Факультет истории, социологии и международных отношений (ФИСМО)

Кубанского Государственного университета

Логин:

Пароль:

| Лента публикаций

Немец М.А. Модернизация промышленности. «Азиатская модель» экономического роста

Публикации » Немец М.А., 2 курс, магистратура (3)

Немец М.А.,
магистрантка ФИСМО КубГУ


Модернизация промышленности. «Азиатская модель»
экономического роста


Одно из основных направлений китайских экономических реформ «второй модернизации» великого реформатора Дэн Сяопина, связано со значительными преобразованиями приоритетных базовых отраслей промышленности.

Промышленность Китая интенсивно создавалась на основе технических достижений СССР 1950–1960-х гг. в качестве «братской помощи» великому китайскому народу. В Китае были построены тысячи советских заводов. Десятки тысяч китайских специалистов, обученных советскими специалистами, старательно работали во всех базовых отраслях промышленности Китая.

В Китае выпускались точные копии советских автомобилей, станков, танков и самолетов. Китайская индустрия была полностью ориентирована на советское сырье и техническое обеспечение. Разрыв отношений с СССР означал для Китая, в первую очередь, крах национальной индустрии базовых отраслей промышленности. Китай начал терять свой промышленный потенциал.

Задуманные реформы «второй модернизации» были основаны прежне всего на структурной реорганизации базовых отраслей, на изменении финансово – технологической основы промышленности, на технологической модернизации всех этапов производства – от выпуска продукции до продвижения его на рынок и последующего циклического инвестирования полученных прибылей.

Несомненно, что коренные преобразования базовых отраслей промышленности были тесно связаны с созданием новой основы технологической безопасности Китая, а также с изменением социальной структуры всех сфер обеспечения промышленных производств.

Сегодня общепризнанно, что первый основной этап экономических и технологических преобразований базовых отраслей промышленности Китая в границах «второй модернизации» Дэн Сяопина, успешно завершен.

Это подтверждается тем, что одной из основных тенденций в современных международных производственно-экономических и товарных отношениях является постепенный перенос центра «тяжести интересов» в Азиатско-Тихоокеанский Регион (АТР) и особенно в Китай.

Успехи экономических и технологических преобразований базовых отраслей промышленности в Китае привели уже к решению проблем преодоления технологической отсталости, эффективному включению Китая в международную систему разделения труда, к мощному экономическому росту приоритетных отраслей экономики и технологическим достижениям мирового класса во многих современных областях техники.

Китай сегодня часто называют зоной «технологического ренессанса», особенно когда говорят о китайских достижениях в области компьютерных и информационных технологий.

Промышленное производство, экономика энергоресурсов, финансовая инфраструктура и финансовый рынок, внешнеэкономическая деятельность, инвестиционные процессы в науку и информационные технологии развиваются в Китае опережающими, по сравнению с мировыми, темпами. Прирост валового национального продукта за период семи месяцев только 1997 г. составил 9,8% , а его размеры достигли 358,5 млрд. долларов [1].

Несмотря на гигантское наводнение 1998 г., экономический ущерб от которого составил 26,5 млрд. долларов США, во многом благодаря новой технике был собран рекордный летний урожай – 114,1 млн. тонн зерна, что на 7 с лишним млн. тонн превосходит прошлогодний уровень. Внешнеторговый оборот семи месяцев составил – 151 млрд. долларов (рост 0,7% по сравнению с прошлым годом). На 20% за год возросли иностранные вложения в индустриальную экономику. И эти процессы продолжали набирать силу.

В основе процессов феноменальных китайских реформ базовых отраслей промышленности лежат так называемые «азиатские модели» экономического роста, определяющие современную динамику региональных экономических успехов и достижений Китая.

Среди огромного многообразия экономических моделей, объясняющих специфику китайских реформ, выделяются два основных типа моделей роста, которые были реализованы и продолжают осуществляться в Китае и Азиатских новых индустриальных странах (АНИС).

