Факультет истории, социологии и международных отношений (ФИСМО)

Кубанского Государственного университета

Логин:

Пароль:

| Лента публикаций

Цыгулева К.А. Восточный вектор – приоритетное направление развития энергетики Российской Федерации в ХХI в.

Публикации » Цыгулева К.А., 2 курс, магистратура (2)

Цыгулева К.А.,
магистрант ФИСМО КубГУ


Восточный вектор – приоритетное направление развития энергетики
Российской Федерации в ХХI в.


Национальные интересы России требуют активизации ее взаимовыгодного энергетического сотрудничества с Японией, Китаем, Кореей и другими странами Северо-Восточной Азии (СВА).

Это приоритетное направление развития энергетики страны, неофициально получившее название «Восточный вектор энергетической политики России», было достаточно четко обозначено еще в 2003 г. в «Энергетической стратегии России на период до 2020 г.» [1], суть которого состоит в следующем:

-быстрое и широкомасштабное развитие энергетики восточных регионов России и выход на энергетические рынки Японии, Китая, Кореи и других стран Северо-Восточной Азии необходимо рассматривать как важное средство своевременного обеспечения должных позиций России в этом стратегически важном регионе мира;

-создание на Востоке России и в Северо-Восточной Азии развитой энергетической инфраструктуры в виде межгосударственных газо- и нефтепроводов, ЛЭП позволит снизить стоимость энергоносителей, повысить надежность энерго- и топливоснабжения потребителей разных стран, облегчить решение экологических проблем.

Восточная энергетическая политика России, являющаяся частью экономической политики страны – не самоцель, а средство реализации многих принципиально важных задач федерального, межрегионального и регионального уровней.

Среди общих задач можно отметить социальные, политические, геополитические и экономические.

Основа социальных задач – повышение комфортности, стиля, качества жизни населения восточных регионов России. Среди политических – консолидация и интеграция субъектов РФ, укрепление единства экономического и энергетического пространства РФ. Геополитические задачи, в первую очередь, это укрепление позиций России в мирохозяйственной системе, в сообществе государств АТР, Центральной и Северо-Восточной Азии. Основными пунктами реализации экономических задач является повышение эффективности функционирования и конкурентоспособности хозяйственного комплекса Востока России, повышения уровня ресурсообеспеченности страны и доступности удаленных территорий, расширение активного экономического пространства России, создание условий для привлечения в Россию иностранных капиталов и передовых технологий и др.

Помимо общих задач в восточной энергетической политике России отражены и энергетические задачи. Во-первых, это повышение адаптивности и надежности энерго- и топливообеспечения потребителей. Во-вторых, повышение энергетической и экологической безопасности страны и регионов. В-третьих, совершенствование территориально-производственной структуры ТЭК страны и особенно ее восточных регионов. И, наконец, формирование транспортно-энергетической инфраструктуры на Востоке России – систем нефте-, газопроводов, ЛЭП – и создание в России единого транспортно-энергетического пространства и др.

В настоящее время материальный базис восточного вектора энергетической политики России определяют несколько крупных топливно-энергетических проектов, ориентированных на рынки стран СВА.

Реализуется так называемая «Восточная газовая программа», или «Про¬грамма создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи и транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР», предусматривающая в большом объеме поставки российского природного газа на рынки стран СВА [2].

Строится нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий Океан» (проект ВСТО) пропускной способностью 80 млн т/год и его ответвление в Сковородино с направлением на Китай (пропускная способность до
15–20 млн. т нефти в год [3].

В России завершена большая работа по формированию увязанных между собой программных документов, определяющих стратегическое развитие экономики и энергетики на Востоке страны до 2030 г. с учетом энергетической кооперации России со странами СВА. Это: «Энергетическая стратегия России на период до 2030 г.», «Восточная газовая программа» - «Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи и транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР», «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 г.», «Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 г.» [4] и др.

Этими документами предусматривается значительный рост объемов возможных поставок российских топливно-энергетических ресурсов на рынки Китая, Японии, Кореи и других стран СВА.

