Факультет истории, социологии и международных отношений (ФИСМО)

Кубанского Государственного университета

Логин:

Пароль:

| Лента публикаций

Мерсалова П.Г. ИЗМЕНЕНИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ США НА БАЛКАНАХ В ПЕРИОД ЮГОСЛАВСКОГО КРИЗИСА (1991 – 2000-е гг.)

Публикации

Мерсалова П.Г.,
магистрант ФИСМО, КубГУ


ИЗМЕНЕНИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ США НА БАЛКАНАХ В ПЕРИОД ЮГОСЛАВСКОГО КРИЗИСА (1991 – 2000-е гг.)


Реализация внешнеполитических задач США в регионе Балкан обусловлена рядом геополитических, стратегических и экономических факторов. Балканский полуостров имеет уникальное расположение, помимо выхода к Черному и Средиземному морям, он располагается в середине своеобразного треугольника Европа – Ближний Восток – Северная Африка, и при необходимости может послужить базой для военных действий.

Международные отношения на Балканах в выделенный период можно разделить условно на два этапа: первый этап связан с развалом Югославии и Боснийским кризисом, как первым конфликтом в регионе подобного масштаба, где США выступают в роли мирового арбитра, второй этап – от событий в Косово, где впервые США урегулировали региональный конфликт с помощью военной силы.

В связи с окончанием холодной войны разрушением старого миропорядка, в правящих кругах США в начале 1990-х гг. проходили дискуссии о новой роли Америки в мире, о национальных интересах и безопасности, а так же об изменении методов ведения внешней политики.

А. Торкунов приводит самые основные внешнеполитические стратегии, которые разрабатывались в США: неоизоляционизм – предполагал ограничить круг вопросов национальной безопасности и интересов только территорией США и близлежащий государств, так как в силу своего расположения США являются неуязвимыми, а значит, могут ограничить свои международные обязательства минимумом; «избирательное вовлечение» - предусматривало расширенный круг интересов, США могло сохранять военное присутствие в стратегически важных районах (как раз на территории «дуги нестабильности»), а также выступать в роли арбитра в европейских конфликтах; «согласованная безопасность» - концепция выступала за коллективное распространение демократии и устранение негативных последствий в случае нарушений прав человека и прочего, причем сторонники этой концепции не отрицали применение военной силы для решения задач; гегемония США – здесь отдавалось предпочтение однополярному миру во главе с Соединенными штатами. Приверженцы последней теории подчеркивали, что именно в таком положении оказалась Америка после краха СССР, военно-политические союзы главный инструмент гегемонистов, именно они выступали за «перенацеливание» НАТО после окончания холодной войны [1]. Таким образом, США выступали как главный гарант стабильности в мире, а основная цель – экономическое процветание собственного государства и продвижение демократии в мире.

К середине 1990-х гг. США делают окончательный выбор дипломатической стратегии в пользу односторонних действий проамериканских военно-политических союзов в обход ООН. Впервые США реализовали новую внешнеполитическую концепцию в Боснийском кризисе. Затем эта стратегия применялась неоднократно к таким государствам как Афганистан, Ирак, Северная Корея и другие. Апогеем стал, безусловно, Косовский конфликт, который назревал достаточно давно, но был в своеобразной консервации до 1998 года [2].

Дейтонские соглашения, окончательно отделившие Республику Сербскую, были подписаны под чутким руководством Соединенных Штатов. Америка примерила на себя новую роль миротворца, заявив миру обновленную версию региональной стратегии НАТО, само существование которого, после распада СССР вызывало вопросы.

В феврале 1998 года обострился конфликт Косово и Сербии, на что общественность и правительства европейских стран и США резко отреагировали, вводились санкции, проводились учения стран-участниц НАТО.

В течение 1998 года политика Белого дома была неустойчивой, и складывалось впечатление, что принятие ответственного решения откладывалось по неизвестным причинам. Но к концу 1998 года США вновь активно включились в урегулирование конфликта. 23 сентября 1998 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 1199, в которой требовал незамедлительно прекратить боевые действий в Косово, противном случае СБ обязуется «принять соответствующие меры». 24 сентября в Португалии прошла неофициальная встреча министров обороны стран – участниц НАТО, где было принято решение о начале подготовки к нанесению ракетно-бомбовых ударов по Сербии, а также к началу наблюдения и осуществление контроля над оформлением перемирия, если таковое будет достигнуто. В октябре президент Клинтон выдвинул ультиматум С. Милошевичу, в котором потребовал немедленного выполнения условий резолюции Совета Безопасности ООН № 1199. На следующий день генеральный секретарь НАТО объявил о приведении вооруженных сил альянса в боевую готовность [3]. Причины столь резкой перемены политики очевидны: в Боснии к власти пришли национал-радикалы, которые не стремились к поддержке Дейтонских соглашений, в Албании оппозиционный мятеж, а в самой Америке скандал вокруг личной жизни президента все туже затягивал петлю.

