Факультет истории, социологии и международных отношений (ФИСМО)

Кубанского Государственного университета

Логин:

Пароль:

| Лента публикаций

Чебанян Р.А. Провозглашение независимости Косово в одностороннем порядке и реакция мирового сообщества

Публикации » Чебанян Р.А., 5 курс, ФИСМО (3)

Чебанян Р.А.
5 курс, ФИСМО КубГУ


Провозглашение независимости Косово в одностороннем порядке и реакция
мирового сообщества


Мировой порядок не может существовать между государствами в отсутствии четких правовых отношений между ними. Они регулируются многочисленными международными договорами и Уставом ООН. Сегодня существует множество трудностей, касающихся трактовки основных принципов международного права, связанных с проблемой признания новых государств. Провозглашение независимости Косово стало очередным признаком столкновения двух фундаментальных принципов международного права: права нации на самоопределение и нерушимость государственных границ. Таким образом, страны, которые занимают ту или иную позицию по вопросу признания независимости Косова, зачастую апеллируют к разным положениям одних и тех же международных соглашений.
Для многих политиков, общественных деятелей и ученых, занимающихся международными отношениями, проблема признания новых государств и принятие их в качестве новых членов мирового сообщества является крайне непростой. Во многом это связано с тем, что сегодня большое количество такого рода проблем остается нерешенным.

15 февраля 2008 года парламент Косова, в отсутствии 10 представителей сербского меньшинства края, принял резолюцию о провозглашении независимости Косова под международным контролем. В тот же день в Нью-Йорке на экстренном заседании СБ ООН 5 из 15 членов Совета Безопасности высказались за предоставление независимости Косово [1]. А уже 17 февраля на заседании правительства края Косова был представлен проект декларации о независимости, согласно которому край провозглашается светским государством с республиканской формой правления. Так же были утверждены флаг и герб будущего государства. Декларация о независимости была принята единогласно. На следующий день независимость Косова признали Франция, Великобритания и Италия и США [2]. Позднее к ним присоединилась Германия.

Ввиду того, что провозглашение независимости в одностороннем порядке было неоднозначно воспринято мировым сообществом, в лице стран-членов ООН, Генеральная Ассамблея ООН
8 октября 2008 года обратилась в Международный суд с просьбой вынести консультативное заключение о законности провозглашения независимости Косова [3]. После того, как Международным судом был получен запрос, он обратился к странам-членам ООН с просьбой письменно изложить свое мнение о провозглашении независимости Косова в одностороннем порядке. К тому моменту уже около 50 стран мира официально признали независимость Косова. К ним относились страны, считавшие, что независимость края положила конец одному из самых кровопролитных конфликт конца XX века, и наконец то в регионе наступит долгожданный мир. Но были и те, кто выступали категорически против вопиющего нарушения международного права. Многие страны опасались за свою территориальную целостность, выдвигая тезис о том, что Косово может создать опасный прецедент для большого количества тлеющих конфликтов. Среди прочих Аргентина (проблема Фолклендских островов), Босния и Герцеговина (около трети населения страны – сербы, к тому же, согласно резолюции парламента Республики Сербской, боснийские сербы могут выйти из состава страны, если большинство стран-членов ООН и ЕС признают независимость Косова), Индонезия (сепаратисты Ачеха и Ириана), КНР (высказывает опасения по поводу Тайваня, Тибета и Синьцзян-Уйгурского автономного района), Молдавия (Приднестровье), Шри-Ланка (тамильские сепаратисты) и так далее. Однако примечателен и тот факт, что проблема признания Косова как независимого государства раскола и сам Европейский союз. Несмотря на то, что Великобритания одной из первых признала Косово, там до сих пор существует проблема Ольстера, который на протяжении почти всего XX века был ареной столкновений между ирландской республиканской армией и английскими войсками. Республика Кипр является членом Европейского союза с 2004 года, но так же