Первая из этих моделей наиболее ярко проявилась в Китае на первом: этапе реформ «второй модернизации». Эта модель создания самодостаточной индустриальной экономики закрытого типа, ориентированной на потребности и возможности внутреннего рынка, с существенным ограничением привлечения иностранного капитала. Данная модель является основной лишь в современной военной индустрии Китая.

В основе второй модели лежит идея комплексных структурных и технологических преобразований базовых отраслей экономики в режиме активного взаимодействия с иностранным капиталом и всемерное участие в международном разделении труда.

Известно, что экономики переходного типа всех развивающихся стран характеризуется ограниченностью внутреннего рынка, что является основным сдерживающим фактором развития их индустриального потенциала.

Сегодня практически не возможно найти рынок ни в Азии, ни в Африке для технически отсталого продукта. Демпинговое снижение цен на такую продукцию приводит к международным ограничениям и квотированию со стороны мировых институтов развития рынков сбыта и, в итоге, к их полной потере для страны, производящей продукцию низкого технического уровня. В мире рыночных отношений это означает крах технологического потенциала и потерю гарантий технологической безопасности страны.

В Китае отчетливо понимали значение и приоритеты технологической безопасности страны и смогли, в отличие от большинства посткоммунистических стран, не допустить потерю гарантий своей технологической безопасности.

Несмотря на все трудности, Китай начал целенаправленную модернизацию своих устаревших производств и замену их технологий на самые совершенные технологии мира. У Китая на этом пути не существует никаких идеологических предпочтений. Есть только приоритеты высокого научного уровня инвестируемых технологий [2].

Открытие Китая для притока иностранных инвестиций и образование специальных экономических зон стимулировали перемещение новой волны индустриальной активности в прибрежные районы, в частности в Южный Китай. Провинция Гуандун воспользовалась своим соседством с Сянганом (Гонконгом), а провинция Фуцзянь – связями с Тайванем. Рост экономической активности в Гуандуне имел особо важное значение, и этот район сейчас превратился в основной источник валютных поступлений. Былое превосходство Шанхая как промышленного центра было восстановлено после создания нового индустриального комплекса на р. Хуанпу. Прибрежные города северных провинций также извлекли пользу из иностранных инвестиций и новых связей с мировым рынком.

За последние десятилетия Китай добился определенных успехов в освоении современных технологий. Если в 1985 г., согласно данным ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), страна по экспорту высокотехнологичных товаров не входила даже в число первых 25 в мире, то в 1998 г. она поднялась на 11-е место. В 2004 г. экспорт таких товаров превысил импорт [3].

В 1985 г. по индексу конкурентоспособности промышленности (CIP) Китай находился на 61-м месте, а в 1998 г. – на 37-м. В соответствии с прогнозом Deutsche Bank, производство товаров с высокой добавленной стоимостью в Китае будет прирастать в ближайшее время (3–5 лет) на 30–40% в год [4].

В настоящее время Китай лидирует в мире по добыче угля, железных, марганцевых, свинцово-цинковых, сурьмяных и вольфрамовых руд, а также древесины; является крупнейшим в мире производителем кокса, чугуна, стали и стальных труб, алюминия, цинка, олова, никеля, телевизоров, радиоприемников и мобильных телефонов, стиральных и швейных машин, велосипедов и мотоциклов, часов и фотоаппаратов, удобрений, хлопчатобумажных и шелковых тканей, цемента, обуви, мяса, пшеницы, риса, сорго, картофеля, хлопка, яблок, табака, овощей, шелковичных коконов; имеет крупнейшие в мире поголовья птицы, свиней, овец, коз, лошадей и яков, а также лидирует по вылову рыбы. Кроме того, КНР является крупнейшим мировым автопроизводителем (18 млн. в 2010 г.) [5].
На территории КНР ведется добыча нефти, газа, редкоземельных металлов (молибден, ванадий, сурьма), урана.

