Факультет истории, социологии и международных отношений (ФИСМО)

Кубанского Государственного университета

Логин:

Пароль:

| Лента публикаций

Статья Сухорученко Ю.С., магистрант, II курс (1)

Публикации » Сухорученко Ю.С., 2 курс, магистратура (1)

Сухорученко Ю.С.

II курс, магистратура ФИСМО


Могущество финансового капитала в США в конце XIX – начале XX вв.


Соединенные Штаты Америки (англ. United States of America) – одна из крупнейших и экономически развитых стран мира в настоящее время, которая быстро прошла путь от положения колониального государства до обретения статуса мировой державы. США сумели занять и прочно закрепиться на ведущих позициях лидера среди государств на международной арене, не смотря на то, что насчитывают в своей истории немногим более двухсот лет независимости с того момента, как была подписана Декларация независимости 4 июля 1776 года [1].

В пятидесятилетие после завершения Гражданской войны 1861–1865 гг. в американском обществе начали осуществляться всесторонние изменения, экономическими основами которых стала стремительная индустриализация всех регионов американского государства и выдвижение на ведущую позицию в экономике крупных корпораций, наступила эпоха невероятно быстрого развития капитализма [2]. Ускоренное развитие промышленности сопровождалось концентрацией финансового и промышленного капитала, созданием крупных объединений монополистов, оказывавших все большее влияние не только на экономическую, но и политическую жизнь страны. Ярким примером этому была победа на очередных выборах президента Соединенных Штатов кандидата от республиканской партии Уильяма Маккинли в 1897 г. Он стал 25-м президентом США при активной поддержке крупных предпринимателей и банкиров, таких как Г. Фрик, М. Ханна, Э. Карнеги. Здесь следует так же отметить, что экономическая и политическая платформа Республиканской партии на президентских выборах 1896 г. строилась с учетом интересов крупных промышленников финансистов северных и северо-восточных штатов. Победа Маккинли ознаменовала одобрение большинством американских избирателей практически открыто объявленного республиканской партией предвыборного лозунга: «Руки прочь от предпринимателей!» [3]

Итогом ускоренного развития промышленности на рубеже веков стала смена эпохи свободного капитализма монополистическим, что привело к краху свободной конкуренции, упрочнилось экономическое господство промышленных и финансовых монополий, монополистический капитал подчинил своему влиянию политическую власть страны [4].

Особое влияние сконцентрировалось в руках крупных корпораций, которые стали определять не как монополии, а как «большой бизнес» (англ. «big business») [5]. Первые шаги в становлении «большого бизнеса» были связаны с деятельностью железнодорожных корпораций – уже к 1906 г. практически весь железнодорожный бизнес страны был поделен между семью влиятельными предпринимательскими группами, ведущие позиции среди которых занимали группы Моргана-Хилла и Гарримана [6].

Начало ХХ века было так же ознаменовано для экономики страны таким процессом, как поглощение наиболее сильными предприятиями более слабых и мелких, в результате чего в руках двух тысяч крупнейших корпораций, на долю которых приходился 1% от общего числа предприятий, оказалось 40% активов всей промышленности Соединенных Штатов [7]. Одним из самых крупных таких объединений была корпорация «Юнайтед Стейтс Стил», в образовании которой решающую роль сыграл Джон Пирпонт Морган [8]. Другим примером являлось нефтяное объединение «Стандард Ойл Компани», принадлежавшее Джону Дэвисону Рокфеллеру, сумевшему к тому времени сосредоточить более 90% нефтепереработки в стране в своих руках [9]. Эти бизнес-группы были ведущими экономическими силами в стране.

«Большой бизнес» в то время играл не только главную роль в экономике США, но и превратился во влиятельный инструмент в сфере политической власти, где он эффективно отстаивал свои интересы. Одним из самых ярких примеров экономического могущества «большого бизнеса» может наглядно служить финансовая зависимость правительства США от Дж. П. Моргана во времена экономических кризисов 1893 и 1907 годов. К 1893 г. Морган был настолько богат и финансово могущественен, что, находившийся в то время на посту президента Соединенных Штатов, Гровер Кливленд был вынужден обратиться к нему с просьбой оплатить золотом выпуск государственных облигаций. Золота Моргана оказалось достаточно, чтобы стабилизировать финансовое положение целого государства. Немногим позже с аналогичной просьбой спасти ситуацию во время экономического кризиса 1907 г. к Моргану обратился уже президент Теодор Рузвельт.

Извлекая урок из взаимоотношений с таким влиятельным финансистом как Морган и желая уменьшить свою зависимость от владельцев «большого бизнеса», численность которых не превышала 1% американцев и при этом они владели 70% корпоративных богатств и половиной всей американской промышленности, правительство приняло решение о создании Федеральной резервной системы, которая была призвана стабилизировать национальную валюту и спрос на золото [10].

