Факультет истории, социологии и международных отношений (ФИСМО)

Кубанского Государственного университета

Логин:

Пароль:

| Лента публикаций

Толстопятенко А.М. ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ, МЕСТА ПОСЕЛЕНИЙ И СОСТОЯНИЯ ЯЗЫКОВ СААМОВ РАЗНЫХ ЭПОХ

Публикации

Толстопятенко А.М.,
магистрант ФИСМО, КубГУ


ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ, МЕСТА ПОСЕЛЕНИЙ И СОСТОЯНИЯ ЯЗЫКОВ СААМОВ РАЗНЫХ ЭПОХ


Саамы - малочисленный финно-угорский народ; один из коренных народов Северной Европы. Скандинавы и русские раньше называли их «лопари». От этого слова происходит название Лапландия.

Лапландия никогда не была единым государством. На сегодняшний день она находится в приделах четырёх государств: Норвегия, Швеция, Финляндия и Россия. Саамы имеют отчётливую национальную самоидентификацию и национальные атрибуты флаг и гимн, а их права представляют выборные представительные органы культурного самоуправления.

Лопари являются одни из древнейших народов Уральской языковой семьи. Если судить по распространению топонимии, историческим свидетельствам и археологическим данным, они вели свою жизнедеятельность на большой территории, находящейся на севере между побережьем Ледовитого океана и 60-й параллелью северной широты на юге, восточным побережьем Балтийского моря на западе и рекой Северная Двина на востоке [1]. На сегодняшний день саамы живут на севере Фенноскандии от норвежского Хедмарка и шведской Даларны до побережья Кольского полуострова на востоке.

Чукчи, ительмены, коряки, алеуты и эскимосы находятся в палеоазиатской группе родственных языков с саамами. Но эти северные народы во многом отличаются от лопарей. Основные различия между ними в способе добычи пищи и образе жизни [2].

Рассмотрим динамику численности населения саамов, по данным переписей России разных эпох, а так же места расселения и состояния родного языка лопарей.


ЧИСЛЕННОСТЬ И МЕСТА ПОСЕЛЕНИЙ СААМОВ ПО ДАННЫМ ПЕРЕПЕСИ РОССИИ 1897г, 1926г и 1939 г.


Немногочисленный лопарский народ в границах СССР проживал единственно в Мурманской области в количестве примерно 2000 человек.

По информации Норвежского общества сравнительного изучения культуры за 1931 год численность лопарей составляла по всей Европе 31000 человек обоего пола, из которых две трети проживала в Норвегии. К началу ХХ в. саамы Кольского уезда вели свою жизнедеятельность в 15 погостах, говорили на 4 диалектах.

Данные переписи 1926 года саамов проживавших в границах Мурманской области:

В Мотовском и других селениях Нотозерской волости 113 человек
В селениях Нотозерского сельсовета по реке Туломе 338 человек
В Бабенском сельсовете 82 человека
В Екостровском сельсовете 56 человек
В Полузерском сельсовете (бывший Масельгский погост) 90 человек
В Кильдинском сельсовете 134 человека
В Ловозерском селении 205 человек
В Воронинском 105 человек
В Сосновском 42 человека
В Семиостровском 139 человек
В Каменском 48 человек
В Иоганском 160 человек
В Лумбовском 70 человек

Остальные проживали семьями от 1 до 3 не мене как 50 пунктах округа. Общее количество саамов составила 1720 человек [3]. Информация взята из работы Н.Н. Волкова «Российские саамы. Историко-этнографические очерки».

По официальным данным первой всеобщей переписи Российской Империи 1897 года, обнаружено, что количество саамов было 1812 человек [4].

В начале XX вв. многих саамов, проживавших на западе Кольского уезда, - население Мотовского и Сонгельского погостов стали гражданами Финляндии. После революции 1917 года был недолгий период, в котором Советское государство проводило определенные практические меры по развитию и сохранению языков и культуры исконных малочисленных народов Севера СССР, в этом числе были и саамы. Тогда была разработана саамская письменность, которая основывалась на кильдинском языке. В Мурманской области началось преподавание лопарского языка в школах и для взрослого населения.

