Факультет истории, социологии и международных отношений (ФИСМО)

Кубанского Государственного университета

Логин:

Пароль:

| Лента публикаций

Гурьянова Т.А. ИДЕОЛОГИЯ КЕМАЛИЗМА И ТУРЕЦКОЕ КИНО В 20-30-Х ГГ. XX В.

Публикации

Гурьянова Т. А.,
магистрантка ФИСМО КубГУ


ИДЕОЛОГИЯ КЕМАЛИЗМА И ТУРЕЦКОЕ КИНО В 20-30-Х ГГ. XX В.


Турецкий кинематограф, начало которого было положено еще в конце XIX, стал свидетелем, а также активным деятелем всех масштабных преобразований в турецком обществе. Особенностью данного вида искусства является не только развлекательный характер, но и большая общественно-культурная роль в жизни и деятельности государства.

В данной статье рассматривается процесс взаимодействия кино и зрительной аудитории с точки зрения глобальных исторических, экономических, социально-культурных процессов, а также политических преобразований государства.

Социально-культурные особенности развития турецкого кинематографа включают в себя ряд вопросов, связанных не только с функционированием, но и с влиянием кино на общество.

Безусловно, важнейшей особенностью в истории турецкого кинематографа является тесная связь с общественными и политическими процессами, произошедшими в Турции в конце XIX — начале XX вв., ставших для страны переломным с политической точки зрения периодом, когда на смену империи пришла республика, а на смену религиозному государству пришло светское [1].

Турецкое общество вступило на путь серьезной модернизации и вестернизации.

История турецкого кинематографа берет свое начало с периода немого кино, которое появилось в Турции уже через несколько месяцев после первого публичного киносеанса в Париже в 1898 г., организаторами которого выступили братья Люмьер [2].

Интерес общества к этому новому виду зрелищ был закономерно высок, и более того смысл кинематографа было хорошо осознан турецкой передовой общественностью. Первые публичные киносеансы были обставлены словно в театре. Турецкая интеллигенция сразу осознала роль кинематографа в качестве проводника культуры и прогрессивных идей. Несмотря на существенные успехи в становлении турецкого кинематографа и пристальный интерес общества, кино еще оставалось на зачаточной стадии развития, и этому виду искусства еще предстояло сказать свое веское слово в мире искусства.

Однако многое изменилось к 1923 г., когда Турция была провозглашена республикой. К власти пришла национальная буржуазия во главе с Мустафой Кемалем Ататюрком. Ставя перед собой цель преодолеть отсталость страны от передовых государств Европы, правительство осуществило целый ряд прогрессивных мероприятий, в частности: реформу письменности и летосчисления, ликвидацию религиозных учебных заведений и дервишских орденов, отделение религии от государства, поощрение светского образования и другие реформы, заложившие основы современного буржуазного государства [3].

Лидер и главный идеолог Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк придавал большое значение кинематографу. Свою позицию к нему он выразил в известной речи, которую можно и сегодня увидеть на плакатах, развешанных на многочисленных кинотеатрах страны: «Кино — это такое открытие, которое со временем повлияет на мировую цивилизацию больше, чем изобретение пороха и электричества. Кино будет знакомить людей, живущих вдалеке друг от друга, и возбуждать любовь между ними, будет стирать противоречия во взглядах, окажет большую помощь в осуществлении человеческих идеалов. И мы должны придавать кинематографии то значение, которого она заслуживает» [4].

Одной из ключевых тем кинофильмов победившей республики стала героизация национально-освободительной войны, пробудившей патриотизм нации: были сняты фильмы «Огненная рубашка», «Дорогами победы», «Победа под Измиром» [5].

Не менее актуальной была и тема борьбы с феодально-мусульманскими пережитками, препятствующими становлению нового буржуазного образа жизни: эта тематика была раскрыта в фильме «Hyp Баба». Также появилялись и развлекательные киноленты — «Любовная трагедия в Стамбуле», «Продавец гороха», «Трагедия в Девичьей башне», «Проказницы»[6].

В период становления республики явно наметились две основные идейные линии в турецком кинематографе: первая — социально-патриотическая линия, отвечавшая также официальной внутренней политике
молодого государства; вторая — коммерческая, развлекательная, также рассчитанная на широкого массового зрителя. Государственная поддержка располагала к довольно активной модернизации производственной базы национального турецкого кинематографа.


В 1922 г. фирма «Кемаль-фильм», основанная еще в 1919 г. в качестве прокатной организации братьями Кемалем и Шакиром Саден, была преобразована в киностудию и занялась съемками фильмов. Это была первая частная, впрочем, как и первая профессиональная киностудия в стране. В 1922—1924 гг. на ней были поставлены 6 художественных, полнометражный и 47 короткометражных документальных фильмов. После этого студия прекратила производство кинокартин и вплоть до 1951 г. занималась дубляжем и прокатом фильмов. Затем она возобновила выпуск художественных фильмов [7].

