Факультет истории, социологии и международных отношений (ФИСМО)

Кубанского Государственного университета

Логин:

Пароль:

| Лента публикаций

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИДЕАЛ: ВОЗМОЖНОСТИ И РЕАЛЬНОСТЬ ГЛАЗАМИ УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ КРАСНОДАРА И КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Публикации

Василеня С.В.
магистрант ФИСМО, КубГУ


Взаимоотношения учителя и ученика в современной России


«Вы старшие, позвавшие меня на путь труда,
примите мое умение и желание, примите мой
труд и учите меня среди дня и среди ночи.
Дайте мне руку помощи, ибо труден путь
и я пойду за вами».


Восточная мудрость


Профессор А.А. Остапенко в своей работе «Стратегические шаги по выходу системы образования из кризиса» обрисовал определенное дискурсивное поле, созданное вокруг проблемы определения «образа совершенного человека» [1], который готов строить свое будущее и будущее своей страны.

С моей точки зрения А.А. Остапенко поднял вопросы, которые в той или иной мере должны волновать сегодня каждого гражданина нашей страны, а не только государство, систему образования и учителей. Безусловно, «Закон об образовании» 2012 г., в котором роль учителя и степень его влияния на ученика сводится к сфере услуг, ничего хорошего, кроме формирования дальнейшего потребительского отношения к образованию в целом и месте учителя в нем, как о предоставляющем услугу, не дает. Современное российское образование действительно находится в очень сложном состоянии, и выйти из него нужно достойно.

Профессор А.А. Остапенко видит антропологическим идеалом «человека, стремящегося к духовному, нравственному, умственному и физическому совершенству» [2]. Его предложения подкупают. Но вот способна ли современная школа выполнить такую сложную задачу?

Рассмотрим роль учителя, как мне думается, основную в этом процессе. Можно согласиться с точкой зрения заслуженного учителя РФ Е.А. Ямбурга, который считает влияние личности учителя на ученика основным в его духовном и нравственном воспитании. При этом главным требованием к современному педагогу Е.А. Ямбург считает «способность учиться самому» [3]. Какова же должна быть роль современного учителя и какие педагогические практики найдут применение в современной школе, чтобы идеальная антропологическая модель стала реальностью?

Статус современного учителя в обществе, на мой взгляд, должен быть кардинально изменен. Вспомним положение учителей в учебных заведениях конца XIX – начала XX в. Это были высокообразованные люди, в основе деятельности которых лежали нравственные, в том числе, православные традиции, при этом они считали себя «государевыми людьми», вот вам и пример патриотизма, «служения государству». Гимназические нормы, идеи, «цели учения» и «стремление к совершенству» учеников не утратили своей актуальности и сейчас, как не устаревший идеал «души в стремлении к совершенствованию своему во всех отношениях» [4]. Но как может повлиять на это «совершенствование» современный педагог? Главная задача здесь мне видится во взращивании «людей с расширенным пространством и внутренней свободой» [5], а растить такое поколение и есть «главная миссия сегодняшней школы, где конкретная дисциплина или предмет - лишь средства» [6]. Нужно сначала взрастить Учителя. Именно так, не педагога, а Учителя с большой буквы, помня при этом, что настоящий Учитель это и духовный наставник для ученика. Поэтому на основной вопрос, поставленный А.А. Остапенко, как «взращивать человеческое в человеке» [7], можно ответить – личным примером и всей деятельностью учителя, который должен обладать глубокой внутренней культурой. Ребенок искренен по своей природе, и если учитель ему не интересен, если не может стать примером для подражания, любые педагогические технологии помогут мало.

В романе ученого, педагога, гуманиста и писателя-фантаста И.А. Ефремова «Туманность Андромеды», написанном в середине XX в., есть такие строки: «умение учить… драгоценнейшая способность…, образование собственно, и есть воспитание и что только так можно подготовить ребенка к трудному пути человека. Основа дается врожденными свойствами, но ведь они могут остаться нераскрытыми, без тонкой отделки человеческой души, создаваемой учителем» [8]. Прекрасно, что в школу вернулось понимание неделимости воспитательной и образовательной среды, необходимости физического здоровья и нравственного совершенствования школьника, главное, чтобы «Уроки мужества», которые теперь введены в школьную программу и будут составлять часть предусмотренного Законом об образовании нравственного воспитания, не превратились в формальность.

Но вернемся к вопросу о роли учителя в формировании личности и гражданской позиции будущего гражданина современной России. С моей точки зрения антропопрактика, упомянутая А.А. Остапенко, должна научить современную педагогику развертываться как педагогика событийная. То, что пропущено через сердце и душу, заставляет человека иначе думать и жить. Каждый урок должен быть «со-бытием», здесь мне близка точка зрения Е.А. Ямбурга, который говорит об уроках как «совместном бытие ребенка, родителей, учителей» [9]. Только в таком сочетании, возможно, они останутся в душе ребенка. Сегодня в ходу модное в современной школе понятие толерантность. Мне же кажется, что современные дети должны быть не толерантны, а пристрастны в своем отношении к Родине. Чтобы в душе ребенка воспитать такое отношение к истории, ученик должен постигать историю своей страны через личностное прикосновение к ней, через сопереживание.

