Факультет истории, социологии и международных отношений (ФИСМО)

Кубанского Государственного университета

Логин:

Пароль:

| Лента публикаций

Толстопятенко А.М. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ О СААМАХ И СААМСКОМ ЯЗЫКЕ

Публикации

Толстопятенко А.М.,
магистрант ФИСМО, КубГУ


ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ О СААМАХ И СААМСКОМ ЯЗЫКЕ


Саамы – финно-угорский народ, проживающий в Мурманской области России и на севере Норвегии, Финляндии, Швеции. Являются одним из коренных, малочисленных народов севера. В древности граница их расселения проходила южнее. Примерно 60° с.ш., и восточнее – до Республики Коми [1].

Существует много научной литературы посвящённой саамам. Но изученность саамов далеко не полная

Считается, что первым упомянул о северном народе римский историк Публий Корнелий Тацит. В своём произведении «Германия» он говорит о народе, который населял самый край света и называет его феннами. «Германия» была составлена Тацитом на исходе I в. н. э. и представляла собой этнографическое описание германских племён, живших за пределами Римской империи. Так Тацит пишет о саамах: «Они необычайно дикие и ужасно бедные. У них нет никакого оружия, никаких лошадей, никаких постоянных домов. Они живут на траве, одеваются в шкуры, спят на земле. Они полагаются на одни только стрелы. Поскольку у них нет железа, они используют кость и делают из нее наконечники для стрел. Охота обеспечивает пищу как для мужчин, так и для женщин, последние фактически следуют за мужчинами повсюду и требуют свою долю добычи. Дети не имеют никакой защиты от грозы и бури, кроме того, что могут использовать с этой целью несколько связанных ветвей. В подобном укрытии также собирается молодежь и уединяются старики. Однако эти люди убеждены, что некоторым образом они счастливее тех, кто проводит свою жизнь на поле боя или тратит свои силы на постройку домов, игры со своей судьбой и судьбой других людей. Не думая ни о людях, ни о богах, они достигли самого трудного: они перестали испытывать изводящие людей желания» [2].

Гораздо позже, Византийский историк Прокопий Кессарийский в VI в. н.э. сообщил о северных странах, о ежегодной смене там «полярного дня» и «полярной ночи». О местном народе он писал, что они не пьют вина и практически не употребляют растительной пищи, а занимаются только охотой. Мясо убитых животных они съедают, а шкуры, скрепляя их жилами, используют в качестве одежды. Прокопий Кессарийский записал массу данных по географию областей и этнографии народов. Его труды дошли до современности лишь в изложении [3].

Наибольшее значение имеют работы по антропологии и изучению саамского фольклора. Особенно печатавшихся в Известиях Архангельс-кого общества изучения русского Севера, где можно найти очень ценные сведения.

Одним из первых российских учёных, который обладал научными известиями о саамах, был М.В. Ломоносов и относятся ко второй половине XVIII века. Будучи знаком с лопарями еще с малых лет, когда он с отцом занимался рыбным промыслом на Мурманских побережьях, М.В. Ломоносов впоследствии много раз давал им краткую характеристику. В частности, в своих критических замечаниях на историю Петра I он доказывает, что саамы отнюдь не черны, а также и то, что по языку они близки к финнам и карелам [4].

Первое крупное этнографическое описание Кольских саамов сделал академик Николай Озерцовский в своём «Описании Колы и Астрахани» в 1804 году. В особенности ценны его описания одежды саамов и их обычаев. Работа Озерцовского важна и до сих пор тем, что содержит научный материал о саамах конца XVIII и начала XIX веков.

В Вестнике Русского географического общества, в 1856 году, были опубликованы этнографические исследования Кастрена. В своих заметках Кастрен касается языка саамов, истории, фольклора, взаимоотношений с соседями и хозяйственной деятельности.

В 1875 году вышли два сочинения Немировича-Данченко о народной поэзии у лопарей. Затем, вслед за сочинением Немировича-Данченко в 1877 году вышла обстоятельная работа Н. Дергачева «Подробное описание лопской земли».

Работа Немировича-Данченко в художественной, научно-популярной форме знакомила русскую общественность с внешней стороной лопарской жизнедеятельности, с верованиями, психологией и народным творчеством, а работы Н. Дергачева содержат серьёзное изложение истории взаимодействия саамов с соседями, акты, характеризующие развитие саамского вопроса между Россией и скандинавскими государствами, и разрешение периферийных вопросов. Следующая часть труда содержит статистико-экономический очерк лопарского народа. В данной работе обозначено подробное статистическое описание разных видов хозяйственной деятельности лопарей, соотношение расходов и доходов, явно доказан ежегодный дефицит вызванный налогами и неизбежность массового обнищания саамов. Работа этого автора является единственным точным документом о материально-имущественном состоянии лопарей второй половины XIX века и в дальнейшем на неё ориентировались другие авторы.

