Факультет истории, социологии и международных отношений (ФИСМО)

Кубанского Государственного университета

Логин:

Пароль:

| Лента публикаций

Кюрджиев Г.С. Конституциональные предпосылки к распаду Югославии

Публикации

Кюрджиев Г.С.,
магистрант ФИСМО, КубГУ


Конституциональные предпосылки к распаду Югославии


После окончания Второй мировой войны 29 ноября 1945 г. была провозглашена Федеративная Народная Республика Югославия (ФНРЮ), в состав которой вошли 6 республик: Босния и Герцеговина, Сербия (включавшая впервые выделенные автономные края Косово и Воеводину), Хорватия, Черногория, Македония и Словения. Согласно первой Конституции нового государства, принятой в 1946 г. «Конституционное оформление югославской федерации означало важный шаг на пути решения национального вопроса, который при буржуазно-помещичьей власти, проводившей политику национального угнетения и неравноправия, был самым острым и больным для большинства югославских народов» [1]. Самым больным и острым этот вопрос оставался на протяжении всей истории югославской федерации. Именно национальный вопрос явился тем камнем преткновения всех югославский народов, который основной причиной, в конце концов приведшей к распаду единого государства и началу войны.

В апреле 1963 г. Союзная скупщина ФНРЮ приняла новую конституцию, а страна получила новое название – Социалистическая Федеративная Республика Югославия. После конституционных поправок в 1967, 1968 и 1971 гг. постепенно расширились права автономных краев и республик. Так, они получили большую самостоятельность в экономике за счет центральных органов власти [2].

При этом увеличение прав союзных республик происходило с принятием каждой новой Конституции республик югославского государства за счет уменьшения законодательных прав органов федерации и Сербии. Республики и края превращались, по сути, в независимые государственные образования и в сфере экономики, и в области государственно-политических прав. Так, например, пределы своей самостоятельности по отношению к федеральному центру расширяла и Хорватия – республика с наиболее последовательной и четко выстроенной идеологией сепаратизма и национализма. Именно Социалистическая Республика Хорватия и Социалистическая Республика Словения, стремясь к самостоятельности, упорно создавали суверенные национальные государства.

Уже в Конституции Хорватии 1947 г. подчеркивалось, что Народная Республика Хорватия осуществляет свою власть суверенно, передавая ФНРЮ только те права, которые утверждены Конституцией ФНРЮ. Такая позиция Хорватии способствовала укреплению республиканской государственности и создавала основу для её расширения, утверждая приоритет республиканской власти над федеративной.

В Конституции Хорватии 1953 г. появилась линия на стирание национальных различий, и установился приоритет зафиксированных на картах республиканских границ над национальными. При этом вновь обострился вопрос о положении хорватских сербов. Положения Конституции размывали понятие сербских земель в республики Хорватия и давали основания говорить о том, что краинские сербы являются жителями Хорватии и не имеют права требовать от неё отделения [3].

Этот же подход закреплялся Конституцией Хорватии 1963 г., в которой уже не существовало различий между сербами и хорватами республики. Хорватские сербы на смысловом уровне отделялись от сербов в Республике Сербия и других районах Югославии, что укрепляло приоритет республиканских границ над национальной принадлежностью ее граждан [4].

В хорватской Конституции 1974 г. в гл. 1, п. 1 говорилось, что Хорватия является государством хорватского и сербского народа в Хорватии, что указывало на усиление роли «национального» в Хорватии. В ней также указывалось, что основным языком в республике является хорватский литературный язык, но при этом провозглашалось право для всех национальностей и народностей на использование родного языка, на получение образования на родном языке, развитие собственной культуры.

В 1974 г. была также принята последняя конституция СФРЮ. Согласно ее положениям значительно расширялись права союзных республик, а автономные края Воеводина и Косово наделялись правами республик. То есть они получили свою конституцию, законодательство, высшие органы власти, а также своих представителей во всех основных союзных органах.

Так, например, ст. 268 гласила, что «по вопросам, регулируемым союзным законом, республики и автономные края могут в пределах своих прав и обязанностей принимать законы. В тех случаях, когда по вопросам, регулируемым союзным законом, не принят такой закон, – республики или автономные края могут принимать свои законы, если это в интересах осуществления ими своих прав и обязанностей» [5]. Республики и автономные края должны были теперь сами выполнять многие функции федерации на основе взаимных соглашений. Без республиканских органов не мог быть принят никакой федеративный акт, касающийся внутреннего устройства страны. А общеюгославские вопросы решались только на основе консенсуса между республиками и краями [6].

