Факультет истории, социологии и международных отношений (ФИСМО)

Кубанского Государственного университета

Логин:

Пароль:

| Лента публикаций

Доклады победителей XLIII научно-практической конференции ФИСМО

Публикации » Доклады победителей (часть I)

Секция 1. Археология


Чашук Мария Сергеевна

(1 курс, «Археология», ОФО)


Женские культы античных городов Северного Причерноморья


Тема моего доклада – Женские культы античных городов Северного Причерноморья, а именно Кибелы и Деметры – Коры. Цель моего доклада: выявить происхождение культов, а главное проследить развитие культов Кибелы и Деметры – Коры непосредственно в городах Северного Причерноморья в VI в. до н.э. – I в. н.э.

Прежде всего, следует сказать о появлении культов в Северном Причерноморье.
Не существует единого мнения о происхождении культов и их значении в городах Северного Причерноморья. Одна группа ученых: М.И. Ростовцев, В.Д. Блаватский, А.П. Иванова считают, что на религиозные традиции повлияли местные варварские культы. Другая группа (А.А Передольская, Т.В. Блаватская, П. Александреску) считает, что на женские культы повлияли эллинские традиции [1] . Греки, обитавшие на Балканском полуострове и берегах Эгейского моря, полностью сохранили эллинскую мифологию и традиции. Северопонтийские греки тоже сохраняли заветы предков, но влившись в чужеродную среду, они не могли пренебрегать местные божества. Поэтому в их религиозные представления вошли местные сказания и культы, впоследствии ставшие общеэллинскими. Также на территории Северного Причерноморья находят следы культов, посвященных египетским богам, но такие находки единичны [2].

Проблема изучения:

Археологические находки сложно отнести к определенным культам. Тем более в раннюю эпоху статуэтки божеств, не имевших атрибутов, могли представлять различных богинь: Деметру, Афродиту, Рею, Геру, Гею, так как каждая из них обладала чертами покровительницы земледелия и всего сущего. Например, на Боспоре в VI в. до н.э. культ богини земледелия не всегда имели черты конкретного божества.

Район распространения:

Культ Деметры и Кибелы были распространены во всех городах Северного Причерноморья: в Ольвии, Херсонесе, городах Боспорского царства.

Широкое распространение данных культов связано с тем, что главенствующей отраслью экономики в античных городах Северного Причерноморья было сельское хозяйство, которому покровительствовали эти богини. Важной частью религиозных представлений того времени являлась вера в загробную жизнь, поэтому фигурки Коры – Персефоны очень часто находят в могильниках и курганах. Также все природные явления и бытовые ситуации подвергались объяснению. А Кибела выступала в роли матери всего живого.

Культ Деметры и Коры – Персефоны


Этимология:

Имя Деметры происходит от древнегреческого слова Δημήτηρ, также Δηώ, что буквально означает «Мать – Земля».

Имя Персефоны на древнегреческом звучало, как Περσεφόνη, но происхождение имени не выявлено. Кора – это второе имя Персефоны, с древнегреческого означает Дева.

[u]Миф[/u] [3]

Деметра – покровительница плодородия и земледелия. У Деметры была дочь Персефона. Легенда гласит, что Зевс выдал замуж Персефону за правителя подземного царства Аида, а тот похитил ее, когда она собирала цветы со своими подругами Океанидами. Когда Деметра узнала об этом, она разгневалась на Зевса, ушла с Олимпа и стала смертной. Природа увядала, земля стала бесплодной, начался голод, всему человеческому роду грозила гибель. Деметра пришла к городу Элевсину, там ей воздвигли храм, возле которого она учредила празднества (мистерии), но печаль по дочери ее не покинула. Гибель грозила всему живому, Зевс не хотел этого. Он разрешил проводить Персефоне две трети года с Деметрой и одну треть года с мужем в подземном царстве. Аид отпустил Персефону, но перед тем дал съесть зерно плода граната, символ брака. Деметра вернулась на Олимп и вернула плодородие земле. По представлениям людей, когда Аид забирал Персефону в подземное царство раз в год, природа увядала, наступала зима. А когда Персефона возвращалась к Деметре, то богиня давала свои дары людям и благословляла труд земледельца богатым урожаем.

Сакральный смысл:

Деметра и Персефона – Кора почитались вместе. Они являлись не только покровительницами плодородия и земледелия. Кора почиталась как богиня загробной жизни, ее фигурки часто находят в могильниках и курганах. Также они были связаны с образами увядающей и воскресающей природы.

Суть культа:
В мифе говорится, что в Элевсине Деметре воздвигли храм, в котором проводились мистерии, посвященные Деметре и Коре. Богиня приобщила к мистериям несколько граждан, чьи потомки обязаны были становиться жрецами. Во время элевсинских мистерий посвящаемым разъясняли смысл жизни и смерти.

Празднество происходило ранней весной перед посевом в Антестерионе (февраль – март). На празднике совершалось посвящение, которое было необходимо для дальнейших Элевсинских мистерий. Участники мистерий назывались мистами, а новообращенные – неофитами, буквально означает «только что посаженный»[4].

Археологические находки:

К памятникам культа Деметры в архаический период относят терракотовые статуэтки стоящей и сидящей на троне богини (аналогичные находки из архаического святилища Деметры в Нимфее и с о. Кос), инвентарь святилищ, незначительные строительные остатки. Комплекс архаических терракот из Тиритаки, найденный в домашнем святилище. В святилище найдены фигурка стоящей фронтально женщины с опущенными вниз руками, одетой в хитон и плащ, а также основание от керамического алтаря. Таким образом, находки в Тиритаке свидетельствуют о прямом влиянии земледельческой эллинской религии.

