Факультет истории, социологии и международных отношений (ФИСМО)

Кубанского Государственного университета

Логин:

Пароль:

| Лента публикаций

Женетль Д.Р. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОСНОВНЫХ МУСУЛЬМАНСКИХ ДОГМ В ЭКСТРЕМИСТСКИХ УЧЕНИЯХ

Публикации

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОСНОВНЫХ МУСУЛЬМАНСКИХ ДОГМ В ЭКСТРЕМИСТСКИХ УЧЕНИЯХ


Д.Р. Женетль
Кубанский государственный аграрный университет


Террористические акции исламистских экстремистов перестали быть проблемой отдельного государства или региона. Религиозный, а точнее исламский экстремизм к концу ХХ в. утратил свой локальный характер и превратился в глобальную проблему. Все это делает рассмотрение данной темы особенно актуальным.

Ключевые слова: терроризм, экстремизм, ислам, джихад, исламские богословы, шариат.


На сегодняшний день ни один выпуск новостей не обходится без упоминания «экстремизма», а точнее «исламского экстремизма». Сама проблема далеко не новая. Экстремизм берет свое начало с момента появления в Египте в 1926 г. мусульманской организации экстремистского толка «Братья-мусульмане».

Термин «исламский экстремизм» все больше получает распространение в СМИ, в сознании граждан не только России, но и всего мира. Происходит это из-за того, что большинство террористических актов совершаются под знаменем ислама с лозунгами «Аллаху акбар».
Мусульманские лидеры и правоведы просят не употреблять термин «исламский экстремизм», поскольку исламу не свойственны такие понятия как «насилие», «терроризм», «экстремизм» [4]. Ислам осуждает убийство мирных граждан, причинение вреда невинным людям. Сегодня ислам, для которого характерны умеренность, терпимость и способность к позитивному взаимодействию с другими культурами, экстремисты пытаются радикализировать, противопоставить всему остальному миру, разрушая тем самым не только межконфессиональный мир, но и внутреннее единство исламского мира.

Мусульманские богословы выражали свое отношение однозначно и не раз. Тем не менее, актуальность исламской пропаганды, разоблачающей исходные идейные посылки радикалов, не только не уменьшается, но и возрастает с каждым днем. Осознав усиливающуюся опасность терроризма для исламского мира и человечества в целом, мусульманские богословы в последние годы активнее стали объединять усилия в противодействии экстремизму и терроризму.

Основная особенность экстремизма заключается в том, что он всегда ведет к негативным последствиям и несет потенциальную угрозу спокойствию и безопасности. Усиливающаяся экстремистская пропаганда в настоящее время искажает учение ислама в своих целях. На основе этого сегодня экстремисты стремятся ослабить европейские страны и Россию, спровоцировав в обществе конфликты на национальной и религиозной почве.

Ислам представляет собой целостную систему формирования личности и образа жизни человека, развивая в адептах понимание ислама как универсальной истины. Поэтому распространение ислама верующий мусульманин считает благом для человечества. В то же время принуждение людей к вере противоречит сути и духу ислама. Согласно учению Пророка Мухаммада «нет принуждения к религии» (аят 256 суры 2 Священного Корана), так как искренняя вера возможна лишь по доброй воле и зову совести. Вера и поклонение имеют ценность лишь тогда, когда человек обращается к Аллаху по доброй воле и зову сердца. Ответственность, возложенная Аллахом на людей уверовавших, – призыв к исповеданию ислама с благом, миром и уважением. Истинный мусульманин никогда не должен прибегать к принуждению, не может оказывать на людей материального или морального давления. Ислам во все времена призывал к умеренности и равновесию во всем: в вере, в поклонении, поведении. Эти принципы являются основой, на которой строится учение. Идеальным образцом для подражания является сам Пророк Мухаммад, который говорил, чтоб мусульмане остерегались чрезмерности в вопросах веры.

