Факультет истории, социологии и международных отношений (ФИСМО)

Кубанского Государственного университета

Логин:

Пароль:

| Лента публикаций

Статья Чернина Н.О., магистрант II курс (1)

Публикации » Чернин Н.О., 2 курс, магистратура (1)

Чернин Н.О.

II курс, магистратура ФИСМО


Испания и Мексика: социально-экономические взаимоотношения в конце 20 - начале 21 века


Латинская Америка являлась и остается одним из приоритетных направлений во внешней политике и экономики Испании, еще со времен колониальной империи. Теперь Испания защищая свои интересы в регионе, стала способствовать повышению интереса Европы к латиноамериканской проблематике, а также осталась последовательным сторонником интеграционных процессов в регионе. Испания таким образом хотела использовать преимущества многосторонних связей со странами региона, в первую очередь с Мексикой, куда поставлялся основной объем инвестиций экономики Испании. Необходимость расширения экономического взаимодействия в 1990-е годы все в большей мере становилась лейтмотивом контактов испанских руководителей с лидерами латиноамериканских стран.

Структура испано-мексиканских взаимоотношений характеризуется высокой интенсивностью межгосударственных связей. Мексика – крупнейший испанский торговый партнер в Латинской Америке, сохранивший эту позицию и в начале 21 века. Доля латиноамериканских государств в испанском экспорте увеличилась за 1985-1998 гг. с 4,8 до 6,5%, в том числе стран Меркосур – с 0,8 до 2,5%, Аргентины – с 0,4 до 1,2%, Бразилии – с 0,3 до 1,2%, Мексики – с 1,0 до 1,1% . Это, с одной стороны, является следствием роста конкурентоспособности испанской продукции, с другой стороны – результатом политики либерализации внешней торговли стран региона. В структуре испанского экспорта в Латинскую Америку в последние годы произошли прогрессивные сдвиги в сторону диверсификации товарного ассортимента, а также увеличения доли технологически сложной и дорогой промышленной продукции. За 1985–1998 гг. доля промышленного и сельскохозяйственного сырья сократилась с 10,3 до 5,9%, а готовой промышленной продукции и полуфабрикатов увеличилась с 83,3 до 91,2%. Хотя Латинская Америка остается прежде всего рынком сбыта готовой продукции традиционных для Испании отраслей промышленности: общего машиностроения, химической и металлургической, – постепенно увеличивается экспорт в страны региона технологически сложной наукоемкой продукции. За период 1985–1998 гг. доля машинно-технической продукции выросла с 36,5 до 41,3%, в том числе оргтехники и телекоммуникационного оборудования более чем в 2 раза – с 1,3 до 2,7%. С поставками из Латинской Америки ситуация иная. За тот же период доля государств региона в испанском импорте сократилась с 11,1% до 3,9%, в том числе стран Меркосур – с 3,2 до 1,6%, Аргентины – с 0,9 до 0,6%, Бразилии – с 2,1 до 0,9%, Мексики – с 5,8 до 0,7%, что является следствием усиления ориентации Испании на импорт из стран Евросоюза [1].

В общем, товарооборот носит сбалансированный характер и охватывает довольно широкую товарную номенклатуру. В списке основных товаров, поставляемых Испанией на мексиканский рынок находятся: продукция машиностроения, автомобили, котлы, алкогольные напитки, одежда и аксессуары и т.д. Мексика же, экспортирует нефтепродукты, химческие товары, медицинское оборудование, электрооборудование и пр. [2]

Испано-мексиканские политические связи, прерванные по инициативе Мехико после победы Ф. Франко в гражданской войне, были восстановлены 28 марта 1977 г. и с тех пор развивались по нарастающей. В январе 1990 г. стороны подписали Общий договор о дружбе и сотрудничестве, в соответствии с которыми была создана Двусторонняя комиссия, осуществляющая мониторинг испано-мексиканских взаимоотношений. В 1990-е годы и в первом десятилетии нынешнего века это взаимодействие охватило все стороны межгосударственных отношений. Важной составляющей ибероамериканского механизма в это время стали встречи на высшем уровне (саммиты), в которых, помимо лидеров латиноамериканского региона, приняли участие и руководители Испании и Португалии. Целью проведения этих ежегодных саммитов является обсуждение насущных проблем развития латиноамериканских стран и достижение единой позиции по данным вопросам. Каждая встреча проходит под знаком какой-либо проблемы, которая затрагивает интересы всех участников, или их большинства [3].

А первая учредительная встреча состоялась в Гвадалахаре (Мексика) 18-19 июля 1991 г. Инициатором ее выступила Мексика и была активно поддержана Испанией. «Мехико и Мадрид выдвинули идею укрепления исторического взаимодействия иберо-американских народов с помощью особого политического форума, позволяющего на высшем уровне в регулярном режиме обсуждать актуальные проблемы развития стран-участниц» [4].

