Факультет истории, социологии и международных отношений (ФИСМО)

Кубанского Государственного университета

Логин:

Пароль:

| Лента публикаций

Ким Е.А. Образовательные институты Японии и их роль в формировании высшего звена управления

Публикации » Ким Е.А., 2 курс, магистратура (2)

Ким Е.А.,
магистрантка ФИСМО КубГУ


Образовательные институты Японии и их роль в формировании
высшего звена управления


Появление института высших управляющих в Японии следует связывать с периодом позднего феодализма, так как тогда начинают складываться будущие концерны современной Японии, т.н. торгово- промышленные дома (самые известные и старейшие из них – Мицуи, Сумитомо, Мицубиси). Образование торгово-промышленных домов приходится на XVI в. Именно с появлением в японской экономике того периода такой структуры как торгово-промышленный дом, следует связывать и появление специфического института высших управляющих.

Что касается найма высших служащих, то существовала система отбора наиболее способных, обученных и воспитанных в духе «традиций дома» с последующей расстановкой их на руководящие посты и щедрого вознаграждения за деловые качества, преданность фирме и интересам семейства. Обычно служащие дома, вплоть до самых высших, подписывали письменную клятву верности компании и её хозяину. Переход их на службу в другую компанию считался позором и нарушением морального кодекса [1].

Со временем все это приобрело общенациональный масштаб, проникло во все сферы деятельности японского общества. На протяжении почти всего послевоенного периода руководящий состав в японских компаниях был примерно одинаковым: председатель правления, президент, вице-президент, управляющий директор, директор-распорядитель, исполнительный директор, а также директора, возглавляющие ключевые отделы компании. Кроме того, в ряде фирм имеются исполнительные вице-президенты, генеральные консультанты. Часто, однако, на эти посты назначаются в порядке «почётного продвижения», так как занимающее их лицо не несёт весомых обязанностей и не принимает активного участия в принятии решений [2].

Высшее звено управления в японских компаниях характеризуется не только относительной стабильностью должностного состава, но и устойчивостью их численности. Важную роль, которую играет высшее звено управления, обуславливает вполне определённые требования к кандидатам на соответствующие должности. При этом учитываются цели компании, а также набор персональных качеств, необходимых для выполнения функций, возложенных на высших управляющих. Опрос, проведённый в начале 60-х годов [3], показал, что основным критерием при подборе кандидатов на пост высшего управляющего являлись способность к принятию оперативных решений, специальные знания в области технических проблем, общие знания в области предпринимательства. В компаниях, исследованных в первой половине 80-х годов, при подборе кандидатов на высшие управленческие должности наибольшее внимание уделялось способности к лидерству, здоровье, решительность, проницательность, умение привлекать к себе людей, чувство ответственности. Столь явное перемещение акцентов на черты характера объясняется, видимо, усложнением условий предпринимательской деятельности в период после перехода к умеренно низким темпам экономического роста; резкое обострение конкурентной борьбы особенно усиливает значение неординарного мышления как неотъемлемого слагаемого качеств делового человека [4].

Деловые качества японских высших управляющих привлекают внимание многих зарубежных кампаний. Вследствие этого ведущие менеджеры-японцы с середины 80-х годов начали получать от зарубежных фирм предложения о заключении контрактов на работу [5].

Усилившийся акцент на черты характера в 80-е годы отнюдь не означает, что базовой квалификации кандидатов на высшие управленческие должности уделяется меньше внимания. Как и прежде диплом о высшем образовании играет превалирующую роль.

Высший управленческий персонал японских компаний всегда характеризовался значительной долей выпускников элитарных, «традиционных» вузов: Токийского и Киотского университетов, университетов Хитоцубаси, Васэда, Кэйо. Однако с недавнего времени доля выпускников указанных вузов в составе высших управляющих начала сокращаться. Среди высших управляющих в возрасте до 55 лет преобладают выпускники «нетрадиционных» вузов (в середине 1987 г., среди вновь назначенных президентов компаний 65% были выпускниками «нетрадиционных» вузов) [6].

Однако высшие управляющие – выпускники «традиционных» вузов не уходят окончательно со сцены. «Университетское братство» выпускников элитарных университетов, находящихся на ответственных постах в частных компаниях, правительственных органах, государственных учреждениях, по-прежнему играет немаловажную роль в хозяйственной и политической жизни страны. Поэтому выпускники элитарных высших учебных заведений и в будущем будут представлены в высшем звене управления японских компаний.