В советской школе, кстати говоря, были свои социально-культурные ценности. Это и движение «тимуровцев», и шефство старших школьников над младшими и многое другое, которое сейчас возвращается в несколько измененном виде.

В современном мире возникает необходимость учить людей жить вместе, нужно выбирать то, что нас объединяет, а не отталкивает друг от друга. Современные дети зачастую видят в многочисленных телешоу только негативную модель поведения, когда аргументами спора становятся демагогия, фальсификация фактов и т.д. Давайте возвращаться к культуре диалога хотя бы на уроках. А для того, чтобы учитель и ученики слышали друг друга во время диалога, необходима внутренняя культура, которая не может прийти в одночасье. И начинать надо, опять-таки с воспитания учителя.

Мы сами разрушили систему традиционных ценностей в XX в., и теперь ее необходимо восстанавливать. Это касается в том числе и вопросов о приоритете вечных ценностей, о которых так много говорится сегодня. Они должны опираться на святыни. Никому еще не удавалось придумать автономную мораль и создать полную свободу.

На современную школу ложится ответственность по «координации роста свободы и ответственности личности» [10]. В современном мире на подростков обрушивается шквал негативной информации и ребенку зачастую трудно самому противостоять ей, вот здесь и нужно сотрудничество всех – учителей, родителей, государства, общественности. Большую роль здесь может сыграть русская православная культура, которая всегда была мерилом нравственной чистоты народа, а путь многих священнослужителей был примером для подражания.

Современный ребенок живет в мире, где жизнь ожесточается, становится все более напряженной. Сейчас как никогда «нужно научить детей радоваться самой жизни, и не в гедонистическом смысле, а в философском» [11]. Например, через восприятие природы. Умение видеть окружающий мир должно также являться частью современного воспитания. Притупление внимания к природе, – это собственно остановка развития человека, так как разучившись наблюдать, человек теряет способность обобщать. Это и изучение правдивой истории своего народа через восприятие этнических, культурных, религиозных традиций и приобщение к ним. Это и изучение правдивой истории своей страны в целом, к чему призывает нас Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Двадцатилетний педагогический стаж позволяет мне настаивать, что сейчас пришла пора сформулировать новую гражданскую позицию и мировоззрение современного россиянина как «образ будущего, Отечества, антропологический идеал и тактику воспитания» [12].

Закончить размышления на данную тему хотелось бы словами героя романа И.А. Ефремова: «Учитель – в его руках будущее ученика, ибо только его усилиями человек поднимается все выше и выше, и делаясь все могущественнее, выполняя самую трудную задачу преодоление самого себя…» [13]. Если учитель будет таким, будет возможно «взрастить человеческое в человеке» [14].


Библиографические ссылки

1. Остапенко А.А. Взрастим человека, стремящегося к совершенству // Русский язык и литература в школах Кыргызстана. 2016 .№ 2. С.31.
2. Там же.
3. Ямбург Е.А. Учитель истории обязан удивлять // URL: https://rg.ru/2016/09/06/rudina-yamburd.ntml/ Дата обращения – 26.06.2016.
4. Шишков А.М. Славянорусский корнеслов. СПб.: изд-во Л.С. Яковлевой, 2001. С.43.
5. Ямбург Е.А. Указ. соч.
6. Там же.
7. Остапенко А.А. Взрастим человека, стремящегося к совершенству. С.31.
8. Ефремов И.А. Туманность Андромеды. М., 2012. С.211.
9. Ямбург Е.А. Указ. соч.
10. Там же.
11. Там же.
12. Остапенко А.А. Взрастим человека, стремящегося к совершенству. С.35.
13. Ефремов И.А. Указ.соч. С.211.
14. Остапенко А.А. Взрастим человека, стремящегося к совершенству//Русский язык и литература в школах Кыргызстана.2016.№ 2.С.35.


Выдренкова М.С.
магистрант ФИСМО, КубГУ


Возможно, ли вырастить идеального человека?


Вопрос, который не покидает многие умы человечества. Попробуем рассмотреть этот вопрос и ответить на него.

Существует множество проблем, с которыми мы сталкиваемся. Выделим некоторые из них. Первая проблема - это слабая связь школы с министерством образования, науки и молодежной политики. Проблема имеет глобальный характер, так как новые стандарты и правила, которые «падают» на педагогов не совсем понятны. Учителям говорят, что бумажной работы будет меньше, и новые технологии занимают лидирующие позиции, к примеру, вводят электронный журнал, а бумажный отменяют. Что же получается в итоге: бумажной работы становится еще больше: разнообразные отчеты классных руководителей, журналы по технике безопасности, классные часы, уроки мужества, уроки толерантности (на которые не выделяется часы в учебном плане). Одни школы не имеют хорошей компьютеризации, другие - страдают от неисправности сети Интернета, (даже если интернет существует на базе школы, проводки старые, поэтому происходят поломки). За всей бумажной и интернет-работой учитель теряет непосредственную связь с ребенком и как наставник, и как старший друг, к которому можно обратиться в трудную минуту.