Также есть интересные статуэтки сидящей Деметры из Фанагории и терракота VI в. до н.э. из Мирмекия. Правая рука мирмекийской богини положена на колени, а левая держит какой-то предмет. Спереди на подставке имеется буква Δ, возможно, начальная буква имени Деметры или мастера Дифилоса.

Рядом с сидящей богиней находят фигурки стоящей девушки. В таком случае обе фигурки трактуют как изображение Деметры и Коры. Стоящая девушка изображалась нередко с цветком в руке (миф о Коре: Кора в момент похищения Аида собирала на лугу цветы). Находят изображение Коры – Персефоны с гранатом в руке: миф гласит, что муж Коры – Аид дал ей зерно граната, чтобы она не осталась в царстве людей (статуэтки из Киммерика, Мирмекия, Пантикапея). Также в погребении из Пантекапея возле сидящей богини Коры найдены фигурки возлежащего бога, вероятно, Аида или хтонического Диониса, так как на нимфейской статуэтки бог держит в руках ритон.

В Пантикапее найдена статуэтка стоящей Коры. На голове ее калаф, поверх тонкого хитона гиматий, а в правой руке – венок. Известны также статуэтки парных богинь. А в Паниткапее найдена статуэтки в виде трех богинь, сидящих на троне. Это обобщенный образ Деметры и Коры – Персефоны.

Были найдены многочисленные протомы. Их можно разделить на три группы: 1 – богиня с руками на груди, держащими плод, цветок или венок; 2 – богиня с руками у груди; 3 – погрудные изображения богинь без рук с покрывалом на голове [5].

В Ольвии были обнаружены три протомы, одна из которых изображала Деметру, а другие Кору – Персефону. Протомы повторяют сюжет стоящих и сидящих статуэток. С классической эпохи (V–IV в. до н.э.) образы богинь в протомах обретают более конкретный и оконченный характер. В руках у них появляются различные атрибуты. В Феодосии найдена протома Деметры (V в. до н.э.) с башенной короной на голове, украшенной плодами. В левой руке богиня держит яблоко. Кора изображается с цветами или с гранатом в руке.

Фигурки из некрополя Мирмекия, кургана Большая Близница и статуэтка из Фанагории изображают Кору – Персефону в виде полуфигуры молодой девушки, как бы поднимающейся из земли, выражающая радость, молодость, задор. Также в кургане Большая Близница найдены золотые пластины с изображением Деметры и Коры.

Были найдены монеты III в. до н.э. подтверждающие популярность культа Деметры в Гераклее Понтийской, она была изображена на монетах колонии Каллатис. В Ольвии найдена серебряная монета с изображением головы Деметры, над головой богини хлебный колос.

Имеются граффити на чернолаковых сосудах IV–III в. до н.э. с посвящениями Деметре.

Однако отсутствует официальные памятники подтверждающие распространение культа Деметры и Коры – Персефоны в Херсонесе. Возможно, памятники были уничтожены в период распространения христианства как языческие идолы. Или они были уничтожены по неясным причинам.

Культ Кибелы


Происхождение культа:

Культ Кибелы был перенесен в города Северного Причерноморья переселенцами- ионийцами в VI в.до н.э.

Этимология:

С древнегреческого Κυβέλη или Κυβήβη означает мать всего сущего.

Сакральный смысл:

Отождествлялась как Великая мать или Мать богов. Позднее приобрела более конкретные функции: защитница животного мира, основательница и покровительница городов, покровительница земледелия и растительного мира, символизирующая плодородие. Когда почиталась с Аттисом (по легенде возлюбленный или муж Кибелы) олицетворяла умирающую и воскресающую природу [6].

Суть культа:

Праздники в честь Кибелы сопровождались грубыми маскарадами и пирами, прославлявшимми возрождение природы. Также приносили бескровные жертвы: на особом керамическом блюде раскладывали разные злаки, горох чечевицу [7]. Празднества заканчивались процессией, которая направлялась купать и очищать в ручье статую богини. Возможно, что эта деталь культа нашла отражение в появлении среди фаллических ритуальных статуэток с подвесными ногами изображений миста, несущего статую богиню [8].

Археологические находки:

Кибела изображалась в виде величавой женщины в длинных одеждах, сидящей на троне, иногда со скипетром в руках. Калаф на голове Кибелы свидетельствует о ее хтоническом значении, часто на голове изображалась башенная корона, так как считалась покровительницей городов. Почти всегда возле Кибелы изображены львы – лев лежит у нее на коленях, сидит около ее трона, на спине льва лежали ноги Кибелы, или же она сама сидит на льве. В руке она держит тамбурин или тимпан – атрибуты, указывающие на оргиастические пляски во время религиозных празднеств в честь богини [9].

Статуи Кибелы не сохранились, но в Пантикапее найдены надписи на постаментах, которые посвящены Кибеле и датируются III в.до н.э.

В Ольвии найдены три алебастровые вазы из погребений. Вазы стоят на подставках в виде женских фигур (у двух ваз – нагих, одной – одетых), сидящих на львах, а в одном случае – на двух лошадях. На руках женщины держат по ребенку. На крышках ваз изображена сидящая на троне богиня, ее руки лежат на подлокотниках трона [10] .

