Факультет истории, социологии и международных отношений (ФИСМО)

Кубанского Государственного университета

Логин:

Пароль:

| Лента публикаций

статья Мороз Т.М., 4 курс, история

Публикации » Мороз Т.М., 4 курс, специальность "История"

Мороз Т.М.

IV курс, История, ФИСМО


Изменение роли и места турецкой женщины в обществе (республиканский период)


С XVIII в. произошло много позитивных изменений в том, что касается положения женщин. Женщину стали рассматривать как человека, как индивидуум, который вполне заслуживает того, чтобы быть наравне с мужчиной и пользоваться равными с ним правами. В Турции, в республиканский период женщинам в рамках революционных преобразований, задуманных Ататюрком и реализованных под его руководством, были предоставлены права, которыми в 1920-е гг. не обладали женщины – гражданки ряда западноевропейских государств. Примечательно, что эти права турецкая женщина получила благодаря вышеуказанным преобразованиям, не нуждаясь в многовековой борьбе, которую вели за свои права женщины Европы [1].

Турецкий гражданский кодекс 1926 г. предоставил женщинам равные права с мужчинами. В прошлом турецкое право рассматривал женщину лишь в качестве элемента, цементирующего семью. Новый период в жизни турецких женщин начался в период реформ, развернувшихся в XIX в. (Танзимат).

В республиканское же время были приняты законы, коренным образом менявшие бесправное положение женщин. Первый президент Турецкой республики М.К. Ататюрк выступил в качестве инициатора процесса эмансипации женщин на европейский манер. (На основе швейцарского гражданского кодекса).

Первый проект нового закона был подготовлен в 1923 г. В ходе обсуждения этого законопроекта выявились три генерализованные точки зрения на этот счет – исламская, националистическая и западническая. Националисты заявили, что законопроект был составлен под влиянием исламистов, что на их взгляд, противоречило общей тенденции развития турецкого общества нового типа. Что же касается исламистов, то они считали, что законопроект совершенно игнорирует нормы шариата. Западники считали этот законопроект, противоречившим велению времени. М.К. Ататюрк занимал позицию, схожую с позицией западников, но предпочитал до поры оставаться в сторонней позиции [2].

Реформы, задуманные М.К. Ататюрком, могли в полной мере реализоваться лишь в условиях светского государства. После упразднения султаната 1 ноября 1922 г. единственным препятствием на пути построения светского государства оставался Халифат. Наконец и этот институт средневековья был упразднён. Произошло это 3 марта 1924 г. Это способствовало устранению шариата, как правовой основы государства. После этого перед М.К. Ататюрком открылись обширные возможности в деле претворения в жизнь революционных преобразований. В своем знаменитом выступлении, сделанном в 1924 г. в парламенте, М.К.Ататюрк заявил о том, что эти преобразования будут кардинальными, дав понять, что эти преобразования затронут и сферу прав женщин. Спустя несколько месяцев М.К.Ататюрк прямо заговорил о правах женщин. Произошло это в ходе его выступления на праздновании
30 августа – годовщины победы над агрессором при Домлупынаре. М.К. Ататюрк подчеркнул, что цивилизованное общество не может быть построено без предоставления женщинам всего объёма общественных и индивидуальных прав. Однако оппозиция объединилась, стремясь помешать реализации реформ. Антиреформистские публикации стали появляться и в печати. Реакционеры объединились в так называемую Прогрессивно-республиканскую партию. М.К. Ататюрк принял меры по обеспечению стабильности, ибо четко осознавал всю опасность задуманного оппозиционерами. В результате новый гражданский кодекс был принят в 1926 г.


Гражданский кодекс, прежде всего, ликвидировал ранее существовавшее неравенство в области наследования. Все граждане, вне зависимости от пола, становились равноправными членами общества, начиная с 18 лет, определенных в качестве возраста достижения совершеннолетия. Более того, подросток и в 15 лет с согласия родителей мог считаться совершеннолетним по решению суда. В прошлом же женщина считалась достигшей совершеннолетия только после замужества. Кроме того, вне зависимости от возраста незамужние женщины находились под опекой своих отцов.

Новый закон полностью аннулировал институт многоженства. Отныне законным становилось лишь наличие одной жены. Теперь брак становился не просто договором между мужчиной и женщиной, освещенный религиозными узами, но и институтом, в который вмешивалось государство. В связи с этим в Турции были созданы учреждения, по своим функциям практически идентичные с общеевропейскими матримониальными учреждениями, в основном подчиненным муниципалитетам. Браки, не заключенные этими учреждениями, считались недействительными. Религиозные браки не запрещались, но считались действительными лишь в случае заключения гражданского брака.

