Факультет истории, социологии и международных отношений (ФИСМО)

Кубанского Государственного университета

Логин:

Пароль:

| Лента публикаций

Короткая Н.А. «Турецкая Новая волна» (вторая половина 1990-х гг. – 2000-е гг.)

Публикации » Короткая Н.А., 2 курс, магистратура (1)

Короткая Н.А.,
магистрантка ФИСМО КубГУ


«Турецкая Новая волна» (вторая половина 1990-х гг. – 2000-е гг.)


1990-е гг. стали амбивалентным десятилетием для Турции, которое привело к мрачным последствиям в обществе. На эти годы выпал конфликт между курдскими сепаратистами и турецкой армией.
В результате конфликта погибло около 30 тыс. человек, в основном курдов. В середине 1990-х гг. более 1500 деревень были эвакуированы в ходе военной компании против курдских повстанцев. После ареста Абдуллы Оджалана, лидера Рабочей партии Курдистана (РПК), в 1999 г. волна насилия пошла на спад, начался новый этап демократизации. На саммите в Хельсинки в 1999 г. впервые было официально заявлено о том, что Турция стала кандидатом в члены Евросоюза.


Недавние изменения в турецком обществе основаны на противостоянии различных сил, представителей различных интересов. 1990-е гг. стали для Турции временем насилия над этническими группами, но также временем на пути к миру и демократизации. В этом социально-политическом контексте и родилась «Турецкая Новая волна». После глубокого кризиса и упадка во второй половине 1990-х гг. турецкий кинематограф возрождается в двух различных формах: нового популярного кино, коммерчески успешного у турецкого зрителя и арт-хаусного кино, получающего престижные награды на различных кинофестивалях как дома, так и за рубежом [1].

Турецкий кинокритик Явуз Тургул выделяет фильм «Бандит» (Eskya, 1996) как положивший начало новому популярному кино. Фильм основан на классических традициях «Ешилчам», но уже снятом по голливудским стандартам качества. Начиная с этого фильма, турецкое кино снова становится коммерчески выгодным. Посмотреть фильм «Бандит» пришли 2,5 млн. зрителей, что стало рекордом, турецкие фильмы стали вновь привлекательными. Также фильм обязан своим успехом рекламной компании. Однако следует отметить, что наибольшее число зрителей пришло посмотреть фильм не на первой неделе показа, а на четвертой, это говорит о том, что вероятнее всего зрители делились положительными отзывами и число посетителей кинотеатров неумолимо росло [2]. Фильм не только стал новым турецким блокбастером, он стал моделью, по которой в дальнейшем стали снимать коммерчески успешное кино. В последующие годы сборы от домашней кинопродукции продолжали расти.

Однако основным финансовым ресурсом для киноиндустрии стал не бизнес, а телевидение и реклама. Большинство современных турецких кинорежиссеров, таких как Чаган Ирмак, Эзель Акай, Мустафа Алтиоклар, Осман Синав, Омер Фарук Сорак, Синан Четин, Явуз Тургул и Йылмаз Эрдоган начинали свою профессиональную деятельность на телевидении. Став успешными режиссерами популярных телесериалов и телешоу, они смогли найти финансирование для новых высокобюджетных художественных проектов [3]. В конце 1990-х гг. произошел коренной перелом на турецком кино рынке, когда национальный кинопродукт смог сравняться с зарубежным и даже превзойти его по сборам. Вернув себе домашний кинорынок, турецкие фильмы стали экспортировать в европейские города с большим количеством турецких мигрантов.

Формула успеха высоких сборов турецких блокбастеров основывалась на производстве фильмов, испытанных временем жанров, популярных еще со времен «Ешилчама». Однако удивительным исключением стал фильм «Мой отец и мой сын» (2005), нео-мелодрама режиссера Чагана Ирмака, собравший рекордно большое количество зрителей для своего жанра. Национальным феноменом в
2008 г. стал сериал Ч. Ирмака «В одиночестве», в котором показана «восточная семья» помещенная в условия современного города.