Следующая проблема – это проблема семьи. Родители уделяют массу времени работе, а в свободное время хотят просто отдохнуть, остаться в тишине, посмотреть телевизор или посетить интернет-пространство. В нашей современной жизни суеты и зависимости от полезной информации нужно быть в центре событий, и в это время наши дети принадлежат самим себе. У них появляется максимум свободного времени и, что самое важное, максимум свободы. Они погружаются в социальные сети, находят там для себя, как им кажется, массу интересного. Цензура отсутствует полностью, и подросток попадает в «мир, где можно все». Но этот «мир» виртуальный, а не реальный. И все, что находится в этом виртуальном «мире», ребенок переносит в реальный мир, в реальную жизнь, в реальные события. Из-за этого начинаются сложности в общении со сверстниками, наркомания, приступы неврозов, попытки суицида.

Еще одна проблема, основная - выпускные экзамены в школах (ОГЭ, ЕГЭ). Раньше, как мы знаем, готовиться к экзаменам было довольно просто - выпускники учили билеты. Экзамены были итогом всей работы, а не карой небесной. Красивые, нарядные и счастливые, школьники шли сдавать экзамены.

Что же происходит сейчас? Выпускники не знают, что их ждет, к чему готовиться и как именно будет проходить экзамен, поэтому на всякий случай они стараются выучить все. Задача - максимум! Школьная программа, которая дается в контрольно-измерительных материалах - очень маленькая часть, и подросток обращается к репетитору. Загруженный информацией, уставший от учебной нагрузки, подросток в день экзамена оказывается в совершенно незнакомой ему школе, один, как перст, а один, как известно, в поле не воин. Естественно, ситуация влияет на его эмоциональное и психологическое состояние. И не стоит забывать, что выпускник находится под пристальным вниманием камер, учителей-организаторов, дежурных учителей, которые не упускают его из вида ни на минуту. Что в итоге вызывает у детей агрессию и ненависть. Ученик думает, что учитель не хочет ему помочь, а наоборот хочет помешать. Учитель становится врагом в его глазах. Старшеклассник знает, что кто-то из выпускников пытаются искать помощь на стороне: пытаются списать у соседа или заранее найти ответы в Интернете, или надеются, что учитель наставник поможет за определенное вознаграждение (к примеру, совсем недавно такое практиковалось на территории Республики Адыгея). А ему списать не дают. Снова повод для фрустрации и ненужных переживаний. Так что чиновники хотели с помощью ЕГЭ уничтожить коррупцию, а разрушить удалось совсем другое: душевный мир и спокойствие выпускника.

Еще одна проблема, которую стоит рассмотреть - это формальное навязывание детям единой идеологии. В идеологии нет ничего плохого. Но у разных людей, учителей в том числе – разные представления о патриотизме. Прежде чем воспитать патриотов, надо «посеять зерно» патриотизма у них в душах. Они должны прочувствовать и пропустить через себя идею Родины, проникнуться историей своей страны, своего государства. Толерантность и терпимость, которую мы воспитываем в них, невозможно навязать через классные часы.

Как же решить все эти многочисленные проблемы? Как вырастить идеальную личность? Я считаю, что необходимо, в первую очередь, бороться с формализмом, навязыванием и натягиванием. Следует установить четкое сотрудничество между Министерством образования, науки и молодежной политики и школой, между классным руководителем и семьей. Создать благоприятные условия для работы с детьми. Убрать ненужную документацию, классные часы внести в расписание уроков. Родители должны приходить на каждое родительское собрание, в свободное время приходить в школу и общаться с учителями-предметниками, интересоваться у ребенка его школьной жизнь. Окружить заботой подростка. Дать ему необходимую свободу, но под контролем учителей и родителей, чтобы эта свобода не навредила, чтобы ребенок не хотел замкнуться, остаться наедине с собой. Попробовать очень аккуратно направлять его, но так, чтоб подросток был уверен, что все открытия - его заслуга. Попытаться уделять ему больше времени и внимания, и это должно не пугать, не отталкивать школьника, а давать ему уверенность в себе. Ребенок должен четко понимать, что от него требуется, что он должен сделать, чтобы добиться определенных результатов. Восстановить традиции семьи. Нельзя строить семью только лишь на материальных ценностях. Открыть множество спортивных секций и кружков, что могло бы помочь вытащить школьника из «виртуального мира». Дать ему возможность чувствовать себя комфортно, уверенно и защищенно в жизни. Если взрослые сейчас находятся в постоянной «гонке», в очень быстром темпе жизни, это не должно влиять на детей. Иначе в будущем, им, к сожалению, нечего будет вспомнить и нечего будет передать своим детям. Они будут вынуждены самостоятельно придумывать свой способ для создания утопической идеальной личности.

Если мы хотим вырастить идеальную личность, то мы сами должны попытаться стать идеальным.


Зыбарева Е.В.
магистрант ФИСМО, КубГУ


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИДЕАЛ в условиях современной средней школы


Образовательный идеал – это модель, которую нам рисует образовательный стандарт. Однако то, что предлагается Законом об образовании 2012 г., слишком жестко очерчивает допустимые границы личности выпускника. ФГОС предписывает ученику определенный набор качеств, отступать от воспитания которых школа не имеет права. Но школа не конвеер. В нее приходят дети из различных семей, у них свои потребности, у каждого психофизиологические особенности, определенные черты характера, которые уже сформировались и еще по-своему формируются в течение учебы и общения со сверстниками, взрослыми и окружающим миром. Попытки навязать ребенку определенные рамки, предусмотренные стандартом, нередко встречают прямое противодействие со стороны детей.