«На этой первой встрече, главы государств и правительств поставили задачу принять к сведению, что государства-члены действуют на основе норм международного права, демократии, плюрализма и прав человека» [5]. Было также принято соглашение о содействии переговорам по урегулированию региональных конфликтов, более справедливым экономическим отношениям и в поддержку действий по борьбе с торговлей оружием. Что касается социального развития, на встрече обсуждался вопрос о необходимости достижения полной интеграции женщин в общество, о создании Латиноамериканского фонда развития коренных народов, а также о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. На этой встрече был создан временный Секретариат, который состоял из министров иностранных дел 3 стран и в соответствии с ротацией в алфавитном порядке должен сменяться сначала каждые 2 года, а затем ежегодно. При этом, один из министров должен представлять страну Центральной Америки и Карибского бассейна, один – Южной Америки, и также один – в Европе. Этот механизм действовал в течение 10 лет. В 2003 г. был создан постоянный орган – Иберо-американский Генеральный Секретариат.

В июле 2007 г в ходе визита в Мексику Р. Сапатеро была подписана Декларация об углублении стратегического партнерства между двумя странами [6].

Акцентированное внимание испанских политических и деловых кругов к отношениям с Мексикой было продемонстрировано в ходе визита в Мадрид Ф. Кальдерона (президент Мексики с 2006 по 2012 год) в июне 2008 г. Интерес вызвали планы по либерализации мексиканского нефтянного сектора, что может открыть, как представляется, новые возможности испанской ТНК Repsol. Прямые инвестиции Испании все больше набирают обороты в этом регионе. Очевидно, что проникновение испанского капитала в Латинскую Америку, базирующееся на исторической, культурной и лингвистической общности и взаимодополняемости экономических интересов, носит устойчивый и долговременный характер. Для многих латиноамериканцев Испания уже не ассоциируется с прошлым, а представляет будущее, являясь как бы моделью возможного развития стран региона.

Таким образом Латинская Америка, и в частности Мексика, является для Испании естественным расширяющимся рынком, не реализовавшим еще своего экономического потенциала, что особенно важно в условиях, когда проникновение на иные рынки затруднено из-за конкуренции со стороны других стран Евросоюза (в частности на рынки Восточной Европы, стран Магриба и т.д.).

С другой стороны, масштабы деятельности испанского капитала в Латинской Америке нередко становятся причиной обеспокоенности некоторых предпринимательских кругов латиноамериканских стран в связи с перспективой "неоколониального завоевания". Слишком тесная "привязанность" к Испании чревата, по их мнению, определенным риском для стран региона. Особую озабоченность вызывают в этой связи масштабы проникновения испанского капитала в отрасли стратегического значения. Как образно говорят в Латинской Америке, "когда Испания чихает, мы заболеваем" [7].

Испания, являясь неотъемлемой частью Иберо-Америки, одновременно становится все более активным членом Евросоюза, что проявляется прежде всего в неуклонном увеличении доли стран-членов этого объединения в ее внешнеторговых и инвестиционных потоках. Эта тенденция, особенно четко проявившаяся в 2000 и 2001 гг., безусловно будет развиваться, что повлечет за собой относительное сокращение роли латиноамериканского региона во внешнеэкономических связях Испании.

Факты говорят о том, что политика официального Мадрида в Латинской Америке не свелась к дипломатическому сопровождению финансово-экономического освоения латиноамериканского пространства. Долгосрочное целеполагание внешнеполитического курса Испании в регионе обусловило проведение многовекторной политики.

Примечания

1. Синельщикова И.Г. Испания – Латинская Америка: новые тенденции во внешнеэкономических связях. // Латинская Америка. 2001. №12.С. 52–53.
2. Экономика Мексики// http://gecont.ru/articles/econ/mexico.htm.
3. Ибероамериканское сообщество наций: итоги двадцатилетия // http://www.perspektivy.info/oykumena/vector/iberoamerikanskoje_soobshhestvo_nacij_itogi_dvadcatiletija_2010-12-23.htm.
4. Сударев, Мартынов, Теперман, Яковлев, Симонова, Тайяр, Кудеярова. Внерегиональные связи государств ЛКА Исследование выполнено в рамках программы «Россия в глобализирующемся мире». http://www.ilaran.ru/?n=.
5. I Cumbre Iberoamericana http://www.cumbre -iberoamericana.org/
cumbreiberoamericana/ES/informacionGeneral/cumbersIberoamericanasAnteriores/informacionCumbres/cumbreguadalajara.htm.
6. Relasiones bilaterales Mexico-Espana// http://embamex.sre.gob/mx/espana.
7. Синельщикова И.Г. Указ. соч. С.57–58.

Оцените публикацию:
 (голосов: 2)
| Раздел Публикации » Чернин Н.О., 2 курс, магистратура (1) | написал watch_out | просмотров: 872 |