Один из так называемых амиров на Северном Кавказе Анзор Астемиров в своих размышлениях «о процессе подготовки к провозглашению Кавказского эмирата» заявляет, что «права человека, международное право, референдум, свобода слова и вероисповедания несовместимы с нашей религией». Его высказывания можно объяснить либо тем, что под «своей» религией он подразумевает нечто, только ему известное, либо он вводит в заблуждение. Ведь общеизвестным является то, что свобода вероисповедания – один из важнейших исламских принципов.

Доктор богословия (хадисоведения), профессор Мармаринского университета, автор турецкого перевода 18-томного собрания хадисов «Кутубус-сита» И.Джанан по поводу свободы вероисповедания пишет, что Всевышним «…в одном из обращений к пророку Мухаммаду предупреждается, что он не должен никого заставлять: «Напоминай же, ведь ты – только напоминатель! Ты над ними – не властитель! (Коран, 64:22)». Однако Астемиров, возомнив себя «гением исламской мысли», взял на себя те функции, которыми не был наделен даже пророк ислама! Эти же идеологи основной целью своего «великого предназначения» ставят построение на Кавказе «исламского государства с шариатской формой правления». Умело эксплуатируя тезис о шариате, они твердо декларируют, что мусульманам жить по светским законам недопустимо. Так ли это? Обратимся к теории. Во-первых, согласно мнению исламских богословов, мусульмане, живущие в немусульманских государствах, должны подчиняться их законодательству, применяя нормы шариата настолько, насколько это не противоречит законам страны (о данном императиве говорится в трудах многих исламских богословов, например в научных работах известнейшего ученного современности Ю.Кардави), то есть в данном случае (объективном для России) налицо теологически обоснованный самими нормами шариата приоритет светского законодательства над религиозным.

Творец называет мусульман общиной посредствующей, помогающей людям вне зависимости от вероисповедания. Общиной, помогающей людям открыть для себя истину и жить в соответствии с ней.

Деятельность экстремистов противоречит этим заповедям. Следуя их призывам, новообращённые мусульмане, вместо того, чтобы совершенствоваться в исламе и показывать другим своим примером истинность этой религии, посвящают себя стремлению убивать и погибнуть при совершении теракта или в бою с инакомыслящими. Из-за этого окружающие начинают видеть в каждом приверженце ислама потенциального террориста, а ислам воспринимают как религию войны – войны с неверными. А ведь существительное «ислам» ведет свое происхождение от глагола «салима», что означает «быть благополучным, оставаться целым, невредимым, сохраняться; быть свободным; вверяться; быть мирным, жить в мире, распространять мир; спасаться, избавляться от плохого». Мусульмане – община, «свидетельствующая людям истину призывающая к благому и отвращающая от дурного». Мусульманам предписано заботиться о человечестве и человечности.

Экстремисты ссылаются на то, что Аллах якобы заповедал мусульманам «джихад» – «войну с неверными». Однако слово «джихад» означает не «войну с неверными», а «усердие ради торжества истины», которое включает и борьбу со своими страстями и пороками, и устранение социальной несправедливости.

Экстремистские идеологи используют этот постулат, пытаясь внушить мусульманам ненависть и презрение к целым народам. Они считают, джихад – это, прежде всего, война с неверными и призывают принять в ней участие. Смерть террориста-смертника, взрывающего себя в толпе обывателей, они называют смертью, угодной Всевышнему. Вместо того чтобы совершенствовать себя и этот мир, приближаясь к Творцу, экстремисты гибнут сами и убивают других.

Идеологии экстремизма неверующим объявляют всякого, кто грешит; власть имущих, которые, по их мнению, правят не по законам Аллаха; простых людей, подчиняющихся таким властям; исламских ученых, за то, что они не объявляют «джихад» против неверующих правителей и граждан и т.д. По их мнению, неверующие – это все, кто не согласен с их взглядами, не вступает в их общество и не присягает их предводителю. Те же, кто принял их взгляды и вступил в их общество, присягнув имаму, а впоследствии по каким-либо причинам вышел из общества, объявляются ими вероотступниками, которых разрешается убивать.