Согласно документу, утверждался приоритет республиканского, хорватского или словенского, над национальным, югославским, что также ограничивало полномочия сербов, проживающих вне территории республики Сербия [7]. При этом в ст. 244 сказано, что в СФРЮ «народы и народности, трудящиеся и граждане осуществляют и обеспечивают суверенитет, равноправие, национальную свободу, независимость, территориальную целостность, безопасность… и совместно согласовывают экономическое и общественное развитие и другие свои общие интересы» [8]. В целом по Конституции 1974 г. югославская федерация явно приобрела ряд черт конфедеративного устройства, а республики и края начали превращаться в автономные общественно-экономические образования.

Смерть И. Тито в 1980 г. привела к серьезнейшим последствиям в жизни Югославии. Страна потеряла государственного деятеля, который удерживал единство страны [9]. Политико-идеологический кризис был вызван тем, что после смерти Тито власть перешла в Президиуме СФРЮ к выборному коллективному руководству от республик, многие из которых были далеки от классических титовских представлений о политических перспективах СФРЮ и были сторонниками политических перемен.

К концу 1980-х в республиках Югославии сложились окончательные предпосылки к началу «конца» союзного государства. Представители Словении, первой отделившейся республики, уже проявляли самостоятельность во всех структурах, а ее лидеры, в частности Милан Кучан, стремились сплотить народ вокруг идеи независимости республики. В январе 1990 г. на XIV чрезвычайном съезде СКЮ Словенская делегация после отклонения ее требования о реорганизации партии на конфедеративных принципах покинула съезд. На съезде был объявлен перерыв, который в итоге стал бессрочным. Крах единой коммунистической партии не мог не иметь последствий. В политико-идеологическом плане югославские республики фактически больше ничего не связывало. Югославия осталась без своей идеологии – главного, что скрепляло ее на протяжении всего послевоенного развития [10]

Прошедшие на многопартийной основе выборы привели Хорватию и Словению к извечному для них вопросу о праве нации на самоопределение, а принятые новые Конституции по сути запустили процесс выхода республик из федерации, доказав, что народы Югославии «созрели» для собственных национальных государств и больше не нуждаются в многонациональном покровителе.

Для республик югославского государства камнем преткновения являлся пресловутый национальный вопрос, решить который властям было не под силу. Национализм наблюдался во всех югославских республиках. А правительство многонационального государства проводило политику, не координируя интересы и различия республик и автономных краев, что вызывало рост общественного недовольства. Национальные меньшинства в 1970-е гг. получили статус народности, а республики и автономные края все больше расширяли свои права, согласно принятым ими республиканским Конституциям. После Конституции 1974 г. Югославия уже больше представляла конфедерацию, чем федерацию. Однако политика децентрализации, проводимая правительством, не смогла решить столь острые межнациональные противоречия, а лишь подтолкнула республики к отделению и привела страну к гражданской войне.


Библиографические ссылки

1. Цит. по: О конституции СФРЮ 1974 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.sovetika.ru/sfrj/konstst.htm (дата обращения: 11.07.16).
2. История южных и западных славян: В 2 Т. Т. 2. Новейшее время: Учебник / Под ред. Г.Ф. Матвеева и З.С. Ненашевой. 2-е издание. М.: Изд-во МГУ, 2001. С. 188.
3. Пивоваренко А.А. Предпосылки выхода Хорватии из СФРЮ. Республиканский аспект // Вестник славянский культур. 2014. № 3 (33). С. 52.
4. Там же.
5. СФРЮ, Конституция СФРЮ 1974 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.sovetika.ru/sfrj/konst031.htm (дата обращения: 11.07.16).
6. Югославия в ХХ веке: Очерки политической истории / Ответственный редактор К. В. Никифоров. М.: «Индрик», 2011. С. 736.
7. Пивоваренко А.А. Указ. соч. С. 52.
8. СФРЮ, Конституция СФРЮ 1974 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.sovetika.ru/sfrj/konst031.htm (дата обращения: 11.07.16).
9. Сидоренко А. Югославская трагедия: двадцать лет спустя // Власть. 2012. № 2. С. 131.
10. Югославия в ХХ веке: Очерки политической истории… М.: «Индрик», 2011. С. 755.




Оцените публикацию:
 (голосов: 0)
| Раздел Публикации | написал watch_out | просмотров: 582 |