Затем в 1878 году был опубликован труд А.С. Ефименко «Юридические обычаи лопарей», в котором изложены правовые взаимоотношения саамского народа.

Статья Д.Н. Островского «Лопари и их предания» однородного характера с работами Немировича-Данченко, выходит в 1889 году.

Касаясь содержания названных работ, можно отметить типичные особенности: авторы рассматривают саамов как неких натуральных детей природы, давимых правительством, преследуемых жадными до наживы купцами и, хотя уже частично испорченных растлевающим влиянием цивилизации, сохранивших присущие положительные свойства, такие как честность, миролюбие, любовь к природе и тишине.

Так же можно выделить интересную работу Н. Харузина «Русские лопари. Очерк прошлого и современного быта». Она была издана в 1870 году. Там можно найти красочно описанную страну саамов, анализ фольклора, хозяйственную деятельность, традиционные верования и социальную организацию [5].

Харузин впервые поставил вопрос исследования лопарей на научную основу, привлёк огромный фактический материал, дал ему сравнительно-этнографическое освещение и внёс существенный вклад в науку, описав множество сторон саамской жизнедеятельности. Он разоблачил вредное влияние Печенского монастыря на коренное население. Раскритиковал действия царских чиновников среди саамов. Из-за этого его работа приобрела общественно-политическое значение.

Заслуживают внимания работы И.Н Шмакова и А.Ф. Гебеля. В работе Гебеля «Наша северо-западная окраина Лапландия», содержатся важные скандинавские документации касательно саамов и Лапландии.
Отдельного внимания заслуживают статьи по фольклористики и этнографии, знаменитого полярника В.Ю. Визе. Он произвёл ряд важных исследований и записей, которые опубликовывались с 1911-1917 года в «Известиях Архангельского общества изучения севера». В его трудах рассказывается о саамской музыке, эпосе, сейдах. В работах Визе находится огромный фактический материал и его ценную научную интерпретацию. Так же следует выделить честность и этичность автора по отношению к саамскому народу. Он, не скрывая, пишет о недостатках, но и бережно относится к культуре и мировоззрению саамов. Описывал их тяжёлое положение при всеобщей мобилизации оленей в 1916 году.

В послереволюционное время, в 1928 году, появляется монография о саамах России Ф.Г. Иванова-Дятлова «Наблюдения врача на Кольском полуострове». Данный труд ценен собранными в ней интересными материалами о санитарно-бытовом состоянии терских саамов. Некоторые выводы автора, по мнению В.В. Волкова уступают в ценности опубликованных материалов, также он считает, что некоторые из них вовсе голословны и субъективны, как, например, характеристика психологии саамов: «Мужчины ленивы, на первый взгляд простодушны, малоразговорчивы в трезвом виде и словоохотливы в пьяном, но всегда осторожны в разговоре. В семейной жизни ласковы, временами вспыльчивы, но отходчивы, несколько наивны. Не отличаясь большим практическим умом, имеют склонность к личной наживе и пр.»

Немногим позже в 1930 году публикуется книга знаменитого российского этнографа В.В. Чарнолусского «Материалы по определению кочевого быта лопарей», которая является результатом работы автора в Кольско-лопарской экспедиции 1928 года и носящую узко антропологический характер.

Вопросами истории саамов и Кольского полуострова в послереволюционные годы занимался профессор А.И. Андреев. В 1920 году им была опубликована работа «О подложности жалованной грамоты Печенгскому монастырю 1556 г.». В 1922 году он напечатал статью о колонизации Севера в XVI-XVII столетиях. В 1928 году была опубликована работа с обзором отечественных исторических трудов по изучению финно-угорских народностей СССР. В 1930 году исследователем А.И. Андреевым была опубликована «Материалы по истории Кольского полуострова в XVI-XVII вв., содержащие множество монастырских документов». Исторические работы А.И. Андрееева построены на первоисточниках. После опубликования «Русских актов Копенгагенского архива» и «Датского архива» и Ю.Н Щербачева труды А.И. Андреева являются наиболее ценными материалами по истории лапландцев России.

Изданная в 1930 году публикация А.В. Шмидта «Древний могильник на Кольском заливе» является ценной археологической работой. Раскопки и исследование А.В. Шмидта позволили заполнить пробел в культуре «арктического неолита», дав отличный материал о заключительном периоде этой культуры на побережье Баренцева моря. Очень продуманный, строго научный подход к памятникам из раскопанных 13 захоронений на Оленьем острове в сочетании с широкой этнографической эрудицией позволили А.В. Шмидту не только установить принадлежность оленеостровской культуры предкам современных саамов, но и прийти к вполне основательным выводам о ее связи с культурой северо-американских эскимосов и протоэскимосов.

