Факультет истории, социологии и международных отношений (ФИСМО)

Кубанского Государственного университета

Логин:

Пароль:

| Лента публикаций

Статья Арутюнян Ж.А., магистрант, II курс

Публикации » Арутюнян Ж.А., 2 курс, магистратура

Арутюнян Ж.А.

II курс, магистратура ФИСМО


Армяне в Краснодарском крае: традиции и инновации (по результатам социологического исследования)


С целью выявить и изучить изменения, происходящие в традициях армянского народа в условиях проживания вне исторической родины, характер и содержание возникающих в армянской культуре инноваций было проведено прикладное социально-психологическое исследование среди представителей армянской этнической общности Краснодарского края.

В ходе исследования ставились задачи:
– определить доминирующий тип этнической идентичности у представителей армянской этнической общности, выявить факторы, влияющие на процессы этнической самоидентификации;
– определить степень сохранения и воспроизводства этнокультурных традиций в среде армян Краснодарского края, отношение к сохранению национальных традиций;
– выявить трансформации в традиционной культуре армян Краснодарского края, определить возникающие в ней инновации, их содержание и направленность, факторы, влияющие на изменение этнокультуры.


Исследование проводилось в мае 2013 г. среди армян, проживающих на территории Краснодарского края более 15 лет. Респондентами выступили мужчины и женщины в возрасте от 17 до 60 лет (105 человек, из них 63 женщины и 42 мужчины).

Исследование включало два вида инструментария: анкетный опрос и социально-психологическую методику «Типы этнической идентичности», разработанный Г.У. Солдатовой и С.В. Рыжовой.

В рамках опроса использовалась так же методика Куна–Мак-Партленда, позволяющая выявить степень актуализации этнической идентичности. Отвечая на вопрос: «Кто я?», респонденты тем самым осуществляют операцию самоопределения, в зависимости от позиции, на которой проявляется в самоописании этническая принадлежность, мы можем определить степень актуализации этнической идентичности, ее значимость для респондента.

Результаты нашего опроса показали, что большинству респондентов свойственна этническая идентичность по типу «нормы». Во всей выборке такой тип идентичности характерен для 37,5% опрошенных.

В то же время наблюдаются гендерные различия в этническом самоопределении. Так нормальная идентичность сильнее выражена мужчин, чем у женщин (46,2% и 31,9%). Так же у мужчин несколько в большей форме выражена гиперидентичность (18,4 % и 17,4%). Женщинам, наоборот, чаще чем мужчинам свойственно проявление гипоидентиности. Так доля женщин, указавших этническую принадлежность на 8-10 позиция и совсем не указавших ее в числе самоописаний составляет в сумме 49,4%, тогда как у мужчин доля таких респондентов составляет 36,8%. Это можно объяснить более активной социально-политической позицией мужчин – представителей армянской этнической общности, их большей включенностью в межэтнические отношения, в результате чего. Этническая идентичность у них больше актуализирована.

Методическая разработка «Типы этнической идентичности» позволяет определить тенденций трансформации этнического самосознания в условиях иноэтничного окружения и в частности в ситуации межэтнической напряженности. Одной из форм кризисных трансформаций этнической идентичности является рост этнической нетерпимости (интолерантности). Тот или иной тип этнической идентичности определяется на основе следующих критериев: уровня «негативизма» в отношении к собственной и другим этническим группам, уровня порога эмоционального реагирования на иноэтническое окружение, степени выраженности агрессивных и враждебных реакций по отношению к другим этническим группам. Учитывая тот факт, что в результате миграций конца ХХ в. и значительного роста численности армянской этнической общности в Краснодарском крае возрос уровень межэтнической напряженности, что не могло не сказаться на трансформации этнической идентичности.

Типы идентичности с различным качеством и степенью выраженности этнической толерантности определяются на основе широкого диапазона шкалы этноцентризма, начиная от «отрицания» идентичности, когда фиксируется негативизм и нетерпимость по отношению к собственной этнической группе, до национального фанатизма – апофеоза нетерпимости и высшей степени негативизма по отношению к другим этническим группам. Методика позволяет выявить следующие типы этнической идентичности:
– этнонигилизм;
– этническая индифферентность;
– норма (позитивная этническая идентичность);
– этноэгоизм;
– этноизоляционизм;
– национальный фанатизм.


Мы предположили, что доминирующим типом этнической идентичности у армян Краснодарского края будет идентичность по типу нормы. Однако учитывая состояние межэтнических отношений в крае и уровень межэтнической напряженности. Возможно проявление таких типов идентичности как этноизоляционизм, этноэгоизм и этнический фанатизм.

Таким образом, по итогам социально-психологической методики «Типы этнической идентичности» получены следующие результаты: у 72,2% респондетов проявляется позитивная (нормальная) этническая идентичность, у 1,9% – проявляются признаки этнонигилизма, у 3,8% – выражена этническая индифферентность, 3,8% – этноэгоизм, у 11,4% – преобладает этноизоляционизм, 6,7% – национальный фанатизм.

Принадлежность человека к своему народу, нации определяется им на основе объективных и субъективных факторов. В ходе опроса мы попытались выяснить на основе каких факторов представители армянской диаспоры Краснодарского края относят себя к своему народу.

Следует отметить, что для определения респондентами своего «Я» большое значение имеет происхождение, генетические, родственные связи. 100% ответов содержали следующие ответы на вопрос «Кто я?»: мать, отец, брат, бабушка, дядя, сестра и т.д.

