Факультет истории, социологии и международных отношений (ФИСМО)

Кубанского Государственного университета

Логин:

Пароль:

| Лента публикаций

Мазур В.С. К ВОПРОСУ О ДЕМОНСТРАЦИИ СИМВОЛИКИ СОВРЕМЕННЫХ ИСЛАМИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Публикации

К ВОПРОСУ О ДЕМОНСТРАЦИИ СИМВОЛИКИ СОВРЕМЕННЫХ ИСЛАМИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В.С. Мазур
Нижегородский государственный университет


Интерес и обеспокоенность нашего общества к проблеме терроризма в настоящее время очень высок. Каждодневное вещание СМИ о чудовищных зверствах исламизма на Ближнем Востоке заставляет людей задуматься о собственной безопасности, а также понять, какие мотивы побуждают людей вступать в ряды террористических сообществ. В настоящей работе предпринята попытка исследовать флаги ряда исламистских организаций и на основе выводов, полученных в ходе работы, определить, являются ли флаги организаций подобного толка пропагандой их взглядов.

Ключевые слова: терроризм, экстремизм, исламизм, символика, флаги.


Религиозная деятельность экстремистских и террористических организаций на сегодняшний день является одним из факторов, направленных на изменение территориальной целостности и подрыв политической системы многих стран, что дестабилизирует жизнь общества.

Особое место здесь отводится проблеме радикального исламизма. Темой отдельного исследования является вопрос о причинах массового распространения во многих регионах мира ислама радикального толка. Апеллируя такими неоднозначными понятиями как терроризм, экстремизм и исламизм, кажется, уместным дать этим терминам «рабочие» дефиниции, не претендуя на исчерпывающие определения понятий.

Так, по мнению А.В. Коровикова «главной характерной чертой экстремизма являются положения и выводы, резко противоречащие нормам и ценностям, принятым в данном обществе, идущие вразрез с ними» [1, С.8] при всем этом надо учитывать, что экстремистские теории редко бывают самостоятельны и оригинальны. Они, как правило, представляют собой одностороннее продолжение и развитие до логического конца, а иногда и до абсурда, каких-либо более или менее распространенных идей или взглядов. «Эти вырванные из контекста и возведенные в абсолют идеи затем обрастают рядом следствий и выводов, в том числе и практического характера. Так возникает экстремистская теория, зачастую отличающаяся стройностью и логичностью — ведь она основывается на очень небольшом числе посылок»[1, с. 9]. В свою очередь исламский терроризм И. П. Добаев определяет как «крайнее проявление экстремизма» [2, с.25].

Под исламизмом в настоящей работе понимается идеология и практика, ориентированная на создание таких условий, в которых проблемы общества и государства решаются исключительно на основе шариата.

Любой флаг или знамя является набором характерных символов, идентифицирующих определенную группы лиц. С незапамятных времен флаги использовали в качестве отличительного признака: государства, регионы, города, воинские подразделения, а сейчас и различные организации обладают знамёнами.

Говоря о флагах исламистских организаций, следует определить, какой смысл в символику своих знамен вкладывал пророк Мухаммед, поскольку большая часть группировок исламистского толка призывает вернуться к образу жизни времен пророка и четырех праведных халифов. Какой-либо символики на флагах ранней мусульманской общины не было. «В целях идентификации мусульманская армия и караваны пользовались однотонными флагами преимущественно черного и белого цветов. Сам Мухаммед использовал флаги разных цветов и все же основной флаг пророка был известен как орел (العقاب)» [3]. Это был чисто черный флаг без символов и разметок. Символика данного флага полностью копировала флаг курайшитов – арабского племени, из которого происходил сам пророк.

На протяжении последующих веков флаги халифатов существенно видоизменялись, и во время арабского восстания 1916 г. впервые прозвучал термин панарабские цвета. Панарабскими цветами являются красный, черный, белый и зеленый, которые присутствуют на флагах стран арабского Восстания. «Считается, что каждый цвет из четырёх арабских цветов представляет определённую арабскую династию или эпоху: чёрный цвет был флагом Аббасидов, белый был цветом Омейядов, зелёный цвет был взят Алидами, как символ их поддержки Али ибн Абу Талиба, в то время как красный цвет был флагом потомков Мудхара» [4, с. 135]. С этого времени многие арабские страны, после достижения независимости или при изменении политического режима, использовали комбинацию этих цветов в дизайне своих национальных флагов. «Джихадисты в большей своей части используют только черный цвет в символике, в истории современного исламизма черный флаг начал использоваться радикалами с конца 90-х гг. XX в. Черный флаг с Шахадой, написанной белым цветом, появился на сайтах исламистов, по меньшей мере, с 2001 г.» [3]. Однозначно нельзя сказать, почему исламисты предпочитают черный цвет флага. Скорее всего, каждая из этих группировок пытается провести с собой и пророком некие параллели и одинаковый цвет флагов одна из таких аллюзий.

Помимо всего прочего в исламистской идеологии распространено географическое разделение по религиозному признаку. Обычно исламские богословы подразделяют страны мира на дар аль-ислам (территория ислама), дар аль-куфр (территория неверия), а также на дар аль-харб (территория войны), дар ас-сульх (территория мирного договора) или дар аль-худна (территория перемирия) и дар аль-хийад (нейтральная территория).