Помимо социально-политической направленности кинолент к прогрессивным последствиям реформ в духе кемализма стоит отметить роль женщин в становлении турецкого кинематографа. Заслуга первых турецких киноактрис в становлении новой национальной культуры страны огромна. Дело в том, что начиная с зарождения турецкого художественного кино, кинокомпании столкнулись с серьезной проблемой: найти женщин-актрис среди турчанок было просто невозможно. В начале прошлого века женщины в Турции не имели права участвовать в театральных постановках. Участия в подобных мероприятиях считалось крайне оскорбительным для женского достоинства.

До 1923 г. когда был снят фильм «Огненная рубашка» женские роли в турецких фильмах исполняли мужчины турки или армянки и гречанки, жившие в Турции. Привлекать к съемкам турецких актрис было очень проблематично [8].

В этот период зарождаются турецкое киноведение и кинокритика. В конце 1920-х гг. на поприще кинокритики начинает свою деятельность Фикрет Адиль, впоследствии крупнейший турецкий искусствовед. На страницах газеты «Вакыт» он анонсирует и анализирует турецкие и зарубежные фильмы.

В 30-е гг. XX в. начинается сотрудничество турецких кинематографистов с зарубежными коллегами. В 1933 г. Мусхин Эртугрул совместно с греческим режиссером Теоридесом осуществляет постановку турецко-греческого художественного фильма «Трагический путь». Почти все роли в этой картине исполняли греческие артисты [9].

В 30-е гг. ХХ в. деятели турецкого кино учатся и сотрудничают с русскими кинорежиссерами. В 1933 г. творческая группа российских мастеров экрана во главе с режиссером Сергеем Юткевичем при участии ассистента переводчика Фарука Кенча, впоследствии крупнейшего мастера турецкого кино, сняла советско-турецкий художественно-документальный фильм «Анкара — сердце Турции», приуроченный к годовщине основания Турецкой республики, повествующий об изменениях, произошедших в стране за десять лет [10].

К концу 1930-х гг. на семнадцатимиллионное население Турции приходилось 130 кинотеатров с 85 тыс. мест. Киноустановки стали появляться не только в столице и крупных городах, а также в некоторых селениях Анатолии [11].

В целом, в 1930-е гг. было создано 23 полнометражных художественных фильма. Кинотеатры ежегодно посещало около 12 млн. человек, т.е. в среднем на душу населения приходилось менее одного посещения.

Турецкие фильмы не только на местную аудиторию, но и экспортировались за рубеж, в основном на Кипр и в Ливан.

Подводя итог рассмотрения становления турецкого кино и его роли в общественной жизни Турецкой республики, а также влияния идей кемализма в первые три десятилетия XX века, можно сделать вывод, что в отличие от многих стран, где к кинематографу относятся лишь как к доступному развлечению, в Турции были восприняты, прежде всего, его просветительно-воспитательные возможности — как турецкой интеллигенцией, так и властью, что обусловило интенсивное развитие кинопроката в стране и становлению национального кинопроизводства.

Изначально предпочтения турецкий зритель с большим предпочтением относился к тем кинолентам, где были показаны реальные события жизни турецкого народа, его проблемы, национальные особенности, исторические фрагменты.

В период становления республики четко оформились две основные тенденции в турецком кинематографе: первая — социальная линия, включавшая киноленты, как патриотической направленности, так и раскрывающие проблемные аспекты исторического развития, в особенности, вопросы борьбы с феодальными пережитками; вторая — коммерческая, развлекательная, также рассчитанная на широкого массового зрителя. Зарождавшийся турецкий кинематограф не только ставил картины, обнажающие тормозящие развитие страны феодальные пережитки, но самим своим существованием боролся с ними.

Преобладание общественной тематики стало неотъемлемой частью турецкой культуры и по праву считается главной отличительной чертой и сегодняшнего турецкого кино.

Библиографические ссылки

1. Киреев Н.Г. История Турции. М., 2007. С. 50-59.
2. Гасратян М.А., Орешкова С.Ф., Петросян Ю. А. Очерки истории Турции. М., 1983. С. 38.
3. Вартаньян Э.Г. Культура Турции. Краснодар, 2006. С. 339-340.
4. Мустафа Кемаль. Путь новой Турции. М.,1934. Т. 4. С. 314.
5. Вартаньян Э. Г. Сельджуки-османы-турки: становление и развитие культуры. Краснодар, 2007. C. 53.
6. Гусейнов А. А. Турецкое кино. М., 1978. С. 3-38.
7. Миллер Ю. Искусство Турции. М., 1965. С.122.
8. Гусейнов А. А. Турецкое кино. М.,1978. С. 3-38.
9. Миллер Ю. Искусство Турции. М., 1965. С.122.
10. Вартаньян Э.Г. Сельджуки-османы-турки: становление и развитие культуры. Краснодар, 2007. C. 538.
11. Киреев Н. Г. История Турции. М., 2007. С. 50-59.

Оцените публикацию:
 (голосов: 0)
| Раздел Публикации | написал watch_out | просмотров: 625 |