Характерны для Северного Причерноморья рельефные плита с сидящей на троне Кибелой, между стоящими перед ней Гермесом и Корой. Кибела сидит на троне, на ее голове высокий калаф и покрывало, спадающее на плечи; она сидит прямо, поставив ноги на скамеечку, держа в левой руке тимпан, в правой – фиалу. Такие плиты найдены в Ольвии, датируется I в. н.э. и Керчи [11].

К концу V – III вв.до н.э. относятся несколько граффити на обломках чернолаковых сосудов. Надписи состоят из двух букв – М и Н, которые считаются сокращением имени Кибелы. Такие граффити найдены в Ольвии [12] и Херсонесе [13].

В Херсонесе найдена мраморная голова богини, которая датируется V в.до н.э.

Очень часто Кибела изображалась со своим возлюбленным Аттисом.

Примечания:

1. Сапрыкин С.Ю. Культ Деметры в Боспорском царстве в VI – IV вв. до н.э. // Из истории античного общества. Межвузовский сборник / Отв. ред. Э.Д. Фролов, В.М. Строгецкий. Горький, 1983. С.59.
2. Кобылина М.М. Изображение восточных божеств в Северном Причерноморье в первые века н.э. М., 1978. C.6.
3. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М., 2003. C.96.
4. Скржинская М.В. Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье. СПб., 2010. C.102.
5. Сапрыкин С.Ю. Указ. соч. С.63.
6. Русяева А.С. Земледельческие культы в Ольвии догетского времени. Киев, 1979. С.101.
7. Скржинская М.В. Указ. соч. С.139.
8. Кобылина М.М. Указ. соч. С.13.
9. Там же. С.11.
10.Русяева А.С. Указ. соч. С.103.
11. Кобылина М.М. Указ. соч. С.12.
12. Русяева А.С. Указ. соч. С.104.
13. Зубарь В.М. Боги и герои античного Херсонеса. Киев, 2005. C.44.



Секция 2. Этнология (социальная антропология)


Байдерова Ирина Александровна

(2 курс, «История», ОФО)


Спортивная борьба у народов Северного Кавказа как культурно-этнографический элемент


Каждый народ, как известно, имеет свою культуру, которая складывается под влияние различных факторов на протяжении веков и тысячелетий. Это в полной мере относится и к многонациональной Российской федерации.

Неразрывной частью народной культуры являются традиционные игры, физические упражнения и виды спорта, имевшие большое значение в прошлом и не утратившие его теперь.

Своеобразные формы физической подготовки и спорта «горских» народов представляют интерес и для других народов, в частности соседних русского и украинского, тесно контактирующих с горцами Кавказа и находящихся с ними в непосредственном экономическом и культурном взаимодействии на протяжении уже ряда веков.

Система борьбы Кавказа и Закавказья несколько отличается от среднеазиатских. Нет абсолютной жёсткости в захватах рук, не нужна фиксация броска. В Азербайджане «пояс» распространяется вниз от талии, одежда борца это плотные короткие штаны и пояс. В Грузии и Армении одежда борца это кожаная куртка, за которую производится захват руки.

История борьбы на поясах

История борьбы на поясах или кураш является неотъемлемой частью истории тюркских народов, в том числе и проживающих ныне в составе Российской федерации. Одной из отличительных черт духовной жизни тюрков является занятие борьбой кураш, верность которой сохранили башкиры, казахи, киргизы, татары, а также народы Северного Кавказа, жившие бок о бок с тюрками.

Борьба на поясах один из самых древних видов спорта. Историки утверждают, что борьбе на поясах не менее трёх тысяч лет. Это убедительно доказывают древние рукописи, документы и различные исторические памятники искусства. Специалисты находили наскальные рисунки с изображением борьбы на поясах в самых различных уголках земли – в Центральной Америке, Африке, Европе, Азии. Возле Багдада в 1938 году были найдены бронзовые статуэтки двух борцов на поясах, этой находке примерно шесть тысяч лет.

Азербайджанская борьба Гурассу

Азербайджанская борьба Гурассу кровная родственница других видов поясной борьбы, из которой тюркский куреш, тувинский хураш и так далее.

Все эти единоборства очень древние и с особым уважением почитались в своих странах. Это состязание не только силы тела но и силы духа.

Азербайджан – страна, расположенная на юго-востоке Южного Кавказа, на стыке Азии и Европы. Южное солнце бурный темперамент, смешение в культуре разных традиций, среди которых – национальная борьба Гурассу.

Азербайджанцам борьба была не обходима, чтобы воспитывать в себе хладнокровие и умение владеть собой.

В Баку, Гандже, и Ордубаде, сохранились специальные здания зорханы – настоящие спортивные дворцы с ареной и амфитеатром для зрителей с красивыми куполами и коврами.

В наше время по борьбе Гурассу устраиваются соревнования, посвящаются научные диссертации.

Армянская борьба Кох

Армянская борьба Кох один из древнейших и наиболее популярных национальных видов борьбы. Имеет несколько разновидностей Лорийский и Ширакский Кох.

Костюм борца обычная национальная одежда, но ещё борцы носят специальный халат «чоха» с мягким поясом. Победитель должен бросить противника на ковёр, не дожимая и не переворачивая его, тогда произойдёт фиксация победы. Захваты выполняются за пояс и «чоха», выше пояса разрешаются броски через ноги. Время встречи не ограниченно но обычно схватка длится 5-10 минут.

Схватка начинается с танца разминки, которая продолжается не меняя 30 секунд. По правилам борьбы Кох в том случае, если борец добился эффективного и явного выигрыша, по требованию зрителей и судей он должен выполнить танец.