Закон 1913 г. о создании Федеральной резервной системы (ФРС) [11] относился к важнейшим реформам первого этапа в реформаторской политике президента-демократа Вудро Вильсона. Этот период, продлившийся с начала века и до начала Первой мировой войны, носит название «Прогрессивная эра» в честь прогрессивного движения и прогрессистов, появившихся в начале ХХ века и выступавших за очищение Америки от накопившихся пороков путем всесторонних и позитивных реформ [12].

В создании ФРС было заинтересовано всё американское общество. Но главными инициаторами и лоббистами этого закона стали крупные международные банковские деятели, среди которых были персонально – Пол Уорберг, Отто Коэн, Якоб Шифф, а так же целые банковские дома – Голдман, Леман, Гренфельд, Сакс, Уорберг, Шродер, Лазард, Лейб, Ротшильд [13]. Но, не смотря на активное привлечение этих крупных финансистов к процессу разработки и подготовки данного закона, он не усиливал, а наоборот ослаблял зависимость национальной финансовой системы от финансовой элиты страны, что наглядно проявилось в раннее упоминаемых экономических кризисах 1893 и 1907 годов.

Необходимо учитывать, что и гораздо ранее предпринимались попытки по созданию национальной банковской системы, начиная от Банка Северной Америки времен войны за независимость, Первого (1791–1811 гг.) [14] и Второго (1816–1833 гг.) [15] банков Соединенных Штатов Америки при поддержке и участии государства до Национальной банковской системы после Гражданской войны [16]. Эта система и просуществовала до 1913 г., состояла из трех уровней и включала банки центральных резервных городов (таких, как Нью-Йорк), банки резервных городов и сельские банки, которые были связаны между собой системой депозитов и резервов, построенной по вертикали. Это время было так называемой «золотой эпохой» золотого стандарта, введенного в 1879 г. [17] Итогом «золотой эпохи» золотого стандарта явилось то, что США стали не только лидером в мире по объему ВВП и промышленного производства, но и заняли в целом ведущие позиции в мировой экономике.

Среди фактических инициаторов реформ в финансовой сфере выступили крупные корпорации, особенно занимающие в то время лидирующие позиции среди прочих и упоминаемые выше группы Моргана и Рокфеллера, так как они явно осознавали, что закрепить за собой занимаемые позиции и сохранить высокий уровень прибыли возможно только при поддержке государства [18].

23 декабря 1913 г. Вудро Вильсоном был подписан и принят Конгрессом США Закон о создании ФРС [19]. Он предусматривал образование 12 так называемых федеральных резервных банков, находящихся в крупных городах по всей стране. Все без исключения национальные банки должны были войти в Федеральную резервную систему и производить в нее отчисления, которые составляли бы 6% от их активов. Накопления ФРС должны были стать гарантом финансовой стабильности страны [20]. ФРС прочно вошла в финансовую систему Соединенных Штатов, потеснив Государственное казначейство, которое ранее играло важнейшую роль, так как являлось единственным эмитентом денег в стране.

Эти 12 федеральных резервных банка и составляют центральную американскую банковскую систему, выполняя функции отсутствующего в США центрального банка, включая операции с общенациональной платежной системой, эмиссию и распространение национальной валюты, защиту кредитных прав потребителей, обеспечивает стабильность финансовой системы, участвуют в функционировании системы международных и внутренних платежей, обладают властью, которая делегируется им Советом управляющих и дает полномочия по контролю и регулированию деятельности всех банков, которые входят в Федеральную резервную систему. ФРС выступает фискальным агентом Министерства финансов США, предоставляет различные финансовые услуги ему, а так же иным государственным органам [21].

Таким образом, эмиссия банкнот и функция хранения резервов были децентрализованы – переданы региональным резервным банкам, которые были созданы в двенадцати банковских округах. Это дало возможность учесть интересы существовавших на местах банков и привлечь их на сторону реформаторов. Так же одной из отличительных особенностей создаваемой системы от финансовых систем других стран мира было то, что общенациональный регулирующий и контролирующий орган не был назван центральным банком. Головным регулирующим органом Федеральной резервной системы стал Совет управляющих, состоящий из семи управляющих, назначаемых непосредственно президентом и утверждаемых Сенатом сроком на 14 лет без права продления полномочий. При этом президент США имеет право уволить в любой момент любого из управляющих. Совет управляющих выбирает главу ФРС сроком на 4 года. Штаб-квартира располагается в Вашингтоне, округ Колумбия [22].

Позднее, в 1935 г. согласно принятому Банковскому закону, создали Федеральный комитет открытого рынка (англ. Federal Open Market Committee (FOMC), который заменил входившую в состав ФРС Ассоциацию политики открытого рынка (OMPC). В рамки его обязанностей вошла разработка монетарной политики по нескольким направлениям: стабильность цен, полная занятость, экономический рост и устойчивость внешних платежей и международной торговли [23]. С этим преобразованием Федеральная резервная система приобрела вид, существующий и по сей день.

