Факультет истории, социологии и международных отношений (ФИСМО)

Кубанского Государственного университета

Логин:

Пароль:

| Лента публикаций

Чебанян Р.А. Особенности информационного противоборства в период косовского кризиса

Публикации » Чебанян Р.А., 5 курс, ФИСМО (2)

Чебанян Р.А.
5 курс, ФИСМО КубГУ


Особенности информационного противоборства в период косовского кризиса


В период подготовки вооруженной операции против Югославии США и НАТО уделяло большое внимание организации и ведению информационной войны. Расчет был на то, что грамотное манипулирование информационными потоками в значительной степени определит уровень поддержки международным сообществом силовых операций НАТО. Косовский кризис один из наиболее наглядных примеров использования средств массовой информации в качестве давления на население и войска противника. Главными целями такого информационного давления были: представление руководства Югославии и сербского народа в частности в качестве главных источников разгоревшегося кризиса; демонстрация силы, посредствам прямых военных угроз за счет подчеркивания преимущества в вооруженном потенциале стран НАТО; формирование образа руководства США и НАТО как жестких, но последовательных арбитров мировой политики. Еще в период начала кризиса в Югославии в начале 1990-х годов сербские СМИ пытались всячески подчеркнуть единство всех народов СРЮ в их желании остаться в составе единого государства. В то время как мировое общественное мнение формировалось под влиянием западных СМИ, склонных к поддержке сепаратистских настроений в республиках СФРЮ. Из-за огромной пропасти в потенциале сербских и западных СМИ политическая ситуация в Югославии не получала должного, объективного освещение, что привело к началу формирования негативного образа Югославии и сербов в частности.

Главные направления информационно-психологического давления и способы их распространения были согласованы США и руководством НАТО еще задолго до начала военной операции в Косово. Основой всех претензий к политическим кругам Югославии были многочисленные факты «нарушения прав человека» и преступления против косовских албанцев. Причем объемы информационных потоков были таковыми, что общественное мнение в Европе и США было настолько разочаровано сербскими преступлениями и повсеместным геноцидом албанцев, что уже к концу 1998 года было настроено на силовой вариант разрешения конфликта. Необходимо отметить, что в рамках этой масштабной информационной кампании имели место откровенно недостоверные факты, а порой и открытая дезинформация. Ярким примером такой дезинформации был инцидент в Рачаке, где по албанской версии, активно поддержанной США, сербские полицейские убили около 50 безоружных косовских албанцев. Эта информация мигом разнеслась по всем газетам, радиостанциям и телевизионным канал мира. Экспертиза, проведенная белорусскими и сербскими представителями под надзор ОБСЕ, постановила, что трупы принадлежали боевикам ОАК, на руках у них были найдены следы пороха, а пулевые отверстия были на телах, но не на одежде [1]. Это говорит о том, что тела боевиков были свезены в Рачак из разных мест и затем их переодели в гражданскую одежду [2]. После белорусских экспертов исследования занялись специалисты из Финляндии. Результаты оказались схожими с их коллегами из Белоруссии, однако доклад так и не был опубликован.

Наряду с американскими СМИ, активное участие в дискредитации сербов сыграли немецкие информационные службы. Свою деятельность они начали еще задолго до начала косовского кризиса. Особенно активно они проявили себя в период признания независимости Хорватии и Словении. В тот время основной упор прессы делался на обвинение сербов в агрессивности, воинственности и желаниях создать Великую Сербскую державу. Важнейшим в пропаганде был тезис о том, будто промышленно развитые Словения и Хорватия жестоко эксплуатируются сербами. Таким образом, пресса оказала значительную помощь своему правительству, освещая события в Югославии, тем самым значительно облегчив выполнение его задач. Идея, которая постоянно продвигалась германскими СМИ, заключалась в следующем: распад югославского государства, целостность которого многие годы насильственно удерживалось коммунистическим режим И.Б. Тито, должен был произойти таким образом, чтобы католические народы (хорваты, словенцы) вернулись в орбиту западного влияния (преимущественно немецкого), а православные сербы и черногорцы должны были остаться наедине со своей судьбой, окруженными со всех сторон недружественными странами. Австрийские СМИ, где работало много выходцев из Хорватии и Словении, подвергали Сербию всевозможным обвинениям, в частности говорилось о том, что Югославия не может быть принята в ЕС в полном составе, а Сербия вообще является «последней большевистской страной в Европе» [3].