В основном законе и в законе 1917 г., брак, заключенный по принуждению, мог быть обжалован в судебном порядке. Пятнадцатилетний возраст стал границей, после которой судьям давалось право заключать браки в исключительных случаях и при стечении ряда обстоятельств. Позднее для девушек этот нижний предел, определяемый в судебном порядке, снизился до 14 лет. Однако в любом случае в таких положениях требовалось непременное позволение матери и отца.

В целом, новый Гражданский кодекс явил собой кардинально новый закон, по сравнению с османским законом. Отныне замужество по принуждению родителей законодательно запрещалось. По старому закону брак считался действительным, если заключался в присутствии двух свидетелей, которые должны были быть мужчинами – мусульманами, согласно Корану. Вместо одного из этих мужчин могли присутствовать две женщины. Хотя четыре женщины уже никак не могли заменить двух мужчин.

Опять же по старому закону, турецкий мужчина не мог жениться на язычнице, но вполне мог брать себе в жёны христианок или иудеек. Турчанки же могли выходить замуж исключительно за мусульман. Новый закон также внес изменения и в институт свидетельства. Были сняты все неравенства, имевшие место в этой связи между мужчинами и женщинами. Ограничения, введенные в эту статью, касались не женщин и мужчин, а факторов общегражданского характера. Например, свидетелями не могли становиться близкие родственники. Были сняты и религиозные ограничения. Причем министр юстиции не отказался от введения в новый Гражданский Кодекс статьи, по которой турчанки уже могли выходить замуж и за немусульман. Хотя на первых порах казалось, что эта статья не будет введена ввиду возможной бурной реакции в обществе. Но тем не менее такое положение нашло отражение в новом Гражданском кодексе. И первый такой брак имел место в Стамбуле в 1927 г., когда турчанка, дочь бывшего депутата, вышла замуж за итальянского инженера.

Были сняты и имевшиеся в прошлом законе ограничения на замужество женщин, ранее бывшими замужем. Теперь и в сфере развода мужчины и женщины стали равны. В прошлом брак считался своеобразным контрактом, отдававшим жену в распоряжение супруга. Кроме того, право на заключение брака признавалось лишь за мужчиной [3]. Ну а в новом турецком Гражданском кодексе за основу было взято западное, римское по происхождению, законоположение в области брака.

Хотя, и в предыдущем законодательстве муж был обязан всячески материально обеспечивать свою жену и никоим образом не имел права оставлять её без вспомоществования. Более того, муж был обязан выплачивать жене денежное пособие – мехир. Правда, в основном эти деньги использовались семьёй невесты. Но и последняя должна была принести в дом мужа определенное приданое. Согласно же османскому закону 1915 г. жена получала право на развод в случае, если муж не обеспечивает жену в материальном смысле. Муж также обладал правом определения места проживания. Вместе с тем муж обладал правом на контроль жизни жены, её визитов. При этом он не мог запретить визитов близких родственников жены. Если жён было несколько, то каждая из них имела право, если не на отдельный дом, то на отдельное жилое помещение. И муж был обязан равномерно делить своё время между всеми жёнами. Что же касается нового кодекса, то он придал институту брака совершенно новый статус, который гласил, что брак – это нечто духовное в сфере совместного проживания мужчины и женщины. В силу этого закон запретил оказание какого-либо давления на одного из супругов другим. В такие моменты любой из них мог использовать своё право обратиться в суд с соответствующим иском. В новом кодексе отсутствовал и момент опекунства над женщиной. При всем том, что в целом кодекс признавал равноправие между мужчинами и женщинами, мужчина объявлялся главой семьи. Согласно новому кодексу, муж и жена обладают не только равными правами, но и равными обязанностями. Оба в равной степени обязаны воспитывать детей, вести семейные дела в мире, взаимопонимании. Но при этом за мужем закреплено право выбора места проживания, чему жена должна подчиняться.

Мустафа Кемаль Ататюрк четко осознавал место и роль семьи в жизни народа и общества. Он говорил, что семья является основой общества, прогресса, источником общественной силы. Слабая семейная структура общества непременно приведет к ослаблению этого общества во всех сферах. В новой Турции женщину не просто сделали равной в правах с мужем, но и предоставили женщине полную общественную свободу. Турция и на международном уровне поддерживает всяческие инициативы, связанные с защитой женских прав и является участницей всех соответствующих организаций. Кроме того, Турция подписала и все международные договоры, касающиеся прав женщин, в частности договор о предотвращении половой дискриминации ООН, а также хартию о правах человека [4].