В 1930-е гг. саамы сильно пострадали от репрессий. Больше чем 100 человек были осуждены по ст. 58 УК (государственные преступления и контрреволюционная деятельность) и расстреляны, посажены в тюрьмы или сосланы в лагеря. В итоге политики укрупнения деревень саамы были переселены из своих традиционных месть проживания и на данный момент живут в основном в нескольких селах или поселках и городах. Данная политика репрессий и русификаций продолжалась почти 20 лет. Впоследствии это оказала болезненные последствия для саамской культуры, саамских языков и для всего саамского народа в общем. Но по официальным данным переписи 1939 года, саамов было 1836 человек. Это немного больше чем по данным переписи 1926 года.

В 1960-е и 1970-е годы СССР проводило принудительные переселения разных лопарских групп со всего Кольского полуострова в многонациональные централизованные населенные пункты. В итоге большинство носителей кольско-саамских языков стало проживать в селе Ловозере и в Ловозерском районе. Принудительные переселения крайне негативно повлияли на культурную, социальную и языковую ситуацию саамов и очень значительно ускорили процесс языкового сдвига с саамского на русский язык.


ЧИСЛЕННОСТЬ И МЕСТА ПОСЕЛЕНИЙ СААМОВ ПО ДАННЫМ ПЕРЕПЕСИ РОССИИ 2002 И 2010 ГОДОВ.


По данным всероссийской переписи населения 2002 г., в Мурманской области проживало 1769 саама. В районах проживания исконных народов Севера саамов было - 1322 человека.

В Ковдорском районе 115 человек
В Кольском районе 179 человек
В Ловозерском районе 1012 человек
В Терском районе 16 человек

На 1 января 2009 г. численность саамов в сельской местности составляла 1130 человек. Районы компактного проживания саамов:

Ловозерский район 820 человек
Ковдорский район 141 человек
Кольский район 169 человек

По данным всероссийской переписи 2010 г., саами насчитывается 1991 человек, из них в Мурманской области проживает 1878 человек. В Ловозерском районе на 29 июня 2011 года общее количество саамов составило 810 человек. Большинство представителей саамов проживает в селах Ловозеро, Краснощелье, Сосновка, Каневка, что составляет около четверти всего населения. По Всероссийской переписи населения, которая проводилась Российским государством в 2002 году, 787 саамов из 1991 проживающих на территории России владеют саамским языком. Но, по мнению Элизабет Шиллер, хотя эта перепись являлась одной из самых обширных национальных переписей в мире, она все же дает относительно неполное представление о положении саамских языков в России. Данные приведённые в таблице Элизабет Шеллер, касательно ситуации саамских языков в России, можно увидеть в её работе «Ситуация саамских языков в России» на странице 20 [5].

Последний носитель бабинского наречия саамского языка, Мария Серёгина, умерла в 2003 году. Письменного варианта этого диалекта не разработано. Потомки носителей бабинского диалекта преподают и изучают кильдинский диалект в посёлке Ёна и в городе Мончегорск.

В СССР на Кольском полуострове исчезли территории компактных лопарских поселений. Сейчас почти все саамы в России живут с русским населением. На сегодняшний день общение на родном языке практически отсутствует. Использование родного языка в основном присутсвует только в этнически однородных семьях и в производственных коллективах (оленеводческих, рыболовецких, по обработке изделий оленеводства и прочие). Долговременное пребывание саамских детей в детских садах, школах и интернатах приводит к забвению родного саамского языка.

