политическом взаимодействии в рамках ШОС, в борьбе с экстремизмом, сепаратизмом, терроризмом и наркотрафиком. В рамках ШОС проходят регулярные встречи руководителей антинаркотических и таможенных ведомств, Верховных и Арбитражных судов, генпрокуратур, военных ведомств, Секретарей безопасности.

С 2003 г. функционирует Региональная антитеррористическая структура (РАТС). Основной задачей РАТС является координация действий членов ШОС в борьбе с терроризмом, обмен информацией и создание базы данных о террористических организациях и их финансовых донорах.

Хотя ШОС нельзя считать военным блоком, ее деятельность включает элементы военного сотрудничества, одним из которых являются совместные учения «Мирная миссия», которые ежегодно проходят на территориях стран – участников. Во время учений успешно решаются вопросы координации соединений и частей всех стран-участниц ШОС. В 2014 г. на территории Китая прошли самые масштабные антитеррористические учения Вооруженных сил стран ШОС. В них приняли участие свыше 7000 военнослужащих и ~500 единиц военной техники. [2] В 2018 году учения «Мирная миссия-2018» пройдут на территории РФ. Первенство в ШОС по военным расходам и военному потенциалу принадлежит России и Китаю.

РФ заинтересована в сохранении военного присутствия в Центральной Азии для сдерживания влияния США на южных рубежах России, а также из-за угрозы проникновения исламского радикализма из Центральной Азии.

В последнее время, одной из наиболее важных целей ШОС стало экономическое сотрудничество. На саммите в Уфе в России в 2015 году, государства-члены приняли Стратегию развития ШОС, которая включает в себя укрепление финансов, инвестиций и торгового сотрудничества в качестве приоритетной задачи в течение ближайших десяти лет.

Экономическое сотрудничество стран ШОС демонстрирует важные результаты: динамично развивается сотрудничество в области энергетики, транспорта, высоких технологий и торговли. Так, товарооборот партнеров по Шанхайской организации характеризуется стабильно высокими темпами роста: в 2015 г. его объем составил 288 млрд. долларов по сравнению с 33 млрд. долларов в 2001 г., увеличился почти в 9 раз. [3]

Интерес России в экономическом сотрудничестве в рамках ШОС в том, чтобы сохранить и расширить экономическое участие в развитии страны Центральной Азии. Преимущество заключается в том, что РФ и страны азиатского региона продолжительное время были единой экономической системой и их экономики взаимодополняемые. Для большинства постсоветских стран российский рынок является основным по торговле энергоносителями, сырьем и материалами.[3] В большинстве стран осталось и достаточное количество русских, которые составляют порядка 20% населения.

Для России членство в организации позволяет взаимодействовать с Китаем, чтобы узаконить свою региональную деятельность в рамках многостороннего сотрудничества и влиять на поведение Китая в Центральной Азии.

С 2001 года, объем взаимной торговли России со странами ШОС вырос в 4 раза и по итогам 2015 года составил 84 млрд. долл. В 2015 году отмечался рост по всем показателям взаимной торговли России со странами ШОС: товарооборот увеличился на 15,2% по сравнению с 2014 годом (до 5 трлн. руб.); экспорт на 21,4% (до 2,6 трлн. руб.); импорт на 9,2% (до 2,5 трлн. руб.). [4]

Основной вклад в эту позитивную динамику вносит сотрудничество нашей страны с КНР, увеличение экспортных поставок. Существенный вклад в позитивную динамику товарооборота вносит Киргизия и Узбекистан. [4]

Все страны ШОС занимаются импортзамещением в Российской Федерации. Ни один из членов ШОС не подписал документы о «политике санкций» в отношении России (связанных с украинским конфликтом).[4]

Для расширения экономических связей стран ШОС были созданы Деловой совет ШОС, Межбанковский консорциум и Энергетический клуб, учрежденный в 2012 году по инициативе России.

Важнейшим проектом гуманитарного направления деятельности ШОС является создание Университета ШОС, по инициативе РФ в 2007 году. Он представляет собой сеть уже существующих университетов в странах-членах Шанхайской организации (взаимодействуют 82 ВУЗа).