Телесериал «Визонтеле» (2001, 2004), ставший режиссерским дебютом Йылмаза Эрдогана, уже известного актера телесериалов, является гибридом различных жанров. Фильм собрал более 3,3 млн. зрителей. В 2004 г. фильм «G.O.R.A.» (Рис. 2), с комедийным актером Кем Йылмазом в главной роли, побил все рекорды, собрав в кинотеатрах Турции (более 4 млн. зрителей), в результате коммерческой жизнеспособности турецкого нового популярного кинопродукта, турецкому кинематографу удалось снова завоевать домашний кинорынок. В 2006 г. фильм Сердара Акара «Долина волков: Ирак», снятый в лучших традициях американских боевиков и в тоже время антиамериканский по своему характеру, поставил новый рекорд в 4,2 млн. человек, посетивших кинотеатр. Основанный на популярном турецком телесериале, фильм «Долина волков» стал самым дорогим фильмом в истории турецкого кинематографа, с бюджетом, превышающем 10 млн. американских долларов. Несомненно, фильмы «Долина волков: Ирак» и «Долина волков: Палестина» носят националистический и шовинистический, а последний еще и антисемитский характер. Однако, необходимо отметить, что фильм имел беспрецедентный успех у иностранных зрителей, его посмотрело больше 500 000 человек [4].

Наряду с такими жанрами популярного кино, как комедия, пародия, националистический-экшн и романтическая комедия/нео-мелодрама в 2004 г. появляется триллер. Пионером в этом жанре стал фильм «Школа» братьев Тайлан, вслед за которым появился фильм «Проклятье» (2004) Орхана Огюза и «Даббе» (2005) Хасана Каракадага. С выходом своего второго фильма «Маленький апокалипсис» (2006) братья Тайлан зарекомендовали себя как авторские режиссеры в области, выбранного ими жанра фильмов ужасов.

Одновременно с фильмом «Бандит» в 1996 г. вышел фильм Дервиша Заима «Кувыркания в гробу». Фильм не стал коммерчески успешным, но получил хорошие отзывы кинокритиков. Таким образом, многие считают, что турецкое арт-хаусное кино берет свое начало именно с этого фильма [5].
В последующие годы появляются такие фильмы как «Маленький город» (1997), «Отчуждение» (2002), «Времена года» (2006), «Три обезьяны» (2008) и «Однажды в Анатолии» (2011) Нури Бильге Джейлана, «Невинность» (1997), «Признание» (2001) и «Судьба» (2001) Зэки Демиркубуза, «Путешествие к солнцу» (1999) Йешим Устаноглу, «Молоко» (2008) и «Мед» (2010) Семих Капланоглу а также «Пять времен» (2006) Реха Эрдема, которые стали хитами международных кинофестивалей второй половины 1990-х гг. и начала 2000-х гг. Невзирая на признание критиков и награды, полученные на международных кинофестивалях, фильмы собрали сравнительно небольшую аудиторию в самой Турции и не получили широкой популярности. Только после того как два фильма Зэки Демиркубуза в 2002 г. были показаны в официальной программе Каннского кинофестиваля и в 2003 г. фильм Нури Бильге Джейлана «Отчуждение» выиграл сразу гран-при и приз за лучшую мужскую роль, арт-хаусное кино стало по-настоящему известным в Турции. В 2004 г. немецкий режиссер турецкого происхождения Фатих Акин получил «Золотого медведя» на Берлинском кинофестивале. На Каннском кинофестивале в 2006 г. фильм Нури Бильге Джейлана «Времена года» получил награду кинокритиков.


