Факультет истории, социологии и международных отношений (ФИСМО)

Кубанского Государственного университета

Логин:

Пароль:

| Лента публикаций

Чебанян Р.А. Иммиграционная политика Франции в 1990-е – 2000-е годы

Публикации » Чебанян Р.А., 5 курс, ФИСМО (1)

Чебанян Р.А.
5 курс, ФИСМО КубГУ


Иммиграционная политика Франции в 1990-е – 2000-е годы


Миграция населения является неотъемлемой чертой современного мира. Главной причиной миграции населения считается неравномерное развитие регионов мира. Правительства большинства стран вполне благожелательно воспринимают циркуляцию товаров и капиталов, при этом гораздо более негативно реагируя на передвижение людей. В последней четверти XX века начался процесс постепенного ограничения доступа на европейские рынки труда для населения третьих стран, что спровоцировало появление феномена нелегальной иммиграции, который в последние время принял весьма опасную форму.

Франция является одной из старейших иммиграционных стран в Европе, да, пожалуй, и в мире.
Она принимает иммигрантов со времён Великой Французской революции, однако массовым этот прием стал только в XX в., когда во Францию прибыло множество иммигрантов с разных концов света.

К концу ХХ столетия перед правительством Франции встала необходимость вплотную заниматься проблемой интеграции иммигрантов в жизнь французского общества. До этого времени иммигранты, приезжая в страну, устраивались на работу, получали жилье и, в конце концов, включались в жизнь своей новой родины. Но с конца 80-х годов прошлого века, в связи с экономическим спадом и, соответственно, безработицей, а также с качественными изменениями этнорелигиозного состава самой иммиграции ситуация изменилась. Доля иммигрантов-мусульман из стран Африки и Азии значительно выросла, достигнув в 2004 году 56%, а ислам вышел на позицию второй по численности приверженцев религии в стране [1]. Проблема интеграции вновь прибывающих иностранцев в социально-политическую жизнь французского общества, их приобщения к французской культуре, образу жизни, республиканским ценностям, встала со всей остротой.

За последнее время появился ряд новых факторов, которые оказывали существенное влияние на иммиграционную политику не только Франции, но и других стран Европы, главными их которых были глобализация и европейская интеграция. Первая способствовала усилению международной миграции рабочей силы, понятия национальной идентичности. Вторая же способствовала созданию в Европе наднациональных институтов власти, и вынесению туда многих вопросов, касающихся иммиграционной политике, что ограничивало свободу действия французской правительства, вынужденного считаться с общеевропейскими директивами и постановлениями.

Но главное, изменился этнорелигиозный состав иммигрантов, что привело к тому, что с начала третьего тысячелетия большинство иммигрантов, живущих во Франции, – это иммигранты из Африки и Азии. Причем азиатские и африканские иммигранты приезжали в подавляющем большинстве из мусульманских стран (Алжира, Марокко, Туниса, Турции). В результате ислам вышел на позиции второй религии страны [2].

В это же время обострилась проблема интеграции иммигрантов во французское общество. Отсутствие работы или случайные заработки иммигрантов, приезжающих по линии воссоединения семей, сужали возможность их непосредственных контактов с французами и не стимулировали их интеграцию в жизнь французского общества.

Иммигранты арабского и африканского происхождения, будучи малоимущими, сосредотачивались главным образом в предместьях промышленных агломераций и определенных кварталах больших городов, таких как Париж, Марсель, Лилль, Бордо. Жильё, образование и инфраструктура там хуже, но дешевле (так называемые кварталы ашелем), но главное – они живут в своей среде, среде солидарности соотечественников благодаря родственным связям, общему языку, культуре и особенно конфессиональному фактору – исламу. В результате эти кварталы стали приобретать вид «цветных пригородов». В такой ситуации становится вполне нормальным, что коренные французы избегают селиться там, и как следствие, появляется феномен «этнического гетто» [3], где жизненный уровень заметно ниже среднего, а безработица, наркомания, преступность, соответственно, гораздо выше. Молодежь из таких районов, по достижении совершеннолетия имеет право на бесплатное образование и медицинскую помощь, учатся по месту жительства и нередко бросают учебу до получения аттестата.
Не имея ни квалификации, ни стажа, они пополняют армию безработных, в чем усматривают дискриминация, зачастую, не безосновательно.

В ответ они замыкаются в своей среде, сплачиваются в уличные банды, живут случайными заработками, мелким воровством, торговлей наркотиками. В этой нездоровой криминогенной атмосфере становится все труднее контролировать ситуацию, ибо любая мелкая стычка с арабами перерастает в серьезный инцидент, чреватый массовыми беспорядками. Примером тому могут служить события во Франции осенью 2005 г.