Мусульманские богословы не приемлют такого подхода. Обвинение человека в неверии – опасный поступок, влекущий за собой очень серьезные юридические, социальные, финансовые, ритуальные и политические последствия.

В последние годы мусульманские богословы стали консолидировать свои усилия в противодействии экстремизму и терроризму. Духовные управления мусульман и иные исламские центры в настоящее время проявляют достаточную активность, стремясь сотрудничать с государственной властью. С этой целью проводятся разного уровня научно-практические конференции, где главы духовных управлений мусульман и светские лидеры обсуждают проблемы, связанные с экстремизмом, разрабатываются конкретные шаги для его преодоления.

Примером служит «Амманское послание», написанное в 2004 г. от имени короля Иордании Абдаллы II Бен Аль-Хусейна, являющегося потомком Пророка Мухаммада, и поддержанное мусульманскими лидерами всего мира. Основная идея этого воззвания заключается в том, что экстремизм и религия несовместимы. Тот, кто верит в Бога, как бы Он ни назывался, не может быть экстремистом и террористом. «Ислам – это ежедневная борьба против экстремизма, радикализма и фанатизма, которые не дают уму возможности правильно оценивать негативные последствия действий и поощряют нерегулируемые порывы вне религиозных, идейных и моральных рамок, – говорится в послании. – Подобные явления не имеют ничего общего с характерными чертами всегда толерантного и открытого душой мусульманина. Ислам отвергает их, как это делают и другие монотеистические религии, считая их ненормальными и видя в них разновидность распутства. Они не присущи лишь одному исламскому миру, с ними в той или иной мере столкнулись все нации, расы и религии, ибо причины у данных явлений всегда одинаковы. Идеи «Амманского послания» получили развитие в Итоговом документе Международной исламской конференции «Ведущие улемы исламского мира об обвинении в неверии и единстве мусульман», состоявшейся в июле 2005 г. в Аммане (Иордания). Одна из главных целей документа – лишить экстремистов возможности утверждать, будто у них есть право на убийство, мотивируя это тем, что мусульмане, не поддерживающие их течение, не являются истинными мусульманами. Кроме того, в итоговом документе конференции подчеркнуто, что никто не имеет права выносить решения по религиозным вопросам, не разбираясь в специфике каждого из направлений ислама, а так же без специальной подготовки заниматься богословской деятельностью, провозглашать возникновение новых течений ислама.

Борьба с экстремизмом и терроризмом – это борьба не одного дня, и даже года. Необходимо соединить усилия как религиозных деятелей, так и государственных лидеров, предусмотреть систему мер по контролю за содержанием читаемых в мечетях проповедей, используя для этого прямые контакты с духовными лидерами и возможности соответствующих структур по связям с религиозными объединениями.


Библиографические ссылки


1. Магди-хаджи Мутаилов, Садиков М. Ислам против террора // [Электронный ресурс]. – URL: http://islamdag.ru/ljeideologii/312 (дата обращения: 08.11.2015).
2. Мурадов З. Ложь экстремизма и правда шариата // [Электронный ресурс]. – URL: http://scienceport.ru/anlytics/lozh-ekstremizma-i-pravda-shariata-razmyshleniya-rossiyskogo-musulmanina/ (дата обращения: 01.11.2015).
3. Сюкияйнен Л. О правовых средствах борьбы с исламским экстремизмом и основных направлениях государственной политики в отношении ислама // [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Islam/syk/prav_sred.php (дата обращения: 30.10.2015).
4. Кутуев Р. Почему идеология экстремизма враждебна Исламу //[Электронный ресурс] // Наука и образование против террора. – URL: http://scienceport.ru/anlytics/pochemu-ideologiya-ekstremizma-vrazhdebna-islamu/ (дата обращения: 05.11.2015).

Оцените публикацию:
 (голосов: 0)
| Раздел Публикации | написал watch_out | просмотров: 255 |