Одной из сложных задач для информационной пропаганды было создание положительно образа албанцев, на фоне дискредитированных сербов. Террористическая деятельность ОАК, торговля наркотиками и оружием албанской диаспорой были общеизвестными фактами. В таких условиях появлялись статьи и сюжеты о гордом и независимом характере албанцев, которые, несмотря на все притеснения, сохранили свою самобытность, а главное готовы к решению политических вопросов путем переговоров, в отличие от сербов. Другой важно задачей была постепенная легитимизация ОАК как политической организации и обеспечение правомочности требований сепаратистов. Члены «Освободительной армии Косово», с которыми вели переговоры международные посредники, согласно закону любого государства, являлись преступниками, как минимум за участие в незаконных вооруженных формированиях [4].

Сама программа ведения информационной войны была согласована со всеми участниками операции. Туда входило политическое руководство стран НАТО, министерства иностранных дел, СМИ, спецслужбы и специальные структуры вооруженных сил, специализирующиеся на психологических операциях. Основные задачи брали на себя информационные агентства США, ЦРУ и госдепартамент. Сфера их деятельности распространялась и на территорию Югославии, куда вещала радиостанция «Голос Америки», особенно после уничтожения воздушными ударами телецентров в Белграде и Приштине, когда вся страна оказалась под информационным колпаком СМИ западных стран. Основными инструментами идеологического и психологического воздействия СМИ на население Югославии и всего мирового сообщества была пропаганда, направленная на формирование образа врага в лице сербов. НАТО нужно было создать необходимые международные условия для интервенции в Косово, которыми они вызывали либо поддержку, либо нейтральное отношение к операции. Для этого использовались описания актов геноцида косовских албанцев, репортажи с мест событий, демонстрация результатов соцопросов среди жителей других стран об отношении к военной операции НАТО. Новостные ленты и статьи в газетах были наводнены словосочетаниями типа «демократические требования албанцев», «право на самоопределение», «албанские беженцы», «этнические чистки», «массовые убийства» и так далее. Однако жертвы среди мирного сербского населения, разрушенные и оскверненные кладбища и церкви, тысячи сербских беженцев, оставивших свои дома и бежавших от расправ, намеренно умалчиваются или встречаются крайне редко.

Но несмотря не это, югославским СМИ все-таки удалось сохранить способность оказывать упорное противодействие, причем достаточно успешно. Сербской стороной удачно использовались ошибочные бомбардировки самолетами НАТО мирных объектов, факты использования вооружения, запрещенного международными конвенциями [5]. Более того, подрывная деятельность по дискредитации
С. Милошевича как политического лидера сербов так же не принесла плодов – вызвали всплеск патриотических настроений среди населения Югославии и еще больше усилили позиции президента. Наблюдалась невиданная консолидация и общность во взглядах всех политических партий Скупщины.

Югославские средства массовой информации также готовились к пропаганде. В первые дни бомбардировок на телеканалах Сербии показывали фильмы о битве с турками на Косовом поле, о самоотверженном сопротивлении югославских партизан против гитлеровских оккупантов в период Второй мировой войны, о режиме И.Б. Тито, американские фильмы о войне во Вьетнаме и о коррумпированности американского общества. Особенно успешно действовали сербские хакеры: им удалось на три дня вывести из строя официальный сайт НАТО и тем самым лишить журналистов возможности получать открытую информацию с этого ресурса.

