Факультет истории, социологии и международных отношений (ФИСМО)

Кубанского Государственного университета

Логин:

Пароль:

| Лента публикаций

Статья Дю В.Э., магистрант, II курс

Публикации » Дю В.Э., 2 курс, магистратура

Дю В.Э.

II курс, магистратура ФИСМО


Изменение мировоззрения человека в труде, социализация и самореализация личности в трудовой деятельности


Современные социально-экономические процессы, изменения и преобразования, происходящие в обществе, предъявляют повышенные требования к выпускнику вуза как к будущему профессионалу и субъекту профессионально-трудовой деятельности. Молодые специалисты с высшим образованием являются важной составляющей социальной структуры общества, его стратегическим ресурсом. При этом в современных условиях профессиональная деятельность является не только средством достижения материального благополучия, но и ведущей сферой самореализации личности. В целом же несоответствие уровня развития трудового потенциала выпускников критериям современной конкурентной борьбы, слабая подготовленность молодых специалистов к самовыживанию в новых условиях (а часто, и отсутствие таковой) снижает уровень конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда. При этом длительное отсутствие профессиональной и личностной перспективы сказывается не только на уровне жизни молодежи, оно самым непосредственным образом отражается на ее психологическом состоянии: росте ощущения неопределенности, неуверенности в завтрашнем дне, ослаблении чувства собственного достоинства.

Проблема трудоустройства всегда являлась актуальной проблемой молодого специалиста. Наличие диплома уже не всегда позволяет молодому специалисту приступить к профессиональной деятельности, успешное выполнение которой зависит не только от приобретенных в вузе знаний, но и практических навыков. Знания, интеллект, культура, образованность, практические способности и компетентность – показатели профессионального и, в первую очередь, карьерного развития личности молодого специалиста. Современное общество испытывает потребность в конкурентоспособных специалистах, востребованных на рынке труда и успевающих за его динамичным развитием. Институт образования как социальное явление ориентировано на формирование личности и выполняет основные функции профессионализации и социализации. Обучение в вузе – один из начальных этапов профессионализации личности, формирования и становления субъекта будущей профессиональной деятельности. В контексте процесса профессионального развития личности студенческий период рассматривается не просто как этап адаптации, приспособления, подготовки к будущей профессиональной деятельности, но и как этап профессионального самопознания, самоопределения, поиска путей реализации в будущей профессии своих возможностей.

Однако быстрые темпы радикальных перемен в жизни современного населения делают жизнь любого общества подверженной многочисленным социальным рискам и особенно актуализируют процессы выживания человечества; в связи с чем, на первый план выходит проблема социализации молодежи, а наряду с этим появляется проблема адаптации молодого специалиста не только к новым условиям общества в целом, но и к изменяющимся условиям профессиональной среды. В процессе профессиональной социализации у человека формируется самосознание, социальное сознание и ценностные установки, которые будут определять траекторию личностного и профессионального развития. Характер профессиональной социализации обуславливает возможности молодого специалиста на рынке труда.

Социализация в трудовой сфере понимается как двусторонний процесс: с одной стороны, вхождение индивида в профессиональную среду, усвоение им профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества; с другой – процесс активной реализации индивидом накапливаемого профессионального опыта, в котором различные типы его адаптивного поведения проявляются не как слепое подчинение внешним требованиям, а как выбор оптимального поведенческого решения, предполагающего непрерывное профессиональное саморазвитие.

В современной науке профессиональная социализация рассматривается как явление, включающее в себя социальные взаимодействия, связанные с профессиональными отношениями и профессиональной деятельностью. Этот вид социализации осуществляется на трех уровнях: институциональном, групповом и личностном. Институциональный уровень формирует профессиональные качества специалиста, обуславливает его жизнеспособность. Групповой уровень определяется социокультурной средой, окружающей человека. Профессиональная группа, к которой принадлежит специалист, воздействует на него, оказывая влияние на его дальнейшее профессиональное поведение. Личностный уровень связан с формированием собственного профессионального опыта индивида, включенного в сферу профессиональной деятельности.