Лорийский Кох

Это разновидность армянской национальной борьбы.

В схватке запрещаются захваты ниже пояса, разрешаются действия ногами.

Цель борьбы – бросить соперника на ковёр и зафиксировать. Борцы выступают в специальной одежде. Это куртка с рукавами и поясом. Разминка и схватка проходят под аккомпанемент национальной музыки.

Ширакский Кох

Разновидность армянской национальной борьбы Кох.

Борцы одеты в шаровары, обнажены до пояса, разрешены захваты за ноги и шаровары. Цель борца бросить соперника на ковёр спиной, борьба сопровождается специальной национальной музыкой.

В древности состязания в Кохе проводились в основном во время праздничных торжеств, свадеб. Со стороны жениха и невесты выходили борцы, перед началом боя соперники совершали специальный танец. Тот кому удавалось заделать бросок под себя, должен был коленом прижать противника к земле и зафиксировать свой успех. После этого исполнялся специальный танец, вообще национальная музыка всегда была неотъемлемой частью Коха.

У Коха очень древняя история примерно полтора тысячи лет. Упоминания о нём встречаются в древних персидских рукописях. Персы познакомились с Кохом, переходя через Армению. О этой борьбе так же писал в средних веках французский исследователь Анри Шоруин. Сцены борьбы можно увидеть на стенах церкви на острове Ахтамар.

Тутуш – традиционная борьба карачаевцев и балкарцев, двух родственных тюркских народов северного Кавказа. Данный регион древняя родина вольной борьбы. Археологи в Урупском районе и других местах Карачаево-Черкесии обнаружили наскальные рисунки со сценами охоты и борьбы, датируемые ещё 3 тысячелетием до нашей эры.

Борьба у карачаевцев и балкарцев известна в нескольких разновидностях. Наиболее популярной и известной является борьба на поясах, где схватка велась только в стойке без продолжения борьбы на земле (партер). Эта разновидность в свою очередь практиковалась в нескольких вариантах. В первом из них захват обеими руками крест-накрест удерживается до конца встречи. Во втором случаи борцы начинают схватку с захвата пояса обеими руками, и в ходе встречи одной рукой разрешается взяться за любую часть одежды выше пояса. Помимо поясной борьбы карачаевцы и балкарцы практиковали борьбу в обхват. Также была и борьба на лошадях с целью опрокинуть соперника на землю и пешего с конным.

Несколько необычной является борьба в положении стоя на коленях, задача положить соперника на лопатки Также разрешается стоять на одном из колен на правом и на левом.

Оригинальностью отличается борьба-танец. Это органическое соединение борьбы и техники танца. В ней участники изначально выполняют определённый набор танцевальных движений под музыку, а потом сходятся в одном из видов борьбы. После того как выявляется победитель, опять следуют танцевальные движения, а потом следующий вид борьбы.

Одежда борцов была традиционная – рубашка и штаны, подвязанные поясом и мягкие инчиги на ногах.

Заключение
Борьба для народов северного Кавказа имеет очень большой смысл. Борьба это как некий стимул жизни. Люди как на ковре борются, так и в жизни они вечные борцы.

Чемпионы Северного Кавказа

Мавлет Батиров – 2 кратный чемпион олимпийских игр 2004, 2008.
Адам Сайтиев - олимпийский чемпион 2000 г.
Али-Алиев – чемпион мира 1959 года.


Секция 5. Новая и новейшая история стран Азии и Африки


Симонян Амаяк Рудикович

(5 курс, «История», ОФО)


История межобщинных отношений на Кипре


Вот уже почти полвека проблема вокруг острова Кипр является основополагающим пунктом напряженности в системе международных отношений Восточного Средиземноморья. С каждым витком политических решений конфликт приобретает труднопроходимую инерцию неурегулированности и сложную систему противоречий. Вне сомнений, данный факт сам по себе не возник и имеет целый список исторических предпосылок, являя собой последствия антиколониального национально-освободительного движения, межэтнического конфликта и межгосударственного противостояния как двустороннего, так и многостороннего уровней.

Несмотря на то, что современное положение кипрской проблемы характеризуется доминирующим этапом воздействия внешних факторов, анализ целесообразнее начать с изменения факторов внутренних, которые возникли исторически в силу исключительных особенностей этнического состава острова. Во многом изложение данного процесса лежит через ретроспективный анализ событий, целью которого является определение исторического факта противоборства двух этнических групп, ибо проблема Кипра в турецкой внешней политике носит с самого начала, помимо прочего, и этническую подоплеку.

Для более глубинного освоения картины происходящего нужно начать с османского владычества на острове, которое началось с 1457 г., а закончилось английским вмешательством и, по сути, в дальнейшем, колонизацией острова англичанами. Год 1571 является исходным пунктом в отношениях греков с турками, однако, в отличие от современного хода исторических событий, греческое население острова в большинстве своем приветствовало турецкие войска, ибо те воспринимались как спасители от насилия венецианцев, которые предпринимали неоднократные попытки силой обратить православных в католичество. Опустошение острова и его тяжелое экономическое положение вынудили султана начать миграционное переселение турок с Малой Азии на остров. Кроме того, это излюбленное занятие всех турецких правителей обеспечивало присутствие значительной доли исламского фактора на Кипре. И вот, прибыв на остров, крестьяне-турки, наряду с чиновничеством и солдатами положили начало формированию турецкой общины на острове. Главным в этом вопросе является динамика численного соотношения греков и турок, однако, точных демографических сведений нет, а первая официальная перепись была проведена лишь в 1841 г. Но можно сопоставить некоторые исторические свидетельства, на основе которых принято считать, что в XVII-XIX вв. соотношение колебалось в пределах 2:87:3 в пользу греков [1].