Анализ специальностей высших управляющих, полученных в системе базового образования, показал совершенно очевидное преобладание «гуманитариев» в высшем управленческом корпусе, которое прослеживается на протяжении продолжительного периода и, видимо, сохраниться в ближайшем будущем.

По данным исследования японского учёного Ё. Аонума, проведённого в начале 60-х годов, 23% высших управляющих получили после окончания вузов инженерно-технические специальности, а 42% – гуманитарные. В 1987 г. 30% вновь назначенных президентов компаний имели инженерно-техническое образование и 58% – гуманитарное [7].

Возрастающее значение гуманитарной специализации высших управляющих связано, вероятно, с тем, что в высшем звене управления первостепенное значение имеет способность стратегического предвидения развития корпорации и изменение среды её хозяйствования. Гуманитарное образование даёт более широкий и разносторонний кругозор, чем инженерно-техническое, содействуя формированию этой способности.

За общими цифрами роста доли высших управляющих, имеющих гуманитарное образование, кроются заметные изменения пропорций различных гуманитарных специальностей, полученных в высших учебных заведениях. Так в 1962 г. специальности, связанные с коммерческой практикой, получили 22% высших управляющих, с экономикой – 13%, с юриспруденцией – 6,5%, а в 1987 г. базовые специальности распределились следующим образом: коммерческая практика – 7,3%; экономика – 23,3%, юриспруденция – 20,5% [8].

Статистическое исследование 35 молодых высших управляющих в возрасте от 25 до 34 лет, проведённое в середине 1987 г. показало, что среди традиционных гуманитарных специальностей, таких как экономика, юриспруденция, коммерческая практика, появилась новая для высшего управленческого корпуса японских компаний специализация – управление. Характерный для современного этапа уровень развития производительных сил вызвал необходимость профессиональной подготовки управляющих, поэтому среди высших менеджеров японских компаний, можно увидеть лиц, получивших базовое управленческое образование [9].

В Японии существует два способа получения высшего управленческого образования: первый – окончание высших учебных заведений управленческого профиля, а второй – обучение в аспирантуре по специальности «управление» после окончания непрофильного высшего учебного заведения. Как правило, лица получающие образование по второму способу, получают его за рубежом.

Если говорить о первом способе получения базового управленческого образования, то характерной иллюстрацией может служить указанное выше обследование молодых высших управляющих, которое обнаруживает, что высшие управляющие, имеющие базовое управленческое образование, оканчивали в основном университет Кэйо (34,3% опрошенных), а остальные – «нетрадиционные» вузы управленческого профиля [10].

В качестве примера подготовки управляющих по второму способу, можно упомянуть президента компании «Фудзи ксерокс» Ё. Кобаяси, который закончил экономический факультет университета Кэйо, а затем поступил в аспирантуру Пенсильванского университета по курсу "управление" [11].

В будущем в Японии будет увеличиваться число специализированных учебных заведений, готовящих профессиональных управляющих, а в вузах появиться дополнительные курсы по управлению. Может произойти «разделение труда» между вузами по подготовке специалистов, которое наметилось на данный момент. Но основной характер подготовки в вузах и других учебных заведениях к управленческой деятельности сохранит свою традиционную для японской системы образования универсальную направленность. Активно будет развиваться и второй способ подготовки профессиональных управляющих, так как в процессе обучения данным способом кандидаты на высшие управленческие посты имеют возможность не только получить специализированные управленческие знания, но и приобрести практические навыки общения и работы с иностранными коллегами, что имеет важное значение в условиях интернационализации экономики Японии.

Потребность в постоянном обновлении быстро устаревающих знаний и совершенствовании личностных качеств высших управляющих обусловила организацию их периодической переподготовки и повышение квалификации.

Следует отметить, что в годы быстрых темпов роста менеджеры, и особенно высшие управляющие, в качестве объектов переобучения и повышения квалификации практически не рассматривались. Система переподготовки и повышения квалификации высших управляющих стала формироваться с конца 70-х–начала 80-х годов, причём обучение последних происходит в основном во вне корпоративных учебных центрах.

В настоящее время в Японии имеется широкий арсенал методов обучения и повышения квалификации высших управляющих. Кроме активных методов обучения (деловые и хозяйственные игры, «тренировки чувствительности»), используются также лекции и семинары.