В послереволюционные годы большое количество материалов о лопарях было опубликовано Мурманским обществом краеведения. Крайне значительной в изучении саамов представляется роль известных краеведов Я.М. Камшилова и В.К. Алымова. Я.М. Камшилов исследовал весьма важные материалы о юридических обычаях саамов.

Камшилов издал ряд работ, посвященных этнографии саамов, основанных на материалах, собранных лично им. В его работе, опубликованной в апреле 1932 года «О былом единстве хозяйственного быта «гипербореев» и «южан». Где впервые в русской исследовательской литературе обозначается вопрос о былом единстве древней культуры европейских народов с культурой современных саамов.

Касательно этногенеза саамов в 1949 году выходит статья Ю.Х. Тойвонена «К проблеме протолапарей». В этой публикации освещены основные теории и дискуссионные вопросы происхождения саамов.

В 1972 году выходит книга В.В. Чарнолусского «В краю летучего камня». Этот этнографический очерк содержит массу ценной информации касательно верований, жизнедеятельности и мировоззрения саамов Кольского полуострова. В книге, хорошим литературным языком, описывается природа полуострова и общая визуальная картина жизни, внешнего вида лопарей. Работа иллюстрирована рисунками автора и редкими фотографиями. Работа была издана после смерти автора.

В 1996 году издаётся труд Н.Н. Волкова «Российские саамы». В ней содержатся научно обоснованные историко-этнографические очерки всех сфер жизни саамов. В этой работе Волкова находится объёмная глава по обзору литературы о саамах России, на которую опирается данная статья.

В 1998 году появляется работа З.Е. Чернякова «Очерки этнографии саамов». В этом труде, по утверждению автора, подведён итог его полувекового изучения Кольских саамов. Сам Черняков умер в 1997 году, так и не успев увидеть свою потрясающую книгу.

В 2004 выходит на русском языке книга Роберто Боси «Лапландцы. Охотники за северными оленями». Боси дает очень подробную картину эволюции саамов, начиная с доисторических времен. Анализируя отчеты археологических экспедиций, изучая и сравнивая множество научных теории, перечисляя различные версии этнологов.

Отдельное внимание стоит уделить публикациям, посвящённым саамскому языку. Саамский язык - отдельная ветвь финно-угорских языков, которые вместе с самодийскими составляют уральскую семью языков. Саамский язык расходится на несколько диалектальных групп. Эти диалекты имеют очень ощутимые различия. Это в большинстве своём обусловлено историей саамского этноса, а так же процессами колонизации древнейших саамских земель в ходе последних 6-7 столетий другими различными народами Фенноскандии и России.

Саамскому языку посвящено большое количество литературы, его изучением занимались и занимаются в наше время специалисты разных стран, как тех, где есть саамское население - т.е. Норвегии, Швеции, Финляндии и России, так и лингвнсты-финноугроведы других стран - Венгрии, Эстонии. Германии и др.

Началом в изучении восточных диалектов лопарьского языка считается список слов на иокангском диалекте, составленный английским путешественником капитаном Барроу, во время вынужденной остановки его судна у мыса Святой Нос в мае 1557 г. Впервые список был напечатан в Лондоне в 1589 г. В 1895 г. этот список из 95 слов и словосочетаний был опубликован в журнале Финно-угорского общества Д. Аберкромби. Он несколько усовершенствовал транскрипцию и провел соответствующие эквиваленты из «Словаря саамов Кольского полуострова» Аренда Генетца.

В конце XIX в. появилось несколько книг, преимущественно духовного содержания, на диалектах лопарей Кольского полуострова.

В 1878 г. Общество распространения Библии в Великобритании и других странах издало в Хельсинки Евангелие от Матфея в переводе на кильдннский диалект саамского языка. Текст Евангелия был записан русскими буквами. В 1884 г. в г. Архангельске издали перевод Евангелия от Матфея русского священника Щеколдина. В 1885 г. в Архангельске была напечатана также разработанная им «Азбука для лопарей» на нотозерском диалекте.