В условиях становления постиндустриального общества особое внимание социальной науки направлено на механизмы и условия изучения субъекта труда, формы вхождения индивида в профессиональную среду и овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества. Профессиональное развитие человека может выступать не только результатом, но и средством развития личности. При этом выбор профессии – это выбор между стратегией адаптации человека через подчинение и стратегией высвобождения внутренних ресурсов развития личности.

Потребность современного рынка в инновациях остро ставит проблему подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих не только приобретенными в вузе знаниями, но и обладающих высокой мобильностью, способностью взять на себя ответственность за свое профессиональное будущее, построение своей карьеры.

В условиях переходного состояния современного общества и смене социально-трудовых отношений возникают проблемы сохранения и передачи профессионального опыта, преемственности профессиональной культуры и этики, норм и ценностей, а в конечном итоге – профессиональных знаний, умений и навыков. Профессиональные знания и умения, общие и специальные способности, профессионально важные качества и способы саморегуляции, активизирующие функциональные состояния, составляют профессиональный потенциал развития личности. Реализация потенциала детерминирована профессиональной деятельностью, в процессе освоения которой возникают новые сочетания свойств и качеств. В процессе профессиональной социализации молодому специалисту приходится взаимодействовать с различными агентами социализации – семья, государство, средства массовой информации и другие, оказывающих длительное воздействие на личность, обеспечивая изменение ее структур. К непосредственным агентам профессиональной социализации относятся работодатели и различные специалисты, составляющими профессиональное сообщество и тесно взаимодействующие с рынком труда.

Рынок труда превращается в один из весомых социальных индикаторов рыночных отношений, что обусловливается существующим на нем спросом и предложением, а также наличием свободных рабочих мест, которые могут быть предложены молодежи, впервые выходящей на этот рынок и обладающей, во-первых, определенным уровнем знаний, а во-вторых, конкретными пожеланиями относительно своей будущей работы. Именно рынок проверяет все качества подрастающих поколений: моральные и деловые, их культурные миры и профессиональные умения. Степень «обеспеченности» молодых людей такими социальными качествами, которые будут востребованы на протяжении всей их активной экономической жизни, и определит, в конечном счете, возможные контакты с миром, с партнерами, равно как и сформирует умение работать в постоянно трансформирующемся обществе и нестабильных условиях бытия.

Таким образом, процесс профессиональной социализации является многофакторным и многоуровневым процессом усвоения индивидом профессиональной культуры общества, его интеграции в профессиональную систему путем передачи профессиональных ценностей, традиций и норм профессионального поведения. Динамично изменяющиеся условия профессиональной социализации, проявляющиеся в усложнение видов профессиональной деятельности, связанной с информатизацией и возрастающей специализацией предъявляют все более высокие требования к личности современного молодого специалиста. Усложнение профессиональной социализации требует от молодого специалиста проявить свои способности и готовность вступать в производственно-трудовые отношения.

Кроме того, процесс профессиональной социализации современной молодежи подразумевает не только адаптацию молодого специалиста на рабочем месте и передаче ему профессиональной культуры, но и овладение ключевыми компетенциями, приобретенными в результате индивидуального опыта и проявляющиеся в готовности, молодого специалиста вступать в производственно-трудовые отношения с другими специалистами. Ориентированность на успешное выполнение профессиональной деятельности напрямую зависит не только профессиональных, но и от личностных качеств специалиста: мобильности, активности, творческого подхода к решению вопросов, стремления к приобретению новых знаний и способности взять на себя ответственность за построение своего карьерного пути.

В связи с изменением общественного отношения к карьере и формированием позитивного отношения к карьерным устремлениям индивида выросли требования к личности, ориентированной на профессиональную успешность, что обусловлено усилением конкуренции на рынке труда. Для удовлетворения потребностей современного рынка труда с учетом формирования востребованных характеристик молодых специалистов и направлений модернизации образования можно рассмотреть в рамках карьерного подхода.

Согласно карьерному подходу подготовка конкурентоспособных специалистов подразумевает развитие у обучаемых тех знаний, умений и практических навыков, которые позволят им в будущем грамотно планировать свою карьеру и эффективно реализовывать планы по покорению карьерной лестницы. Под карьерой подразумевается как раз поступательное движение по служебной лестнице, совершенствование навыков, способностей и квалификационных возможностей, а также изменение размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника.