В современности общественные функции лопарского языка расширяются. В начальных классах и детских садах ведется преподавание саамского языка. Издается учебно-методическая литература. В Ловозере по местному радио, идут передачи на саамском языке. Функционирует фольклорно-этнографический ансамбль «Ойяр». Организован литературно-художественный кружок «Кяййн» [6]. Культура лопарей стала обыденной частью региональной культурной среды. Интерес к этой небольшой этнической группе быстро возрастает [7]. Но всё же процессы, происходящие в культурной жизни саамов, выявляют и болезненные точки для исконного населения.

Согласно справке Министерства образования и науки Мурманской области, по состоянию на 1 сентября 2010 г. в образовательных учреждениях Ловозерского района количество учеников лопарского происхождения была 135 человек. Так же услугами муниципальных дошкольных учреждений пользовались 40 семей представителей саами [9].

Преподавание лопарского языка происходит в школе-интернате и в профессиональном училище № 26 в селе Ловозеро на факультативных занятиях. В Ловозерском национально-культурном центре проходят занятия по саамской культуре и языку с группой дошкольников. Ассоциация кольских саамов (АКС) и Общественная организация саамов Мурманской области (ООСМО) осуществляют проект по ведению курсов саамского языка в городе Мурманске, селе Ловозеро, селе Лопарская, посёлке Ревда, посёлке Ёна.

Возврат к коренным материальным и интеллектуальным культурным ценностям лопарей связано с проведением в жизнь права исконного народа на формирование своей специфической и фундаментальной идентичности. К её выражению относятся и ценности традиционного общества, и традиционные знания, и умение создавать благоприятные отношения внутри окружающей экосистемы и своего народа, уважение к земле.

Многим языкам мира грозит огромная опасность исчезновения в ближайшие десятилетия. Языки не умирают сами по себе, только из-за того, что они более слабые или менее приспособленные к использованию, чем остальные языки. Они увядают в результате деятельности человека. Носители языков меньшинств становятся носителями языка большинства, когда они отказываются от своих языков.

Язык находится под большой угрозой гибели, когда больше не остаётся его носителей. Или же, когда коренной народ начинают говорить не на родном языке. В первую очередь на языке, имеющем преобладающие значение в более влиятельной группе общества. Мало защищённые языки малочисленных исконных народов находятся под огромной угрозой влияния внешних сил. Таких как военное, экономическое, религиозное, культурное или образовательное воздействие, а также под угрозой влияния внутренних сил. В первую очередь это отрицательное отношение коренного народа к своему родному языку.

Культура любого этноса самодостаточна и самоценна. Она являет собой развивающуюся исторически совокупность духовных и материальных ценностей. Лопарский язык охватывает большое множество производственных и этнографических сфер народа [9].

Пропажа языка приводит к болезненной для общества потере важных культурных знаний, так же к гибели исторических, духовных и экологических ценностей, которые имеют очень важное значения для жизни не только народов носителей данного языка, но и многих других людей. Для малых этнических общностей языки являются носителями и творениями исконных традиций. Они обеспечивают культурную самобытность и представляют важнейший компонент наследия сообщества.


Библиографические ссылки

1. Манюхин И.С. Происхождение саамов. Петрозаводск 2002. С. 3.
2. Черняков З.Е. Очерки этнографии саамов. Рованиеми 1998. С. 14.
3. Волков Н.Н. Российские саамы. Историко-этнографические очерки. Санкт-Петербург 1996. С. 6.
4. http://www.demoscope.ru Интернет журнал. Института демографии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
5. Шеллер Э. Ситуация саамских языков в России. 2010. С. 20.
6. Керт Г.М. Прибалтийско-финские народы России. 2003. С. 57.
7. Виноградова С.Н. Саамы Кольского полуострова: основные тенденции современной жизни. 2005. С. 6.
8. Кучинский М.Г. Труды КНЦ в.6 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ в.2 3/2011(6)). С. 122.
9. Керт Г.М. Саамская топонимная лексика. Петрозаводск 2009. С. 12.


Оцените публикацию:
 (голосов: 0)
| Раздел Публикации | написал watch_out | просмотров: 367 |