Научное изучение языка саамов Кольского полуострова тесно связано с именем уже упомянутого финского ученого Аренда Генетца. В 1879 г. он опубликовал в венгерском журнале Nyelvtudomanji Kozlemenyek (№ 15) свой перевод Евангелия от Матфея на саамский язык, а также образцы текстов трех саамских диалектов Кольского полуострова. В 1883 г. венгерским ученым И. Халасом в этом же журнале (№ 17) напечатан «Очерк грамматики русских лопарей» (1883 г.). Этот очерк, написанный по материалам А. Генетца, по существу, был первым подробным научным описанием кильдинского диалекта саамского языка. В 1891 г. в Хельсинки вышел в свет уже упомянутый первый словарь Кольских диалектов саамского языка А. Генетца с приложением саамских текстов с переводом на немецкий язык.

В 1916 г. появилась монография Т.И. Итконена, посвященная проблеме чередования ступеней согласных в языке саамов России. В 1939 г. вышла монография Э. Итконена, анализирующая вопросы восточно-саамского вокализма, в 1946 г. им же опубликовано исследование по структуре и развитию восточно-саамской квантитативной систем.

В 1981 году издаётся работа профессора М. Корхонена «Введение в историю саамского языка», где он выдвигает теорию контактных заимствований, согласно которой саамы, находясь в контакте с прибалтийскими финнами, заимствовали их язык.

Есть исследователи, которые считают диалекты саамских языков отдельными языками, исходя из того, что они не менее отличаются друг от друга, чем другие прибалтийско-финские языки между собой. Относительное обособление диалектных групп произошло в ходе времени вследствие жизни лопарей в границах четырех государств, когда в каждом из них создавалась своя саамская письменность, очень влиявшая на разговорный язык.

Фонетически и морфологически различия очень существенны между западными и восточными группами саамов.

Языки, как и народы, существуют не изолированно друг от друга, а развиваются в контактах, что ведет к их взаимопроникновению на различных уровнях. Наиболее легко заимствуется лексика. При длительных контактах могут заимствоваться также фонетика, грамматика.

До трети словарного запаса саамского языка не имеет соответствий в уральских языках. Этот субстратный слой лексики свидетельствует о нефинно-угорских элементах, участвовавших в этногенезе саамов. Нельзя считать случайным и лексические совпадения в саамском и тунгусо-маньчжурских языках. И наконец, в саамском языке хорошо прослеживаются финно-угорский и прибалтийско-финский слои лексики.

В публикациях финских авторов от 1949-1960 годов Тойвонен и Э. Итконена говорится, что в древности протосаамы, контактировали с древними угро-самодийцами [6]. Так же обосновывается интересный факт, что в саамском и угро-самодийских языках найдено свыше 60 общих слов, не имеющих соответствий в других финно-угорских языках.

В России изучение саамского языка началось в середине 1920-х годов, с организацией Северного факультета при Восточном институте Ленинградского университета. Эта работа шла в общем русле создания и развития письменности для малочисленных народов Крайнего Севера. Углубленный и организованный характер эта работа приобрела в 1930 г., после того как Северный факультет был реорганизован в самостоятельный Институт народов Севера ЦИК СССР.

В 1997 году печатается научная работа доктора исторических наук и археолога Н. Н. Гуриной «История культуры древнего населения Кольского полуострова». В работе находится 20-летний результат исследований Кольской археологической экспедиции. Так же рассматривается проблема происхождение и этногенеза саамов по данным археологических источников [7].

Все эти полезные сведения находятся в работе «Прибалтийские – финские народы России» Вышедшей в Москве в 2003 году. В данной книге изложены общие и фундаментальные сведения изучения саамов. Специфика жизнедеятельности, проблемы сохранения саамских языков, фольклор и декоративно-прикладное искусство. В ней напечатаны статьи русских лопаристов: Г.М. Керт, Б.И. Кошечкин, Т.В. Лукъянченко, М.С. Куропятник, И.С. Манюхин и А.П. Косменко.

Всеобъемлющая монография представляющая собой комплексное исследование по этногенезу саамов И.С. Манюхина «Происхождение саамов» вышла в 2002 году. В данной работе собраны и обобщены материалы по археологии, этнографии, антропологии, истории, лингвистики и топонимии.


Библиографические ссылки

1. Манюхин И.С. Происхождение саамов. Петрозаводск 2002. С. 3.
2. Боси Р. Лапландцы. Охотники за северными оленями. 2004. С.12.
3. Керт Г.М. Прибалтийско-финские народы России. 2003. С. 40.
4. Волков Н.Н. Российские саамы. Историко-этнографические очерки. Санкт-Петербург 1996. С. 7.
5. Там же. С. 8.
6. Керт Г.М. Указ. соч. С. 43.
7. Манюхин И.С. Указ. соч. С. 60.

Оцените публикацию:
 (голосов: 0)
| Раздел Публикации | написал watch_out | просмотров: 397 |