Во-первых, дети, как и взрослые подвержены влияниям моды. Сейчас благодаря СМИ учащиеся ориентированы на некоторые положительные идеалы, предусмотренные ФГОС, они увлекаются спортом, называют себя патриотами, толерантными личностями, однако, подчас они не понимают значение тех слов, которые произносят.

Во-вторых, большинство современных родителей очень мало времени уделяют воспитанию своих детей. Часто невольно приходилось наблюдать сцену, как мама вместо того, чтобы поговорить с ребёнком, дает ему телефон или планшет, для того, чтобы он ей не мешал.

Будучи матерью пятиклассницы, я могу воздействовать на своего ребенка и пытаться воспитать из нее личность, необходимую сегодняшнему обществу, но для того, чтобы другой ребенок стал такой личностью, на него должны оказывать влияние его родители.

Родители же пытаются возложить на школу все вплоть до бытовых проблем. Часто дети приходят в нестиранной форме, грязной обуви после выходных. Эти проблемы возникают, потому что родители не занимаются своими детьми. Учитель в одиночку не способен решить все накопившиеся проблемы. На современного учителя возлагается слишком много обязанностей, большую часть из них он вынужден выполнять формально. Примером могут служить масса мероприятий, которые еженедельно нужно проводить и отправлять отчеты в различные инстанции. На деле ничего для детей не организовывается и не проводится. Так же в современной системе образования, существует масса проверяющих работу учителя организаций, а структур, помогающих учителю, практически нет. Все курсы повышения квалификации для учителей, на которых мне приходилось бывать, проходят формально, не неся никакой пользы. Большинство сегодняшних учителей не понимают, что такое ФГОС и не знают, как должны проводиться современные уроки. Беда заключается в том, что те, кто приходят проверять работу учителя, тоже не располагают нужными знаниями, порою сами никогда не работающие в школе, соответственно они не могут оказать помощь учителю.

Настоящим бедствием в сегодняшние дни становиться засилие интернета в жизни человека, особенно в жизни школьников. Повышенная потребность в новой информации заставляет человека обращаться к быстрому заполнению информационных пробелов посредством постоянного самообразования. И если взрослый человек способен отделить зерна от плевел, ребенок нередко попадает в затруднительное положение. Как маленькому человеку не утонуть в потоке информации, которой наполнено пространство интернета? Полностью оградить ребенка от всемирной паутины невозможно, да этого и не следует делать. Нужно научить ребенка использовать современные технологии во благо.

Данная проблема уже не первый год волнует и педагогов, и родителей. К сожалению, мне пришлось столкнуться в своей педагогической практике со случаями сильной интернет зависимости у учащихся. Один из них оказался на грани суицида после того как у ребенка был изъят компьютер. Как известно, медицина в таких случаях может оказаться бессильной. В нашем случае на помощь пришли служители Свято-Духова мужского монастыря, которые по просьбе родителей взяли ребенка на воспитание. Благодаря их стараниям мальчик постепенно адаптируется к реальности, посещает школу, проявляет интерес к учебе и общению с окружающими. Но вряд ли можно считать вмешательство религиозной организации панацеей от данного рода зависимости. Человек, как известно, обращается к Богу в критические моменты своей жизни.

В начале XXI в. наблюдается развитие глубочайшего духовно-нравственного и мировоззренческого кризиса, охватывающего все российское общество в целом. В.И. Слободчиков называет существующий в настоящее время кризис «мировоззренческой катастрофой» [1]. Извечные вопросы человеческого существования: для чего человек должен жить и что действительно может сделать его человеком, решаются, как правило, в соответствии с материальными и плотскими потребностями индивида. Результатом такого подхода к жизни становится тотальное разрушение духовной составляющей личности.

Существующее на сегодня обилие информации различного рода усиливает негативную сторону этого процесса. Современная система образования нацелена в большей мере на обучение. Воспитание, как основополагающий элемент формирования личности, остается не реализован.

Профессионально-педагогическая подготовка учителя на протяжении десятилетий в условиях педагогического единообразия имела строго определенную мировоззренческую направленность. Знания о человеке, его культуре и жизнедеятельности рассматривались односторонне. Знания о духовном мире ребенка, о воспитании его души стали достоянием педагогической науки сравнительно недавно. Педагоги вынуждены были полагаться на интуицию в общении с учениками, часто действовали не по науке, а по наитию. Теория и опыт педагогической культуры России свидетельствуют о том, что даже на этом уровне Российское государство и его система образования в различные периоды истории имели положительные примеры воспитания у граждан высокой духовности и нравственности, яркие примеры бескорыстного служения Отечеству и своему народу [2].

Сегодня много обращается внимания на необходимость светской педагогической культуры проникнуться тем пониманием личности, какое дает христианство. Но, к сожалению, нынешнее понимание необходимости христианского воспитания выглядит, как жалкая попытка ускоренно заполнить пустое идеологическое пространство христианскими канонами. Программу по «Основам православной культуры и светской этики» довольно трудно применять к современной школе (даже казачьей, где собраны православные дети), а тем более школам, в которых учатся дети разных конфессий, верующие и неверующие. Наверное, при поисках антропологического идеала, основанного на православных духовных ценностях, нужно больше учитывать многоконфессиональность и поликультурность российского общества.
ФГОС правильное направление в образовании, но к сожалению, трудно реализуем, так как стандарт не рассматривает в полной мере те представления об идеальной личности, которая понадобиться нашему государству через несколько лет, к тому моменту, когда сегодняшние ученики сами станут родителями. Для воспитания личности необходимо тесное сотрудничество школы и семьи.