Ввиду того, что провозглашение независимости в одностороннем порядке было неоднозначно воспринято мировым сообществом, в лице стран-членов ООН, Генеральная Ассамблея ООН
8 октября 2008 года обратилась в Международный суд с просьбой вынести консультативное заключение о законности провозглашения независимости Косова [3]. После того, как Международным судом был получен запрос, он обратился к странам-членам ООН с просьбой письменно изложить свое мнение о провозглашении независимости Косова в одностороннем порядке. К тому моменту уже около 50 стран мира официально признали независимость Косова. К ним относились страны, считавшие, что независимость края положила конец одному из самых кровопролитных конфликт конца XX века, и наконец то в регионе наступит долгожданный мир. Но были и те, кто выступали категорически против вопиющего нарушения международного права. Многие страны опасались за свою территориальную целостность, выдвигая тезис о том, что Косово может создать опасный прецедент для большого количества тлеющих конфликтов. Среди прочих Аргентина (проблема Фолклендских островов), Босния и Герцеговина (около трети населения страны – сербы, к тому же, согласно резолюции парламента Республики Сербской, боснийские сербы могут выйти из состава страны, если большинство стран-членов ООН и ЕС признают независимость Косова), Индонезия (сепаратисты Ачеха и Ириана), КНР (высказывает опасения по поводу Тайваня, Тибета и Синьцзян-Уйгурского автономного района), Молдавия (Приднестровье), Шри-Ланка (тамильские сепаратисты) и так далее. Однако примечателен и тот факт, что проблема признания Косова как независимого государства раскола и сам Европейский союз. Несмотря на то, что Великобритания одной из первых признала Косово, там до сих пор существует проблема Ольстера, который на протяжении почти всего XX века был ареной столкновений между ирландской республиканской армией и английскими войсками. Республика Кипр является членом Европейского союза с 2004 года, но так же высказывается категорически против признания Косова, так как с 1978 года поглощена проблемой Северного Кипра, захваченного и признанного Турцией. В румынской Трансильвании еще в 1968 при Николае Чаушеску была упразднена венгерская автономия с населением около 2 миллионов человек. В 2009 году венгерские активисты выдвинули идею создания, так называемого Секейского края, которую открыто поддержали политические партии Страны Басков и Южного Тироля. Но, пожалуй, самой крупной страной-членом ЕС, не признавшим акт косовского Парламента, является Испания.

Испанское руководство твердо заявило, что считает самопровозглашенную независимость Косова нелегитимной и нарушающей нормы международного права. Но вместе с этим Испания осуждала упраздненную еще 1989 году широкую автономию края, и высказывала мнение за ее возвращение, как наиболее приемлемую развязку затянувшегося этнического и политического кризиса. Политические круги страны с опасением смотрели на горячо поддерживаемый в Европе «план Ахтисаари», считая его чересчур проалбанским и игнорирующим позицию Белграда. Тут необходимо отметить, что Испания формировала свою позицию с учетом острых региональных проблем внутри своей страны. Многие политологи в Испании опасались, что поспешное признание Косово впоследствии породит большое количество вопросов и претензий в разных уголках мира. Если можно косовским албанцам, почему нельзя нам? Поэтому выход Косова из состава Сербии при поддержке ведущих стран ЕС и США становится дополнительным стимулом для активизации деятельности баскских и каталонских политических партий в борьбе за отделение от Испании. Официальный Мадрид, не желая подогревать националистические настроения в собственной стране, старательно избегал прецедентности Косово, отрицал любое сопоставление между Косово и испанскими регионами. Отказ признавать независимость Косово испанцы мотивировали другими вескими причинами, прежде всего, юридическими [4].

Позиция Белграда была четко сформулирована: провозглашение независимости Косова – попытка силового расчленения государства-члена ООН, проводимое без согласия Совета Безопасности ООН. Сербия никогда не признает Косова. Более того, МИД Сербии, при содействии группы сербских юристов, подготовил двухтомный документ-обоснование правовой позиции сербской стороны. Косова, в свою очередь, не являясь членов ООН, получило право представить свое мнение Международному суду, и направило документ из 500 страниц, доказывающий легитимность независимости края.

Консультативное заключение было оглашено 22 июня 2010 года. Десятью голосами против четырех суд решил, что декларация независимости Косова не нарушает международного права [5]. Заключение Международного суда не имеет обязательной силы, и потому не несет серьезного риска ни для Сербии, ни для Косова. Фактически Приштина вышла из-под контроля Сербии еще после окончания военной операции НАТО в 1999 году, о чем свидетельствуют статьи Резолюции 1244 [6]. Рассчитывать на возвращение контроля над Косово для Сербии не приходится. Сегодня Косово, по сути, находится под опекой США и странам НАТО. Надеяться на то, что решение суда могло бы повлиять на страны изменить свое решение по поводу признания или непризнания края, было бы наивно.

Ситуация в регионе претерпела значительные изменения относительно 1999 года. Многие проблематичные стороны взаимоотношений между Сербией и странами запада потеряли свою остроту. Новые сербские власти рассматривают членство в ЕС как главный приоритет. Сербия нуждается в западных кредитах и инвестициях, способствующих восстановлению промышленности и проведению дальнейших преобразований. Без членства во Всемирной торговой организации невозможна интеграция в Европейский союз. Эти и многие другие факторы подталкивают Белград на сотрудничество с Вашингтоном, и как следствие, снижают сопротивляемость сербских политиков в отношении выгодного для США развития событий в регионе.

В самом же Косово, после провозглашения независимости и принятия Конституции 15 июня 2008 года Миссия ООН по Косово (МООНК) стала постепенно сворачивать свои операции по обеспечению законности и правопорядка и к июню 2009 года полностью завершила свою реконфигурацию. Теперь главной функцией МООНК стало содействие безопасности, стабильности и уважения прав человека посредствам взаимодействия с руководством Приштины и Белграда, а так же с другими международными организациями (ОБСЕ, ЕВЛЕКС). На смену ей пришел Европейский союз, который сформировал собственную миссию (ЕВЛЕКС) в крае. Организация занимается разработкой общих подходов к вопросам, связанным с поддержанием мира и стабильности в крае, тесно сотрудничает с МООНК по вопросам безопасности и обеспечении правопорядка.