Так, метод «тренировка чувствительности» предполагает изучение приёмов взаимодействия с персоналом, улучшение стиля управленческой деятельности. Менеджеры учатся анализировать своё поведение и поведение других членов организации. Руководитель должен уметь выявлять в группе причины нервозной обстановки, срытой неприязни, отрицательных эмоций. Например, в рамках обучения по этому методу разыгрывается ситуация имитирующая семейные отношения. С помощью руководителя занятие создаёт систему обратной связи, которая позволяет видеть себя со стороны и которая может помочь разобраться в причинах собственного поведения, реакциях на различные явления. Обучающимся предлагается, исходя из конкретных условий задачи и установок, свойственных члену семьи, в соответствии с вариантом, предложенными руководителем занятий, разыграть несколько острых семейных ситуаций или, исполнить роль того или иного члена семьи, дать ответы на поставленные вопросы [12].

Курсы для высших менеджеров непродолжительны, но насыщены. Менеджеры изучают преимущественно общие функции управления, однако в настоящее время обращает на себя внимание тенденция увеличения доли программ по изучению новых методов применения управленческих решений с применением вычислительной техники, методов, в которых главное место занимает построение информационных систем и поиск возможностей их использования при принятии решений на уровне компании. Высшие руководители изучают также проблемы управления персоналом в организации, и исходя из положений «поведенческих наук», влияние на деятельность компании факторов среды, внеэкономические связи [13].

Слушателей обучают приемам работы над книгой, обращению с каталогами, статистическими справочниками и т.д. В учебном процессе активно используются телевизионные системы, проекторы, звукозапись и т.п. «Поскольку в основе обучения лежит чисто японская философия, то занятия перемежаются занятиями по чайной церемонии, икебане, японским видам боевого искусства, главным образом кэндо (фехтование) и каратэ. Физическому воспитанию ежедневно отводится 90 минут» [14]. Кроме того, каждый слушатель занимается по индивидуальной программе. Лидер XXI в., по мнению руководства школы, будь то премьер-министр или глава корпорации, должен быть крепким, здоровым, обладать выносливостью.

Традиционная управленческая структура японской компании – это своеобразная лестница, по которой только что принятый на работу на должность связанную с управлением, при наличии определённых персональных качеств, может подняться на «верх» корпоративной иерархии и занять место высшего управляющего корпорации. И на этом трудоемком пути незаменимую роль играют образовательные институты.


Библиографические ссылки


1. Очерки Новой истории Японии. М. 1956. С. 206.
2. Сутягина М.В. Соотношение японских монополистических групп // Япония. Ежегодник. М., 1978. С. 203.
3. Там же. С. 204.
4. Tanaka F.J. The Lifetime Employment in Japan // Challenge [Electronic resource]
URL: http://www.jstor.org/discover/10.2307/40719973?uid=3738936&uid (accessed: 04.09.2013)
5. Морита Акио. Сделано в Японии. М.: Прогресс, 1993. С.17.
6. さらば広告マン、目覚めよ社内マーケター//東洋経済新報 (Аонума Ё. Исследование в области высшей общеобразовательной системы). URL: http://toyokeizai.net/articles/-/39302 (accessed: 21.04.2014)
7. Там же.
8. 企業価値の高い会社にオーナー社長は多いワケ//東洋経済新報社 (Корпоративная ценность сотрудников. Ее истоки, обеспечение и будущее). URL: http://toyokeizai.net/articles/-/40131 (accessed: 19.03.2014)
9. Вербицкий С. И. Япония на пороге XXI века. М., 1988. С. 53.
10. Вильховченко Э. Социально профессиональное развитие человека в производстве передовых стран // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 5. С. 47.
11. Шмендер Б. Корпорация Япония: что ждёт её впереди // За рубежом. 1994. № 29. С. 59.
12. Трейси Д. Менеджмент с точки зрения здравого смысла. М., 1993. С. 259.
13. Морито Акио. Сделано в Японии М., 1993. С. 125.
14. Management Strategy: Your strength – your stability // Japan Times. URL: http://www.japantime.co.jp (дата обращения: 07.03.2014).

Оцените публикацию:
 (голосов: 0)
| Раздел Публикации » Ким Е.А., 2 курс, магистратура (2) | написал watch_out | просмотров: 822 |