Следует заметить, что турецкие власти отменили крепостное право, которое улучшило экономическое благосостояние греков. Греки не были ущемлены в религиозном отношении, султан обеспечивал достаточную терпимость к православию, передал управление делами греческого населения острова церкви, наделив ее правом собирать налоги.

Современные турецкие историки считают, что было бы совершенно несправедливо считать Кипр чисто греческим островом, так как в силу исторического развития современный кипрский колорит возник и с участием турецкого этноса. В таком духе пропаганды турецкого правительства и действуют политические лидеры страны, направляя все силы для укоренения турецкого элемента на Кипре. В некотором смысле, конечно же, турки внесли определенный вклад в культуру и быт жизни острова с начала турецкого присутствия. Несмотря на существование религиозных различий, основная градация осуществлялась по принципу семейно-родственных отношений и деревенской общины, где были как православные, так и мусульмане. На Кипре заключались в большом количестве межэтнические браки, всегда можно было выявить большой процент смешанных по этническому составу деревень, некоторая часть православного населения легко переходила в ислам (наоборот реже), а взаимное заимствование языковых элементов в кипрском диалекте греческого и турецкого доказывают существование влияния друг на друга двух общин. Более того, объединение интересов представителей двух этнических групп происходило не на основе религиозной или этнической принадлежности, а на позициях их статуса в иерархической структуре власти. И большинство конфликтов, зарегистрированных в хрониках, имели не религиозную или этническую основу, а, скорее, являлись причиной чисто экономической, выливаясь в совместные выступления крестьян против насилия и гнета властей.

Однако, подобные доводы турецких исследователей, на основе общей пантюркской пропаганды, проводимой современной Турцией, не являются достаточно убедительными. Все заключается в том, что взаимовлияние и взаимообогащение двух и более культур являются естественными процессами в случае совместного проживания различных этносов. Но конечным фактом, при котором можно говорить о едином кипрском колорите, является единая идентичность, в данном случае кипрская. Этого, несмотря на существование определенных предпосылок, не получилось. Более того, монастыри и церковные школы превратились в центры христианской греческой культуры и образованности, свидетельства "особости" на фоне отсутствия социально-бытовых различий между основной массой населения общин.Также, постепенный рост "эллинского" самосознания в среде греческого интеллектуального мира в Западной Европе напрямую коснулся и Кипра, что повлекло за собой появление идеи о присоединении острова к независимому греческому государству, которое должно быть создано на населенных греками территориях Османской империи. И по мере создания независимой Греции процесс распространения в греко-кипрской общине "эллинского" единства резко возрастал. Настроения в пользу присоединения Кипра к Греции - "эносиса" - укоренялись в сознании каждого следующего поколения греков все глубже и глубже. Успех в дело греческого народа в борьбе с турецким правительством дополнялся ростом и разнообразием экономической активности греков-киприотов, что являлось следствием увеличения их экономического благосостояния по сравнению с тем же положением турок-киприотов. И формировавшийся класс буржуазии стал практически исключительно греко-кипрским, который, наряду с церковным клиром и учительством, составил основу для дальнейшего распространения идей воссоединения.

В последней трети XIX в. в статусе Кипра происходят изменения - в 1878 г. остров отходит к Великобритании, хотя формально эта территория оставалась за султаном. В этой связи в среде турецкой общины происходит психологический надлом, связанный с тем, что раньше турки- киприоты, оставаясь численно в меньшинстве, ощущали себя на более высоком положении по сравнению с греками за счет чувства включенности в составе единой империи. Но теперь осознание утраты связей со столицей вызывали страх перед неопределенностью будущего. Вместе с тем, проводя политику секуляризации, англичане отменили все права церкви, которые поддерживались столетиями и являли собой гарант умеренности. Тут-то и началось столкновение Лондона с мощной православной церковью, которая мгновенно мобилизовала христианское население против новых правителей. Недооценка роли религии в жизни греков привела к тому, что оппозиция к британской администрации стала резко расти и, как следствие, начался резкий рост национального самосознания общин. К этому дополнялось то, что в школах преподавание велось на основе этнической, культурной и религиозной раздельности, а преподаватели комплектовались из "родственных стран" [2]. Именно к этому времени относится начало активных требований греков-киприотов к британским властям о соединении с материковой Грецией.

В данной связи, а особенно после греко-турецкой войны за Крит (1897 г.) и последующим изгнанием мусульман оттуда, турки-киприоты начали бояться за свою безопасность и с этого времени начинается открытое противостояние греков и турок, но пока мирное и в административном совете острова при губернаторе. На фоне происходящего у турок начинает проявляться и расти чувство "отстраненности" и "особости", которое позволит им бороться за жизненное пространство на Кипре. Конечно, фактическая утрата Кипра больно ударило по самолюбию и так тлеющей Османской империи, но в тот момент Стамбул спокойно смотрел на положение дел на острове и вся политика турок заключалась в осуществлении слабого культурного поддержания прежних связей.