В процессе карьерной подготовки будущий специалист должен быть готов к осуществлению своего выбора при планировании и реализации карьеры, которая подразумевает овладение молодым специалистом информацией, навыками и умениями, необходимыми для эффективной реализации своих карьерных планов и востребованности в условиях высокой конкуренции на рынке труда.

В качестве базовых средств реализации планов карьерного развития молодому специалисту необходимо обладать следующими качествами: мыслительными, коммуникативными, организаторскими и личностными, которые входят в состав компетенций и способностей, определяющих продуктивность социальной и профессиональной деятельности. Следовательно, компетенции – это интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность. Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в структуру компетенций, помимо деятельностных знаний, умений и навыков, входят также мотивационная и эмоционально-волевая сфера. Важным компонентом компетенций является опыт – интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач.

Происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный и профессиональный мир, его продуктивную адаптацию в этом мире, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно- и социально-интегрированного результата. Компетентность с точки зрения результативности задает контекст оценки и улучшения показателей производительности, через согласование реализуемых в процессе актуальной деятельности целей и выявленных новых потребностей организации или конкретного работника.

Стоит отметить, что процесс профессиональной социализации молодого специалиста значительно усложнился в силу усложнения требований современного рынка труда, предъявляемых к личностным качествам молодого специалиста, формирующимся в процессе взаимодействия с другими людьми. Современные производственно-трудовые отношения требуют от специалиста незамедлительного проявления своих способностей и практических навыков, развития и реализации карьерных компетенций для эффективного построения своего карьерного пути.

На современном этапе развития общества для молодого специалиста процесс формирования и развития карьерных компетенций является неотъемлемой составляющей его профессионального и карьерного развития, являющегося показателем успешной профессиональной социализации молодого специалиста и необходимого для эффективного осуществления той или иной профессиональной деятельности.

В результате социализации происходит усвоение ценностей и схем поведения «своей» профессиональной группы, которые структурируют поведение индивида и закрепляются в личностных диспозициях. Приобщаясь к профессиональному опыту профессиональной группы, человек реализует ожидаемые от него профессиональные роли, в процессе освоения которых он формирует те качества и свойства, которые необходимы для успешной профессиональной самореализации в группе и для достижения желаемого статуса.

Профессиональная самореализация является способом конструирования индивидом своего жизненного пространства с целью достижения и поддержания определенного профессионального статуса. Конструирование жизненного пространства происходит путем освоения системы ценностных ориентаций и способов действий, выработанных индивидом в процессе общения с профессиональным сообществом. В результате чего в соответствие с достигаемым или достигнутым статусом изменяется социокультурная среда жизнедеятельности индивида.

Проблема самореализации человека, особенно молодого специалиста, на рабочем месте в последнее время приобретает все большую актуальность. С одной стороны, в широком, общественном плане уровень самореализация может свидетельствовать о социальном благополучии общества в целом. Вот почему не могут не вызывать обоснованной обеспокоенности данные эмпирических исследований последний лет, говорящие о том, что доля лиц, неудовлетворенных работой, продолжает расти. С другой стороны, соответствующие показатели степени удовлетворенности работой существенным образом характеризуют как организацию в целом, так и каждого из ее членов. Исследования удовлетворенности являются своеобразным барометром, позволяющим руководителю оперативно реагировать на те или иные изменения в организации.

Для руководителя важно знать, какие факторы приводят сотрудника к негативному отношению к работе в организации тем более, если новый сотрудник «вчерашний» студент, ведь в данном случае отношения компании и работника будут характеризовать уровень взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг: соответствует ли качество полученных знаний, умений и навыков потребностям современного трудового сектора. Но следует учитывать и тот фактор, что поведение служащего может быть основано на его личном восприятии, а не на реальности. Состояние удовлетворенности работой может быть следствием стремлений личности к активной деятельности, более полному самовыражению, которое достигается в процессе труда. Но оно же порой проистекает из примитивных интересов, невысоких запросов личности. С другой стороны, состояние неудовлетворенности работой может при известных условиях побуждать личность к поискам, творчеству, при других же условиях оно является следствием столкновения высокого уровня притязаний с весьма незначительными возможностями для их осуществления.