В 1922 г., после побед в многотрудной национально-освободительной войне М.К. Ататюрк выступил в г. Бурса перед членами союза учителей. Вскоре после этого М.К. Ататюрк стал претворять в жизнь свои революционные преобразования в области образования, оказавшие большое влияние на дальнейшее развитие страны. Был совершен переход к единой системе обучения без полового разделения. Как известно, в Османской империи девочки могли получать лишь начальное образование. Первые государственные школы были основаны в 1947 г. Вплоть до 1869 г. обучение девочек в стране не стало распространенным. В 1867 г. было принято постановление, согласно которому начальное образование для мальчиков и девочек считалось обязательным. В период конституционной монархии девочкам стали позволять обучаться в средних школах. Но первая женская средняя школа была открыта лишь в 1908 г.

Коренные перемены в систему женского образования были введены гражданским кодексом 1926 г. Принятие подобного закона позволило дать турецким женщинам права, которых не было даже в некоторых западных странах. В настоящее время девушки могут обучаться даже в военных училищах. С 1927 г. во всех средних школах Турции было введено смешанное обучение. В 1928 г. был совершен переход к латинице. Да и в целом, процесс развития национального образования способствовал интеграции девочек в современную систему обучения наравне с мальчиками.

Постепенно в Турции женщины стали обгонять мужчин по уровню образованности. В положительном смысле отразился на положении женщин и росте уровня их образования послевоенный период, особенно 1950-е гг., когда Турция перешла к многопартийной системе. Постепенно стали множиться отрасли, где женщины могли приложить свой труд. Это, естественным образом повлекло за собой и рост числа девушек, поступающих в высшие учебные заведения. Более того, число студенток было более высоким на медицинских, а также гуманитарных факультетах. Надо сказать, что с каждым днем увеличивается численность женщин, работающих преподавателями, заведующими кафедрами, проректорами, ректорами турецких высших учебных заведений. Но, к сожалению, ещё в 1985 г. уровень образования среди турецких женщин не достигал искомой степени. До сих пор этот вопрос является проблематичным в далёкой сельской местности, где налицо тенденция дать образование прежде всего мальчикам и сделать их хозяевами профессий. Женщине же, в некоторых горных районах, по-прежнему отводится удел домашней хозяйки [5].

В турецких сёлах налицо и чёткая дифференциация функций различных полов. В рамках этого дифференцированного существования распределяются и внутрисемейные функции. В турецких семьях традиционного типа существует иерархическая подчинённость возрастного плана. Речь идет не только о подчиненности половой. Мужчины в доме повелевают всеми, кто младше них. Такая манера поведения присуща и женщинам. Но женщины не могут повелевать мальчиками старше восьмилетного возраста. Даже сейчас рано говорить о том, что турецкая женщина в полном смысле этого слова абстрагировалась от пут прошлого и застарелых традиций. Это касается положения женщины в принципе (на деле). Фактически (по закону) же, положение турецкой женщины ничем не отличается от положения женщин в самых развитых странах.

Подводя итог, необходимо отметить, что, несмотря на принятие в 1926 г. турецкого Гражданского кодекса, в наиболее отдаленных местах станы всё ещё в какой-то мере люди придерживаются старых традиций в области брака и семейных отношений. Получается, что не удалось в короткое время законодательным порядком свести на нет старые устои, особенно при условии, что эти самые устои основываются на религиозных традициях.

Примечания

1.Ульченко Н.Ю. Исламская традиция, феминизм и положение женщин в современной. М., 2001.С. 312.
2.Некоторые аспекты идеологии ислама и положение женщин современной Турции // Ислам и женщины Востока (история и современность). Ташкент, 1990. С.164.
3.Некоторые аспекты идеологии ислама и положение женщин современной Турции // Ислам и женщины Востока (история и современность). Ташкент, 1990. С.169.
4.Ульченко Н.Ю. Исламская традиция, феминизм и положение женщин в современной. М., 2001. С.327.
5.Некоторые аспекты идеологии ислама и положение женщин современной Турции // Ислам и женщины Востока (история и современность). Ташкент, 1990. С.181.

Оцените публикацию:
 (голосов: 5)
| Раздел Публикации » Мороз Т.М., 4 курс, специальность "История" | написал watch_out | просмотров: 817 |