Говоря об усилении кооперации России и стран СВА в энергетической и, особенно, в нефтегазовой сфере, необходимо принимать во внимание несколько факторов.

Углеводородные ресурсы России на рынках стран СВА становятся все более привлекательными из-за увеличения инвестиционных и прочих рисков на Ближнем Востоке.

По-видимому, газовый и нефтяной рынок для российских потребителей на Востоке России будет достаточно ограничен: по имеющимся оценкам, ежегодная потребность этих регионов в сырой нефти не будет превышать в 2020–2025 гг. 35–40 млн. т. [5]. Рынок природного газа будет определяться в основном платежеспособным спросом потребителей и необходимостью решения экологических проблем. Ежегодная потребность восточных регионов России в природном газе в 2020–2025 гг. оценивается в 20–25 млрд. куб м [6].

Поскольку возможности по добыче нефти и природного газа на Востоке России существенно превышают внутренние потребности, то с большой вероятностью можно говорить о надежной поставке российской нефти и природного газа на энергетические рынки стран СВА.

Китай в силу географического и геополитического положения в СВА становится удобным транспортным коридором для поставки российского и среднеазиатского природного газа на рынки стран СВА. Китай превращается в ключевого игрока, получая беспрецедентную возможность влияния, как на продавцов, так и на покупателей. КНР пытается диктовать не только цены на покупаемые энергетические ресурсы, но и маршруты прохождения магистральных газопроводов.

В мае 2014 г. в Санкт-Петербурге прошел Ежегодный Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ), проходящий под патронатом Президента Российской Федерации В.В. Путина.
По итогам ПМЭФ было подписано 175 соглашений на сумму более 400 млрд. рублей [7].

Самой обсуждаемой темой в рамках форума стал контракт между «Газпромом» и китайской корпорацией CNPC. Общая цена этого контракта, рассчитанного на 30 лет, составит 400 млрд. долл. Поставки газа в Китай будут осуществляться по восточному маршруту, объем поставок – 38 млрд куб. м газа в год. Эту сделку глава «Газпрома» А. Миллер назвал крупнейшей договоренностью для «Газпрома». «Такого контракта нет ни с одной компанией», – сказал он [8].

А. Миллер не назвал цену поставки газа в Китай, сославшись на коммерческую тайну. Но, как сообщили министр энергетики РФ Александр Новак и министр экономического развития Алексей Улюкаев, цена на газ для Китая в рамках подписанного 30-летнего контракта близка к $350 за 1 тыс. кубометров.
По словам А. Новака, цена на газ привязана к цене на нефтепродукты. «Поэтому в каждый момент может быть разной», – пояснил он. Министр отметил, что контракт с КНР является первым контрактом на поставки трубопроводного газа из РФ в страны АТР.

Сделка «Газпрома» с Китаем рассчитана на 30 лет, но запасов на российских месторождениях хватит на 50 лет, заявил во время выступления 23 мая президент РФ Владимир Путин [9].

Также в рамках ПМЭФ–2014 компания НОВАТЭК подписала контракт с китайской CNPC на поставку
3 млн. тонн сжиженного природного газа (СПГ) в год в течение 20 лет. СПГ планируется поставлять в рамках проекта "Ямал СПГ", контракт предполагает освоение Южнотамбейского месторождения и строительство завода мощностью 16,5 млн. тонн СПГ и 1 млн. тонн газового конденсата в год.

Доказанные запасы газа месторождения составляют 907 млрд. куб. м. Реализация проекта предполагает создание транспортной инфраструктуры, включающей морской порт и аэропорт в районе поселка Сабетта (северо-восток полуострова Ямал). Акционерами ОАО "Ямал СПГ", реализующего проект, в настоящее время являются ОАО "НОВАТЭК" – 60%, французская Total – 20% и китайская CNPC –
20% [10].

Россия заинтересована в диверсификации рынков сбыта и поставках излишков топливно-энергетических ресурсов не только в Китай, но и в Японию, Корею и другие страны СВА.