Таким образом, возникает задача более глубокого изучения состояний удовлетворенности и неудовлетворенности работой, выявление многообразных факторов, влияющих на особенности этих состояний, включая личностные характеристики людей.

Если иметь в виду само общее понимание ценностей, то можно сказать, что ценность это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности.

Каждый человек живет в определенной системе ценностей, предметы и явления которых призваны удовлетворять его потребности. Можно сказать, что ценность выражает способ существования личности. Причем разные ценности имеют для нее различное значение и с этим связана иерархия ценностей. Как и сами ценности, их иерархическая структура носит конкретно – исторический и личностный характер. Одни и те же предметы и явления для разных людей могут представлять неодинаковую ценность, так же как и в различное время у одного и того же человека.

Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, под которыми имеется в виду совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации и образуют некую основу сознания и поведения личности и непосредственно влияют на ее развитие.

Зная систему мотивов, нормы и ценностные ориентации личности, легче понять особенности ее самочувствия в группе и поведение в ней, предполагаемый уровень общественной и трудовой активности. Зафиксировав групповые нормы и ценностные ориентации, можно получить определенное представление о важнейшей групповой характеристике, ибо общественная направленность групп формирует индивидуальное поведение, влияет на производительность, работоспособность этих коллективов. Тенденция личности воспринимать коллектив в качестве источника ориентаций приводит к значительной однородности в установках членов группы при осуществлении совместной деятельности.

В организациях, в которых серьезно задумываются о гармонии ценностей человека и ценностей организации, вопросам сочетания этих двух систем уделяется большое внимание. Проводится работа по формулированию, разъяснению и доведению до всех членов организации системы ценностей, которым следует компания. Этот процесс приходится как раз на период адаптации нового сотрудника и играет значительную роль в трудовой самореализации молодого специалиста, который, устроившись на работу, уже имеет определенный багаж ценностей, стереотипов и норм.

Начиная свою карьеру, выпускникам вузов предстоит аккумулировать индивидуальные и профессиональные ценности, посредством чего получают возможность реализовать себя не только как личность, но и как специалиста.

Сложность изучения феномена профессиональной самореализации состоит в том, что самореализация не может наблюдаться и измеряться непосредственно и объективно. Близкими понятиями к профессиональной самореализации выступают понятия: самоопределения, самоактуализации, которые многими авторами часто определяются через отношение к труду.

Профессиональное самоопределение рассматривается как процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. Выбор профессии является одним из важнейших событий в жизнеопределении человека. Выбор профессии связан с социальным опытом личности, и процесс профессионального становления простирается далеко в будущее, участвуя в формировании общего образа «Я», определяя, в конечном счете, течение жизни человека. Профессия, выступая, с одной стороны, в качестве существенной части образа жизни, является важным средством достижения желаемого образа жизни. Сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

Одним из важнейших условий самоактуализации молодого специалиста является мотивация, связанная с реализацией социальных потребностей высшего порядка, которые становятся смыслообразующими и побуждающими человека к творческой активности. В процессе созидания человек получает удовлетворение от творчества, оправдывает смысл своего существования. Очень важен при этом для него мотив, связанный с удовлетворением потребности в общественном признании, в уважении со стороны других. По мнению многих исследователей, именно мотивация определяет способность личности к самореализации в творческом труде.

Одним из важных составляющих проблемы самоактуализации является принцип субъектности, согласно которому человек рассматривается как единое целое со всеми своими индивидуальными особенностями и проявлениями, при этом сам организует и изменяет свою активность, а также влияет на внешние обстоятельства.

Таким образом, профессиональная самореализация – это сложное индивидуальное образование на основе интеграции личного опыта, теоретических знаний, практических умений и личностных качеств, включающее способность выполнять социальные функции, направленные на развертывание внутренних возможностей личности специалиста к самосовершенствованию, саморазвитию в соответствии с принятыми в социуме в конкретно-исторический момент нормами, стандартами, требованиями. В структуру профессиональной самореализации входят следующие компоненты: целостное восприятие мира, ценностно-ориентационная направленность, общая культура, профессиональные знания, социально-педагогические умения, личностные качества.

Оцените публикацию:
 (голосов: 0)
| Раздел Публикации » Дю В.Э., 2 курс, магистратура | написал watch_out | просмотров: 1730 |