Англичане осознавали, что движение за присоединение к Греции весьма серьезно и в потенциале имеет огромную силу. И в Лондоне серьезно думали о передачи острова Греции в обмен на военные базы на побережье Пелопоннеса и Ионических островах. Однако внятного предложения сделано не было вплоть до 1915 г. когда Великобритания предложила Афинам вступить в Первую мировую войну на стороне Антанты взамен на присоединение Кипра к Греции. Но в Афинах, где была сильна прогерманская королевская партия, медлили с ответом и после окончания войны кипрский вопрос оставался нерешенным [3].

Одним из самых главных исторических факторов в отношении определения судьбы Кипра и курса турецкой политики является его борьба за независимое существование от английских властей. Англия понимала какой реальной силой является движение за эносис и долго удерживать Кипр так она не сможет, тем более, что греческое партизанское движение все росло. В этих условиях на фоне греко-турецкой войны 1919-1922 гг. и избиения греков в "малоазийской катастрофе", отношения турок и греков перешли в форму негативного восприятия, хотя Анкара на протяжении 1920-1930х гг. предпочитала не ссориться с Афинами.

Определяющим в курсе политики англичан в отношении Кипра является выступление греков-киприотов, которое все более ожесточается в своей основной фазе 1931 года, когда произошли массовые греческие выступления, охватившие практически весь Кипр. Это событие являлось стихийным и неорганизованным, вследствие чего было легко подавленно колониальными властями. Основная часть турок-киприотов предпочла не выступать против англичан и осталась вне этих событий. Естественно, англичане оставить подобный прецедент без наказаний не могли и тут же приняли ряд жестких мер, направленных на изживание национализма греческой и турецкой общин. Вводился запрет учебников для школ и ВУЗов, привезенных из Греции и Турции, вплоть до запрета на использование греческих и турецких государственных символов. Весьма примечательно, что карту национализма англичане потом начнут разыгрывать в свою пользу и именно по отношению к туркам как противовес греческой части, используя давно известный и свой излюбленный маневр "разделяй и властвуй". Но это произойдет тогда, когда Лондон поймет, что не в силах больше сдерживать борьбу греков и надежды на удержание колонии начнут таять на глазах.

В дальнейшем ход исторических событий будет идти по направлению ко Второй мировой войне и по-прежнему Великобритания не позволяла вмешиваться Турции во внутренние дела Кипра, хотя та и не думала предпринимать какие-либо действия в данном аспекте. Однако, Лондон пообещал, что даст всем колониальным народам право на самоопределение, если те примут участие в войне на стороне сил союзных войск, чем и воспользовались греки-киприоты, рассчитывая после победы использовать это применительно к себе. Все же "коварный Альбион" и не собирался делать уступки Кипру дальше предоставления автономии. После войны проводились различные встречи по поводу решения дальнейшей судьбы острова, но ни в рамках "Совещательной ассамблеи" (1948 г.), ни в процессе переговоров между губернатором Кипра Дж.Хартингтоном и возглавляющим движением греков за "эносис" на Кипре архиепископом Макариосом решения найдено не было [4]. Вдобавок осложнялась ситуация неясной позицией Греции, в связи с гражданской войной (1946–1949 гг.), да и возможность членства в НАТО предостерегала Афины от резких поступков в сторону Великобритании.

Кипр по-прежнему являлся колонией Великобритании, но греческий народ вел героическую национально-освободительную борьбу против колониального правительства, на что британские власти ответили жесткими репрессиями. Греки-киприоты наряду с борьбой против английского колониального господства, стремились к "эносису", всячески выдвигая требования о воссоединении с Грецией. В самой же Греции активно поддерживали данную борьбу и за лозунг "возвращения в лоно матери-Греции" высказывались все официальные лица. Против "эносиса" решительно выступали кипрские турки и Турция, выдвинувшие в противовес эносису требование раздела острова (таксим).

В 1951 г. греческому парламенту была представлена петиция в пользу эносиса, подписанная 97% греков-киприотов, и тогдашний премьер-министр Греции заявил, что кипрская проблема является частью греческой национальной политики. В 1954 г. лозунг самоопределения для Кипра был официально одобрен греческим правительством [5].

После того как в 1954 г. греческий парламент и премьер-министр Греции одобрили и приняли официальный лозунг самоопределения Кипра, в Афинах был создан Панэллинистический союз за объединение Кипра с Грецией. На острове в то же время возникла подпольная террористическая военизированная Национальная организация борьбы за свободу (ЭОКА) во главе с правым реакционным деятелем подполковником Георгием Гривасом. Это было сделано в ответ на английские репрессии против сторонников "эносиса". С самого начала деятельность ЭОКА отличалась резко националистическим характером. В ряды организации принимались только сторонники "эносиса", принадлежащие к православной церкви. Киприотские турки же не могли принимать участия в ее борьбе против английского господства. Данное обстоятельство и было умело использовано Англией в натравливании турок на греков.

Но и турки не бездействовали: они, не без помощи Великобритании, создали в противовес ЭОКА свою националистическую организацию «Волкан», а затем Турецкую организацию обороны (ТМТ), выступившую против "эносиса" и за раздел острова между турками и греками. Обе эти организации вели террористические методы борьбы.

Возникшие позже политические партии греков и турок на Кипре создавались в значительной степени на основе упомянутых террористских организаций и унаследовали основные их черты. Две основные греческие партии – Патриотический фронт (партия архиепископа Макариоса, созданная в 1959 г.) и Демократический союз – обе консервативные, националистические партии, выступающие за эносис.

Турки-киприоты не имели четко организованной партии; однако их Национальная турецкая партия является преемницей существовавшей до 1960 г. партии «Кипр – турецкий», которая состояла в значительной степени из членов названной террористской организации.