Существенным моментом в переговорных процессах является вопрос о цене на поставляемые энергетические ресурсы. Надо исходить из того, что дешевого газа в России не будет; в стране начинает проводиться политика выравнивания цен на энергоносители и приведения структуры цен на отдельные виды топлива к мировым соотношениям.

Реализация восточной энергетической стратегии является очень сложной проблемой. Ее сложность состоит в том, что она носит комплексный характер, реализуется на обширной территории, в ней задействовано большое количество российских и иностранных участников, программные мероприятия (особенно межстрановые топливно-энергетические проекты) они очень капиталоемкие и их реализация предполагает тесное международное энергетическое сотрудничество.

На наш взгляд, для продвижения взаимовыгодных форм международного сотрудничества в энергетической сфере, необходимо выполнение как минимум следующих пяти условий:

1. Должна быть проявлена политическая воля, серьезность намерений участников реализовать взаимовыгодный для каждой из стран конкретный энергетический проект.

2. Должна быть согласованна экономическая и энергетическая политика центральной, региональной органов власти и бизнеса стран при формировании межстрановых проектов в энергетической сфере.

3. Должна быть проведена комплексная, системная оценка последствий (эффектов) для стран, регионов, энергетических компаний от реализации крупных межстрановых энергетических проектов, особенно в условиях большой неопределенности будущего развития, экономических рисков и глобальных вызовов.

4. Должны быть разработаны взаимоприемлемые механизмы реализации межстрановых энергетических проектов (организационные, экономические, правовые и прочие механизмы).

5. Проекты, имеющие межстрановый характер, должны разрабатываться и реализовываться интернациональным коллективом (на всех стадиях: от технико-экономического обоснования, проведения проектных работ до их практической реализации).


Библиографические ссылки

1. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года // URL: http://www.realeconomy.ru/215/271/933/
(дата обращения 07.03.14).
2. Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учётом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона
(утв. Приказом Минпромэнерго РФ от 03.09.2007 N 340) // СПС "Консультант Плюс" // URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=491137;frame=4800 (дата обращения: 18.05.2014).
3. Сценарии развития Восточной Сибири и российского Дальнего Востока в контексте политической и экономической динамики Азиатско-Тихоокеанского региона. Аналитический доклад // URL:http://www.buk.irk.ru/doklad/doklad.pdf/
(дата обращения 13.05.14).
4. Сценарии развития Восточной Сибири и российского Дальнего Востока в контексте политической и экономической динамики Азиатско-Тихоокеанского региона. Аналитический доклад // URL:http://www.buk.irk.ru/doklad/doklad.pdf/
(дата обращения 14.05.14).
5. Воронцова Н. Восточная газовая программа "Газпрома" выходит на новый инвестиционный уровень // Дальневосточный капитал. Владивосток, 2013, 22 января // URL: http://www.zrpress.ru/business/ dalmj-vostok_22.01.2013_58849_vostochnaja-gazovaja-programma-gazproma- vykhodit-na-novyj-investitsionnyj-uroven.html (дата обращения: 08.05.2013).
6. Там же.
7. Итоги ПМЭФ 2014 // URL:http:forumspb.com/ru/2014/sections/35 (дата обращения 07.06.14).
8. Итоги ПМЭФ-2014 // Основные события и заявления URL:http://itar-tass.com/ekonomika/1212340?page=2
(дата обращения 07.06.14).
9. "Газпром" подтвердил согласование аванса по газовому контракту с CNPC в объеме $25 млрд. //
URL: http://itar-tass.com/ekonomika/1208491 (дата обращения 07.06.14).
10. НОВАТЭК подписал контракт с китайской CNPC на поставку 3 млн тонн СПГ в год //
URL: http://itar-tass.com/ekonomika/1198575 (дата обращения 07.06.24).

Оцените публикацию:
 (голосов: 1)
| Раздел Публикации » Цыгулева К.А., 2 курс, магистратура (2) | написал watch_out | просмотров: 1010 |