Тем самым, можно сделать вывод, что в культуре армян Краснодарского края сохраняется традиция «значимости родственных связей». Самое важное – идентифицировать себя как часть семьи, свою принадлежность к роду, вне зависимости от пола, возраста и социального положения.

Первый вопрос анкеты представляет собой открытый вопрос, где каждый респондент самостоятельно указывает свою национальность. 100% опрошенных определили свой национальность «армянин», «армянка». Таким образом, декларируемая идентичность респондентов устойчивая, и, несмотря на длительность проживания вне этнической территории, как у представителей старшего поколения, так и у молодежи не изменяется.

Во втором вопросе был предложен ряд вариантов ответов, с целью определить какие факторы являются ведущими при самоидентификации.

100% респондентов считают себя армянами, так как такая национальность у их родителей. Таким образом, при определении этнической идентичности генетический фактор является определяющим.

19,8% родились и выросли среди этих людей, 25,2% считает, что это национальность самая лучшая и поэтому причисляет себя к ней. 18,1% ответили, что быть представителем этой национальности – значит пользоваться уважением. 23,4% разделяют ценности, традиции и обычаи армянского народа. 19,8% ответили, что с людьми этой национальности им хорошо и спокойно.

10,8% считают себя армянами, потому что испытывали ущемление своих прав как представители этой национальности, 12,6% находятся в том же положении, что и люди этой национальности, 36,2% относят себя к армянам так как исповедуют такую же веру, 18,1% говорят на армянском языке, 19,8% считают себя армянами, так как есть территория, которую они считают своей родиной и родиной своих предков.

Анализируя данные по гендерным признакам можно проследить следующее: для женщин немаловажным фактором для этнической самоидентификации является принадлежность к соответствующей религиозной конфессии 40,6%, у мужчин этот процент ниже – 27,6%, наряду с верой 27,6% относят к себя к армянам по языковому признаку и 27,6% мужчин считают, что эта нация самая лучшая.

32,2% мужчин относит себя к данной этнической группе, так как родились и выросли среди этих людей, среди женщин эта цифра также меньше – 11,6%.

Примерно равное количество респондентов отнесли себя к армянам, так как считают, что они находятся в таком же положении, что и представители данной национальности – 11,6% женщин и 12,6% мужчин.

Следует отметить, что 26,1% женщин разделяет культуру, ценности, обычаи и традиции армянского народа, а у мужчин это всего 18,4%. По приведенным данным, можно сделать вывод, что женщины являются более консервативным и их взгляды и уклад жизни направлены на сохранение обычаев и традиций.

Мужчины меньше всего выбирали седьмой вариант ответа «Потому что испытал ущемление своих прав как представитель этой национальности» – 9,2%, среди женщин этот процент выше 11,6%. На наш взгляд, это свидетельствует о том, что процесс социализации более «безболезненно» происходит среди мужской части населения, женщины же напротив, испытывали ущемление своих прав. Так же в подтверждение этого факта может служить то, что доминирующим фактором для мужчин явилось убеждение, что быть представителем этой национальности – значит пользоваться уважением – 32,2%, тогда как всего 8,7% женщин отметили этот фактор. Среди ответов респондентов женского пола этот вариант ответа набрал наименьшее количество «баллов», что также в свою очередь указывает на некоторые проблемы с социализацией.

В ходе исследования так же было выявлено, что большая часть респондентов старается соблюдать традиции своего народа. Так, среди опрошенных, редко встречались люди, заключившие межнациональный брак. 100% респондентов дома употребляют армянскую речь, как взрослые, так и дети. Прививая любовь к национальным традициям, многие родители отдают своих детей в армянские школы (факультативно), где они изучают язык, культуру, историю, имеют возможность заниматься танцами, петь национальные песни, познавать основы традиционной кухни.

На вопрос «Какие традиции армянского народы вы знаете и соблюдаете?» ответы были очень похожи друг на друга. Так в число традиций было включено празднование армянских праздников, проведение свадеб, похорон, празднования рождения, крещения и др.

Относительно вопроса «Соблюдать или не соблюдать традиции своего народа», мнения респондентов сошлись. Безусловно, соблюдение обычаев является неотъемлемой частью воспитания, не зная культуру и традиции своего народа, нельзя считать себя его частью. Сохранение этнокультуры является основой формирования социально-этических норм поведения с высокой культурой межличностного общения и межнациональных отношений.

Несмотря на достаточно строгий уклад жизни 78,3% респондентов считают, что традиции и обычаи народа в современном обществе должны меняться. Обусловлено это тем, что в условиях современного общества невозможно сохранить традиции неизменными. С развитием общества некоторые обычаи становятся неуместными. Так, например старинный обычай кражи невесты сегодня уже потерял свою значимость. В этом просто нет никакой необходимости. Молодые люди сегодня достаточно свободны в своих действиях, да и родители – это уже совсем другое поколение, с другими взглядами на жизнь, тем более что такой обычай сегодня можно крайне редко встретить даже в Армении.

Однако 20,7% респондентов считают, что традиции нужно сохранять и не подвергать никаким инновационным веяниям.

И при ответе на последний вопрос анкеты о влиянии проживания в крае на культуру мнения разделились примерно пополам. 60,3% респондентов считают, что проживание армян в Краснодарском крае положительно влияет на их традиционную культуру. 34,2%, наоборот, полагают, что это ведет к размыванию, утрате национальных традиций.







Оцените публикацию:
 (голосов: 1)
| Раздел Публикации » Арутюнян Ж.А., 2 курс, магистратура | написал watch_out | просмотров: 1373 |