Для совершенствования интеграционных процессов правительство предпринимало действия по различным направлениям: социальным, экономическим, религиозным. Однако время показало, что решение проблемы интеграции иммигрантов в жизнь французского общества невозможно без ограничения притока нежелательной иммиграции. Для решения вопроса по сокращению притока иммигрантов и по их интеграции была выработана новая стратегия – избирательная иммиграция [4]. Такая корректировка миграционной политики вызвала шквал негодования среди представителей различных гуманитарных ассоциация, религиозных кругов, профсоюзов и левых партий. Считалось, что она рассматривает иностранца в лучшем случае как товар, рабочую силу. Но это было мнение меньшинства. Опросы общества показали, что в целом Франция нуждается в необходимости ужесточения иммиграционной политики.

Перед правительством встала сложнейшая задача: как, не нарушая демократических принципов страны, гарантируя сохранение религиозного и культурного своеобразия мусульман, избежать этноконфессиональной раздробленности Франции, внутриполитической нестабильности, предотвратить угрозу размывания французской идентичности. Сложность состояла и в том, что в обществе, основанном на республиканских ценностях, неприемлемо проведение какой-либо особой политики по отношению к представителям одной из религиозных общин (в данном случае мусульманам), как неприемлемо и само выделение этой религиозной группы из всех граждан страны. И при этом было необходимо побудить иммигрантов-мусульман принять республиканские принципы Франции, подчиниться существующим законам о равенстве мужчин и женщин, о недопустимости любых форм насилия мужчин над женщинами [5].

Важную роль в формировании новой иммиграционной политики во Франции сыграл Николя Саркози. Будучи на посту Министра внутренних дел Франции (2002–2007) Н. Саркози начал проводить целый комплекс мер, направленный на усиление контроля над иммиграцией [6]. Он включал в себя политику сокращения семейной иммиграции, которая стала в последнее время главным путем проникновения во Францию незаконных иммигрантов; усовершенствование системы предоставления убежища, которая значительно облегчала процесс рассмотрения заявлений о предоставлении жилья и сконцентрировала данную систему в едином центре – Французском бюро помощи беженцам и апатридам; усиление борьбы с нелегальной иммиграцией; комплексное решение проблем неблагополучных кварталов.

После избрания Н. Саркози президентом Франции в 2007 г. был принят ряд законов, главной целью которых была необходимость отстаивать светский характер государства. Делались решительные шаги к принуждению иммигрантов подчиняться французским республиканским нормам поведения, борясь с коммунитаризмом, то есть с замыканием мусульман на своих общинных и религиозных интересах, и с растущим влиянием ислама на французское общество. Но, не смотря на все это, проблема иммигрантов остается наиболее острой внутренней проблемой Франции. 16 ноября 2010 г. в своем выступлении в городе Тулуза Николя Саркози признал, что «интеграционная система во Франции не работает» [7].

За исследуемый период выявилось несколько устойчивых направлений развития иммиграционной политики Франции. К ним можно отнести комплексное решение проблем иммиграции; тенденция к проведению политики избирательной иммиграции и побуждению к интеграции, основанной на защите республиканской модели и национальной и европейской идентичности; усиление полицейских мер борьбы с нелегальной иммиграцией.

Начало третьего тысячелетия ознаменовало собой проведения качественных изменений во французской иммиграционной политике. Правительство постепенно перешло от пассивной политики вынужденного приема иммигрантов, от которых, уважая республиканские ценности и принципы, нельзя было отказаться, к активной политике отбора иммиграции, исходя из экономических потребностей и национальных интересов страны.

Решение вопросов иммиграции и интеграции на данный момент является очень актуальной проблемой, далекой от разрешения. Однако нельзя оставить незамеченным тот факт, что за последние 20 лет правительство приложило немало усилий по выправлению ситуации, с учетом существования жестких юридических рамок, установленных на национальном и общеевропейском уровнях. Это позволяет с большим оптимизмом относиться к возможным перспективам конструктивного решения данной проблемы в ближайшем будущем.


Библиографические ссылки


1. Шмелева Н.В. Иммиграционная политика Франции в 2000-е годы: побуждение и принуждение к интеграции // Вестник МГИМО-Университета. 2011. № 2. С. 135–140.
2. Боргулев. М. Иммиграционная политика Франции: выводы и уроки для России. // [Электронный ресурс]
URL: http://www.antropotok.archipelag.ru/text/a123.htm (дата обращения: 15.03.2012).
3. Бангерский А. «Этническая бомба»: французский опыт. // Индекс. №25. 2007.
4. Обичкина Е.О. Франция. Парадоксы поиска реформ. Год планеты. // Издательство Экономика. 2004. С. 342–348.
5. Обичкина Е.О. Франция на рубеже XX–XXI веков: кризис идентичности. М. МГИМО. 2003. С. 77–80.
6. Рубинский Ю. И. Франция. Время Саркози. М. Международные отношения. 2011. С. 34–37.
7. Шмелева Н.В. Принципы миграционной политики Н. Саркози. // Обозреватель. № 6. 2011.

Оцените публикацию:
 (голосов: 0)
| Раздел Публикации » Чебанян Р.А., 5 курс, ФИСМО (1) | написал watch_out | просмотров: 1129 |