Библиографические ссылки

1. Беляева В.А. Духовно- нравственные ценности в системе непрерывного образования России// Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития, 2011 №9 с.237-240.
2. Там же.


Круглый А.Н.
магистрант ФИСМО, КубГУ


О достижимости идеала в образовании


Очень часто мы рассуждаем об идеале и его достижимости, но на мой взгляд, чем чаще мы об этом говорим, тем больше не понимаем природу идеала, не понимаем, достижим ли он как таковой. Для того, чтобы сформировать хотя бы представление об идеале, нам необходимы его универсальные критерии и, главное, необходимо понимать, к чему мы применяем этот идеал. Попробую раскрыть свои мысли на примере современной России.

В последнее время ведутся жаркие дискуссии об образе будущего России. Нам достаточно часто приходиться об этом говорить хотя бы по причине того, что настоящее России тоже неоднозначно, нет видимых задач и заделов на будущие. В частности, образовательная политика все больше похожа на импровизацию, чем на обдуманные действия, имеющие в основании хоть какой-то план. По этой причине само понятие идеала и идеального образовательного пространства не найдет своего отображения, так как, находясь в глубоком образовательном кризисе, страна не может сформировать ни представление о будущем, ни представление идеала как такого.

С другой стороны, необходимость формирования идеала становиться все более острой и должна быть решена в кратчайшие сроки. Нам необходимо продумать ряд решений, направленных развить этот идеал и идеальное образовательное пространство применительно к тому идеалу, к которому, на мой взгляд, мы должны стремиться. Обращая свое внимание на высказывания нашего президента В.В. Путина, можно представить, что образ идеала формируется путем развития таких качеств, как долг, патриотичность, готовность служить Отечеству, почитание предков и родителей, преумножение культурно-исторического наследия. Таким образом перед нами встает ряд задач, а именно:

1) усиление роли значимости воспитательной функции образования;
2) переориентировка на русское пространство и формирование собственной русской идентичности;
3) создание четкого фильтра информации, поступающей в сознание личности путем пропаганды нравственных идеалов и принципов, через изучение истории России в частности, и со стороны этики, нравственных идеалов предков;
4) формирование культурной самобытности с учетом новых открытий науки, формирование положительного образа России через конкретные успехи;
5) грамотная и четкая социальная политика, улучшение качества социальных гарантий обывателей;
6) формирование представления всех граждан России об общем и неделимом для всех культурно-историческом пространстве.

На деле все может оказаться куда сложнее, чем на бумаге. Необходимо выработать определенную концепцию развития образования и если взять за основу принципы, изложенные президентом, а на мой взгляд они достаточно верные, то вытекает ряд производственных решений.

В настоящее время нам необходимо в первую очередь уточнить учебно-методический комплекс в школе. Закон об образовании от 2012 года вводит системно-деятельностный подход и внедряет систему ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт). В его основу положена самостоятельная работа ребенка, стремление к получению знания, самомотивация, умение самостоятельно ставить цели и определять задачи по достижению цели, но в контексте разговора об идеале, на мой взгляд, новый стандарт не совсем точно отвечает на вопрос, кого мы воспитываем, нет четкого образа конечного продукта. Есть понимание патриотизма, терпимости к представителям иных национальных, культурных и религиозных групп, понимание ограниченности в возможностях инвалидов и т.д., но нет, на мой взгляд, ориентира, нет желания исправить мир, нет идеальной цели. Мне, как педагогу, приходится очень часто говорить своим ученикам и родителям: «Мы не можем исправить этого человека, нам остается принять его таким, каков он есть». Представляется, что эти слова отражают глубинную проблему современного образования: мы не пытаемся исправить ту социальную реальность, которую наблюдаем. Из-за нечеткой образовательной цели у преподавателей и родителей создается ощущение невозможности формирования личности, я имею в виду отсутствие четкого понимания конечного результата, мы не видим образ, конечный продукт того, кого мы воспитываем и социализируем. Сами родители и учителя не совсем полно понимают современных детей. Причина же кроется куда глубже, чем кажется. Это не «время такое», это нежелание принять общественный прогресс, отсутствие видения современных образовательных вызовов. Мы пытаемся оградить себя и наших детей от современности, объясняя ее, как нечто чуждое и неправильное. Человек всегда будет бояться нового и неизведанного, поэтому некоторый реакционизм можно допустить. Но лишь на короткий срок, так как нежелание видеть проблему приведет к упадку общества. В связи с этим образовательный стандарт необходимо дополнить смысловым содержанием, а именно:

1) внедрить в систему школьного образование ряд предметов которые способны заложить вектор движения общества таких как «Основы религиозной культуры и семейной этики» или «Основы православной культуры». С учетом специфики региона - краеведение, которое бы рассматривало историю региона как части общего исторического пространства;
2) укрепление воспитательной функции школы через привлечение сторонних специалистов в рамках сетевого взаимодействия. Я имею ввиду специалистов из религиозных общин, которые бы транслировали общечеловеческие ценности детям, а так же деятелей культуры (поэтов, художников, режиссёров, музыкантов и т.д), которые помогли бы учащимся осмысливать образ мира;
3) усиление роли истории и обществознания как дисциплин и формирование через них представления о гражданском обществе, о моральной ответственности человека за те или иные действия, о правовых нормах, в системе которых человек равен перед другим человеком и о надиндивидуальности права в системе человеческих отношений, о частной собственности как основе создания гражданского общества, об историческом выборе народа в процессе участия в политических выборах и моральной, правовой ответственности политиков за свои действия, об общем и неделимом историческом пространстве.

Рассуждать об идеале можно достаточно долго. Общество никогда не выработает единую концепцию идеального ученика, но важно даже не это. Намного важнее определить цель, к которой мы идем, и стараться достичь ее. Постоянный же плюрализм мнений порождает только разнобродство и непонимание действительности.


Погиба М.М.
магистрант ФИСМО, КубГУ


Образовательный идеал глазами учителей истории города Краснодара и Краснодарского края


Сегодня современную систему образования не ругает и не критикует только ленивый и само министерство образования.

Среди многообразия критики и попыток наладить основной социальный институт государства, существуют мнения, а зачастую и конкретные предложения по оздоровлению образовательной среды.

Так уж случилось, что колебания в образовательной среде стали отголоском экономической и политической ситуации конца 20 века. Смена парадигм, направлений развития, приход рыночной экономики, а вместе с ней разрушение ценностных ориентиров, и целых социальных институтов, годами создаваемых в Советском Союзе, привели к затяжному кризису в нашей стране.

Сегодня налицо (а) отсутствие ясного образа будущего страны, (б) размытость и противоречивость образовательного идеала выпускника, (в) шараханье между педагогическими тактиками. В итоге (г) отсутствие цели образования; (д) бесконечное через каждые 3-4 года изменение содержания и (е) хаотичность средств, названная вариативностью.

Барахтанье в безбрежном океане плюрализма вывели наше общество в русло традиционализма (при однозначной подаче государства, и патриотических сил). Яма, которая образовалась в сознании общества и образовательной среде постепенно начала заполнятся идеями Русской православной церкви, да и самого православия, как исконно русского стержня национальной идентичности.

Сегодня прослеживается четкая линия развития православных ценностей в образовательной среде. Подтверждение тому могут служить документы министерства образования, которые носят рекомендательно-обязательный характер для учителей.

Безусловно, создание образовательного идеала, процесс сложный, трудоемкий, включающий в себя массу противоречий.

Курс на формирование Россиянина будущего задал президент России В.В. Путин, который определил патриотизм – национальной идеей, а соответственно и ориентиром в вопросе воспитания настоящего гражданина своей страны.

Думается, что истоки патриотизма и уважительного отношения к своей земле, своей малой Родине необходимо искать не только в православных ценностях, но и примерах из истории. И если православие способно вызвать реакцию неприятия у людей других конфессий, то исторические примеры объединения многонационального народа под одним флагом и ради достижения одной цели должны стать фундаментальными отправными точками формирования в образовательной среде образа настоящего гражданина. Необходимо проводить параллели между событиями прошлых лет и героями современности, теми людьми, которые и сегодня остаются эталоном честности, мужества, отзывчивости несмотря ни на какие социальные потрясения либо экономические катаклизмы. Таких людей не нужно изобретать, они были и есть среди нас, наша задача говорить о них, показывать их.

Сегодня складывается парадоксальная ситуация, когда в погоне за материальным миром, за финансовым благополучием, за комфортной жизнью, общество забывает, ради чего все это. Мы отмахиваемся от участия в воспитании собственных детей, отдавая школе право образовывать детей, но при этом удивляемся, почему дети не уважают старших. Мы требуем от образовательной системы воспитывать за нас наших собственных детей.

Нам видится, что построение гражданского общества, а вместе с ним стремление к образовательному идеалу должно начинаться с самого близкого каждому социального института – школы.

Родители, равно как ученики и учителя, должны осознавать единую цель, единую концепцию, единую парадигму, а соответственно и единый подход к процессу образования.

Для получения более понятной для общества и эффективной образовательной среды необходимо участие родителей в жизни школы и не только материальное. Многие спросят, где взять время на все это? И будут правы!

Дисбаланс между обозначенными целями воспитания гражданина своей страны в рамках патриотической парадигмы и существующее положение дел, когда родители поставлены в условия постоянного поиска средств для реализации своих потребностей, не дает должного эффекта, не дает возможности разорвать этот порочный круг.

Получится ли прийти к общему знаменателю, несмотря на преобладание потребительских ценностей, прочно засевших в нашем сознании, и достижение поставленных высоких целей по формированию общества будущего на основании патриотической национальной идеи?

Ответ на этот вопрос предстоит нам с Вами уже в ближайшее время!