После того как в 1951 г. Греция поставила перед Англией вопрос о самоопределении Кипра, государственные деятели Турции стали выступать против изменения статуса острова. Турция стала напоминать о том, что до перехода в 1878 г. острова под английское управление он более трехсот лет был владением Османской империи, и обосновывать этим аргументом возможность требования возвратить остров Турции в случае изменения его статуса, т.е. освобождения от английского господства.

Турция объясняла свою позицию относительно борьбы киприотов за независимость тем, что на острове развивалось движение за "эносис". Они доказывали, что воссоединение с Грецией приведет к подчинению грекам и унижению турок-киприотов, составляющих около 18% населения страны. В действительности же турецкие правящие круги были против предоставления Кипру независимости, в значительной степени исходя из военно-политических интересов, как собственных, так и своего союзника по НАТО – Англии, превратившей остров в военную базу [6]. Правящие круги Турции использовали кипрский вопрос и во внутренней политике, разжигая националистические антигреческие настроения. Превратив кипрский вопрос в «национальную проблему» номер один, власти Турции использовали его для привлечения большего внимания населения, широко развернув пропагандистскую деятельность.

В 1954 г. Англия и Турция доказывали, что кипрский вопрос не следует обсуждать в ООН, так как он является внутренним делом Англии. В дальнейшем, ввиду нажима мирового сообщества на Англию, с тем чтобы не допустить обсуждения кипрского вопроса в ООН, она создавала видимость стремления решить его путем переговоров с Грецией, отойдя уже от тезиса, будто это - «внутренний вопрос». Наряду с этим, исключая нежелательного исхода в решении этого вопроса, английское правительство предприняло провокационный маневр, пойдя в 1955 г. на привлечение к его обсуждению и Турции. При этом сценарий Великобритании заключался в том, чтобы столкнуть Грецию и Турцию и затем выступить в роли арбитра в ею же спровоцированном споре и предрешить сохранение статуса острова как английской колонии и военной базы.

Анкара деятельно и энергично подключилась к этому маневру Англии. Она комментировала приглашение принять участие в обсуждении кипрского вопроса как признание заинтересованности Турции в Кипре и усилили кампанию в стране, проводившуюся под лозунгом «Кипр – турецкий!». Начало этой кампании, направленной против национально-освободительного движения на Кипре и против присоединения Кипра к Греции, относится ко времени, предшествовавшему обсуждению кипрского вопроса в ООН. Активизация кампании сопровождалась созданием националистических обществ: в Турции – национального Комитета защиты Кипра, на острове – упомянутой организации «Кипр – турецкий» спланированными провокационными инцидентами, на что Англия ответила репрессиями, арестами и введением чрезвычайного положения.

Но уже в 1958 г. определился англо-греко-турецкий компромисс, суть которого состояла в согласии Англии на независимость Кипра, в отказе Греции от эносиса, а Турции – от раздела острова. Турция ухватилась за идею установления над Кипром контроля для получения права вмешательства в его внутренние дела. По мере обсуждения этого вопроса Англией, Грецией и Турцией идея контроля принимала разные формы: вначале форму трехстороннего кондоминиума – с участием трех стран, а в 1959 г., в момент достижения окончательной договоренности, – форму соглашения о гарантиях этих трех стран в отношении установленного статуса острова. Но на всех этапах суть позиции Анкары оставалась одной и той же – она должна была участвовать в контроле над островом. Министр иностранных дел Турции заявил в начале июля 1958 г., что «идею раздела Кипра, как ее представляет себе турецкое правительство, можно сочетать с трехсторонним кондоминиумом над островом» [7].

Турки-киприоты выступали против создания на острове независимого государства. Их лидер Ф. Кучук, обосновывая эту позицию, заявлял, что на Кипре вообще нереально создание независимого правительства, так как там живут два совершение разных народа, разделенных по всем признакам – обычаев, традиций, культуры, нации, религии. Ф. Кучук утверждал, что киприотов, как таковых, нет, а есть две отдельные общины – турки и греки.

Мы видим, что в результате хитрого политического маневра англичане превратили проблему острова в трехстороннее вмешательство, в которое затем окажутся вовлеченными и другие страны: так, в результате энергичного нажима США Греция и Турция согласились на двусторонние переговоры по решению кипрского вопроса, которое состоялось 6-11 февраля 1959 г. в Цюрихе. На Цюрихской конференции представители Греции и Турции – премьер-министры и министры иностранных дел – договорились о будущем статусе Кипра. Эта конференция была, в сущности, подготовительной, так как менее чем через неделю после ее окончания состоялись переговоры в Лондоне, уже с участием премьер-министра и министра иностранных дел Англии и представителей Кипра – лидеров греческой и турецкой общин. Подписанные Цюрихско-лондонские соглашения (19 февраля 1959 г.) были итогом длительной борьбы киприотов против английского колониального господства за независимость. Они предусматривали провозглашение независимой Республики Кипр не позднее 19 февраля 1960 г., т. е. через год после окончания Лондонской конференции. И вместе с тем эти соглашения были проявлением политики вмешательства во внутренние дела Кипра. При этом Кипру предлагалась Конституция на основе этнического дуализма и двоевластия с четким соблюдением прав каждой из общин.