8 марта 2011 года в Брюсселе состоялись первые переговоры между Приштиной и Белградом [7]. Несмотря на то, что статус республики не обсуждался, в Косова эта встреча была воспринята как шаг Сербии на пути признания края. Речь тогда шла об улучшении жизни сербских общин края и нормализация отношений между двумя странами. Косовские сербы не признают власть Приштины и не участвуют в выборах. Система образования, здравоохранения и безопасности финансируется напрямую из Белграда.

Брюссель требовал от Белграда сотрудничество с Косово в качестве одного из важных условий рассмотрения заявки на вступление в ЕС. Одной из главных проблем для сербской стороны является обеспечение нормальных условий проживания сербов на севере Косово, а так же повышение уровня автономии этих районов. Однако отсутствие реальных гарантий безопасности сербского меньшинства является самой слабой стороной в переговорах между Белградом и Приштиной. Как показывает практика, легче было изгнать сербов из Косово, чем создать собственную, работоспособную социально-экономическую систему.

К тому моменту Косово уже вступила во Всемирный банк и Международный валютный фонд, а в декабре 2012 стало членом организации Европейского банка реконструкции и развития. На территории края по-прежнему остаются миротворцы KFOR, около 6000 тысяч человек [8]. Полицейская миссия Европейского союза (ЕВЛЕКС) за 5 лет работы обошлась уже в €500 млн. [9]. Постепенная передача властных полномочий Приштине способствует сворачиванию миротворческой деятельности ЕВЛЕКС в крае, назначенной на июнь 2014.

Но, несмотря на скромные успехи новых косовских властей, страна остается одной из беднейших в Европе. Экономический рост и стабильность очень зависят от помощи европейских стран и США и от финансовых перевод албанцев, проживающих за границей. Еще в составе Югославии Косово было самым отсталым регионом страны. Военная операция НАТО, отсутствие экономической политика и доступа к внешней торговле и финансам лишь усугубили положение. В 2010 году безработица составила порядка 55% рабочей силы [10]. Экономическая слабость региона способствовала процветанию теневой экономики, главными отраслями которой являются торговля людьми, незаконный оборот оружием, и наркоторговля. Поэтому членство Косова в ЕС становится приоритетом для местных властей, способствующим новым денежным вливаниям и политической поддержкой [11]. Как оказалось, получить независимость, совсем не значит создать жизнеспособной, самостоятельное государство.

С уходом большого количества сербского населения из Косово проблема этнических отношений несколько утратила свою остроту. Но сербско-албанский антагонизм уже давно не является главной проблемой в крае. Перед Приштиной стоит большое количество социальных и экономических проблем, которых необходимо решить уже в ближайшее время.


Библиографические ссылки


1. Kosovo, Italia riconosce indipendenza //
URL: http://www1.lastampa.it/redazione/cmsSezioni/politica/200802articoli/30334girata.asp
2. Piccarozzi M. Gli obiettivi della politica estera italiana. 2008 // [Электронный ресурс]
URL: http://www.affarinternazionali.it/articolo.asp?ID=748 (дата обращения: 15.06.2014).
3. Петровская Ю. Подсудная независимость Косова / Ю. Петровская // Свободная мысль. 2009.
N 6. С. 97-108.
4. Волков Г. Косовский прецедент и испанский региональный национализм // Мировая экономика и международные отношения. 2008. N 12. С. 58-64.
5. Консультативное заключение по вопросу соответствия международному праву одностороннего провозглашения независимости временными органами самоуправления Косово // [Электронный ресурс] URL: http://www.icj-cij.org/docket/files/141/15987.pdf (дата обращения: 17.04.2014).
6. Резолюция Совета Безопасности ООН 1244 (1999) [Электронный ресурс]
URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/RES/1244%281999%29 (дата обращения: 11.05.2014).
7. Rege. S. Kosovo: un successo della mediazione europea, un passo avanti verso un vero Stato? // [Электронный ресурс]
8. Семушин Д. Косово 5 лет спустя: Признание Сербии, парад НАТО и борьба за "Великую Албанию" // [Электронный ресурс]
URL: http://www.regnum.ru/news/1626696.html#ixzz2y2s2MpFS (дата обращения: 12.04.2014).
9. Там же.
10. ECIKS News: May finds Kosovo with 50 % unemployed // [Электронный ресурс]
URL: http://www.eciks.org/english/lajme.php?action=total_news&main_id=386 (дата обращения: 10.06.2014).
11. Кандель П. Станет ли Косово "состоявшимся" государством? // Международная жизнь. 2008. N 5. С. 94-96.

Оцените публикацию:
 (голосов: 0)
| Раздел Публикации » Чебанян Р.А., 5 курс, ФИСМО (3) | написал watch_out | просмотров: 1335 |