Для исламистов характерно разделение на дар аль-ислам и дар аль-харб. Вот как, например, объясняют подобную символику террористическая организация Хизб ут-Тахрир: «Ливаъ (флаг) – материал белого цвета, на котором черными буквами нанесена шахада. Он вручается амиру или командующему войском. Раъя – знамя черного цвета, на котором белыми буквами написано шахада. Раъя находится у командующего подразделением войска, полка, дивизии. Раъя называют «умму аль-харб» (мать войны), т.к. оно всегда находится на арене боевых действий вместе с командиром. Ливаъ развевается над резиденцией халифа из-за важности этого места, а также над местами пребывания командующих войск в мирное время, чтобы Умма видела величие флагов её армии. Вместе с ливаъ (флагом) возможно поднятие над резиденцией халифа и раъя (знамени), потому как резиденция халифа считается главным учреждением и лицом государства. Частные организации и простые люди также могут использовать раъя и вывешивать его над домами и своими организациями, особенно во время проведения праздничных мероприятий, победы войск и т.п.» [5].

В настоящее время хизбии, что кажется вполне логичным, чаще всего в своих мероприятиях используют именно черный флаг, поскольку дар аль-ислам в принципе не существует, поскольку не существует праведного Халифата. Несмотря на то, что для многих исламистов земли Ирака и Сирии, на которых пребывает ИГИЛ, считаются истинно мусульманскими, для ряда исламистов, в том числе и для Хизб ут-Тахрир, ИГ представляет псевдо исламистское государство, порочащее доброе имя ислама.

Говоря о символике террористических и экстремистских организаций необходимо понимать, что главными атрибутами исламистов являются сугубо исламские символы и образы, которые уважаемы и чтимы каждым мусульманином. И это неудивительно, ведь символическим языком и образами пользуются все религии. Юнг выделял множество архетипических образов, особое внимание ученый уделяет так называемым культурным символам, т.е. «символам, которые прошли через множество преобразований, через процесс более или менее сознательного развития и таким образом стали коллективными образами, принятыми цивилизованными обществами»[6, с. 187]. Метафизические понятия, заключенные в символике исламистов, такие как шахада и такбир на бессознательном уровне «сокровенны и выражают тайны человеческой души, сочетающие в себе одновременно религиозное чувство, созерцание и мысль» [6, с. 191].

Не стоит недооценивать исламистов и отказывать им в знании человеческой психологии. В Интернете, например, встречаются разного рода изображения флага ИГ, водруженного в разных точках мира. А на обложке одного из номеров своего журнала دابق, халифатисты опубликовали черный флаг организации на фоне площади Святого Петра в Ватикане. Естественно, что подобные выходки направлены на запугивание Старого Света и возвещением о том, что скоро хозяевами всего мира будут именно игиловцы. Но другим немаловажным фактором подобной пропаганды является призыв братьев и сестер вступить в ряды Халифата. Обложки игиловских печатных изданий призваны разбудить в мусульманах их подсознательное стремление вернуться к тем далеким временам, когда пол Европы было под владычеством Халифата. Притягательность радикально настроенных исламистских организаций для вполне мирного мусульманина во многом может объясняться именно такими, на первый взгляд, незначительными психологическими воздействиями.

При этом смысл изображенного на флагах в основном, не содержит призывов экстремистского и террористического толка. Подобную, хотя и весьма условную, параллель, можно провести с террористическими и экстремистскими организациями совершенного иного характера. Очевидным примером тому служат знаки времен Третьего Рейха. Имея многовековую историю, данные символы почти у каждого из нас ассоциируются с нацисткой Германией, и теми зверствами, что она совершила. Поэтому абсолютно обоснованно, что в РФ свастика признана экстремисткой символикой.

В связи с этим, кажется, вполне правомерным признать, что демонстрация флагов исламистов как экстремистского, так и террористического толков является пропагандой их идей. Однако, стоит признать, что существует ряд группировок (их, безусловно, меньшее количество), которые своими эмблемами выбрали мало, чем отличительные флаги, так, например, на флаге Хизб ут-Тахрир, как было сказано ранее, а также Талибана, располагается только шахада, а это значит, что подобными символами могут пользоваться не только эти организации, но и любой мусульманин, желающий продемонстрировать свою принадлежность к исламу. В таких случаях помимо распознавания символики на флаге необходимо учитывать другие характерные черты группировок. В большинстве случаев хизбии демонстрируют как, белый так и черный флаг, что вполне может считать конкретным проявлением именно хизбиев.

Рассматриваемый вопрос в последнее время приобрел особую актуальность в связи с распространением практики демонстрации флагов и интересов правоохранительных органов к этой практике. Боевики различных террористических и экстремистских организаций (в первую очередь речь идет о так называемом «Исламском Государстве») заинтересованы в вербовке российских граждан в свои ряды, поэтому распознавание их символики может стать серьёзным шагом в противодействии радикальной исламистской идеологии в нашей стране.


Библиографические ссылки


1. Коровиков, А. В. Исламский экстремизм в арабских странах / А. В. Коровиков. – М.: «Наука», 1990. – 170 с.
2. Добаев, И. П. Исламский радикализм: социально-философский анализ / И. П. Добаев. – Ростов-на-Дону: «СКНЦ ВШ», 2002. – 120 с.
3. Raeside R., Historic flags of Islam / R. Raeside // FOTW Flags Of The World website. - 2013. Mode of access: http://www.crwflags.com/fotw/flags/rel-ishi.html Date of access: 13.05.2015.
4. Friedman I., British Pan-Arab Policy 1915 – 1922 / I. Friedman –New Brunswick, New Jersey: «Transaction Publishers», 2010. – 330 p.
5. Рабиъ ус-сани, Ливаъ и Раъя // Сайт организации Хизб ут-Тахрир – 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа –http://www.halifat.org/content/view/80/72/ Дата обращения: 12.05.2015.
6. Юнг, Г. Архетип и символ / К. Юнг. – М.: «Ренессанс», 1990. – 270 с.

Оцените публикацию:
 (голосов: 0)
| Раздел Публикации | написал watch_out | просмотров: 322 |