Факультет истории, социологии и международных отношений (ФИСМО)

Кубанского Государственного университета

Логин:

Пароль:

| Лента публикаций

Соколов А.О. Политика «импортозамещения» как инструмент обеспечения экономической безопасности Российской Федерации

Публикации

Политика «импортозамещения» как инструмент обеспечения экономической безопасности Российской Федерации


А.О. Соколов

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова


Работа посвящена анализу «импортозамещения», как особого процесса по обеспечению внутреннего рынка продукцией национальных производителей и его влиянию на обеспечение устойчивости и безопасности национальной экономической системы.

Ключевые слова: импортозамещение, национальная безопасность, экономическая безопасность, устойчивость, экономический рост.

This paper is dedicated to the analysis of import substitution as a special process to ensure the products of national producers and its influence on ensuring the stability and security of the national economic system of the internal market.

Key words: import substitution, national security, economical security, stability, economical growth.


Одним из важнейших элементов национальной безопасности является безопасность в экономической сфере. Существуют различные подходы к определению понятия «экономическая безопасность». В. К. Сенчагов описывает его как «состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал» [4]. По мнению С. А. Афонцева, экономическая безопасность представляет собой «устойчивость национальной экономической системы к эндогенным и экзогенным шокам экономического и политического происхождения» [1]. С.Ю. Глазьев определяет экономическую безопасность как «состояние экономики и производительных сил общества с точки зрения возможностей самостоятельного обеспечения устойчивого социально-экономического развития… поддержания должного уровня конкурентоспособности национальной экономики в условиях глобальной конкуренции» [2].

Современные представления об экономической безопасности наиболее полно выражены в таком документе как Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Анализ этого документа позволяет сделать вывод о том, что экономическая безопасность рассматривается как состояние экономики, обеспечивающее неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям [5].

Важной особенностью концепций экономической безопасности является выделение критериев (показателей) экономической безопасности и их «пороговых значений», т.е. предельных показателей, игнорирование которых препятствует нормальному развитию экономики и социальной сферы. Так, например, для развитой рыночной экономики такими показателями являются пределы дефицита бюджета, уровень безработицы, самообеспеченность страны основными видами товаров потребления.

Ситуация значительной доли экспорта критически важных товаров действительно является угрожающей для национальной экономической безопасности, так как в любой момент может поставить страну в зависимость от внешних источников поставок. Экономисты обратили внимание на этот факт еще в 16 в., когда и были выдвинуты первые идеи, ставшие впоследствии прообразом программ импортозамещения. Большинство стран мира на том или ином этапе своего развития проходили период ограничения импорта и развития собственных производств. Таким образом, импортозамещение мы можем рассматривать как один из инструментов обеспечения экономической безопасности государства.

Согласно наиболее распространенной трактовке импортозамещение – это процесс на уровне национальной экономики, при котором обеспечивается выпуск необходимых внутреннему потребителю товаров силами производителей, ведущих деятельность внутри страны. Он может носить упреждающий или реактивный характер. В первом случае товары импортозамещения выпускаются с тем расчетом, чтобы не пустить конкурирующих зарубежных поставщиков на рынок, во втором – происходит вытеснение иностранных производителей с соответствующих сегментов.

Проблема импортозамещения для России актуализировалась вследствие реформ 1990-х гг., когда значительная часть промышленности была разрушена. Именно в это десятилетие Россия из развитой индустриальной державы превратилась по сути в сырьевой придаток Запада. Основная масса товаров глубокой переработки стала поставляться в Россию из-за рубежа. Особенно остро эти проблемы проявились в таких сферах как продовольствие, продукция легкой промышленности, машиностроение, станкостроение, продукция IT-отрасли, фармацевтика и др.

Начиная с 2000 г. предпринимались попытки реализации отдельных программ импортозамещения. Вместе с тем, к 2014 г. во многих сферах уровень зависимости от импорта сохранял критический характер. Именно по этой причине так болезненно были восприняты в нашей стране экономические санкции, введенные по отношению к России рядом западных стран.

В то же время, санкционное противостояние стало мощным стимулом структурных реформ в экономике. Анализ официальных документов показывает, что если в период с 1999 по 2013 г. необходимость «импортозамещения» была упомянута в 109 нормативных актах, то всего за два года, в 2014-2015 гг. таких документов было принято 63. Вопросы налаживания выпуска различных товаров для отечественной промышленности и потребления стали решаться ускоренными темпами.

В апреле 2014 года была утверждена новая редакция государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [3], одной из главных задач которой было заявлено снижение зависимости от импорта. Следующим шагом стала подготовка «Плана содействия импортозамещению в промышленности» в рамках которого были обозначены отрасли, в которых импортозамещение носит стратегически важный характер: химическая промышленность; авиа и судостроение; машиностроение; станкостроение; цветная и черная металлургия; медицинская и фармацевтическая промышленность и др. Этот перечень соответствует комплексу документов «Об утверждении плана мероприятий по импортозамещению», разработанному для каждой из перечисленных отраслей. В каждом из планов утвержден перечень оборудования и товаров, выпуск которых должен быть налажен в нашей стране в период, начиная с 2015 г. По большинству продуктов срок налаживания производства составляет 5-7 лет, т.е. программы рассчитаны в среднем до 2022 г.

В новую редакцию стратегии национальной безопасности РФ, принятую в 2015 г. также был включен тезис о том, что осуществление рационального импортозамещения, снижение критической зависимости от зарубежных технологий и промышленной продукции являются важнейшими условиями обеспечения экономического роста, а, следовательно, и экономической безопасности государства [5].

Решение проблем импортозамещения – процесс длительный. Поэтому важно придерживаться системного долгосрочного подхода, а также быть готовыми к тому, что первые значительные результаты будут достигнуты через несколько лет. Для успешного импортозамещения необходимо создавать собственные технологии, научную базу, инфраструктуру, готовить высококвалифицированные кадры. В современных условиях важно развивать и международное сотрудничество, в том числе, включающее обмен товарами. Здесь основное направление – переориентация на партнеров «ближнего круга» – по Таможенному Союзу, ЕАЭС, СНГ, ШОС – потенциал которых во многом остается недоиспользованным.

В заключении необходимо сказать, что современный мир вступает в эпоху «гибридных войн» и «экономические войны» – одно из наиболее ярких проявлений новой системы международных отношений. Россия в формирующейся модели мироустройства впервые за последние 25 лет заняла позицию не объекта для разграбления и полуколониального использования ресурсов и территорий, а позицию субъекта. Экономическая независимость становится в таких условиях важным условием обеспечения национальной безопасности в целом.


Библиографические ссылки


1. Афонцев С.А. Национальная экономическая безопасность: на пути к теоретическому консенсусу / С. А. Афонцев // Мировая экономика и международные отношения. – 2002. – № 10. – С. 30 – 39
2. Глазьев С.Ю. Безопасность экономическая // в кн. Политическая энциклопедия. – М.: Мысль, 1999. Т. 1.
3. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"» // Собрание законодательства РФ. – 05.05.2014. – № 18 (часть IV). – Ст. 2173
4. Сенчагов В.Е. Методология обеспечения экономической безопасности / В. Е. Сенчагов // Экономика региона. – 2008. – № 3.
5. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 4.01.2016. – № 1 (часть II). – Ст. 212.

Оцените публикацию:
 (голосов: 0)
| Раздел Публикации | написал watch_out | просмотров: 504 |