Таким образом, фактически можно сделать вывод, что Федеральная резервная система является частной компанией, что вытекает из структуры собственности капитала – частная акционерная форма собственности без государственного участия. Это является еще одним отличием от других государств мира, в которых капиталы резервных банков являются собственностью государства (например, Канада и Англия), или в которых государство выступает акционером и обладает долей в резервном фонде (например, Япония и Бельгия). И при этом ФРС США, получившая от государства монопольное право на выпуск национальной валюты и осуществляющая централизованный контроль над всей банковской системой Соединенных Штатов, принимает решения самостоятельно, что соответственно не требует одобрения ни американского президента, ни каких-либо других органов государственной власти. Согласно Закону 1913 г., ФРС только лишь один раз в год представляет отчет о своей деятельности Палате представителей Конгресса США, а дважды в год – Банковскому комитету Конгресса США [24].

При всех недостатках созданной в Соединенных Штатах в 1913 г. Федеральной резервной системы невозможно не отметить, что её уже вековая деятельность подтвердила жизнеспособность этой системы в самых разнообразных и постоянно меняющихся условиях. Это явилось примером, когда интересы финансовой элиты и государства совпали в равной степени с интересами экономики всей страны, что и способствовало столь длительному развитию созданной системы, не смотря на различные экономические кризисы. С момента своего создания новая банковская система ФРС стала играть важную роль не только в американской внутренней политике, но и во внешнеполитической сфере, зачастую влияя на курс Соединенных Штатов Америки в международных отношениях с другими государствами на мировой арене.

Примечания

1.Декларация независимости США, 4 июля 1776 // История США. Хрестоматия. Сост. Э.А. Иванян. М., 2007. С.14.
2.Согрин В.В. Исторический опыт США. М., 2010. С. 237.
3.Иванян Э.А. История США. М., 2008. С. 299.
4.Согрин В.В. Указ. соч. С. 243.
5.Robertson R.M., Walton G.M. History of the American Economy. N.Y., 1979. Р. 137.
6.Согрин В.В. Указ. соч. С. 248.
7.Ransom R.L. Coping With Capitalism. The Economic Transformation of the United States. 1776-1980. Englewood Cliffs (N.J.), 1981. Р. 71-72.
8.John Pierpont (J.P.) Morgan // URL: http://www.netstate.com/states/peop/people/ct_jpm.htm. Дата обращения: 15.03.2013.
9.Джон Дэвидсон Рокфеллер // URL: http://www.peoples.ru/finans/undertake/rockefeller. Дата обращения: 13.03.2013.
10.Брандс Х.В. Крестный отец американских финансов // Большой бизнес № 9, 2004. С. 129-130.
11.Federal Reserve Act 1913 // URL: http://www.llsdc.org/attachments/files/105/FRA-LH-PL63-43.pdf. Дата обращения: 11.02.2013.
12.Lewis L. G. America in the Progressive Era, 1890—1914. London, 2001. Р. 8.
13.Федеральная резервная система США// URL: http://forexaw.com/TERMs/Public_institutions/US_Government/ _Federal_Reserve_System. Дата обращения: 03.03.2013.
14.First Bank of the U. S.// URL: http://www.cr.nps.gov/history/online_books/butowsky2/constitution5.htm. Дата обращения: 10.03.2013.
15.Second Bank of the U.S. // URL: http://www.nps.gov/inde/second-bank.htm. Дата обращения: 10.03.2013.
16.Roger T. J. Historical beginnings...The Federal Reserve. Boston, 2010. Р. 12.
17.Банковская система США// URL: http://usa-bank.ru/epoxa-zolotogo-standarta.html. Дата обращения: 10.03.2013.
18.Ротбард М. История денежного обращения и банковского дела в США. От колониального периода до Второй Мировой войны. Челябинск, 2005. С. 188.
19.Congressional Record Dec. 23, 1913// URL: http://ru.scribd.com/doc/17234309/Congressional-Record-Dec-23-1913. Дата обращения: 11.03.2013.
20.Федеральная резервная система США// URL: http://forexaw.com/TERMs/Public_institutions/US_Government/ _Federal_Reserve_System. Дата обращения: 03.03.2013.
21.Board of Governors of the Federal Reserve System. 96th Annual Report 2009. С. 6// URL: http://www.federalreserve.gov/boarddocs/rptcongress/annual09/pdf/ar09.pdf. Дата обращения: 27.01.2013.
22.Там же.
23.Federal Open Market Committee// URL: http://www.federalreserve.gov/monetarypolicy/fomc.htm. Дата обращения: 10.03.2013.
24.Federal Reserve Act 1913// URL: http://www.llsdc.org/attachments/files/105/FRA-LH-PL63-43.pdf. Дата обращения:11.02.2013.

Оцените публикацию:
 (голосов: 1)
| Раздел Публикации » Сухорученко Ю.С., 2 курс, магистратура (1) | написал watch_out | просмотров: 1078 |