С марта по июнь 1999 года СРЮ подверглась бомбардировкам со стороны ООН, что повлекло за собой массовый отток населения в соседние страны. В июне контроль над Косово переходит к СДК («Силы для Косово»), созданным 12 июня 1999 года соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН.

В начале 2000-х США снизили свой интерес к региону Балкан, обратив свои силы на борьбу с мировым терроризмом и ответные действия на 11 сентября 2001 года. В 2003 году США вывели свои войска из Боснии и Герцеговины (БиГ), а трансформацию СРЮ в Содружество Сербии и Черногории охарактеризовали «европейской проблемой» [4].

В целом политика в отношении Балкан была сосредоточена на завершении конфликта в Косово в выгодном ключе для США. Так до 2005 года концепт США заключался в демократизации Косово и мирное существование региона под управлением миссии ООН. С 2005 года американский курс на Балканах проходил под лозунгом «закончить начатую работу», что означало устранение напряженности в регионе и создание независимого государства Косово, однако Россия высказала отказ признавать независимость Косово, на что США заявили, что решать этот вопрос будут самостоятельно в паре с ООН.

Несмотря на сопротивление оппозиции, США признали независимость Косово по декларации 17 февраля 2008 года. В течение года независимость Косово признали 53 государства, в том числе часть бывших югославских республик, кроме БиГ [5].

В конце 2008 года президентом США становится Барак Обама, в программе которого регион Балкан не упоминался ни разу. Это означало начало качественно нового этапа развития международных отношений на полуострове. Фундамент балканских отношений был уложен Б. Клинтоном и Дж. Бушем, а Б. Обаме оставалось лишь пожинать плоды, что он и делал, активно поддерживая Косово, снабжая албанцев оружием и игнорируя интересы неалбанского населения Косово. Стратегия внешней политики США приняла характерные очертания: насильственная, даже «кровавая» демократия любой ценой, поддержка собственного превосходства в мире, недопущение появления государства, способного оспорить сложившийся однополярный мир.

Таким образом, современный этап международных отношений на Балканах определяется 1999 годом и эту границу прочерчивают именно США, когда впервые за полвека своего существования НАТО применили военную силу за пределами своей территориальной ответственности без получения мандата ООН. Возникла новая модель стратегии НАТО, которая закрепила изменение сущности и границ его миссий. Вместо «PAX EUROPEANA» формируется «PAX NATO», однако такие государства как Россия и Китай никак не вписывались в такую однополярную схему, в силу самостоятельности своих политических решений и категорического несогласия на роль слабых сателлитов НАТО [6].

США, определяя свою внешнеполитическую стратегию в регионе Балкан, вынуждены учитывать российский фактор. Збигнев Бзежинский – влиятельная фигура в американской политике, бывший советник президента по делам национальной безопасности, призывает американское правительство блокировать «дугу нестабильности», которая простирается от Юго-Восточной Европы до Персидского залива и включает Центральную и Южную Азию и Ближний Восток. Цель США – захватить «сердца мира» – Евразии [7].

Таким образом, весь регион Балкан, за исключением Сербии, так или иначе попадает в зону влияния НАТО: Греция и Турция давно входят в альянс, Албания, Болгария, Словения, Словакия, Венгрия, Чехия, Хорватия – стали членами уже на современном этапе. Македония и БиГ участвуют в программе НАТО «Партнерство ради мира». На данном этапе развития международных отношений реальной альтернативы влиянию Североатлантического альянса на Балканском полуострове нет, однако администрации США необходимо продолжать рассматривать регион в зоне собственных национальных интересов для поддержания стабильности и процветания демократии на постюгославском пространстве.


Библиографические ссылки

1. Современные международные отношения. Учебник / Под ред. А.В. Торкунова. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999. С.152
2. Степанова Е.А. Политика США в отношении косовского конфликта // Косово: международные аспекты кризиса / Под ред. Тренина и Степановой. — М.: Моск. Центр Карнеги; изд-во Гендальф, 1999. С. 158–211.
3. Степанова Е.А. Указ. соч. С. 162 – 200.
4. Киясов Аркадий Сергеевич «Завершая начатую работу»: политика республиканской администрации США на Западных Балканах в 2000-е годы // Вестник СамГУ. 2010. №79 С.79-83.
5. Киясов А. С. Указ. соч. С. 82.
6. Торкунов А. В. Международные отношения после косовского кризиса// Международная жизнь. 1999. № 12. С. 45-52.
7. Кобелева Е. Геополитические взгляды З. Бжезинского// URL:http://www.geopolitica.ru/article/geopoliticheskie-vzglyady-z-bzhezinskogo#.WB9gdfmLSM8 (дата обращения: 31.10.16).






Оцените публикацию:
 (голосов: 0)
| Раздел Публикации | написал watch_out | просмотров: 432 |