На момент переписи 1960 г. 77,1% населения Кипра являлись греками-киприотами, 18,1% - турками, 4,8% - остальное этническое меньшинство [8]. Конституцией же республики определялось следующее распределение властных полномочий: президентом становился грек-киприот, а вице- президентом - турок-киприот. Они обладали взаимным правом вето в отношении парламента и совета министров, который комплектовался 7:3 в пользу греков. Греки были недовольны положением Конституции и никогда не теряли надежду на воссоединение, однако на этот раз противниками греческой общины являлась уже не английская администрация, а община турок, котораястремилась сохранить все свои широкие конституционные привилегии и конфликт не заставил себя долго ждать.

В ноябре 1963 г. греки предложили 13 поправок к Конституции, предполагавшие отмену права вето как президента, так и вице-президента, раздельного голосования в парламенте, представительство общин в соответствии с их долей населения на острове, раздельные муниципалитеты и т.д. Турки-киприоты отвергли поправки и уже в декабре того же года на острове вспыхнула кровавая межобщинная бойня, которая закончилась договоренностью о прекращении огня и срочной переброской британских войск с баз острова. До прихода миротворцев ООН в марте 1964 г., в Никосии была создана нейтральная зона, разделяющая кварталы. Греки- киприоты, воспользовавшись более мощной военной организацией, чем турки-киприоты, оттеснили их на 3% территории острова, сосредоточив их в районы компактного проживания под защитой своих полувоенных структур. Оказавшись блокированными на своей территории, турки перешли на блокадное состояние, а греки, уверенные в своей скорой победе, затягивали переговоры, шедшие с 1968 по 1974 гг. Но в самой Греции в рассматриваемый период произошла насильственная смена власти, в результате которой начала править хунта "черных полковников". Они с недоверием относились к президенту Кипра Макариосу и в 1974 г. организовали переворот на острове. Турция тут же предприняла вторжение и оккупировала 37% острова, в процессе чего ее войска очень жестоко расправлялись с греками острова и 200 тыс. представителей греческой общины стали беженцами. В результате миграционного перераспределения населения, на оккупированной северной части Кипра сосредоточились турки-киприоты, а на юге- греки-киприоты, положение это неизменно и по сей день. В 1983 г. турки объявили о создании независимой "Турецкой Республики Северного Кипра"("ТРСК"), что было резко осуждено СБ ООН резолюцией 541 от 18 ноября 1983 г.

Основная цель в требовании турок - это равный с греками статус проживания на острове и реальная гарантия безопасности (турки-киприоты боятся повторения событий 1964 г.). Это, по их мнению, может осуществиться лишь при наделении права Турции на одностороннее вмешательство в дела Кипра, если будут ущемляться права турецкой общины. Также турки требуют создать крайне неустойчивую конфедерацию с условием закрепления за собой как можно больше прав, оставив слабые полномочия центральному правительству.

Основа интересов греки-киприоты стремятся к воссоединению острова и выводу турецких войск. Они даже согласны на федерацию, которая предусматривала бы равные права общин при двухзональном правлении, однако, при этом, центральная власть должна быть крепче и сильнее субъектов. Вместе с тем, недопустимо признавать за Анкарой права на одностороннее вмешательство на Кипре. Более того, в 2003 г. признанная всем мировым сообществом Республика Кипр (де-факто южная часть) вошла в Евросоюз и в межобщинном диалоге их позиция явно усиливается.

Все же, при всей пестроте взглядов и противоречий позиций, надежд на сближение сторон практически нет. Все больше критикуют Турцию и лидера турок на Кипре Р. Денкташа за явное нежелание идти на компромиссы, при этом считается, что греки сделали максимум уступок туркам-киприотам. Обращает на себя внимание и то, что в "ТРСК" все больше сторонников за воссоединение, но теперь это, к сожалению, в приоритете решений уже Анкары, а не самой общины, ибо время упущено. Турция проводит политику переселения турок с материка на остров, эти люди несут с собою свои позиции и идентичность, отличные от сокращающегося числа коренных турок-киприотов. Активно насаждаются через СМИ негативные чувства восприятия друг друга и всячески принижают перспективу решения спора через мирный диалог. Отсюда и неготовность к мирному сосуществованию греков и турок, как это было с момента первого появления турецких переселенцев.

Кровавое, хитрое и коварное британское правление подготовило и ускорило национальное самосознание общин, при котором вооруженное столкновение было бы неизбежным. Сюда можно прибавить и эгоизм в политике Греции с "эносисом", и провокационное вмешательство Турции. Эти страны упорно и бескомпромиссно разыгрывают ситуацию с Кипром в своих геостратегических интересах, хотя простому народу, вне зависимости от национальности и вероисповедания, нужно просто мирно жить.

Примечания:

1. Бредихин О.Н. Эволюция межобщинных отношений на Кипре // Вопросы истории. – 2003. – № 10. – С. 38.
2. Кизилъюрек Н. Кипр: тупик национализмов. Афины. 1999. С. 35 (пер. с греч.).
3. Ираклидис А. Кипрская проблема: конфликт и решение. Афины. 2002. С. 241-244 ( пер. с греч.).
4. Бредихин О.Н. Указ соч. С. 42.
5. Шеменков К.А. Греция: проблемы современной истории. М., 1987.
6. Шмаров В.А. Кипр в средиземноморской политике НАТО. М., 1982. С. 51.
7. Шахбазов В.А. Проблема Кипра в политике Турции в 1960–1980гг. Орджоникидзе. 1983. С. 45.
8. Республика Кипр. Справочник. М., 1992. С. 9.


Оцените публикацию:
 (голосов: 0)
| Раздел Публикации » Доклады победителей (часть I) | написал watch_out | просмотров: 2383 |