Первый успех малобюджетного фильма «Кувыркание в гробу» Дервиша Заима в международных кинематографических кругах вдохновил энтузиастов. В 1998 г. фильм «Невинность» Зеки Демиркабуза привлек внимание кинокритиков рефлексивной структурой, отсылающей к эпохе «Ешилчама» и мелодраматичностью. В том же году вышел фильм Сердара Акара «На борту», основанный на традиционной для «Ешилчама» бинарной оппозиции добра и зла в то же время, передающий накал человеческих страстей. В авторских работах этого периода изображение «города» и «всей оставшейся страны» варьируется от крайне реалистичных лишенных какого-либо очарования городских пейзажей Зеки Демиркабуза и Тайфун Пирселимоглу, до стилизованных изображений провинции как почти фантастического антипода города в фильмах Реха Эрдема и Семих Капланоглу. В работе Н. Джейлана «Отчуждение» Стамбул изображен как неприветливое пограничное пространство, в котором невозможно жить, но и покинуть его тоже нельзя.

В начале 2000-х гг. на волне успеха турецких фильмов на международных кинофестивалях и расширению домашнего кинорынка появилось новое поколение кинорежиссеров со свежими эстетическими, политическими и тематическими представлениями и тенденциями. Среди них Озджан Алпер, Серен Йюке, Махмут Фазил Кошкун, Пелин Эзмер, Асли Озге, Хусейн Карабей и другие. Все еще находясь под влиянием художественной экспрессивности предыдущего поколения кинематографистов, они занимают уже ранее созданную нишу авторского кино. Не смотря на неоспоримую связь с предшественниками Асли Озге в ее фильме «Мужчины на мосту» (2009), Пелин Эзмер в «10 на 11» (2009), и Махмут Фазил Кошкун «Не та Розари» (2008) переносят действия из провинции обратно в город, показывая личные истории в декорациях современного Стамбула. Попытки соотнести «личный кинематограф» и «кинематограф социально-политический» прослеживаются в таких фильмах как «Осень» (2008), «Шторм» (2008), «По дороге в школу» (2009) и «Большинство» (2010).
В этих работах очерчивается «кинематограф конфронтации», где личные трагедии разворачиваются в условиях современной Турции. К тому же зачастую фильмы с подобной тематикой финансируются различными культурными центрами и организациями.


Фильм «Осень» Озджана Алпера – медитативное созерцание последствий голодовки в тюрьме, насильственно подавленной в декабре 2000 г. Фильм «Шторм» также, как и «Осень», отсылает нас к недавнему прошлому, истории группы курдских студентов Стамбульского университета в начале 1990-х гг. Работа Озгюр Догана и Орхан Эскилоя «По дороге в школу» находится на границе художественного и документального кино, затрагивая вопрос о получение образования на родном языке. С другой стороны, фильм «Большинство», рассматривает этническую и сексуальную идентичность сквозь призму семьи из среднего класса, показывая ее как хорошо отлаженный механизм, превращающий сыновей в отражение их отцов. Сейфи Теоман в своем втором фильме «Наше великое отчаяние» (2011) исследует маскулинность в неожиданном направлении, помещая своих персонажей в условия «шведской семьи», подвергая деконструкции устоявшиеся гендерные стереотипы [6].

Как уже упоминалось выше, многие режиссеры тесно связаны с различными культурными организациями в Стамбуле. Озджан Алпер и Казим Оз сотрудничают с Месопотамским культурным центром, важным культурным центром в Стамбуле, поддерживающем курдских художником и искусство. Сейфи Теоман являлся одной из ключевых фигур в создании Киноцентра Митхата Алама в университете Богазичи. Селим Эвчи работал в IFSAK, одной из наиболее выдающихся организаций поддерживающих кинематографистов-любителей и фотографов Стамбуле.

Основными источниками финансирования кинопроизводства в Турции являются: 1) продюсеры (американские компании), которые могут рисковать, вкладывая деньги в новые проекты; 2) крупные фирмы, которые оплачивают производство либо частично, либо полностью; 3) Министерство культуры, которое выдают займы; 4) телеканалы, которые поддерживают кинопроизводство на условиях владения правами трансляции фильма; 5) «Euroimages», которое поддерживает совместное с производство с еще несколькими европейскими странами. Следует отметить, что не все из перечисленных источников являются достаточно надежными, например, Министерство культуры не поддерживает каждый проект и может урезать финансирование исходя из политических соображений.