Успех пропаганды западных СМИ подрывали так же и ошибки руководства НАТО в сфере связей с общественностью. Настоящий конфуз произошел, когда руководство НАТО принялось интерпретировать факт бомбардировки колонны албанских беженцев 14 апреля 1999 года [6].
В результате погибло 73 человека, 36 было ранено, преимущество женщины и дети [7]. Пресс-службе НАТО потребовалось пять дней, чтобы предоставить собственную версию случившегося. В частности, Билл Клинтон заявил, что авианалет совершила авиация Югославии, но позднее, под давлением неопровержимых фактов, он был вынужден признать вину в трагедии и принес извинения.
На совещаниях НАТО в Брюсселе острые вопросы о военных потерях альянса, жертвах среди мирного населения Югославии, частые ошибочные бомбардировки гражданских объектов оставались, по обыкновению, без комментариев, либо объяснялись шаблонами о том, что в период военных действий трагические несчастные случаи неизбежны. Всякий раз, когда появлялась неудобная информация для руководства НАТО и США, официальные лица поступали по схожему сценарию: сначала факты натыкались на решительное отрицание, затем следовало обвинение югославской стороны в подмене фактов и провокации. Признание получали лишь те редкие факты, на которые имелись неопровержимые доказательства, например, когда демонстрировались обломки натовских самолетов, с бортовыми номерами и маркировкой, чью потерю руководство изначально отрицало.

Впоследствии, некоторые просчеты в ведении информационной войны, привело к серьезной реорганизации информационной структуры НАТО. Крупнейшие мировые радиостанции (BBC, «Голос Америки») перешли на вещание на национальных языках балканского региона (хорватский, македонский, албанский, болгарский, венгерском). Большое количество новостных сайтов в сети Интернет были атакованы хакерами и постоянно блокировались. С помощью ракетно-бомбовых ударов были разрушены теле- и радиостанции, студии, редакции СМИ, что означало уничтожение самой системы телерадиовещания Югославии. Так же прекратились трансляции сербского спутникового телевидения, что окончательно подорвало позиции сербской пропаганды.

Таким образом, можно сказать, несмотря на обладание мощного вооруженного и информационно-пропагандистского потенциала, ведение информационной войны против Югославии не оказалось столь эффективным. Одна из главных целей альянса, свержение режима С. Милошевича, не было достигнута, а еще больше сплотила сербов вокруг своего лидера. Это указывает на то, что даже самые современные способы пропаганды едва ли могут заменить осознание каждым гражданином и военнослужащим долга перед своей страной. Информационное противоборство имело решающее значение в противостоянии НАТО и Югославии. Хоть мощнейшая пропагандистская кампания, развернутая руководством стран НАТО, и не выполнила все поставленные перед ней задачи, благодаря использованию современных информационных технологий мировое общественное мнение оказалось на стороне инициаторов и виновников военного конфликта в Косово.


Библиографические ссылки


1. Бомбардировки Югославии. 10 лет спустя. Геополитический обман // [Электронный ресурс]
URL: http://www.vesti7.ru/archive/news?id=13752 (дата обращения: 01.04.2014)
2. Белград: 10 лет после войны // [Электронный ресурс] URL: http://www.segodnya.ua/world/belhrad-10-let-pocle-vojny.html (дата обращения: 28.05.2014)
3. Вукович С. Антисербские стереотипы и распад Югославии // Свободная мысль. 2008. N 7. С. 5–30.
4. Андреев А., Давыдович С. Об информационном противоборстве в ходе вооруженного конфликта в Косово // Зарубежное военное обозрение. 2002. №11. С. 19–23.
5. Европа озабочена сообщениями о раковых заболеваниях среди миротворцев, служивших на Балканах //
[Электронный ресурс] URL: http://www.newsru.com/world/08Jan2001/cancer.html (дата обращения: 17.04.14).
6. НАТО стало бить по своим. Значит, войне скоро конец. // [Электронный ресурс]
URL: http://www.kommersant.ru/doc/216970 (дата обращения: 13.05.2014).
7. Civilian Death in the NATO Air Campaign – The Crisis in Kosovo // [Электронный ресурс]
URL: http://www.hrw.org/reports/2000/nato/Natbm200-01.htm (дата обращения: 19.05.2014).

Оцените публикацию:
 (голосов: 0)
| Раздел Публикации » Чебанян Р.А., 5 курс, ФИСМО (2) | написал watch_out | просмотров: 825 |