Санников А.А.
магистрант ФИСМО, КубГУ


АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ


Сегодня как никогда необходим нетривиальный подход к образованию, осмысление его онтологического, культурно-исторического и антропологического аспектов. Образование выступает свойством человеческой природы. То, что собой представляет человек, вытекает из способов его бытия, каковым следует считать культуру, как «способ ретрансляции генетически невоспроизводимых культурных кодов» [1], удерживаемых лишь образованием.

Фирсова А.Е. [2] определяет антропологический подход как методологический регулятив педагогики в условиях гуманитаризации образовательной системы. Гуманитарная методология определяет отношение человека к миру, понимание его смысла и своего места в смысловом пространстве культуры, предоставляет инструментарий (механизмы и практики), обеспечивающий человеку плодотворную самоактуализацию и самореализацию. Антропологический подход даёт педагогике полное представление о ребенке, как о предмете не только воспитания и самовоспитания, но и становления и самоосуществления, развития и саморазвития, с учётом разнообразия форм его бытия. Взаимосвязанные философская и педагогическая антропология могут предложить педагогике не только целостное и многоаспектное знание о человеке как образовывающемся и образуемом, но и раскрыть особенности ребёнка как уникальной и неповторимой личности, помочь сформулировать адекватные современной вариативной ситуации в образовании цели, содержание и методы образовательного процесса.

Антропологический подход направляет современное образование на поиск средств и условий формирования человека как: 1) субъекта своей жизни; 2) личности; 3) индивидуальности, характеризующейся собственной самобытностью и уникальностью. Исходя из этого, структуру нового образовательного стандарта представляет система требований, определяющие условия для развития человеческого потенциала.

Ученик при этом является ключевой фигурой в образовательном процессе. Именно он ставит перед современной школой проблему образца или идеала образования как показателя развития качеств человека. В рамках антропологического подхода нормой развития ребёнка является указание на возможности достижения определенного результата для данного возраста, на соответствующей ступени образования. Под нормой развития следует понимать не нечто среднее (стандартное, необходимое), а то лучшее, что возможно в данном возрасте для человека при существующих условиях.

Образовательные организации сталкиваются с трудностями при реализации антропологического подхода, что объясняется недостаточной разработанностью технологий проектирования возрастно-нормативных моделей развития, а также потребностями в мотивационных, нравственно-позиционных, волевых, духовно-нравственных, профессинальных, организационных ресурсах развития педагогического потенциала.

В контексте педагогической деятельности в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов педагогическая позиция должна предлагать личностный способ осуществления педагогом базовых целей и ценностей. Существенное условие в реализации педагогического замысла – согласованность позиций педагога и ученика, смысла их деятельности.

Современной школе необходимо учить детей работать со своими возможностями, чтобы выпускники могли понимать социокультурные проблемы, осуществлять преобразование общества согласно своим ценностям и идеалам, понимать мир и социум. Важнейшая роль в процессе обучения принадлежит педагогу, обладающему необходимыми компетенциями, знающему и понимающему направления образовательной политики, владеющего технологиями проектирования педагогической деятельности.

На базе обычной школы вполне можно совершать небольшие шаги в формировании свободной и творческой личности, креативно мыслящей и готовой к изменениям, и к отстаиванию своего мнения. Человек сам строит свою жизнь, свою личность как обретение целостности. Если рассматривать образование как категорию бытия, то задачей человека выступает его потребность – миростановление или обретение себя в мире. Человек, познавая мир, познает себя в этом мире. Однако человек познает себя, познавая мир через действие и общение, т.е. взращивая свою личность через расширение и усложнение системы отношений с собой, с другими, с миром в целом. Опыт учителей показывает практическое применение идей антропологического подхода: признание человека как высшей ценности; обращенность к внутреннему миру человека (осознание своего внутреннего существования); требование учета индивидуальности человека; субъектная позиция личности ребенка; способность человека к рефлексии; способность занимать противоположную позицию; способность непрерывного самосовершенствования и саморазвития.

Итак, образование/школа выполняют двойственную задачу. С одной стороны готовят человека, который понимает и принимает задачи социума, способен жить и общаться внутри него, менять себя и бытие. В настоящее время антропологический принцип – один из ведущих в педагогике, а антропологическое знание – стержень профессиональной подготовки учителя. Развивается и сама педагогическая антропология как отрасль человековедения.


Библиографические ссылки

1. Залунин В.И. Образовательный идеал и социализационная норма в контексте антропологического проектирования в условиях антропологического кризиса [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy-ideal-i-sotsializatsionnaya-norma-v-kontekste-antropologicheskogo-proektirovaniya-v-usloviyah-antropologicheskogo (дата обращения 28.09.2016).
2. Фирсова А.Е. Применение антропологического подхода в современной отечественной педагогической теории и инновационной практике [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vgpu.org/sites/default/files/disfiles/dissertations/dissertaciya_firsovoy_ae.pdf (дата обращения 28.09.2016).


Финько Ю.С.
магистрант ФИСМО, КубГУ


Как воспитать идеального человека?


Прежде чем обратиться к теме антропологического идеала ученика, хотелось бы попытаться обозначить те проблемы, которые, на мой взгляд, актуальны сегодня в современной школе, и которые важны нам, учителям.