Мы считаем ,что авторитет ШОС за 15 лет значительно вырос. Она становится все более могущественной организацией. В состав ШОС входят Индия и Пакистан. Вступление этих стран в ШОС может сбалансировать соотношение сил в организации - между Китаем, чьим давним партнером является Пакистан, и Россией, тесно взаимодействующей с Индией. Заявки на вступление в ШОС отправили 12 государств [1]

Индия вступает в ШОС для укрепления экономического сотрудничества с Китаем и Россией. Она сотрудничает с Россией в сфере строительства АЭС и разработки вооружений. Россия считает, что присоединение Индии ограничит влияние Китая в центральной Азии и сохранит баланс в ШОС.

На наш взгляд, для России геополитика выходит на первый план и идет зачастую впереди экономики. Поэтому Россия будет и в дальнейшем активно способствовать расширению и укреплению ШОС.

Интересы России в ШОС состоят в и том, чтобы постепенно изменить ситуацию, при которой экономическое сотрудничество в ШОС является прерогативой КНР, без ущерба для российско-китайских отношений, которые имеют для России глобальное значение. [2]

Для сохранения языкового преимущества России в регионе ЦА целесообразно активно участвовать в китайских экономических проектах, например таких как «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП). [1]

Для России ШОС, в условиях экономических и политических санкций Запада, становится не только источником валютно-финансовых, торговых, инвестиционных ресурсов, но и дополнительной возможностью для восстановления диалога с Западом.[1]

ШОС постепенно меняет свою стратегию развития и сотрудничества. Приоритетной деятельностью организации становится расширение социально-экономических связей, особенно в области транспортно-логистических коммуникаций, высоких технологий, экологии и здравоохранении. [3] Например, готовится к реализации разработанный российской стороной «пилотный» проект «Организация трансграничного взаимодействия с использованием электронной цифровой подписи государств-членов ШОС», направленный на рост взаимного товарооборота и ускорение процедур оформления грузов через границы.

Подводя итог, можем сделать выводы о том, что, геополитическими интересами России в рамках ШОС являются: расширение и укрупнение ШОС; сохранение военного присутствия в Центральной Азии; расширение военного сотрудничества по вопросам безопасности в регионе; взаимодействие в борьбе с экстремизмом, сепаратизмом, терроризмом, наркотрафиком, киберпреступностью.

На наш взгляд, геоэкономическими интересами России в рамках ШОС можно считать: развитие торгово-экономического, транспортного, производственного и инвестиционного сотрудничества; многостороннее сотрудничество в рамках Энергетического клуба; расширение социально-экономического участия в развитии стран ЦА; развитие российско-китайских отношений; содействие осуществлению социально-экономических проектов стран-участниц ШОС с российским участием.
Мы считаем, что участие России в ШОС обеспечивает реализацию ее интересов по широкому спектру геополитических и экономических задач, что ведет к повышению роли и значимости России в формировании глобального мирохозяйственного порядка.

Библиографические ссылки


1. Лузянин, С. Г. Шанхайская организация сотрудничества: модель 2014–2015: рабочая тетр. № 21/2015 // Российский совет по международным делам (РСМД). - М.: Спецкнига, 2015. С.6 - [Электронный ресурс] URL: http://russiancouncil.ru/common/upload/RIAC-WP-SCO.pdf (дата обращения 26.10.2016 г.)
2. Колдунова E., Ниведита Дас Кунду Роль России в ШОС и Центральной Азии: вызовы и возможности // Международный дискуссионный клуб «Валдай». - М. 2014. C. 16 - [Электронный ресурс] URL: http://ru.valdaiclub.com/files/10085/ (дата обращения 26.10.2016 г.)
3. Подбиралина Г. В. и др. Экономические интересы России и Китая в ШОС//Международная торговля и торговая политика . 2015. № 2. C. 86 - [Электронный ресурс] URL: http://mttp.rea.ru/wp-content/uploads/2016/02/podbiralinamigaleva2.pdf (дата обращения 26.10.2016 г.)
4. Алексей Лихачев: Товарооборот России и ШОС. - [Электронный ресурс] URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depsng/2016160604 (дата обращения 27.10.16 г)


Оцените публикацию:
 (голосов: 0)
| Раздел Публикации | написал watch_out | просмотров: 136 |