За последние пятнадцать лет в турецком кинематографе произошло объединение различных кинематографических культур, что в свою очередь способствовало созданию социальной сферы для диалога. Появление этой новой среды так же привело к переходу маргинальных персонажей, тем и нерассказанных историй в сферу интереса коммерческого кинематограф, начиная с мелодраматичного отображения разграбления имущества не мусульманского населения в Турции 6 и 7 сентября 1955 г. в фильме «Муки осени» (2009) и заканчивая популистским представление курдского вопроса в фильме
«Я видел солнце» (2009). Наличие многообразия взглядов вносит вклад в развитие «кинематографа конфронтации». Еще одним примером переосмысления политической истории страны является фильм «Интернационал» (2006), в котором делается попытка воссоздать события военного переворота 1980 г. опираясь на неофициальные источники, добавив некоторые нюансы к официальной интерпретации.
В то же время существует и другая репрезентация истории Турции, опирающаяся на традиционные нарративы построения нации, отраженная в фильмах «Дорога домой» (2006) Семир Асланирека и «120» (2008) Мурата Саракоглу и Озджана Эрена.


Современный турецкий кинематограф можно разделить на популярный и авторский или так называемый арт-хаусный. Современное турецкое популярное кино является наследником традиций «Ешилчама». Наиболее распространённым является комедийный жанр. С начала 2014 г. в турецкий кинопрокат вышло 59 фильмов, 20 из них турецкого производства. Из 20 турецких фильмов, вышедших в прокат
12 комедий [7].


В свою очередь авторский кинематограф условно можно разделить на два направления, первое – «личный кинематограф», второе – «кинематограф социально-политический». «Личный кинематограф» поднимает вопросы идентичности и принадлежности, ставшие актуальными в связи с урбанизацией и модернизацией турецкого общества. Тогда как «кинематограф социально-политический» пытается отрефлексировать как историческое прошлое страны, так и ее современные реалии, поднимая вопросы курдского и греческого населения Турции.

Авторское направление в турецком кино отражает осмысление недавнего травмирующего прошлого Турции, военного переворота 1980 г. и противостояние РКП и официальных властей Турции в 1990-е гг.

Библиографические ссылки


1. Suner, Asuman. New Turkish Cinema: Belonging, Identity and Memory. London: I.B. Tauris. P.12.
2. Erdoğan, Nezih and Deniz Göktürk. “Turkish Cinema” in Oliver Leeman ed. Companion Encyclopedia of Middle Eastern and North African Film. London and New York, 2001. P.573.
3. Simpson, Catherine. “Turkish Cinema’s Resurgence: The ‘Deep Nation’ Unravels.” Senses of Cinema 6:39 (April-June 2006). URL: http://sensesofcinema.com/2006/feature-articles/turkish_cinema/#b1 (дата обращения: 20.02.2014).
4. Suner, Asuman. New Turkish Cinema: Belonging, Identity and Memory. London: I.B. Tauris, 2009.P.14.
5. Simpson, Catherine. “Turkish Cinema’s Resurgence: The ‘Deep Nation’ Unravels.” Senses of Cinema 6:39 (April-June 2006). http://sensesofcinema.com/2006/feature-articles/turkish_cinema/#b1 (дата обращения: 20.02.2014).
6. Dadak, Zeynep. The Regenerating Cinema of Turkey/Cinema Turkey: New Times, New Tendencies. Istambul, 2011. P.10.
7. Kostepen, Enis. Beyond the gret divide of art-haus versus popular?: Emergent forms of filmmfking in Turkey/Young Turkish Cinema. Istambul, 2009. P.9.

Оцените публикацию:
 (голосов: 0)
| Раздел Публикации » Короткая Н.А., 2 курс, магистратура (1) | написал watch_out | просмотров: 1241 |