Введение в школе урока «Основы православной культуры» является одной из важной и актуальной проблемой на сегодня. Современное отечественное образование находится на стадии постоянного реформирования и глубокого нравственно-духовного кризиса. Правда, самим учителям про этот кризис и говорить как-то неловко, приходится критиковать собственную работу. Да и школу не хочется критиковать, у нее столько проблем, особенно важная проблема финансирования; с каждым годом новые предписания школе, усложняется система преподавания… Но ведь духовно-нравственное образование ребенка зависит именно от школы, от учителей. И поэтому такой предмет «Основы православной культуры» имеет важное значение для судьбы российского образования. Но в моей школе не все родители восприняли «на ура» изучение данного предмета, т.е. истинные православные не хотели, чтоб их дети ничего не знали о культуре своей страны. Все-таки были и такие родители, которые безоговорочно соглашались, потому что их ребенок каждые выходные посещает храм. Ведь этот предмет не религиозный, он не предполагает преподавание Закона Божьего. Главная задача - это воспитать школьника в духе патриотизма, привить подрастающему поколению чувство любви к народу, к своему Отечеству. Конечно, могут возникнуть вопросы у родителей и детей, принадлежащих к другим конфессиям, поэтому преподавать «ОПК» в многоконфессиональном классе необходимо с некой осторожностью, может быть, проводя параллели между разными религиями и культурами. Пока в предмете отсутствует, какого рода полемика с представителями других конфессий возможна или желательна. Главная задача – это воспитание взаимоуважения.

В настоящее время перед школой остро стоит вопрос - как организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы не только выявить и развить способности каждого обучающегося, но и сформировать духовно-богатую, творчески мыслящую личность, привить нравственные ценности, такие как любовь к Отечеству, стремление к доброте, совесть, честь. И именно предмет «Основы православной культуры» в школе помогает ученику воспитать чувства любови, нравственности, гражданственности.

Как отметил профессор А.А. Остапенко в своей статье «Взрастим человека, стремящегося к совершенству» для того, чтобы образовательная система функционировала слаженно и исправно, необходимо, как минимум, чтобы были предельно ясны: кого и как мы воспитываем. Т.е. для того чтоб образовательная система работала четко и слаженно, необходимо выполнять и знать ряд минимальных правил. Чтоб учитель знал, как ему воспитать человека с ясным представление о будущем, чтоб умел строить это будущее. Для этого, наверное, Министерство образования и науки Российской Федерации и хочет ввести единый учебник по истории. Сколько ведется споров и обсуждения вокруг этого «единого учебника»! По моему мнению, в этом нет ничего плохого. Новый учебник, как ожидается, предполагает диалогичность, т.е. диалог ученика и учителя. А в наше время школьники не умеют говорить, они даже с трудом могут пересказывать. Диалог на уроке – это одна из важных вещей. Учебник дает возможность мотивировать учеников думать, рассуждать, размышлять на уроке, как учителю, так и ученикам, умение работать с текстом и документами, умение комментировать точку зрения историка, высказывать согласие или несогласие с ним. Новый учебник дает возможность диалога не только ученика и учителя, но и диалога с другими предметами школьной программы.

На своих уроках я обязательно воспользуюсь формой диалога истории с литературой. Есть в школьной программе тема «Возникновение народничества» и она достаточно ярко переплетается с литературными произведениями И.С. Тургенева «Отцы и дети» или Ф.М. Достоевского «Бесы». Такой диалог на уроке истории – это здорово.

Еще профессор А.А. Остапенко отмечал в своей статье, про правила учащегося, где будут прописаны обязанности школьника, которые он должен выполнять в школе и за ее пределами. Действительно было бы хорошо иметь такие правила, а не просто говорить о них. Конечно, в школе существуют разного рода инструктажи, под которыми учащиеся подписываются, но нам необходимо, чтоб ученик видел их наглядно, чтоб это было у него в голове как потребность поздороваться с учителем. Может, тогда поднимется уровень дисциплины в школе, и мы будем на шаг ближе к воспитанию идеального человека.

Так же, на мой взгляд, родители обязаны принимать участие в школьной жизни ребенка, сотрудничать со школой. И это не такое сотрудничество, как сдать на ремонт школы или на питание, а чтоб родители были такими же участниками образовательного процесса, как учитель, чтобы они принимали непосредственное участие в процессе интеллектуального, нравственного, психического развития своих детей и их одноклассников. Чтобы родители не были так категорично настроены против предмета «Основы православной культуры», ведь если они так будут настроены, то тогда чего мы будем хотеть от детей, т.к. именно в семье прививаются нравственные ценности. Наверное, было бы хорошо, если бы работу с родителями вместе с сотрудниками школы вели и священники.

Итак, чтобы добиться успеха в воспитании идеального человека необходимо заставлять его задумываться над происходящим, делать для себя выводы, как поступать в дальнейшем. Помогать раскрываться творчески, вырвать их из «мира телефонов и планшетов», потому что современный школьник без этой техники и шагу ступить не может. Стать для ученика больше чем просто учителем, к которому он всегда хотел и мог бы обратиться.


Библиографические ссылки

1. Остапенко А.А. Взрастим человека, стремящегося к совершенству // Русский язык и литература в школах Кыргызстана. 2016. №2. С. 31.
2. Указ. соч. С. 33.

Оцените публикацию:
 (голосов: 0)
| Раздел Публикации | написал watch_out | просмотров: 611 |