По состоянию на 2010 г. промышленность и строительство составили 46,8% ВВП Китая [6]. В 2009 г. приблизительно 8% полного выпуска продукции обрабатывающей промышленности в мире имели китайское происхождение, и Китай занял третье место во всем мире в объеме промышленного производства в 2009 г. (первое – ЕС и второе – США). Исследования показывают, что в 2010 г. Китай произвел 19,8% продукции обрабатывающей промышленности в мире и стал крупнейшим производителем в мире, после того, как США занимали ту позицию в течение приблизительно 110 лет [7].

Главные отрасли промышленности включают горную промышленность и переработку руды; производство железа и стали; алюминия; угля; машиностроение; производство вооружения; текстиля и одежды; нефти; цемента; химическую промышленность; производство удобрений; пищевую промышленность; производство автомобилей и транспортного оборудования, включая вагоны и локомотивы, суда и самолеты; производство потребительских товаров, включая обувь, игрушки и электронику; телекоммуникации и информационные технологии. Китай стал привлекательной площадкой для размещения заводов, рост производства способствовал повышению доходов и занятости в Китае. Государственный сектор в промышленности все еще составляет приблизительно 30% ВВП [8]. В последние годы власти уделяли большее внимание управлению государственными активами на финансовом рынке.

Начиная с основания Народной Республики промышленному развитию в Китае уделили значительное внимание. Среди различных отраслей машиностроение и металлургическая промышленности получили самый высокий приоритет. Одни только эти две отрасли теперь дают приблизительно 20–30% стоимости полного объема промышленного производства в стране [9]. Правда, в данных отраслях, как в большинстве других отраслей промышленности, экстенсивный рост преобладал над интенсивным, в результате чего страдали ассортимент и качество продукции. Объем промышленного производства рос в среднем более чем на 10% ежегодно в течение последних двух десятков лет, превзойдя все другие сектора по темпам экономического роста и степени модернизации. Некоторые отрасли тяжелой промышленности и производители товаров национального стратегического значения, остаются в государственной собственности, однако остальные компании являются частными или частно-государственными совместными предприятиями.

Развитие химической промышленности направлено на увеличение производства химических удобрений, пластмасс и синтетических волокон. Рост этой промышленности поставил Китай среди ведущих в мире производителей азотных удобрений. В секторе товаров народного потребления главный акцент делается на текстиле и одежде, которые также являются важной частью экспорта Китая. Текстильное производство, быстрый рост которого происходит благодаря в основном производству синтетических тканей, составляет приблизительно 10% от объема промышленного производства и продолжает быть важной отраслью, однако менее значимой чем прежде. Промышленность рассредоточена по всей стране, но есть много текстильных центров, включая Шанхай, Гуанчжоу и Харбин.

Главные государственные отрасли промышленности – производство железа, стали, угля, машиностроение, легкая промышленность, производство вооружений и текстильная промышленность.
В результате проведенных экономических реформ, существенно увеличилось производство на предприятиях, поддерживаемых местными органами власти, особенно в небольших городах и деревнях и, все более и более, частными предпринимателями и зарубежными инвесторами. Промышленная перепись 1996 г. показала наличие в стране 7342000 индустриальных предприятий (по состоянию на конец 1995 г.); полная занятость на промышленных предприятиях составляла приблизительно
147 миллионов человек. Согласно переписи 1999 г., в стране уже было 7930000 индустриальных предприятий (на конец 1999 г., включая небольшие городские и деревенские предприятия); полная занятость на принадлежащих государству предприятиях составила приблизительно 24 миллиона человек [10]. С 2000 г. значительно выросла автомобильная и нефтехимическая промышленности страны. Продукция машиностроения и электронная продукция стали главными экспортными товарами Китая. Строительный сектор Китая также значительно вырос с начала 1980-гг. В ХХI столетии инвестиции в капитальном строительстве ежегодно росли опережающими темпами. В 2001 г. инвестиции увеличились на 8,5% за предыдущий год, в 2002 г. – на 16,4%, в 2003 г. – на 30%. Промышленный сектор в 2004 г. составил 44,1% ВВП и обеспечил 22,5% полной занятости. В 2005 г. объем промышленного производства и строительства составил 53,1% ВВП [11].

Китай – крупнейший производитель стали в мире, и сталелитейная промышленность быстро увеличивала свое производство в последние годы. Производство железной руды шло в ногу с производством стали в начале 1990-ых, но значительно отстало в связи с началом импортом железной рудой и других металлов в начале 2000-гг. Производство стали выросло с приблизительно
140 миллионов тонн в 2000 году до 419 миллионов тонн в 2006 году. Большая часть стали производится на небольших предприятиях. Китай – основной экспортер стали в мире. Объем экспорта стали в 2008 году составил 59,23 миллионов тонн (снижение на 5,5% по сравнению с 2007 г.).

К 2006 г. Китай стал третьим по величине производителем транспортных средств в мире (после США и Японии) и вторым по величине потребителем (только после США). Производство автомобилей буквально взлетело за время реформ. В 1975 г. было произведено только 139800 автомобилей, но к
1985 г. производство достигло 443377 единиц, затем подскочило к почти 1,1 миллионам в 1992 г. и далее увеличивалось равномерно каждый год вплоть до 2001 г., когда достигло 2,3 миллионов единиц.
В 2002 г. производство автомобилей в Китае выросло до почти 3,25 миллионов, в 2003 г. – до 4,44 миллионов, в 2004 г. – до 5,07 миллионов, в 2005 г. – до 5,71 миллионов, в 2006 г. – до 7,28 миллионов, в 2008 г. – до 8,88 миллионов, в 2009 г. – до 9,35 миллионов и в 2009 г. – до 13,83 миллионов единиц [12]. Китай стал автомобилестроителем номер один в мире в 2009 году. Внутренние продажи шли в ногу с производством. После представительных ежегодных приростов в середине – и в конце 1990-гг, продажи легкового автомобиля взлетели в начале 2000-гг. В 2006 г. в Китае было продано в общей сложности 7,22 миллионов автомобилей, включая 5,18 миллионов единиц легковых автомобилей и 2,04 миллиона единиц грузовиков. С 2010 г. Китай стал самым большим в мире производителем транспортных средств так же как и крупнейшим их покупателем. С 2011 г. Китай – самый большой в мире рынок для персональных компьютеров.


Библиографические ссылки


1. Вся статистика мира – Китай URL: http://www.ereport.ru/stat.php?razdel=country&count=china (дата обращения: 10.05.2014).
2. Россман В. И. Китайский капитализм // Вестник Европы. 2004, № 12. С. 73–87.
3. Бергер Я.М. Инновационные перспективы Китая.
URL: http://www.perspektivy.info/oykumena/azia/innovacionnyje_perspektivy_kitaja_2008-09-15.htm (дата обращения 06.05.14).
4. Там же.
5. Вся статистика мира – Китай. URL: http://www.ereport.ru/stat.php?razdel=country&count=china (дата обращения: 15.04.2014)
6. Россман В. И. Китайский капитализм // Вестник Европы. 2005. № 14. С. 79–88.
7. Вся статистика мира – Китай. URL: http://www.ereport.ru/stat.php?razdel=country&count=china (дата обращения: 15.04.2014).
8. Там же.
9. Россман, В. И. Китайский капитализм // Вестник Европы. 2005. № 14. С. 79–88.
10. Гельбрас, В. Г. 30 лет реформ открытости КНР // Общественные науки и современность. 2009. № 3. С. 109–117.
11. Вся статистика мира – Китай. URL: http://www.ereport.ru/stat.php?razdel=country&count=china (дата обращения: 15.04.2014).
12. Вся статистика мира – Китай URL: http://www.ereport.ru/stat.php?razdel=country&count=china (дата обращения: 13.03.2014).

Оцените публикацию:
 (голосов: 0)
| Раздел Публикации » Немец М.А., 2 курс, магистратура (3) | написал watch_out | просмотров: 810 |